Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высказывание вслух в стремлении понять суть проблемы. 5 страница




Средства компьютерной коммуникации обеспечивают два вида обмена информацией между участниками:

- непосредственный обмен, происходящий между двумя людьми, каждый из которых находится за своим компьютером: к указанному типу непосредственных информационных сообщений относятся такие программы, как популярная программа ICQ, AOL Instant Messenger и Yahoo! Messenger, а также программы теле- и видеоконференций, когда пользователи обмениваются звуковыми или видеоизображениями;

- обмен сообщениями при помощи компьютерной сети по технологии клиент-сервер предполагает наличие в программно-информационном обеспечении сети базы данных, где постоянно или временно хранятся сообщения, которыми обмениваются пользователи, а также сервера отношений, который позволяет оптимизировать пересылку информации между пользователями. На основе такой модели действуют электронная почта, новостные списки рассылки, обмен файлами через FTP-сервер, многопользовательские миры, чаты, форумы, веб-сайты, веб-порталы, блоги, wikiwiki.

Важной особенностью общения в сетевых сообществах как социальных сетях является то, что его участниками являются не только люди, но и программные агенты, функциями которых обычно является быстрый поиск и предоставление нужной информации; выполнение рутинных операций, таких как посылка сообщений в отсутствие владельца; ответы на часто задаваемые вопросы; взаимодействие с другими программными агентами. В [3] отмечено, что « человеческая культура все чаще (например, у Хейлигена [4] и Турчина [5]) рассматривается как огромная сеть, состоящая из множества агентов – человеческих и электронных. Все чаще мы оказываемся в ситуации, когда наша мыслительная деятельность и наше общение с другими людьми происходят при участии программных агентов».

Одним из наиболее распространенных сегодня видов сетевых сообществ являются сообщество обмена знаниями (сообщество практики), которое представляет собой общественное образование, члены которого вовлечены в совместную деятельность, и общение является необходимым условием их сотрудничества.

Основными составляющими сообществ обмена являются: [3]

§ Область знаний. Область знаний задает общую почву для взаимодействия, формирует своеобразие сообщества, побуждает членов сообщества участвовать в общей деятельности и вносить свой интеллектуальный вклад в развитие сообщества.

§ Сообщество людей, которые интересуются этой областью знаний.

§ Общая деятельность и реальные задачи, с которыми сталкиваются все члены сообщества.

Сообщества обмена сегодня являются важной формой создания и развития научных сообществ, обеспечивая активный обмен знаниями, идеями, опытом, который предполагает научная деятельность.

Сегодня существует большое количество научных сетевых сообществ, Примерами таких сетей являются:

Сообщество психологов, использующих в своей практике Тест Репертуарных Решеток – Web Grid? – http://tiger.cpsc.ucalgary.ca

 

Сообщество «Принципы Кибернетики» – портал, в рамках которого ученые обсуждают проблемы эволюции в приложении к различным областям окружающего мира

 

Кузница Кода – Sourceforge http://www.sourceforge.net – портал, жители которого работают над созданием открытых программных средств.

 

Advogato – http://www.advogato.org/ – сообщество, внутри которого обсуждаются проблемы создания и продвижения свободного программного обеспечения.

 

Конференция, в которой обсуждается использование среды Net Logo?, в частности для моделирования процессов самоорганизации сообществ.

 

 

Многие из научных сетевых сообществ организуются как сети мастерства (networks of excellence). Одним из примеров такой сети является разрабатываемая при участии авторов сеть мастерства «Модели и методы управления сложными социально – экономическими системами на основе современных информационных технологий» (www.bi-network.ru\noe). Как вид сетевого сообщества, она направлена на повышение научного и технологического потенциала путем консолидации исследований по заданным направлениям, а также исследовательских групп, объединяемых на национальном и на межстрановом уровне. Содержанием деятельности сети является интеграция исследовательского потенциала участников, совместные исследования и проекты, распространение знаний.

Одной из принципиальных задач, определяющих существование сети и ее эффективного развития, является организация делового взаимодействия участников сети, определение форм общения, поддержание заинтересованности в сетевом взаимодействии.

В России априори качественно иная ситуация с нормами сетевого общения по сравнению с Западом, где компьютер стал предметом общего пользования гораздо раньше. Соответственно нравственно–нормативные модели пользования языком были выработаны раньше и носили несколько иной характер. Однако в настоящий момент, принимая во внимание отсутствие четких границ в виртуальном пространстве, было бы несправедливо говорить о некоторых, специфичных лишь для России нормах сетевой коммуникации.

Феномен деловой коммуникации в сетевых сообществах, в первую очередь, заключается в том, что данные сообщества менее подвержены бюрократизации и формализации.

В научных сетевых сообществах, где априори доминирует формальный дискурс, структурообразующими являются отношения, формирующиеся спонтанно. Доминантой в данном случае будут являться индивидуально-психологичесие параметры субъекта. Соответственно, здесь также необходимо учитывать некие общепринятые этические нормы и нравственные принципы, регламентирующие процесс интеракции людей в сфере научной деятельности. В процессе формирования и функционирования данных сообществ может происходить сближение социальных групп, отсюда нередко возникает возможность принадлежности одновременно к нескольким социальным кругам и сообществам обмена знаниями.

Существует точка зрения, что сообщество образуется преимущественно тогда, когда пространство содержательных действий совпадает с пространством информации.

С психолингвистической точки зрения интересно рассмотреть проблемы личности в структуре сетевой коммуникации. Возможно, сетевые формы бытия личности повлияли на некоторую динамику ценностных ориентаций и мировоззренческих представлений, связанных с освоением новых форм дискурса (этических навыков электронной коммуникации), это во многом связано с видами и способами самопрезентации языковой личности в виртуальном дискурсе. Если дискурс в общелигвистическом смысле слова – это текст, погруженный в ситуацию общения, то виртуальный дискурс представляет собой текст, погруженный в коммуникативную ситуацию в киберпространстве. Соответственно, сам по себе сетевой дискурс во многом новый тип и качественно иное пространство коммуникации. В значительной степени это связано с частичным снятием этических барьеров коммуникации, обусловленных виртуальной средой. На сегодняшний день можно смело утверждать, что в коммуникативной среде интернета имеет место своеобразная трансформация языка и языковой личности в целом. По сути дела, человек репрезентует себя только через текст. Данное явление, во многом, касается и научной сферы. Это обусловлено преимущественным отсутствием вербальных параметров коммуникации, а также тем, что пользователь одовременно включен в сложный многосторонний процесс коммуникации и в процесс личностной самоидентификации с новыми гранями. По сути, это взаимная самопрезентация коммуникантов в рамках определенного дискурса, включающая определенные ритуалы коммуникации. В результате целенаправленной коммуникации в сети возник так называемый сетевой этикет («нэтикет»). Он подразумевает собой наличие основ культуры речи и стилистики в рамках сетевой коммуникации, а также ценностные ориентации и мировоззренческие представления в рамках сетевого взаимодействия.

Эмоциональный компонент сетевого общения, виды и способы коммуникации, как правило, имеют тенденцию быть унифицированными для представителей разных культур, хотя, безусловно, следует учитывать особенности национального менталитета и дискурса.

Некоторые из правил нэтикета очевидны и входят в кодекс обыденной вежливости и представляют собой этические аспекты электронных коммуникации

Это касается формы обращения, выбора залога, роли местоимений, тональности общения и тд. Все эти правила идентичны и одинаково применяются при интеракции в различный жанрах киберкоммуникации.

Научный сетевой дискурс можно рассмотреть как комбинацию личностного и институционального дискурсов. Более того, это будет необходимое и достаточное условие для его возникновения и существования.

Данный тип дискурса при всей его тенденции к неформальности можно отнести к системообразующему дискурсу с содержательной, структурной и стилевой доминантами.

В научных сообществах стилистической доминантой, безусловно, являются научный и официально-деловой стили с некоторой вариативностью.

По мнению Карасика В. И., [2] к базовым характеристикам научного сетевого дискурса можно отнести: общую цель, статусное равенство участников, электронный сигнал как способ существавания, виртуальное пространство, дистанцированность, возможную опосредованность, гипертекст, комбинацию различных типов дискурса. Одной из основных базовых характерстик сетевого дискурса является широкое использование компьютерного жаргона.

Факторами, влияющими на использование компьютерного жаргона, являются:

- возраст коммуникантов;

- отношение к ценностям киберкультуры;

- профессиональный уровень;

- стремление использовать жаргон как дискурсивный маркер.

В соответствии с вышеперечисленными факторами в киберпространстве зачастую имеют место фиксированные правила коммуникации.

К лексико-синтаксическим особенностям сетевого дискурса следует отнести широкое использование аббревиатур, характерные сочетания научных терминов и разговорных слов, нейтральной и грубой лексики. Достаточно часто встречаются англицизмы и профессиональный сленг.

К струкурно-синтаксическим особенностям научного сетевого дискурса следует отнести совокупность стандартных синтаксических моделей, характерных для научного дискурса в целом. В качестве невербальных параметров выступают графические стилистические средства (размер шрифта, курсив, знаки препинания, смайлы). Они существенно влияют на формирование эмоционально-экспрессивоного простанства коммуникации.

Функционально-прагматические особенности относятся к ситуативно-контекстуальным параметрам, то есть к различным способам организации дискурса с точки зрения перечисления его элементов. Сюда же следует отнести различные межтекстовые связи и поддерживание контакта с участниками общения. Прагматические параметры представляют собой точность и четкость, характерную для научной сферы, а с другой стороны, часто встречаются синтаксические модели, присущие разговорному стилю.

В научном сетевом научном дискурсе нередко бывают представлены разностилевые явления, что во многом обусловлено экстралингвистическими факторами.

Жанровая дифференциация электронного дискурса во многом обуславливают специфику деловой коммуникации в сетевых сообществах.

Средства мгновенного обмена сообщениями - эта форма интернет – общения имеет очень много общего с чатом так как в целом ориентирована на синхронное общение и пользователь получает возможность обмениваться сообщениями в режиме реального времени с любым количеством собеседников. Как правило, в данном случае осуществляется синтез диалогового общения и речевого взаимодействия коммуниканта с несколькими партнерами одновременно.

Асинхронная электронная коммуникация представлена компьютерными конференциями и интернет-форумами. Принципиальное отличие конференций и форумов от других жанров интернет-общения сводится к тому, что взаимодействие между коммуникантами осуществляется не одновременно и репликовые шаги разделены значительными временными промежутками. Так же одним из важнейших критериев выступает тематическая определенность содержания сообщения.

Классификация жанров электронной коммуникации как правило осуществляется на основании синхронного и асинхронного видов общения и количества возможных собеседников.

Некоторые из них (веб-сайты) имеют дискурс преимущественно статичного характера, тяготеющий к письменной речи, а чат, напротив, тяготеет к устной. Электронная почта, к примеру, и асинхроный чат совмещают устную и письменую речь.

В деловом общении в киберпространстве между партнерами так же могут возникать совер­шенно специфические коммуникативные барьеры. Барьеры в широком смысле слова определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность. Одна из социологических трактовок коммуникативных барьеров как в объективной реальности так и в киберпространстве, может быть сведена к их определению через категории условий или факторов, затрудняющих интеракцию и препятствующих обмену информацией.

Причины их по­явления разные: неодинако­вое знание предмета разговора, различный тезаурус, а также социальные, политические, профессиональные, религиозные, образовательные, культурные и национальные различия.

Целесообразно выделить следующие виды коммуникативных барьеров:

1. Логический барьер в деловой коммуникации воз­никает всякий раз, когда деловые партнеры различаются по особен­ностям мыследеятельности и не считают нужным учитывать специ­фику партнера по общению. К логическим барьерам можно отнести: неточность высказывания; несовершенство перекодирования мыслей в слова; наличие смысловых разрывов и скачков мысли; наличие логического противоречия в тезисе.

2. Стилистический барьер возникает при несовпадении формы представления информации ее содержанию.

3. Семантический барьер связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками для обозначения совершенно разных вещей.

Семантические барьерымогут вызываться разнообразными причинами: во-первых, это не­совпадение тезаурусов,то есть лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией, ограниченный лексикону од­ного из партнеров и богатый - у другого, во-вторых, соци­альные, культурные, психологические,национальные, религиоз­ные и другие различия.

Часто представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях в киберкоммуникации. В языке находят отражение привычные схемы размышлений, модели восприятия действительности, аккумулируемый в культуре опыт познания мира.

В заключение можно отметить то факт, что деловая коммуникация в сетевых сообществах вообще, и в научных сетевых сообществах в частности, представляет собой сложный процесс репрезентации личности через текст, ограниченный с одной стороны, существующими внешними нормами нэтикета, а, с другой стороны, процессом личностного и группового самоурегулирования.

28. Специфика электронных переговоров

29. Деловая коммуникация в агентных и человеко-агентных системах

30 Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи

31. Особенности консультирования в Интернете

Бытует мнение, что оказание психологической помощи может быть исключительно очным. Безусловно, очная форма психологической помощи (классическое психологическое консультирование) имеет свои очевидные достоинства. Классическое психологическое консультирование основано на «технических приемах», предполагающих межличностное взаимодействие при непосредственном общении.

 

Однако необходимо учитывать, что до сего времени аналитические исследования эффективности очной формы психологического консультирования в сравнении с консультированием в Интернете, а также сбор статистических данных никогда не проводился. По этой причине, нет оснований полагать, что консультирование в Интернете менее эффективно, нежели очная форма психологической помощи.

Вполне понятно, что для многих людей прийти к абсолютно чужому человеку, невзирая даже на то, что он является профессиональным психологом, и рассказать о проблеме, про которую даже думать неприятно – просто внутреннее, непреодолимое табу. С другой стороны есть люди, для которых изложить свою проблему словами, да еще и в письменном виде в принципе невозможно. Каждый человек, ищущий психологической помощи, найдет своего психолога и свою, наиболее подходящую для него, форму консультирования.

Психологическое консультирование в Интернете в сравнении с классическим консультированием «лицом к лицу», безусловно, для определенных типов людей имеет значительные преимущества.

Как новая технология, психологическое консультирование в Интернете, имеет свои неоспоримые достоинства:

 

· По умолчанию виртуальная среда общения удовлетворяет желание клиента, обратившегося к психологу в Интернете, в психологической безопасности, поскольку процесс психологического консультирования в Интернете проходит абсолютно анонимно. В данной ситуации человек может оставаться инкогнито и, осознавая собственную психологическую безопасность, полностью «излить душу».

· · Помощь психолога в Интернете обеспечивает «эффект попутчика», который обладает достаточно определенной социально-психологической основой. Его суть заключается в том, что человек в состоянии абсолютно искренне высказаться («исповедоваться в грехах», поведать о трудностях, облегчая этим себе душу) другому человеку, осознавая, что с ним он больше никогда не увидится. При общении в Интернете в подавляющем большинстве случаев, именно так и происходит, что и способствует развитию такого социально-психологического явления как « эффект попутчика ». Огромным достоинством психолога-консультанта в Интернете, как «попутчика», является его профессионализм в области оказания помощи человеку во время сложных периодов жизни.

· Искренность человека, обратившегося к психологу-консультанту, по отношению к себе самому имеет ярко выраженный положительный психотерапевтический эффект, что само по себе иногда приводит к разрешению психологической проблемы.

· Процесс изложения человеком личной проблемы, особенностей личных переживаний, автобиографии, необходимый для обращения к психологу в сети Интернет, является продуктивной психологической техникой, так как позволяет человеку шире и честнее взглянуть на себя. Это также является целительным психологическим средством, которое ведет к более полному осознанию собственной личности и своей затруднительной ситуации в более широком аспекте и способствует появлению неожиданных, решающих проблему открытий и озарений. Иногда даже полное систематизированное изложение сути кризисной ситуации само собой приводит к улучшению душевного состояния. Данный эффект значительно усиливается в случае психологического консультирования в сети Интернет.

· В случае применения всемирной паутины гораздо проще, чем в жизни, выбрать подходящего психолога-консультанта, поскольку информация о данном специалисте доступна из самопрезентаций, статей и отзывов на сайте.

 

Естественно, получение психологических консультаций в Интернете в сравнении с очной формой психологического консультирования имеет и свои «слабые» стороны:

· У психолога-консультанта в Интернете нет реальной возможности корректно протестировать человека, оценить его состояние, особенности поведения, «прочесть» жесты и мимику. В результате чего психолог-консультант в Интернете не в состоянии получить адекватную диагностическую невербальную информацию о человеке, с которым работает.

· Зачастую человек, обратившийся за помощью к психологу-консультанту в сети Интернет, предоставляет недостаточную, либо некорректную информацию о себе и своих трудностях из-за принципа подобного типа психологической помощи – «вопрос – ответ». В силу данного обстоятельства ответы (как его психолога-консультанта в Интернете, так и клиента) могут иметь весьма поверхностный и обобщенный характер.

Порой, получив помощь психолога-консультанта в Интернете, человек понимает, что ему необходимо обратится к психологу в реальном времени с целью дальнейшего длительного сотрудничества. А зачастую происходит так, что для выхода из сложившейся кризисной психологической ситуации достаточно консультации полученной в Интернете.

32. Деловая коммуникация в блогах

 


[1] Скаженик Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. С. 67




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.