Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодирование товаров




3.2.

3.1.

3.

Классификация и кодирование товаров

Классификация товаров

Классификация товаров — это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким множеством выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.

Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, отделки, обработки, конструкция, вид, размер, сорт).

Целью классификации являются систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации.

Существуют два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок.

Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. На рис. 3.1 глубина классификации иерархическим методом равна 3. На практике глубина классификации не превышает 10.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (рис. 3.2 ).

Особенностью метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Благодаря этому фасетная система отличается большей гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок.

Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные.

Таблица 3.1. Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информативная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, трудность применения При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов и признаков
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в некоторых случаях их используют совместно.

При классификации разными методами применяются общие и специфические правила. В этом случае можно говорить о системе классификации как о совокупности методов, правил, результатов классификации.

Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:

1) первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества;

2) использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа;

3) разделение объектов последовательно — от большого к меньшему, от общего к частному;

4) выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного;

5) необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.

К специфичным правилам классификации объектов при фасетном методе относятся:

1) примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных признаков;

2) отсутствие общности классификационных признаков;

3) возможность дополнения количества признаков.

Кодирование — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации.

Код — знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Присвоение кода осуществляется на основе определенных правил и методов:

1) код должен иметь определенную структуру построения;

2) код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

3) код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура состоит из алфавита, основания, разряда и длины кода.

Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.

Алфавит кода буквенный — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков.

Алфавит кода буквенно-цифровой — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.

Алфавит кода цифровой алфавит кода, знаками которого являются цифры.

Основанием кода называют общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода — позиция знака в коде. Например, по Общероссийскому классификатору продукции бумага типографская № 1 имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54, означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Пробел — определенное расстояние между знаками, которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 — продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 — бумага и ее общая характеристика, 1211 — частные признаки бумаги).

Длина кода — число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание 12.

Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования.

Последовательный метод кодирования — образование кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации.

Параллельный метод кодирования — образование кода классификационной группировки и (или) объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Порядковый метод кодирования — образование кода из чисел натурального ряда.

Серийно-порядковый метод кодирования — образование кода из чисел натурального ряда путем закрепления отдельных серий или диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.

Таблица 3.2. Достоинства и недостатки различных методов кодирования

Метод Достоинства Недостатки
Порядковый Простота присвоения кодов Экономичность использования 9999 кодов, принятых в классификаторах Отсутствие дополнительной информации об объектах Невозможность выделения общности и разницы между объектами
Серийно-порядковый Упорядочение объектов по сериям, в результате чего появляется дополнительная информация Требуется дополнительное распределение множества по объектам по определенным признакам
Последовательный При малой значности кода большая информационная емкость Жесткость кода из-за строгого фиксирования последовательно кодируемых признаков, сложность изменения в коде с целью введения новых признаков
Параллельный Хорошая приспособленность для машинной обработки, гибкость кода облегчает введение необходимых изменений в фасету Недостаточная связь между отдельными группировками

Для автоматизированного учета товаров и объектов применяется система штрихового кодирования . Штриховой код разработан Европейской ассоциацией товарной нумерации EAN. Существуют 8- и 13-разрядные коды, представляющие сочетание штрихов и пробелов разной ширины.

Штриховое кодирование позволяет отказаться от многочисленных документов, отражающих различные характеристики товара, и учетной документации. С помощью штрихового кодирования осуществляется контроль за состоянием хранения товаров на складах, учет и выдача товара со склада.

В российских штрихкодах код страны присваивается ассоциацией EAN, следующие пять цифр, т.е. код изготовителя, присваиваются национальным органом Внешнеэкономической ассоциацией автоматической идентификации (ЮНИСКАН) централизованно по каждому предприятию, следующие пять цифр присваиваются самим предприятием — изготовителем продукции. Контрольная цифра служит для проверки правильности штрихкода при считывании сканером с помощью специального алгоритма, а также для определения подлинности товара. Длина кода составляет 74,6 мм, а ширина 52,5 мм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.