Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные понятия по курсу 6 страница




ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – совокупность людей, живущих на планете Земля. Историческая общность, сложившаяся в ходе становления и развития экономических (прежде всего трудовых), политических, культурных и др. связей между странами и народами мира. Человечество самотождественно, так как оно может себя противопоставить пока только безмолвному, неодушевленному космосу. Современное самосознание человечества должно быть направлено на понимание этой своей единственности и уникальности и на ее сохранение. Поэтому во всемирном масштабе человечество должно выступать как целостность, объединяя свои усилия на решение тех проблем и задач, которые составляют угрозу существованию человечества как такового: истребительные войны, загрязнение окружающей среды, борьба со смертельными болезнями, поиск новых видов энергии, пополнение биоресурсов, создание для всех народов достойных условий существования и т.д. Беречь планету и самих себя, заниматься творчеством, иметь достойный образ жизни и быть счастливыми – главные задачи глобального человечества.

ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО – понятия морали и категории этики. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих. Достоинство человека – это его собственное качество, его внутреннее самоощущение. Противоположным явлением достоинству выступают самоуничижение, комплекс неполноценности, самоощущение своей ничтожности, малости, ненужности. Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: "по достоинству и честь" – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах.

ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЧУВСТВЕННОСТЬ) – эмоциональное переживание, осознание внешней и внутренней реальности; форма чувственного познания (наряду с ощущениями и представлениями). Чувственное восприятие складывается на основе ощущений и являет собой целостный образ предмета. Чувственное восприятие у человека – это уже достаточно сложная форма мышления, так как человек отражает действительность не пассивно, а в активной форме: дополняет или упрощает образ, может присоединять воображение, сопоставлять, привлекать аналогию и т. д. То есть, восприятие есть синтез чувственных данных и имеющейся у человека изначальной возможности и способности восприятия (по Канту, трансцендентальная апперцепция, см.здесь). Восприятие может дать более или менее точный (адекватный) образ предмета – тогда говорят об истинном или неистинном отражении. Определяется этот момент в ходе дальнейшего отношения с объектом. Понятие ЧУВСТВЕННОСТЬ обычно относят к особой, повышенной способности чувственного отражения (чувствительности). Иногда им обозначают склонность человека к чувственным удовольствиям, повышенную ранимость, излишнюю сентиментальность.

ЧУДО – 1. Явление, выходящее за пределы привычного, естественного, объяснимого. То, что не согласуется с данными здравого смысла и не поддается научному объяснению. 2. Явление или вещь, предмет, который восхищает, который отвечает представлению о совершенстве. 3. Шедевр, вершина творчества, то, чего ранее человечество не имело.

ШОВИНИЗМ – крайняя, агрессивная форма национализма. Это идеологическая позиция, в основе которой лежат гипертрофированно понимаемые национальные интересы. Конкретным выражением является абсолютизация какой-либо нации, ее превосходства в противовес всем остальным. Формы шовинизма различны: от государственной политики (явной или скрытой, завуалированной) до бытовых проявлений. В общесоциальном плане распространен "великодержавный" шовинизм господствующей нации или наиболее многочисленного этноса в многонациональном государстве. Он обычно направлен на интересы этой господствующей нации, на их предпочтение; интересы других народов при этом игнорируются или явно попираются, вплоть до гонения или притеснения. Выраженной формой шовинизма является расизм – предпочтение одной расы другой, презрение рас друг к другу. На бытовом уровне шовинизм проявляется в неуважении людей разных национальностей друг к другу, в отсутствии взаимопомощи, в погромах и вандализме (например, осквернение могил, оскорбляющие лозунги, анекдоты и пр.), в предпочтении одной нации другой в государственных учреждениях без их официальной санкции (в приеме на работу, на учебу, в распределении должностей и т.д.). В культурно-моральном плане проявление национализма и шовинизма – это низкий уровень духовного, нравственного развития, недоразвитость чувств и недостаток воспитания. В плане государственной политики совершенно недопустимое явление. Если оно имеет место, то это говорит о невысоком уровне развития государства, о его незрелости, отсутствии свободы, тоталитарной направленности. Особенно опасен шовинизм в многонациональном государстве.

ЭВДЕМОНОНИЗМ – философско-этическое направление, теория морали, в основе которой лежит понятие счастья, а исходным принципом выступает стремление к счастью. Счастье здесь рассматривается в качестве высшего критерия всякой добродетели и основой моральности. Активно разрабатывался в философии Эпикура, Аристотеля, Гельвеция, Гольбаха, Фейербаха, английском утилитаризме (Бентам, Милль, Джемс и др.). Последователи эвдемонизма считали, что состояние блаженства, счастья, удовлетворения есть естественное состояние человека, к этому должен стремиться каждый. Причем, добродетельным поведением является такое, когда стремление к собственному счастью приносит не только удовлетворение себе, но и другим (теория "разумного эгоизма"). Философский эвдемонизм не сводится к вульгарному (упрощенному) пониманию как стремлению к любым наслаждениям и любым путем. Философский эвдемонизм (еще Эпикур) делает акцент на умеренности в стремлении к удовольствиям, на "золотой середине", которая предостерегает от попадания в крайности, а также обращает внимание на то, что речь идет, прежде всего, об интеллектуальном удовольствии, удовольствии от познания, постижения мудрости, творчества и прочих подобных дел.

ЭВОЛЮЦИЯ – (букв. "развертывание"). Термин "эволюция" используется для описания процессов изменения, становления тех или иных объектов (биологических, социальных, человека и т.д.). Эволюция может быть как прогрессивным, так и регрессивным процессом: может совершенствовать систему, а может и разрушать ее, вести к деструкции, к исчезновению. Эволюция, как правило, рассматривается как тип изменений, противоположный революции. Эволюция выражает постепенность, плавность, естественность изменений, их преимущественно количественный характер. На основе эволюции выстраиваются реформы (социальные, экономические, политические и др.), когда хотят существенно что-то изменить в какой-либо области, но сделать это постепенно, без резких скачков, поломок, разрушительного ущерба, давая время для естественного созревания процесса. РЕВОЛЮЦИЯ в отличие от эволюции - это быстрые, скачкообразные, сразу и резко качественные изменения бурного, одномоментного характера, поэтому они требуют, как правило, катализатора, вмешательства извне и обладают большой разрушительной силой, что не всегда положительно сказывается на процессе и предмете изменения, сопровождается значительными издержками и отрицательными побочными эффектами. В социальном плане теории социального эволюционизма (Дюркгейм, Теннис, Арон, Ростоу, Белл, Тоффлер и др.) большое место занимали в социологии и философии 19-XX в. и развивались в противоположность марксистской теории революции, другим теориям анархистского и экстремистского толка, настаивавших на более радикальных способах общественного развития.

ЭГОИЗМ – (от "эго" – Я) – мировоззрение, позиция, основанная на абсолютизации собственного "Я" в ущерб другим "Я". Как свойство натуры и форма поведения выражается в себялюбии, самолюбовании, своекорыстии, тщеславии, завышенной самооценке, гипертрофированном чувстве самости и других формах эгоцентризма. Эгоцентрическая деятельность приводит к ущемлению интересов, прав и свободы других людей и, как правило, ставит индивида в затруднительные отношения с себе подобными. В психологическом плане эгоцентризм является необходимой стадией развития ребенка в период от 3-х до 6-7 лет (Пиаже), это период формирования самосознания, самоопределения ребенка, но если он надолго затягивается, и не происходит социальной коррекции, эгоцентризм может сформироваться как качество характера и войти в структуру личности. В теоретико-моральном плане принцип "разумного эгоизма" был сформулирован в ряде эвдемонистических и гедонистических теорий (см.эвдемонизм). Сформулированный Гольбахом (XVIII в.), он выступил основой для бурного развития предпринимательской деятельности, отвечал идеологии протестантизма, выражал свободу личности в экономическом, политическом плане. Был поддержан и другими мыслителями Просвещения и XIX в. (Гоббс, Мандевиль, Рикардо, Гельвеций, Фейербах и др.). Истоки и причины эгоизма трактовались неоднозначно: натуралистически – заложен природой (Шопенгауэр, Ницше, Штирнер и др.); социально – продукт искаженных, отчужденных социальных отношений (марксизм); индивидуалистически – преимущество личностного выбора (Кант, религиозная философия).

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ – (букв. "тайный", "скрытый") – 1. Тайное учение, предназначенное только для избранных, "посвященных"; оккультное знание (см.теософия). 2. Знание целого в его внутренних связях, на уровне сущности, так, как оно познается исходя из самого внутреннего развертывания объекта, в отличие от экзотерического – внешнего развертывания, внешних проявлений и связей.

ЭЙДОСЫ – в античной философии (особенно у Платона) и далее – идеи, первичные нематериальные прообразы вещей, их духовные смыслы. Мир эйдосов (идей) – особый мир первосущностей – основание бытия по Платону. Учение Платона об идеях – важнейшая часть платоновской философии и философского платонизма, предтеча философского идеализма.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – (букв. "философия существования") – одно из самых популярных и основных иррационалистических направлений в философии 20 века, оказавшее огромное влияние на культуру и не потерявшее своего значения и в настоящем. Пик развития относится к первой половине и середине ХХ в., а основы данного направления были заложены во второй половине XIX – начале XX в. Кьеркегором, Хайдеггером, Ясперсом и др. Возник как реакция на рационалистические и социологизаторские учения, которые мало затрагивали индивидуальные реалии жизнедеятельности человека и его самоощущения "бытия-в-мире". Экзистенциализм как направление в целом характеризуется очевидной антисциентистской направленностью (см. сциентизм и антисциентизм), хотя в деталях не представляет единого понимания основных принципов и положений. Принято выделять религиозный экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Бубер, Шестов, Бердяев и др.) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр, С.де Бовуар, Мерло-Понти и др.). Своими предшественниками и близкими по духу экзистенциалисты считают учения Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Ницше, Достоевского, феноменологию Гуссерля и др. Экзистенциалисты в противовес традиции рационализма стремятся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененность бытия на субъект и объект, как целостность переживания субъектом своего бытия, как слитность с ним. Главные понятия, из которых исходит экзистенциализм, – сущность и существование. Экзистенция – это существование человека в его простой фактичности, течение бытия, которое не является сопровождающей "картинкой", а определяет сущность самого человека, его самовыражение (эссенцию). Главными способами и характеристиками экзистенции выступают страх, забота, понимание или непонимание, заброшенность в мир, пограничная ситуация, свобода, моральный выбор, одиночество, вина, ответственность. Бытие человека состоит из переживания этих моментов и его сущность определяется тем, КАК он переживает их, КАК он ими может распорядиться, прежде всего, перед лицом "ничто", перед осознанием абсолютности смерти, перед колоссальной ответственностью за смысл своего существования. Проблема свободы и ответственности за свою свободу – одна из главных составляющих экзистенциализма. Постулирование абсолютности свободы, ее изначальности для самоопределения индивида является важнейшим положением в учении о свободе. Индивиду в своей свободе не на кого опереться кроме самого себя, он "брошен в свободу" как в пропасть и должен сам принимать решения. Это накладывает на человека огромную ответственность за свой выбор, иногда ложится тяжким бременем, которое человек не в силах выдержать, и тогда он "бежит от свободы", тем самым теряя свою сущность, теряя себя как личность. Свобода – это проверка для человека, проверка его возможностей, его самости, его нравственности. Другими важными проблемами в философии экзистенциализма являются вопросы коммуникации, взаимообщения, сохранения своей индивидуальности и уникальности в социуме (проблема интерсубъективности) – К. Ясперс; а также взаимоотношение человека и техники; функционирование языка как специфической формы культуры и сущностного выражения бытия (М. Хайдеггер) и др. Без преувеличения можно сказать, что экзистенциализм своей обращенностью непосредственно к человеку, вниманием к проблемам его психологического состояния дал толчок новому антропологизму в философии, существенным образом повлиял на всю культуру XX века.

ЭКЛЕКТИКА – (букв. "собирание") – прием, форма существования некоторых теорий, заключающаяся в смешении различных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зрения, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п. Так, например, эклектичны попытки соединить материализм и идеализм в одной концепции или религиозную позицию и материализм (деизм, пантеизм). В современной философии эклектика представлена плюрализмом позиций, подходов, направлений по тем или другим проблемам. Но, собственно, эклектикой является непоследовательность внутри одной теории, одного учения.

ЭКСТАЗ – (букв. "быть вне себя", "выйти за собственные рамки") – нерегулируемые разумом восторг, исступление, фанатизм чувств. Результат выхода психики, психических действий за привычные границы в область неконтролируемых эмоций. Может сопровождаться необычными действиями: галлюцинациями, непроизвольными движениями, иноговорением (нечленораздельным бормотанием) или, наоборот, ступором, неподвижностью, отсутствием видимой связи с окружающим миром и т.д. Состояние, чаще посещающее людей глубоко религиозных (святых), творчески одаренных личностей (художников, музыкантов, философов), вообще, тех людей, которые способны глубоко и остро чувствовать. Часто понимается как данность, необходимая для непосредственного общения с высшей сущностью, с Богом, с потусторонними силами: духами, привидениями и т.п. Иррационалистические учения способность человека впадать в экстаз рассматривают как особую данность, как "печать", отмеченность свыше.

ЭЛЛИНИЗМ – период греко-римской истории, культуры и философии с III в. до н.э. и до конца Древнего мира (V-VI вв.). Наиболее значительными философскими течениями этого периода были: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, сократовские школы (в частности кинизм), платонизм и неоплатонизм.

ЭМАНАЦИЯ – (букв. "истечение") – онтологическое понятие, наиболее использовавшееся в философии неоплатонизма, в пантеистических теориях, в религиозной философии, хотя его первооснову можно найти и в более ранней философии у Платона, Аристотеля, стоиков. Путем эманации выстраивается иерархия (построение) бытия: от высших форм к низшим; от ЕДИНОГО как первоосновы к мировому разуму, далее к мировой душе, а от нее к первоматерии – таков акт творения бытия. При этом первоисточник ничего не теряет, так как одновременно он все объемлет и включает в себя, поэтому эманация в отличие от библейского акта творения не разовый процесс, а постоянное становление бытия в прежних и новых формах.

ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания (в гносеологии), признающее чувственный опыт (эмпирию) главным источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм считает, что чувства, опыт несут вполне достоверную информацию, дело рассудка, мышления ее обработать и выразить в идеях. Более ничего дополнительного разум нам не прибавляет. Основателями эмпиризма как направления в нововременной философии считаются Ф.Бэкон, Дж.Локк. Они описали различные виды и формы опытного знания, проклассифицировали этапы формирования знания от первых ощущений до получения сложных идей (Локк). В Новое время эмпиризм противостоял рационализму (см. рационализм). Впоследствии И.Кант, поняв их односторонность, разрабатывает теорию познания, в которой опыт и рассудочное мышление вместе являются непременными и едиными сторонами познавательного процесса. Данное диалектическое единство было подтверждено в материалистической диалектике и выражено в современной науке в единстве эмпирическо-экспериментального и теоретического знания.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – (теория критического эмпиризма) – одна из крайних форм эмпиризма, развиваемая на рубеже XIX-XX вв. учеными-физиками и философами Махом, Авенариусом и др. Возникла на фоне крупнейших открытий в естествознании того времени (особенно в физике). Разрабатывалась как теория "чистого опыта", которого достаточно для построения любого мировоззрения, в том числе и философского. Эмпириокритицизм пытался ограничить философию данными науки, по сути дела, превратить философию в подчиненное науке знание. В ней, в философии, считали авторы данного течения, ничего не должно быть невыводимого из опыта, никаких абстрактных проблем и нерешаемых вопросов. Фактически эмпириокритицизм был разновидностью позитивизма и сциентизма (см. позитивизм, сциентизм). Наиболее заметная критика данного течения (правда, с идеологических позиций) была дана в книге В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1908 г.).

ЭНТЕЛЕХИЯ – (букв. "завершение, осуществленность, связующая системная сущность") – в античной философии у Аристотеля формальная причина, которая завершает процесс превращения бескачественной и мертвой материи (просто вещества) в нечто определенное, конкретное, активное, "живое" (в смысле – живущее, движущееся, целесообразное). Высшие формы энтелехии – душа, Бог, дух. В философских системах, исповедующих целесообразность (см. целесообразность), энтелехия – вечное, формообразующее начало, пронизывающее весь мир, всю Вселенную (у Лейбница каждая монада наделена этим началом). В "философии жизни" энтелехия – жизненная энергия, жизненная сила; у гилозоистов – всеобщая одушевленность, в том числе и неживой материи.

ЭПИКУРЕИЗМ – учение (преимущественно этическое) и образ жизни, основанный на философии Эпикура (341-270 гг. до н.э.), восходящее к Эпикуру. Эпикурейцы высшей ценностью человеческой жизни провозглашали опирающееся на отсутствие страданий наслаждение жизнью. Прежде всего, человек должен освободиться от страхов, ибо именно они есть основа страдания. Это освобождение необходимо для достижения человеком счастья и блаженства, сущность которых и составляет удовлетворение, удовольствие от бытия. Всякое удовольствие уже путь к счастью, но более предпочтительно удовлетворение от духовной деятельности. Оно более устойчиво, так как не зависит от внешних причин, и более благородно, потому что делает человека мудрым. Отсутствие страданий и неприятных переживаний – залог мудрого спокойствия и несуетной жизни. Это жизнь, считали эпикурейцы, достойная философа. На обыденном уровне эпикурейцами часто называют людей, отдающих предпочтение чувственным удовольствиям, материальным радостям жизни, комфортным условиям бытия; людей, живущих наслаждениями и испытывающих наслаждение от каждого дня (см. эвдемонизм).

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ – теория познания; синоним гносеологии. Чаще употребляется как теория не любого, а научного знания.

ЭРОС (синонимы: Эрот, Амур, Купидон) – в мифологии, у древних греков – Бог любви, сын Афродиты, ее сущность и постоянный спутник. В общекультурном смысле – олицетворение сексуальности, полового инстинкта как инстинкта жизни и самосохранения. Термин широко испльзовался в мифологии, искусстве, философии, психологии. Еще у Платона в ряде диалогов ("Пир", "Федр") представляет олицетворение жизненной силы, стремления к красоте, является проводником в мир идей; соединяет сущность, идею жизни мира небесного и мир земной. Понятие Эроса как сексуального инстинкта, сосредоточения либидо, инстинкта жизни и самосохранения разрабатывал З.Фрейд и последователи психоанализа (например, русский ф-ф Б.Вышеславцев "Этика преображенного Эроса"). Эрос представлен как активное начало жизни (наряду с другим жизнеобразующим инстинктом – Танатосом – инстинктом смерти), обозначающее любовь в самом широком смысле слова. Энергетическим потенциалом Эроса является либидо – сексуализированная психическая энергия, превращающаяся в различные формы деятельности. Понятие Эроса как символа любви, символа сексуальности активно используется в современной культуре (см. любовь, психоанализ).

ЭСТЕТИКА – (с греч.: эстетикос – "чувственный") – философская дисциплина, занимающаяся анализом прекрасного, красоты и материализованной формы их воплощения – искусства. Эстетика – это учение о прекрасном, его сущности, его формах, его воплощении, исторических взглядах на прекрасное, роли прекрасного для человека и общества и т.д. Термин "эстетика" был введен только в XVIII в. немецким философом А. Баумгартеном, хотя теоретический анализ прекрасного восходит к философии Сократа и Платона, а мифологические представления сложились еще раньше. Большое внимание анализу пркрасного уделила философия эпохи Возрождения, немецкая классическая философия (Кант, Гегель, особенно Шеллинг), немецкие и английские поэты-романтики (Лессинг, Гёте, Шиллер, Байрон и др.). В XX в. эстетика – разветвленное и многоструктурное знание, относительно самостоятельное, хотя и сохраняющее философское мировоззренческое основание. В зависимости от него, от философской позиции мыслителя понимание эстетического, его природы различно: эстетическое как сотворчество божественного характера (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, Ф. Достоевский); его природу связывают с психологией, с бессознательным (Г. Фехнер, З. Фрейд, В. Адлер, К. Юнг и др.), с социологией, языком и т.д. Понимание эстетического различно и в зависимости от способа его образности: символизм, натурализм, абстракционизм, примитивизм, реализм, сюрреализм, техницизм и прочее. В настоящее время свобода творчества, свобода искусства приобрела абсолютное выражение. Плюрализм воображения и образности, использование самых неожиданных средств выражения (вплоть до шокирующих), бурная фантазия – все это выступает в качестве ценностных оснований современного искусства. Понимание прекрасного еще более субъективировалось, его каноны довольно размыты. На этом фоне методологическая и мировоззренческая функции эстетики как теории прекрасного, теории искусства приобретают еще большую значимость и актуальность.

ЭСХАТОЛОГИЯ – (букв. "учение о конце") – мистическо-религиозное учение о конце мира, о трагической судьбе человечества, о возможности или невозможности спасения. Данные взгляды – существенная характеристика религиозной философии, входящая в догматику христианства. Основные идеи изложены в "Откровении Иоанна Богослова" – части библейского Нового Завета. Главная мысль – о втором пришествии Христа и Страшном суде, где всем праведникам и всем грешникам будет воздано по заслугам. Это и будет означать конец прежнего мира, жуткий апокалипсис, после чего бытие пойдет в новой форме, определенной Богом.

ЭТИКА – философская дисциплина, берущая свое начало еще в античности. Первоначальная этика как философия морали и нравственности является заслугой Сократа, Платона, Аристотеля, Конфуция, хотя нравственные проблемы волновали и более ранних мыслителей. Своим названием (от греч.: "этос" – нрав, обычай) она обязана Аристотелю, который этикой назвал учение о добродетелях, а значит о нравственности, и написал первые крупные теоретические работы: "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Большая этика". Этика как теория морали (нравственности) ставит своей задачей теоретически исследовать это явление социальной жизни, предпринять попытки решения проблем, которые встают перед человеком в его жизненной практике: справедливое и несправедливое, дурное и благое, честное и бесчестное, доброе и злое и т.д. Главные категории этики – добро и зло. Они выполняют системообразующую роль в морали и являются ее оценочными критериями. Анализ этих категорий составляет одну из проблем предмета этики. Кроме того, этика сосредотачивает свое внимание на двух группах важных для морали проблем: анализе идеи должного (анализ нравственности как идеала – этика долженствования) и анализе конкретных норм поведения, непосредственной нравственной деятельности – поступков и нравов (нормативная этика). Современная этика – многоструктурная философская дисциплина. Кроме вышеназванных она включает теории, изучающие логику морального языка; а также, природу моральных ценностей; дескриптивную этику, изучающую мораль в разных типах общества; "деловую" этику; этику науки; биоэтику и др.разделы. Кроме того, каждое философское направление включает свою теорию морали: этика экзистенциализма, этика прагматизма, этика персонализма и т.д. (см. мораль, нравственность; а также философские направления).

"Я" или "САМОСТЬ" (в философии) – духовное ядро человеческой личности; индивидуальность, активно относящаяся к миру и самой себе; самотождественность. Собственным "Я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки, способный к всесторонней инициативе и ответственности за свою деятельность. В истории философии существовали разные толкования того, что такое "Я". Идеалистические концепции, выдвигая "Я" в качестве онтологического принципа, как правило, не соотносили его с конкретно-историческими реалиями: "Я" рассматривалось как душа или как субъективный дух, субъективная воля. Например, в концепции Декарта "Я" обнаруживает себя как проявление мыслящей субстанции и единственно достоверный носитель рационального познания, тем самым утверждая свою самостоятельность и субстанциальность. Крайние позиции субъективного идеализма в понимании "Я" приводили к солипсизму (к признанию существования индивидуального "Я" как единственной реальности – см. солипсизм). Метафизический материализм (XVII-XVIII вв.) натурализировал "Я" и низводил человека до уровня пассивного объекта внешнего подчинения, вращающегося в бесконечном ряду причин и следствий (см.: самосознание, личность).

ЯВЛЕНИЕ – философская категория, противоположная сущности, но выражающая и обнаруживающая сущность. Явление – способ существования сущности. Явление представляет сущность для чувственного ее обнаружения и на этом основании позволят разуму мыслить сущность. Любой объект – это единство явления и сущности. Например, тот или иной поступок человека выступает как явление – он представлен для непосредственного видения как конкретная форма поведения и ему сразу можно дать оценку, но одновременно каждый поступок характеризует нравственную сущность человека. Наблюдая ряд поступков, можно сделать вывод о сущности человека – явления-поступки постепенно раскрывают, обнаруживают сущность. Явление как категория в философии наполнялась разным содержанием, но всегда соотносилась с категорией сущности (см.: сущность и явление).

ЯЗЫК – материализованная форма бытия сознания, представленная в системе понятий; знаковая система, служащая средством общения, обмена информацией. Язык служит способом перевода наших представлений, образов сознания в общепонятную систему символов. Абстрактное, теоретическое мышление может существовать только посредством языка. Язык длительное время, на протяжении многих веков существовал только в устной форме. Он формировался на базе звукового общения животных путем дифференциации звуковых сигналов и соотношения их с той или иной ситуацией. Язык является посредником между предметом (внешним миром) и человеком. Чтобы упорядочить внешний мир, человеку нужно было называть (обозначать) предметы. Так появились слова, термины, понятия. Язык складывался как социальный и культурный феномен: он отражал условия бытия, формы деятельности, какие-то предпочтения, уровень материального и технического развития. Язык позволяет обнаружить сознание и дает возможность исследовать его. Каждое слово – это зашифрованное сознание. По мере развития культуры, связей между странами и народами язык обогащается новыми понятиями, констатируя тем самым, что данные явления, обозначенные в языке, вошли в жизнедеятельность, стали предметами реальности. Язык несет на себе множество функций. Наиболее важными среди них являются: когнитивная (познавательная), информационная, коммуникативная (общения), культурологическая и др. В качестве многоаспектного феномена язык выступает предметом исследования многих дисциплин: лингвистики, логики, семантики, психологии, социологии и др. и, конечно, философии. В классической философии язык анализируется с точки зрения его традиционных функций и значимости: мера представленности бытия в языке, проблемы соотношения языка и сознания (мышления), языка и культуры и пр. В рамках неклассической философии (неопозитивизм, лингвистическая философия, философия науки) – проблемы формализации языка (в том числе гуманитарного знания), исследование структурных элементов языка, проблема соотношения естественного и искусственного языков, проблемы использования языка для создания искусственного интеллекта, машинных аналогов и пр. В постмодернизме (герменевтика и др.) – анализ текстовых структур; проблема ввода в систему языка неологизмов и поиск их культурно-смысловой нагрузки; анализ интертекстуальности (поиск скрытого содержания и скрытого смысла того или иного текста); исследование символических языков (например, означивание языковых игр и языка игр как таковых) и т.д. В современной философии язык рассматривается не в качестве объективно наличной реальности сознания, а как творческий процесс духовного бытия индивида, выступающий как фактическое проявление его субъективности: индивид – это его язык. Современная философия языка в постмодерне настолько расширяет сферу своих исследований, что практически сводит всю метафизику ("первую философию") к философии языка, включая в нее и концепцию сознания, и концепцию человека, и концепцию бытия.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.