Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Система рыночных принципов




Система рыночных принципов.

Механизм современной экономики.

Главная проблема экономики.

Общая характеристика.

И КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ИСХОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ

В качестве учебного пособия

Многоуровневое учебное пособие

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

ЭКОНОМИКА

СОВРЕМЕННАЯ

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования

Российской Федерации

для студентов высших учебных заведений

Научный редактор доктор экономических наук,

профессор О. Ю. Мамедов

ИЗДАНИЕ ПЯТОЕ

 

От авторов

Переход к рынку придал невиданною ранее значимость экономической теории, изучение которой стало условием формирования современного экономического мировоззрения.

Предлагаемый учебный курс содержит системное изложение основ концептуальных положений теоретической экономики. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон вводного учебного курса по экономике.

Учебная концепция настоящего курса отражает авторский подход, согласно которому изложение лекционного материала целесообразно сконцентрировать вокруг трех логических центров: общеэкономических процессов, макро- и микроэкономики.

«Сверхзадача» курса состоит в том, чтобы студент уяснил:

1)сущность и специфику основных механизмов функционирования рыночной экономики: микрорынка (тяготеющего к
классическим формам организации производства) и макрорынка
(тяготеющего к социализированным формам экономической организации);

2)факторы, деформирующие микро- и макрорынок, и меры,
противодействующие этому;

3)взаимодействие макро- и микрорынков, которое призвано общественными выгодами организованного макроравнове сия компенсировать локальные убытки стихийных микро диспропорций.

Учебный материал пособия сгруппирован в восемь разделов, каждый из которых посвящен фундаментальной проблеме экономической теории.

5 Самостоятельное место занимают приложения, в которых студенты найдут важные дополнительные материалы.

Для проведения практических занятий издано специальное пособие «Материалы к семинарским занятиям», а также «100 экзаменационных ответов».


Раздел I

Лекция 1 (вводная). Современная экономика и экономическая наука

Экономика — это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, этот мир экономики, а главное — открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником.

Современная экономика — бесконечный детектив: здесь случайность «притворяется» закономерностью, а закономерность «отвергается» случайностью; это право на экономическую независимость и возможность ошеломляющего коммерческого успеха.

Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И как бы ни казались «абстрактными» вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство, то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно — то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден.

Так что же есть «разумное экономическое устройство общества»? Ответ на этот вопрос не прост. Поисками его человечество занято до сих пор.

Есть ли польза от экономической науки? Конечно, если не забывать, что она только обобщает экономическую практику, но не подменяет ее: там, где утвердилась лжеэкономика, не может быть и экономической науки.

Экономическая наука не всегда способна предсказать конкретный ход развития событий, однако она способна открыть их экономическую логику, и в познании этой логики ее практическая ценность

 

Экономическое знание есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения уже совершенных ошибок. Изучение экономической науки важно также тем, что оно формирует основы интеллигентности, — то, без чего, как теперь оказалось, нам уже не обойтись. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает и культуру социально-абстрактного мышления.

Современная экономическая наука приобщает к высокой этике экономических отношений, потому что разумная и эффективная экономика может быть только нравственной, — такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и гражданские чувства, — тогда как лжеэкономика не может быть ни эффективной, ни нравственной, ибо ей суждено порождать лишь массовые криминогенные устремления.

Экономическая теория ориентирует на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство — ценности, которые должны войти в повседневное, обыденное сознание нашего общества.

Самое же главное состоит в том, что изучение современной экономической теории приобщает к цивилизованным формам экономической деятельности. Дело в том, что по мере развития общества его богатство все больше составляют те экономические формы, которые обеспечивают максимально эффективное производство материальных ценностей. Достаточно, например, посмотреть на нашу страну, располагающую всеми мыслимыми природными ресурсами и тем не менее буквально разоренную отсутствием «рыночной» экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.