Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема направленности исторического процесса и его детерминации. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса




1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше настоящего. Веками людей не покидает мысль, что счастье потеряно в далеком прошлом. Мифологические сказания о древних временах, когда люди были бедны, но равны, художественно выразил Гесиод (YIII-YII вв. до н.э.) в поэме "Труды и дни": человечество пережило пять стадий, спускаясь от "золотого века", когда "люди жили, как боги", до железного, когда дни свои они проводят в трудах, заботах и печалях. Идеализация прошлого и пессимистический взгляд на будущее – очень характерное настроение эпохи перехода от родовых отношений к классовому насилию и рабскому труду. Это настроение отразилось также в иудейском, а затем и христианском учении об утраченном рае.

Недовольство существующими порядками впоследствии не раз заставляло людей вспоминать о будто бы существовавшей в прошлом счастливой жизни человечества. Идеализировалась не только первобытность, античность в эпоху Возрождения рассматривалась как вершина исторического прогресса, а многие романтики XIX в. преклонялись перед рыцарским духом средневековья. Призыв возвратиться от пороков цивилизации назад и сегодня повторяют некоторые философы, напуганные властью техники над человеком, обостряющимися экономическими проблемами, социальными конфликтами, угрозой гибели человечества в ядерной войне.

2. При всем драматизме политических, военных, религиозных конфликтов условия общественной жизни изменяются медленно, потому история представлялась многим в виде круга событий в одних и тех же неизменных формах человеческой деятельности: из века в век люди рождаются, живут, занимаются хозяйством, путешествуют, воюют, умирают, меняются поколения, и все остается по-прежнему. У многих философов складывается представление об истории, как о сумме циклического повторения: рождения, взросления, умирания (Аристотель, Полибий, Макиавелли, Вико, Данилевский). В XX век идея исторического круговорота развивается О.Шпенглером, А.Тойнби, П.Сорокиным. В их теориях история рассматривается не как единый процесс, а как сосуществование или последовательность различных культур или цивилизаций, каждая из которых проходит свой цикл возникновения, развития и распада, после чего ей на смену приходит другая, совершающая такой же цикл.

2. Нерелигиозную идею космического предназначения человечества развивали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден и другие. Они видели всемирно-историческую задачу человечества в антиэнтропийной деятельности и одухотворении природы вплоть до полного слияния с ней.

3. Об истории как процессе выполнения своего предназначения писал Г.В.Ф. Гегель. В его философии смысл истории определяется тем, что развитие человечества выступает формой самопознания Мирового Духа. На каждой ступени этого саморазвития временным носителем Мирового Духа становится какой-то народ, культура (Китай, Индия, Греция, Рим, Германия), который после исполнения своей исторической миссии уступает место другому. Историческая роль отдельной личности тоже обусловлена тем, насколько она в своей деятельности реализует волю Мирового Духа. Конечная цель всемирной истории – познание Мировым Духом самого себя; история – игра Мирового Духа.

II. Но если рассматривать развитие человечества как естественноисторический процесс, то в нем нет ни цели, ни смысла, как и в развитии природы. Никто природу не создавал и не поставил перед ней никакой цели, никто не создавал человечество и не ставил никакой цели перед ней. Человечество существует не ради того, чтобы выполнять какие-то ему предназначенные задания, а потому, что возникло на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока имеются условия, в которых оно может существовать (если только само себя не уничтожит в ядерной или экологической катастрофе).

Существуют объективные и субъективные аспекты смысла бытия. Прежде чем обращаться к их анализу на уровне человечества, рассмотрим их на уровне отдельного индивида: преследуя собственные субъективные интересы, любой человек как член самого общества, семьи, гражданин государства вносит вклад в продолжение и развитие человеческого рода, субъективно этого и не сознавая. Работая даже ради денег, мы объективно способствуем или препятствуем экономическому развитию общества.

Общество в целом может иметь объективный смысл своей истории только в том случае, если служит какому-то замыслу, выполняет чей-то план (Бога, Природы, Мирового Разума). Если бы человечество было не одиноко во Вселенной, тогда правомерно было бы говорить об объективном смысле истории в служении космической сверхцивилизации. Но пока это неизвестно, неправомерно говорить об объективном смысле. У человечества нет другой цели, кроме саморазвития и самосовершенствования. Человечество само ставит перед собой цель и придает смысл своей исторической деятельности. Но чтобы сделать это, оно должно прежде всего осознать свое единство и организоваться во всемирном масштабе – таково непременное условие осуществления объединенной целенаправленной общечеловеческой деятельности.

Как и всякий материальный процесс в мире, процесс существования человечества имеет конец. Человечество смертно, во всяком случае гипотеза о бессмертии закономерно уводит в мистику. Многие считают, что утверждение о будущем конце пессимистично и лишает людей всякой надежды и перспективы. Однако мы знаем, что каждый из нас смертен, и тем не менее не становимся от этого законченными пессимистами. Человечество умрет, но умереть оно должно своей смертью, а не от самоубийства.

 

Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. Нельзя прогресс сводить только к количественным изменениям. Для социального прогресса главной характеристикой являются качественные изменения. Переход от старого к новому подготавливается всем ходом предшествующей истории. Предпосылки возникновения нового уже находятся в недрах старого, и когда рамки старого становятся узкими для нового, тогда происходит скачок в развитии общества. Он может носить как эволюционный, так и революционный характер.

 

критериями являются:

 

1) степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы;

 

2) темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров;

 

3) темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (главным образом в здраво-охранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области;

 

4) степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества;

 

5) уровень демократизации общественной системы;

 

6) степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека;

 

7) увеличение человеческого счастья и добра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.