Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коэффициенты готовности и использования парка




 

Коэффициент технической готовности. Готовность единицы подвижного состава или любой совокупности транспортных средств выполнять перевозки грузов оценивается с помощью коэффициента технической готовности, который в настоящее время рассчитывается:

для отдельной транспортной единицы

 

aТ = ДГЭ / ДИ (2.17)

 

для группы транспортных средств

 

aТ = АДГЭ / АДИ (2.18)

 

за отдельный день

 

aТ = АГЭ / АИ (2.19)

 

Однако данная методика определения готовности транспортных средств выполнять перевозки грузов не всегда отражает фактическую способность. В связи с этим плановые расчеты по перевозкам имеют расхождения с учитываемой транспортной работой, так как почти всегда имеются транспортные средства, преждевременно сошедшие с линии по технической неисправности. В силу того, что они были на линии и выполнили какую-то работу, эти автомобили уже учтены в сумме автомобиле-дней, годных к эксплуатации. Поэтому расчетная готовность выше фактической.

На практике возникают ситуации, когда АТП, добиваясь высокого значения коэффициента технической готовности, снижают провозные возможности парка транспортных средств. Это связано с тем, что повышение aТ достигается за счет первоочередного ремонта и обслуживания автомобилей малой грузоподъемности как менее трудоемких в сравнении с большегрузными. Некоторые ученые предлагают определять

aТ = (2.20)

где qi – грузоподъемность автомобиля i – ой марки, т;

n – число групп (марок) автомобилей различной грузоподъемности.

Но предложенным способом можно считать провозную возможность парка только в данный момент времени. Следует сказать, что для выполнения парком общего объема перевозок оценка готовности провозной возможности представляет больший интерес, чем просто количество исправных автомобилей.

В то же время для выполнения плановых расчетов требуется ответ не только сиюминутный. Поэтому должен учитываться фактор времени для описания готовности провозной возможности как отдельно взятого автомобиля, так и всего парка.

Тогда коэффициент готовности для отдельно взятого транспортного средства

 

aТ = (2.21)

 

 

где ТГэ i время нахождения в исправном состоянии автомобиля в i -й день, ч.

Для АТП

 

aТ = (2.22)

 

где ТГэ ij время нахождения в исправном состоянии j -го автомобиля в i -й день, ч;

qj – грузоподъемность j – го автомобиля, т;

Ди j – число инвентарных дней автомобиля j – го автомобиля в рассматриваемом периоде.

За отдельный день

 

 

aТ = (2.23)

 

 

Применение зависимостей 2.21 – 2.23 в планировании и учете позволяет более точно оценивать готовность транспортных средств выполнять программу по перевозкам грузов.

Если воспользоваться действующей методикой расчета aТ и считать, что в рабочие дни все технически исправные автомобили находятся в эксплуатации, то коэффициент технической готовности можно представить

 

aТ = АДЭ / (АДЭ + АДР), (2.24)

 

где АДР – автомобиле-дни в ремонте.

Показатель АДР можно определить:

 

АДР = АДЭ · l СС · d У, (2.25)

 

где l СС - среднесуточный пробег, км;

d У – удельный простой в техническом обслуживании и ремонте, приходящийся на 1000 км пробега, дней.

Для целей планирования величина d У может быть найдена в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте автомобилей. Таким образом, это плановый простой, а не фактический, который может быть больше в связи с ожиданием проведения обслуживания из-за отсутствия кадров, материалов, запасных частей и других причин или меньше, если технические воздействия выполняются в межсменное время:

 

l СС = ТН · d · V Т, (2.26)

n

d = l М / (l М + V ТS t ПВ i), (2.27)

 

где l М – средняя длина маршрута, км;

n

S t Пв i – среднее суммарное время разгрузочных, погрузочных работ за один оборот,ч;

n – среднее число ездок за оборот.

Подставив (2.27) в (2.26) и, выполнив преобразования, получаем

 

n

l СС = ТН · l М · V Т / (l М + V ТS t ПВ i), (2.28)

 

После подстановки выражения (2.28) в (2.25), а затем в (2.24) имеем:

 
 
АДЭ    

 


n АДЭ + АДЭ · ТН · l М · V Т · d У/ (l М + V ТS t ПВ i)
aТ =, (2.29)

 

 

или окончательно

 
 
   

 


n 1 + ТН · l М · V Т · d У /(l М + V ТS t ПВ i)
aТ =, (2.30)

 

 

Как следует из представленной зависимости (2.30), рост показателей ТН, l М, V Т и сокращение t ПВ соответствуют повышению интенсивности эксплуатации транспортных средств и могут вызвать сокращение АДЭ, готовность автомобилей выполнять перевозки грузов. Об этом иногда забывают, особенно при использовании системы планирования от достигнутого уровня.

Коэффициент использования парка. Автотранспортным предприятиям не всегда удается использовать все технически исправные транспортные средства. Из-за многих причин организационно - эксплуатационного характера ежедневно простаивает на предприятиях до 17 % технически исправных автомобилей.

Степень использования единицы подвижного состава и всего парка для работы на линии оценивается в среднем в течение календарного времени коэффициентом использования aИ.

Для отдельной транспортной единицы

 

aИ = ДЭ / ДИ (2.31)

 

для группы транспортных средств (АТП)

 

aИ = АДЭ / АДИ (2.32)

 

за отдельный день

 

aИ = АЭ / АИ (2.33)

В автотранспортных предприятиях этот коэффициент заранее планируется и может быть рассчитан

 

aИ = (АДИ – АДР - АДП)/АДИ = 1- АДР /АДИ – АДП /АДИ (2.34)

 

В формуле 2.34 (1- АДР /АДИ) есть не что иное, как коэффициент технической готовности. Поэтому aИ £ aТ. Равенство этих коэффициентов возможно если АТП работает во все дни года и если все технически исправные автомобили эксплуатируются.

Величина aИ зависит от: типа и марки автомобилей, организации и качества выполнения технического обслуживания и ремонта подвижного состава, величины среднесуточного пробега, использования прицепов, дорожных и климатических условий, сезонности работы и различных причин организационного характера.

Коэффициент выпуска подвижного состава характеризует использование парка для работы на линии в рабочие дни. Если заранее известно, что АТП не будет работать в субботние, воскресные и (или) праздничные дни, то для выполнения запланированных АДЭ, в рабочие дни необходимо выпускать больше автомобилей на линию, чем это предусматривается средним расчетом по календарным дням согласно коэффициенту aИ. Тогда величина коэффициента выпуска рассчитывается:

Для отдельной транспортной единицы

 

aВ = ДЭ / (ДИ – ДНП) (2.35)

 

где ДНП – дни нормируемого простоя (субботние, выходные и праздничные).

для группы транспортных средств (АТП)

 

aВ = АДЭ / (АДИ - ДНП) (2.36)

 

за отдельный рабочий день

 

aИ = АЭ / АИ (2.37)

 

Ввиду того, что за отдельный день aВ и aИ определяются одинаково и равны по величине произошло смешение понятий использования и выпуска транспортных средств для работы на маршрутах.

В соответствии с формулами 2.33. и 2.37 можно утверждать, что величина aВ зависит от всех причин, от которых зависит - aИ и дополнительно от режима работы АТП.

Между этими показателями существует связь

 

aИ = aВ ×ДРГИ (2.38)

 

где ДРГ – плановое число рабочих дней в году.

Если АТП работает по режиму ДРГ = 365 рабочих дней в году, то отношение ДРГИ = 1 и смысл коэффициентов использования и выпуска для такого АТП совпадают. Как только режим работы становится меньше 365 дней, эти коэффициенты приобретают разное содержание.

Коэффициенты выпуска и использования парка, рассчитываемые по формулам 2.31 – 2.37, могут отражать только число транспортных единиц, выпускаемых на линию. Но ежедневно имеются автомобили, которые по различным причинам преждевременно возвращаются в АТП, или автомобили, выходящие на линию с опозданием. В значениях коэффициентов они учитываются, так как, если автомобиль выполнил хоть одну ездку, он считается на выходе. Естественно, что автомобили, работающие с уменьшенным временем наряда в одинаковых условиях эксплуатации, вырабатывают разное количество продукции.

Автотранспортные предприятия различаются по режиму работы. Одни работают в одну смену, другие в две или даже в три. Как для таких АТП рассчитывать величины aВ и aИ? Если считать выход в каждую смену, то число автомобилей в эксплуатации будет больше списочного. Поэтому оценка использования согласно применяемой методике не совсем объективна.

Более правильно оценивать выпуск и использование подвижного состава через значения величин коэффициентов aВ и aИ, определенные с помощью показателей: часы и автомобиле-часы. Тогда коэффициенты использования подвижного состава могут быть найдены:

 

для отдельно взятого транспортного средства

 

 

aИ = (2.38)

 

 

для группы автомобилей (АТП)

 

 

aИ = (2.39)

 

За один день

 

aИ = (2.40)

 

 

где Тн i – время пребывания в наряде в i -й день, ч;

Тн ij время пребывания в наряде j – го автомобиля в i – й день, ч;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 6295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.