Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии процесса социализации




В отечественной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, поэтому отношение к ней служит основание для классификации стадий. Выделяют три основные стадии:

дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия. Охватывает весь период жизни человека до начала трудовой

деятельности. Она разделяется: на раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу – период раннего детства) и стадию обучения (весь период юности, включая обучение в школе).

Трудовая стадия. Охватывает период зрелости.

Послетрудовая стадия. Возникает проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии по данному вопросу противоположны: одни полагают, что само понятие социализации бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются; другие активно настаивают на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Данный возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос об изменении типа активности личности в этот период. Кроме естественных возрастных изменений происходят изменения в структуре социальных ролей в связи с выходом на пенсию, с освоением ролей бабушек и дедушек, с отказом от многих руководящих функций в бизнесе, политике.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.

Институты социализации.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж.Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, называют институтами социализации.

Это семья, ДОУ, школа, среда общения со сверстниками, вуз, трудовой коллектив или команда, организация.

В семье осуществляется первичная социализация: именно в семье дети получают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли(в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и феминниности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я – образа». Именно в семье сознательно или бессознательно формируется представление о правах ребенка.

ДОУ – на сегодняшний день нет таких лангитюдных исследований, которые бы показали зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем возрасте.

Школа задает первичные представления человеку как гражданину и способствует его вхождению в гражданскую жизнь. В рамках данного института возможны «жертвы социализации» (А.В. Мудрик). Причиной их появления может явиться перекос в соотношении двух сторон процесса: усвоения человеком социальных норм и требований и развитие его активности. «Угроза» возможна как с той, так и с другой стороны: или воспитание чрезмерного конформизма, или в качестве протеста – нигилистического вызова требованиям общества. Т.о., социализация в условиях школы – большая проблема для педагогов.

Общение со сверстниками выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она не зависит от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему.

ВУЗ, трудовой коллектив, организация – специальных исследований в данном направлении нет.

Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.