Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, понятия, имена 4 страница. Русофилия– термин, отражающий любовь и особо доброжелательное отношение к русским




Русофилия – термин, отражающий любовь и особо доброжелательное отношение к русским.

Русофобия – термин, отражающий враждебное отношение к представителям русской нации.

Сакральное – (от лат. «посвящённое богам», «священное», «запретное», «проклятое») святое, священное, принципиально отличное от обыденной реальности и исключительно ценное. Употребляется в значении сокрытости, неприкосновенности. Для религиозного сознания сакральное есть «совершеннее Иное», то, что «исполнено благодатной иночеловеческой силы». В религии как чудесное, сверхъестественное.

САНСАРА – одно из основных понятий религиозно-философских воззрений в культуре Древней Индии; означает бесконечную цепь перерождений («колесо сансары»).

Семиотика (греч. «относящийся к знаку») – общая теория знаков и знаковых систем и типов знаковой деятельности.

Соборность – самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит прославление с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. Исходным положением идеи соборности послужило то обстоятельство, что, находясь между двумя культурами – Востоком и Западом и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начал были синтезированы в идее «соборности».

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2 пол. 18 – нач. 19 века. Отталкиваясь от просветительского рационализма, объявил доминантой «человеческой природы» не разум, а чувство, путь к идеальной личности, высвобождение и совершенствование «естественных» чувств, отсюда большой демократизм и открытие сентиментализмом богатого духовного мира простолюдина. Сентиментализм предваряет романтизм, но в отличие от романтизма связан с просветительскими идеями. Главные представители6 С.Ричардсон, Л.Голдсмит, Т.Смоллетт; в России вершина сентиментализма – «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – 1) философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности, сомневающееся в существовании какого-нибудь надёжного критерия истины; 2) критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в возможности, правильности или истинности, крайнее сомнение в чём-нибудь.

СИНКРЕТИЗМ – соединение, объединение, неразделенность. Качество, характеризующее неразвитость чего-либо.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – русское общественно-политическое и философское направление, отстаивающее идею национальной самобытности России, источник которой они видели в устоях русской общественной жизни, не содержащих глубоких внутренних противоречий.

Соборность - самобытность русской общественной организации (самоорганизации). Исходным положением соборности послужило то обстоятельство, что, находясь между двумя культурами - Востоком и Западом – и впитывая их, Россия объединила восточное подчинение индивида родовому клану, общине и западный индивидуализм, уважительное отношение к личности. Эти два культурных начала были синтезированы в идее соборности.

СОКРАТ (около 470-399 гг. до н.э.) - выдающийся древне-греческий мыслитель, философ, родоначальник критического метода в поиске истины, воплощенного в форме диалога. В словах: «Я знаю, что я ничего не знаю…», - почти вся «формула» его философии. Сократ считал, что незнание, или точнее, знание человека о своем незнании, является предпосылкой познания, так как стимулирует поиск истины, заставляет человека «поразмыслить и поискать». Для культурологии важное значение имеют не только знаменитые высказывания Сократа, но и сам облик знаменитого мудреца – независимого и честного мыслителя, мужественного человека, чья жизнь и трагический конец стали примером «античного человека».

СОФОКЛ (Y в. до н.э.) - древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Автор трагедий «Эдип-царь», «Антигона», «Электра» и др. В его трагедиях постепенно усложняются психологические характеристики героев, которые перестают быть лишь орудием в руках богов.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс освоения индивидом системы социальных связей и отношений, социального опыта, в ходе которого индивид обретает качества, необходимые для нормального взаимодействия с существующими социальными институтами, для нормальной жизнедеятельности в обществе в качестве полноправного члена этого общества.

Социальный характер – (возникает в процессе адаптации как бессознательное приспособление индивида к социальным структурам общества) это основное понятие в концепции Э.Фромма, которое объясняет взаимодействие между индивидом и обществом, влияние социально-экономических и культурных факторов на формирование человеческого характера, роли психологического фактора в социальном процессе. Социальный характер формируется обществом, его образом жизни, господствующими в нём социально-экономическими условиями. Социальный характер определяет общие психологические установки членов общества и включает в себя ту совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и господствующим образом жизни (культурой).

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНВЕРСИЯ – термин используется в культурологии для обозначения процессов развития ценностей на чуждой им основе – ценностей модернизации на базе традиционализма или наоборот, что приводит к изменению смысла явлений и процессов так, что они становятся прямо противоположными.

Стереотипы этнокультурные см. этнокультурные стереотипы

СУБКУЛЬТУРА – культура социальной группы (внутри господствующей культуры), отличающейся собственными ценностными ориентациями, образцами поведения, особенностями речи, одежды, форм проведения досуга и т.д., что, как правило, отражает особенности условий жизни этой группы.

СУБЛИМАЦИЯ – термин в концепции З.Фрейда, означающий исторически сформировавшуюся способность человека переводить (преобразовывать) психическую энергию животных инстинктов в формы творческой деятельности, одобряемые обществом (художественное творчество, социальная деятельность и т.д.).

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia – знание, наука) - мировоззренческая позиция, основу которой составляет представление о научном знании как высшей культурной ценности и достаточном условии решения всех проблем в жизни человека. Зародился в европейской культуре эпохи Просвещения и особенно утвердился в западной культуре конца XIX в., породив в то же время противоположную мировоззренческую ориентацию – антисциентизм. Последний подчеркивает ограниченность возможностей науки в решении проблем в жизни человека, толкует науку как враждебную человеческой природе силу и требует уравнять науку с другими ценностными формами общественного сознания – религией, моралью, искусством.

СЮРРЕАЛИЗМ – буквально означает сверхреализм; одно из направлений модернизма в искусстве ХХ века, идейными основами которого был, прежде всего, фрейдизм. Главная опора художника – образы сновидений, галлюцинаций, бреда, воспоминаний младенческого возраста или мистических видений. В сюрреализме нет полного отхода от изобразительности, но «реальные формы жизни» дополняются разрушением логических связей мира, изменением реальных свойств и т.д.

ТАЙЛОР (ТЭЙЛОР) Эдуард Бернард – (1832-1917) английский этнограф и антрополог. Известен своими исследованиями истории культуры, истоков и развития религии. Главный научный труд – «Первобытная культура» (1871). Стоял на позициях культурного эволюционизма. Центральным понятием этого направления было понятие «эволюция» - плавное накопление изменений, которые постепенно ведут к усложнению любого биологического или социального организма. Культура рассматривалась как совокупность процессов и форм адаптации людей, организованных в сообщество, к их природному окружению. Определяя понятие культуры, Тайлор писал: «Культура …слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Важное значение для культурологии имеют две идеи Тайлора.1) Человек – часть природы, развивающаяся по ее общим закономерностям. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры. 2) Каждая стадия в жизни культуры связана с предыдущей, является ее продуктом. Поэтому все народы и все культуры связаны в один эволюционный ряд.

ТЕРТУЛЛИАН (около 160-220 гг.) - христианский богослов и писатель. Утверждал величие христианской веры в силу ее несоизмеримости с разумом человека, тем самым выражая антагонизм христианства и античной культуры. Утверждал принцип: «Верую, потому что абсурдно». В конце жизни порвал с церковью, упрекая ее в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества.

ТОЙНБИ Арнольд (1889-1975) – английский историк, философ и социолог, автор 12-томного труда «Исследование истории» («Постижение истории»), в котором он стремился осмыслить культурно-исторический процесс как смену локальных культур – «цивилизаций». Множество цивилизаций отличаются друг от друга, но все вместе они есть ступени на пути реализации человеком своего божественного предназначения: духовное совершенствование и восхождение к единой религии, которая задаст общий смысл бытия всего человечества. Генезис цивилизаций Тойнби описал в своей концепции вызова и ответа. Каждая цивилизация возникает при наличии двух необходимых условий: 1) благоприятной среда обитания, которая бросает вызов человеческому сообществу; социально-природные условия должны быть не слишком плохими и не слишком хорошими; 2) наличие в данном сообществе творческого меньшинства – группы людей, способных найти адекватный ответ на этот вызов внешних сил. Тойнби убежден, что отсутствие вызовов есть отсутствие стимулов к развитию цивилизаций. Но само развитие есть результат усилий общества, в котором большинство добровольно подражает творческому меньшинству. Рано или поздно любая цивилизация приходит к неизбежному концу, главной причиной которого является то, что очередной вызов остается без ответа: либо вызов оказался слишком суровым, либо адекватный ответ не был осуществлен обществом по причине упадка творческих сил у творческого меньшинства, отказа большинства добровольно следовать за меньшинством или утраты социального единства в обществе. Фаза упадка цивилизации имеет три подфазы: надлом, разложение и исчезновение цивилизации.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – терпимость к чужому мнению и убеждениям, бесконфликтное отношение к новому, неизвестному, чужому, иному. Оптимальная стратегия существования в сложном, культурно разнообразном, динамичном, индустриальном, глобальном мире.

ТОТЕМИЗМ (тотем – его род) – ранняя форма религии, основанная на вере в сверхъестественную кровную связь представителей той или другой общины с каким-либо видом животных или растений (реже явлениями природы и неодушевлёнными предметами). Тотем считался не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу (вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу). Тотемные племена верили в то, что после смерти каждый человек обращается животное своего тотема, следовательно, каждое животное – это умерший родственник. Тотему поклонялись, его умилостивляли и к нему приобщались. Тотемизм – самая ранняя и самая сильная форма идентификации группы. Это видимый знак единства и солидарности рода, понятие кровного родства. Возникло понятие «МЫ» противовес понятию «чужие».

Трансформация культуры - глобальная, охватывающая различные стороны национальной культуры реакция на сильное внешнее воздействие, вступающее в конфликт с ранее сложившейся ментальностью. Культура вынуждена что-то утратить, что-то изменить в себе, чтобы обрести новую целостность в условиях вторжении в неё чуждых ей существенных новшеств.

Трансцендентное (от лат. выходящий за пределы) – находящееся за пределами бытия, недоступное познанию; божественное.

Трубадуры – провансальские поэты XI-XIII веков, их изысканная лирика была посвящена куртуазной рыцарской любви.

УАЙТ Лесли (1990-1975) - известный американский антрополог. В 1949 году изложил в книге «Наука о культуре» основополагающие представления о культурологии как о науке, базирующейся на принципиально новом способе подхода (системном подходе) к изучению культурных явлений, общих закономерностях культурно-исторического процесса и специфики самой культуры, поставил вопрос о статусе и характере отличия культурологии от других наук, занимающихся культурой, а также сделал первую попытку аналитического рассмотрения культуры с обозначенных им позиций.

Унификация - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Утилитаризм (лат. польза, выгода) – 1) позиция в этике: польза – это основа нравственности и критерий человеческих поступков; 2) поход, отношение к чему-нибудь, в основе которого лежит стремление из всего извлекать выгоду, пользу.

Утилитарный - имеющий практическое применение; прикладной.

Феномен (греч. являющийся) – 1) явление, в котором обнаруживается сущность чего-нибудь; 2) редкое, необычное явлений; 3) выдающийся, исключительный в каком-нибудь отношении человек (уникум).

ФЕТИШИЗМ – ранняя форма религии, основанная на вере в сверхъестественную силу вещей – амулетов, талисманов, оберегов и т.д.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – область культуры, реализующая систему мировоззренческих принципов отношения человека к своему физическому телу. В разные эпохи эти принципы были различны: от признания гармонии тела и духа в культуре Античности или Возрождения – до противопоставления духа и тела в христианской культуре средневековья, безоговорочно признающей приоритет духа над телом. Формировались соответствующие формы физического и нравственного воспитания, личной гигиены и т.д.

Филантропия (греч. – люблю + человек) - благотворительность, помощь нуждающимся.

ФРЕЙД Зигмунд (1856-1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основоположник психоанализа и психоаналитической концепции культуры, представитель натуралистического направления в культурологии. В основе его теории культуры лежит новаторское учение о трехуровневом строении человеческой психики: (1) бессознательное Оно, которое имеет природное происхождение и включает в себя животные инстинкты; (2) сознательное Я, выступающее посредником между бессознательным и внешним миром, которое регулирует поведение индивида, его приспособление к объективным природным и социальным условиям; (3) Сверх-Я, объединяющее запреты и нормы общества, усвоенные человеком первоначально бессознательно в процессе воспитания и в дальнейшем выступающее высшим критерием для оценки социального поведения, то есть совесть человека.

Придавая большое значение инстинктам, Фрейд выделяет в качестве основного - сексуальный инстинкт (либидо) и неразрывно с ним связанный деструктивный, разрушительный инстинкт (мортидо) - который обладают самой большой энергией для своего проявления. Эта энергия требует выхода, разрядки, что может быть сделано с помощью разных форм поведения: (1) удовлетворение потребностей Оно; (2) подавление потребностей Оно волевым усилием и сознательным следованием велениям совести; (3) сублимация как исторически сформировавшаяся способность человека переводить энергию животных инстинктов в различные формы творческой деятельности, одобряемые обществом. Таким образом, культура, по Фрейду, рассматривается как проявление индивидуальной психики в общественной жизни. Спорт, наука, искусство, мораль – все это продукты сублимации первичных инстинктов. Признавая необходимость культуры для выживания общества в борьбе с природой, Фрейд негативно оценивает культуру по отношению к индивиду: «Чем более развита культура, тем несчастнее человек». Культурные запреты и нормы блокируют первичные влечения, не допуская их естественного удовлетворения и вызывая невротические изменения психики человека, что непременно выражается в поведении индивидов, в развитии социальные конфликтов и противоречий. Важнейшими элементами культуры, призванными смягчать психическое напряжение в жизни людей, являются, по Фрейду, религия и искусство, что и объясняет рост их значения в культуре.
Основные культурологические идеи Фрейда отражены в работах: «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой» и др.

ФРОММ Эрих (1900-1980) – нем.-америк. психолог и социолог, основоположник неофрейдизма, ученый-гуманист, который пытался соединить фрейдизм с марксизмом. Главная тема размышлений – взаимодействие психологических и социальных факторов в процессе общественного развития. В структуру бессознательного в психике человека Фромм вводит «социальный характер» как результат бессознательного приспособления человека к социальным структурам общества, без чего невозможно эффективное приспособление к требованиям общества. В результате у индивида формируется чувство безопасности и защищенности. Полемизируя и с К.Марксом и с З.Фрейдом по поводу «человеческой природы», целей и средств освобождения человека от иллюзий и эксплуатации, Фромм развивает оригинальную версию культурной антропологии. Он делает акцент не на революции (К.Маркс) и не на медицинских мерах помощи человеку (З.Фрейд), а на задачах культурной политики. Он полагает, что путем организации социальных институтов и групп, основанных на дружеской заботе, любви, можно воспитать разумную творческую личность, проникнутую чувством ответственности, можно строить «здоровое общество». Детерминация человека свободным разумом важнее, чем детерминация экономическими отношениями (К.Маркс) или инстинктами (З.Фрейд). Культура, по Фромму, не «надстройка» (К.Маркс) и не инструмент выживания (З.Фрейд), а истинная «стихия жизни» человека. Служение культуре, то есть жизнь ради делания добра, ради заботы о ближнем, ради творчества, есть наиболее естественная, «здоровая жизнь» для человека. Согласно Фромму, фрейдовская ориентация психики на архаические состояния является не свободной, а невротической. Она возможна только в периоды кризисов и потрясений, когда человек теряет почву под ногами и находит выход в «бегстве от свободы». Суть этого феномена в том, что массы людей, потеряв уверенность в завтрашнем дне и чувствуя бесплодность тех способов выживания, к которым они привыкли, впадают в невротическое состояние и готовы добровольно отказаться от своих прав и свобод, вверить свою судьбу любому демагогу, обещающему взять на себя их заботы. В этих случаях человек толпы обретает силы и уверенность, проецируя бессознательный инфантильный образ отца на фигуру авторитарного лидера. Отказ от свободы в цивилизованном обществе равносилен, по Фромму, прорыву архаических стадных и агрессивных влечений их коллективного бессознательного в общественное сознание. Фромм выступает против всякого авторитаризма, настаивая на том, что в любой ситуации человек должен делать свой выбор сам и нести за него ответственность. Основные работы Э.Фромма: «Человек как он есть», «Разумное общество», «Анатомия человеческой деструктивности», «Иметь или быть?» и др.

ХАРИЗМА – наделенность какого-либо лица (харизматический лидер) исключительными качествами и способностями, вызывающими у своих приверженцев чувство преклонения, безоговорочную веру, готовность следовать ему, подчиняться и т.д.

ХЕЙЗИНГА Йохан (1872-1945) – голландский историк и культуролог, один из авторов «игровой концепции культуры».

В своей работе «Homo Ludens» (Человек играющий) Хейзинга утверждает, что игра старше культуры и игра творит культуру. Хейзинга выделяет ряд специфических для игры признаков: 1) это свободная деятельность, которая не может быть необходимостью или долгом; 2) игра не утилитарна, она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей, на достижение полезного результата, цель игры в ней самой, в удовольствии от выигрыша, своего успеха; 3) игра всегда является выходом за рамки действительности в область воображаемого, придуманного; 4) в игре всегда есть определенные правила, поэтому игра упорядочена; 5) игра всегда есть соперничество с другими, в ходе которого приходится бороться с трудностями, преодолевать препятствия, что придает игре особую остроту; и т.д.

Игра старше культуры, поскольку все ее основные черты присутствовали в игровом поведении животных. Их игра свободна и доставляет им радость сама по себе. Они соблюдают определенные правила – принимают определенные позы, изображают свирепость и т.д. Так что уже у животных игра выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Возникновение человеческой культуры изначально происходит в форме игры. Все виды деятельности человека в архаическом обществе «разыгрывались». Все современные формы культуры также родились в игре: культ вырастал из священной игры, музыка и танец были ритуальной магической игрой, право выделилось из обычаев социальной игры и т.д. Но роль игры в истории культуры не всегда была одинакова. По мнению Хейзинги, по мере культурного развития игровой компонент отступал на второй план. Вытеснение игры активно началось в XYIII в., когда обществом начал завладевать дух практицизма и рационализма. Производство и материальный интерес становятся идолом в жизни людей. Такая ситуация, достигшая в ХХ в. своего апогея, привела к кризису европейской культуры. Практицизм, деловитость берут верх над игровым поведением, необходимость и целесообразность - над непрактичным стремлением к «игре по правилам»; благородство и бескорыстие игрового поведения вступили в противоречие с жестокостью рационализированного поведения современного человека. Даже игра превратилась в суррогат игровой деятельности – в профессиональный спорт, профессиональное искусство и т.д. Потеряла игра и свой общедоступный и творческий характер, ведь чем больше в ней участников и чем меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Сегодня же игра имеет намного больше зрителей, чем участников. Путь выхода из кризиса Хейзинга связывает с возрождением первозданной игровой природы культурной деятельности человека.

Христианство - монотеистическая, мировая религия. Возникло в Иудее в I веке нашей эры (начало новой эры связано с датой «рождество Христова») с проповеднической деятельности Иисуса Христа (по-гречески – «Христос», а по-древнееврейски «Мессия», что означает «Помазанник»). Учение Иисуса Христа выделилось из иудаизма, из которого восприняло: монотеизм, «Библию» - «Ветхий Завет» (священная книга иудаизма); Синайские заповеди, записанные Моисеем (ок. 1230 г. до н.э.) – «чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй». Священные тексты христианства назывались «Книгами» («Библия» по-гречески «Книги»), они разделяются на две части. Первая, более древняя часть – «Ветхий Завет» - общая для иудаизма и христианства, вторая часть, которой нет в Библии иудейской – «Новый завет». В отличие от иудаизма появляется новый образ Бога: Иисус - бог-мученик, человеческий лик Бога, Вера, надежда, любовь – путь праведника, Царство Божие – не на земле, не на небе, а в душах людей. Заповеди Христа (обозначенные в Нагорной проповеди) – нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый христианин. Таинства – священные действия, через которые тайно даётся человеку благодать Святого душа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. В 4 веке нашей эры в Римской империи признали христианство как государственную религию. После разделения Римской империи в 395 году на Западную (столица – Рим) и Восточную (столица – Константинополь) возникло соперничество между Римскими папами и Константинопольскими патриархами, которое привело к расколу на католичество и православие. В 17-18 веках возникает протестантизм, который отделился от католичества.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ – самые общие представления о добре и зле, важном и неважном в жизни и т.д.- духовные ориентиры, которые организуют жизнь больших масс людей в обществе.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – термин, который используется в разных значениях: 1) синоним понятия «культура»; 2) высшая ступень в развитии культуры; 3) «эпоха умирания культуры» (О.Шпенглер); 4) цивилизация и культура – два различных способа реализации творческих сил человека: в культуре все материальное и практическое служит духовному началу, а в цивилизации духовное начало служит материальному и практическому; цивилизация – это способ и уровень овладения силами природы, а культура – овладение человеком своей собственной природой, смысл и цель культуры – развитие «человеческого» в человеке.

ЦИЦЕРОН, Марк Тулий -(106-43 гг. до н.э.) римский государственный деятель и философ, знаменитый оратор и теоретик риторики. Одним из первых стал трактовать термин «культура» как умственную деятельность, «возделывание души», меру совершенствования человека. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, но обязательно включает и особое духовное состояние – служение интересам государства. Особое внимание в культурном развитии личности уделял ораторскому искусству.

Цинизм (от греч.) – бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, автор знаменитой работы «Закат Европы». Культурологическая концепция Шпенглера – теория «замкнутых культур» - вариант теории культурно-исторических типов. Шпенглер отрицает существование единого культурно-исторического процесса, который захватывает все страны. История, по Шпенглеру, есть смена «замкнутых культур», между которыми нет взаимопонимания и преемственности. Каждая такая культура подобна живому организму и подчиняется законам органической жизни: она представляет собой целостный «организм», обладающий жестким внутренним единством и обособленный от других «организмов»; «организм» рождается, проходит этапы взросления, достигают расцвета, стареют и умирают. Подобно растениям, культуры вырастают из определенного ландшафта, приспосабливаясь к его особенностям. Каждая культура обладает особой «душой культуры», которая нематериальна и бессознательно проявляется в деятельности людей и ее результатах – живописи, музыке, архитектуре, поэзии, науке и т.д. Вырастая в определенном ландшафте, «душа культуры» формирует определенный прасимвол, который недоступен разуму человека, но порождает все богатство и своеобразие конкретной культуры. Он кроется в этических нормах и религиозных культах, в символах искусства и форме государства. Но сам прасимвол не исчерпывается своими конкретными проявлениями, он непостижим и неосуществим. В соответствии со своим прасимволом культура чувствует, мыслит и творит.Все культуры уникальны, а потому равноценны. Но не все культуры проходят жизненный путь (около 1000 лет) до конца, они погибают раньше в результате внешних причин: природный катаклизмы, военные завоевания и т.д. За всю историю человечества существовало всего 8 культур, достигших своего естественного завершения. На последней стадии своего существования (эпоха умирания) эти культуры вступают в стадию цивилизации, которую Шпенглер противопоставляет культуре как ее антипод: духовная жизнь замирает, религиозная жизнь угасает, искусство вырождается, творчество сменяется бесплодием, стандартной «работой» массового человека - жизнь возвращается к чисто биологическому существованию. По мнению Шпенглера, Западная Европа вступила в эпоху цивилизации в конце XIX- начале XX вв.Культурологические идеи О.Шпенглера отражены в его работах: «Закат Европы», «Человек и машина» и др.

Эволюционная модель культурно-исторического развития см. модель эволюционная.

Эвфемизм (от греч. – хорошо + говорю) – слово или выражение, заменяющее другое неудобное для данной обстановки или грубое, неправильное.

ЭЗОП (YIв. до н.э.) - древнегреческий баснописец, которого считали создателем басни. Легенды рисуют Эзопа народным мудрецом в обличии хромого раба, которого отпустили на волю за его талант. Умел в своих баснях сочетать понятный простому люду краткий развлекательный сюжет с побуждающей к размышлению моралью. Ему приписывались сюжеты почти всех басен, известных в античной культуре. Эти сюжеты легли в основу и многих басен Лафонтена, Крылова и др. баснописцев в европейской и русской культуре: «Лиса и виноград» и др.

Эзотерический (от греч. – внутренний) – 1) тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях магических формулах); 2) термин, относящийся ко всему, что понимается немногими избранными, что вверяется только им.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.