Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слагаемые успешного развития предприятия




КАЧЕСТВО, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

а) Выживание

Под термином «выживание» подразумевается способность организации существовать как можно дольше, если перед ней изначально не стоят другие цели (например, долговременная комиссия или комитет по расследованию крупной аварии и т.п.).

При этом достаточно часто предприятию приходится менять свои цели, приспосабливаясь к изменению внешней среды, включая иногда и изменение миссии. В частности, автору настоящего пособия при посещении одной из крупнейших немецких фирм по производству систем промышленной мойки и очистки «KARCHER» рассказывали историю её выживания в течение последних десятилетий. После неожиданной смерти в возрасте 40 лет основателя и главного конструктора Альфреда Кархера, фирма стояла на грани распада, т.к. держалась в основном на его разработках. Оставаясь предприятием семьи Кархеров, фирма под руководством менеджера по производству приняла концепцию диверсификации, т.е. начала изготовлять разнообразные мелкие заказы, основываясь на своей хорошей производственной базе. При этом начался интенсивный поиск своей ниши на рынке и подбор кадров в конструкторский отдел. Через некоторое время одно из направлений деятельности фирмы в области производства промышленной техники по очистке (моечные системы для автосервисов, фермерских хозяйств, метро, авиапредприятий и т.п.) начало показывать лучшие результаты, чем остальные. Тогда новое руководство фирмы приняло решение изменить концепцию диверсификации на стратегию концентрации усилий фирмы на производстве данного вида оборудования и достаточно скоро «KARCHER» прочно занял соответствующую нишу на рынке, уверенно увеличивая свою долю в данном секторе бизнеса.

По мере развития производства и роста продаж появилось понимание того, что необходимо переходить от производства техники к решению проблем очистки в комплексе, т.е. разработке чистящих средств, вспомогательных устройств, сервису и т.п. Стратегия концентрации снова была заменена на стратегию диверсификации. Приведем здесь для примера миссию предприятия в ее современном звучании: «В терминах качества и технологий, мы являемся мировым лидером в поставках систем очистки, чистящих средств и обслуживания для отдыха, в хозяйстве, для торговли и промышленности. Наши изделия дают возможность нашим клиентам решить их задачи в области очистки в экономичной и дружественной по отношению к окружающей среде манере».

 

б) Результативность и эффективность

Чтобы успешно вести бизнес, выживать в течение длительного периода времени в острой конкурентной борьбе и успешно достигать поставленных целей, деятельность организации должна быть как результативной, так и эффективной.

Результативность (effectiveness) - это качество целей, запланированное качество (максимализация ценности продукции для потребителя) - doing the right things.

Эффективность (efficiency) - это качество исполнения, качество реализации запланированного (минимизация затрат ресурсов) - doing things right.

Минимизация Минимизация

затрат для производителя затрат для потребителя

ISO 9000:94 ISO 9000:2000

 

ISO 9000:2005 дает следующие определения результативности:

Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность - отношение между достигнутыми результатами и использованными ресурсами.

Если результативность в целом ряде случаев количественно измерить затруднительно, то эффективность можно обычно выразить количественно, поскольку и входы и выходы процессов поддаются оценке, как в денежном, так и в натуральном выражении. Относительная эффективность, т.е. в буквальном смысле отношение выхода к входу, называется производительностью:

 

Результат деятельности

Эф » П»

Затраченные ресурсы

 

Дробь эта размерная, т.е. можно выражать числитель в единицах полученного вещественного результата (например, выхода продукции) в штуках, единицах массы и т.п., а также в их денежной стоимости, и относить его к единицам затраченных для этого ресурсов (например, количеству работников, производственным площадям и т.п.).

Ресурсы:

- материалы (с устойчивым запасом и с минимальным запасом - «точно в срок» JIT)

- все виды энергии

- денежные средства

- трудовые ресурсы

- производственные мощности (основные фонды)

- информация, интеллектуальный вклад

- время и т.д.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от практики советского периода принимать во внимание в основном только производительность труда, в мировой практике принято отражать производительность, учитывающую использование всех видов перечисленных выше ресурсов.

Необходимо также подчеркнуть здесь прямую связь производительности и качества. Если предприятие увеличило объем выпуска продукции, но при этом имело место снижение ее качества (например, вследствие дефектов), то в целом производительность в данном случае упадет, а не возрастет.

 

в) Практическая реализация

Все запланированные мероприятия по выживаемости, результативности, эффективности и постоянному улучшению всех видов деятельности предприятия должны быть реализованы на практике. Только в этом случае можно говорить, что система менеджмента (качества в том числе) предприятия действительно работоспособна и в этом смысле предприятие развивается успешно.

В заключение, в качестве примера приведем таблицу результатов работы трех наиболее известных автомобилестроительных компаний: «Дженерал Моторс» (США), «Тойота» (Япония) и их совместного предприятия NUMMI, расположенного в США, но использующего японские методы менеджмента качества. От взгляда на эту таблицу становится понятным, почему, несмотря на высокие протекционистские налоги на импорт, японские формы захватили крупную долю автомобилей и электроники в США, а также во всем остальном мире.

 

Факторы Дженерал Моторс Тойота NUMMI (совместное предприятие)
Производительность (часов на 1 автомобиль)      
Качество (сборочных дефектов на 1 автомобиль)      
Сборочные площади на 1 автомобиль 8,1м2 4,8 м2 7,0 м2
Средние материально-технические запасы комплектующих изделий на 2 недели на 2 часа на 2 дня

Источник: International Motor Vehicle Program, MIT, 1990





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.