Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поэзия Ф.И. Тютчева. Особенности поэтики




Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября [5 декабря] 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния — 15 [27] июля 1873, Царское Село) — русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской АН с 1857 года.

 

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря (по новому календарю) 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование, изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. В 14 лет в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Историко-филологическом факультете в Московском университете, где его преподавателями были Мерзляков и Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Зачисление на службу состоялось по просьбе родственника, графа Остерман-Толстого. Здесь он знакомится с Шеллинг, и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, позже выходит замуж за Аксакова.Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, поседел за несколько часов. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей.Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком».Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского.Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). 17 апреля 1858 г. действительный статский советник Тютчев был назначен Председателем комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 г. Тютчев был произведен в тайные советники.4 декабря 1872 года поэт перестал двигать левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 июля 1873 Тютчев скончался.

Особенности творчества

«Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие— около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837—47 гг. почти не писал стихов и вообще мало заботился о своей репутации поэта». (Михайловский, 1939, с. 469.)«Тоска, — свидетельствовал И.С. Аксаков, — составляла как бы основной тон его поэзии и всего его нравственного существа... Как это часто случается с поэтами, мука и боль стали для Тютчева сильнейшими активаторами. Молчавший четырнадцать лет поэт не только вернулся к литературной деятельности, но именно после смерти Е.А. Денисьевой, на седьмом десятке, когда поэты окончательно выдыхаются, создал лучшие свои стихи... У него не было "творческих замыслов", часов, отведенных для работы, тетрадей, черновиков, заготовок, вообще всего того, что зовется творческим трудом. Он не корпел над стихами. Свои озарения он записывал на приглашениях, салфетках, почтовых листках, в случайных тетрадях, просто на клочках бумаги, попавших под руку. П.И. Капнист свидетельствовал: "Тютчев в задумчивости написал лист на заседании цензорского совета и ушел с заседания, бросив его на столе". Не подбери Капнист написанного, никогда б не узнали "Как ни тяжел последний час...". Бессознательность, интуитивность, импровизация — ключевые понятия для его творчества». Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский. Ф. И. Тютчев как поэт-философ.У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

Политическая лирика Ф. И. Тютчева

Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! «Цицерон», 1830 При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.Пейзажная лирика Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.Человек - малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода - иллюзия, призрак: Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно - воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое - это свет, день, жизнь.Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его. Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов

Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803—1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только средиширокой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстойвспоминал, как в 1855 году «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить

меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величиныего творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть векапечатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А.Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на

стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшимобразцам «русского поэтического гения». Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении

Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание егонаправлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, которыйвспоминал о своем ученике: «По тринадцатому году он переводил уже одыГорация с замечательным успехом». В Московском университете Тютчев слушал

лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юногопоэта в Общество любителей российской словесности. По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу ивесной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. Заграницей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне русской языковой стихии,к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женилсявторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский языкбыл языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, егопублицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писалисьтолько стихи. Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодическихизданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые(«Урания», «Галатея»). Только в 1836 году целую подборку его стихов,правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем«Современнике» Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценителипоэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский. Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятноедля поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век»русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния,отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Все меньшепечатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчевникогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и

поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его датьстихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет,естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-хгодах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия,опубликовав большую подборку их в «Современнике». В 1654 году выходит всвет первый поэтический сборник Тютчева, а второй—он же последнийприжизненный — в 1868 году. Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность,Тютчев писал родителям: «Не подлежит сомнению, что будь я еще на этойисходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу». Мы не знаем, чтоимел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако вовсе неиз-за отсутствия интереса к политике — напротив, внешнеполитические вопросывсегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева.видетельства тому—его публицистические статьи, его письма, воспоминаниясовременников. Россия, ее положение в мире, ее будущность—предметнеослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева:«Думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я,более постоянно озабоченным тем, что до нее относится». Поражение России вКрымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастрофа и

заставило его пересмотреть отношение к Николаю I и всему 30-летнемуправлению этого «царя лицедея», человека «чудовищной тупости». Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однакопринцип просвещенного самодержавия, согласно его взглядам, должен был

удовлетворять, в сущности, идеальным условиям, а именно: государственныечиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь —чиновником. За70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царствованиечаяниям поэта не отвечало — об этом можно судить по многочисленным егоедким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: «В Россиюможно только верить», упования, основанные на убеждении, что судьбу Россиирешит не «пена, плавающая на поверхности», а те могучие, невидимые силы,которые пока «таятся в глубине». Тютчев и«мел прекрасную возможность вблизинаблюдать за деятельностью государственной машины — ведь он до конца своихдней находился на государственной службе (сначала старшим цензором приМинистерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет — председателемКомитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало нанего обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутристраны с течением времени становится все более пессимистическим. «Вправительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достиглитаких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию»,—вынужденпризнать он на склоне лет. Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева —государственника и дипломата: «Часть моего существа отождествилась сизвестными убеждениями и верованиями». Этой «части» обязаны своимпоявлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своемнаписанные «по случаю» и в согласии с его принципом «смягчать, а нетревожить» сердца «под царскою парчою». Стихи эти значительно уступают всиле и художественности лирическим его произведениям, которые рождались изтаинственных родников, сокрытых в глубине души. Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный

художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он встихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связьчеловека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинстватютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическиммироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэтсамовластье «человеческого Я» — проявление индивидуализма, холодного иразрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особеннок православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностьюсудьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования —источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев—мятущийся агностик—впоисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так,он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа...»,«Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало,благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистическогомировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью,что «в одну любовь мы все сольемся вскоре...», то Тютчеву перспектива«слияния» рисуется весьма безрадостно. Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ «всепоглощающей имиротворной бездны» снова возникнет в стихотворении поэта «От жизни той,что бушевала здесь...». В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимаетнепонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная

тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающиеподозрения относительно самого существования загадки «природы-сфинкса» иналичия «творца в творении» неотступно преследуют поэта. Его угнетаетсознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичьвечную загадку бытия,— «длань незримо-роковая» неуклонно пресекает еенапрасные и обреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримоприсутствует терзавшая Паскаля мысль: «Меня ужасает вечное молчание этихбесконечных пространство». Вообще философия Паскаля чрезвычайно близкамироощущению Тютчева. В его поэзии немало образов и понятий, встречающихся

у французского философа, но едва ли не самое основное — это убеждениеТютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способностичеловека, а в настроении его сердца» созвучное одному из основныхположений философии Паскаля: «Сердце имеет свои законы, которых вовсе не

знает разум». Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачнаяпреграда — видимый мир — между человеком и «бездной» с ее «страхами имглами». У лишённого зрения «ночного» человека обостряется слух, послышитон «гул непостижимый» или вой «ветра ночного», которые напоминают ему о«родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остро

ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение«Альпы», лишенное в отличие от других его произведений на тему «день иночь» философского звучания, но тем более поражающее мрачными образами,найденными Тютчевым для спящих гор: Помертвелые их очи

Льдистым ужасом разят. В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную,

созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органовчувств»., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадатьвеликую тай«у природы.. Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняягроза», «Есть в осени первоначальной....», «Чародейкою Зимою..,» и -множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных иобразных пейзажных зарисовок. Аполлон Григорьев писал: <<Пантеистическое созерцание, созерцаниеподчиненное, тяготеет над отношениями к природе великорусской, но этоподчиненное созерцание и сообщает им при переходе в творчество их особеннуюкрасоту и прелесть. •<...> В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения,до глубины философского созерцанья, до одухотворения природы>>. Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемыйисточник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родилисьстихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладкодремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкаютнесколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь».Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасноохарактеризовал ее И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналосьмыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием

чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так

выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не

является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом,

взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает

нераздельно и неразрывно».

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею

характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и

в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были

неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как

стали обычным моим душевным состоянием» — такого рода признания нередки в

его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и

остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А.

Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение

восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим

собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела

отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных

духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с

материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких

законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и

беспокойное».

Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством

заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта.

Могущество весны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным

забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада: Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткойвозможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели —«Не встретишь мертвого листа»,— ни с чем не сравнимой отрадой целиком

отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески - всемирной».

Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в

предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного

наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев

близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно — весна!

Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире

весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:

На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая

свойства его собственной душевной и физической природы — хрупкой и

болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на

редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье

изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день

скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается

немощно и хило и т.п. Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений

части и целого — человека и природы — Тютчев вдруг приходит к неожиданным

прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только

«беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции: Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или

менее категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский характер в так

называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь

вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой

девушки Елены Александровны Денисьевой: Поэт-мыслитель всю жизнь — от ранней юности до последних днейболезненной старости—чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был

любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком

роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я,

быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее

названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...».

Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему

чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована

«жизнь отреченья, жизнь страданья»: Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отецотрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все

было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс

порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком

случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут

тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет

ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой

и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение

«бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14

лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от

чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания. Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперьвсе испробовано—ничто не помогло, ничто не утешило,— не живется — неживется — не живется...» В стихах «денисьевского цикла» особенно часты

характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!»,

определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и

муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в

сознании возникает народное понятие убивается... Да, Тютчев именно

убивается по Денисьевой Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не

властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность

содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры,

просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше

чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями.

Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».

 

 

А вообще-то Тютчев — весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов.

Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы — темы любви, природы и России — не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.

Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двусложным размером — ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, — признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:

Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался "роковым Севером", который стал для него "сновиденьем безобразным", он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:

Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная — есть ложь.

Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:

Ф.И. Тютчев принадлежал к литературному поколению русских романтиков-»любомудров» (В. Одоевский, И. Киреевский, С. Шевырев, Д. Веневитинов), что, в первую очередь, и определило своеобразие художественного мировосприятия этого великого русского поэта. Его лирику можно рассматривать как «дневник души», живущей личными предчувствиями и всеобщими предзнаменованиями, откликающейся как на мимолетное впечатление частного человека, отдельную яркую деталь окружающего мира, так и на грандиозные перемены, глобальные исторические события.

 

Ранние стихотворения Тютчева 1823 – 1825 годов («Слезы», «Проблеск», «К Н.») отражают увлеченность христианской мистикой, приверженность традициям поэзии Жуковского. В них присутствуют мотивы прозрения и озарения, образы «ангела слез», «ангельской лиры», «серафимских лиц», «адского пламени», «божественного огня». Земное в них противопоставляется небесному, тленное, суетное – вечному, бессмертному:

Период поэтической зрелости Тютчева совпадает с проявлением «античного» начала в его творчестве. Античность воспринимается поэтом также в романтическом ключе. В романтическом мировосприятии ему оказываются близки идея всеединства мира, ощущение «вселенской жизни», цельности мироздания, в которое органично включается и существование человека.

Однако чувство вселенской гармонии для Тютчева – это не застывшая красота, не однообразие и неподвижность природных форм, а постоянная изменчивость, вечное обновление, игра, динамика, фантазия. Данная идея воплощается в ключевых для всего творчества поэта образах стихии – воды, грозы, ливня. Таково, например, знаменитое хрестоматийное стихотворение «Весенняя гроза», утверждающее мотив всеобщего движения природы, обновления мира:

Одновременно, в этом стихотворении возникает символический образ золотых дождевых нитей, соединяющих небо и землю, утверждающих цельность мира, неразрывность его связей. Этот визуальный образ органично дополняется звуковым, подчеркивающим всеотзывчивость и гармонию природных форм: «И гам лесной и шум нагорный – // Все вторит весело громам». Мы видим здесь также, что романтическое видение мира Тютчева очень близко языческому, пантеистическому. Поэт создает свой вариант мифа о весенней грозе как вселенском космическом явлении, несущем обновление, свободу, радость.

Романтические образы грозы и весны неизменно присутствуют и по-разному варьируются во многих стихотворениях Тютчева («Успокоение», «В душном воздухе молчанье…», «Весенние воды», «Весеннее успокоение», «Как весел грохот летних бурь…», «Итальянская весна»). Вместе с лирическим героем читатель переживает предчувствие грозы как предвосхищение новизны, возрождения, обновления природы:

Таким образом, ключевой особенностью творческого мировоззрения Тютчева является то, что природа для него не просто поэтический фон, пейзаж души лирического героя, но особый предмет символического изображения, проекция человеческих переживаний, необходимый материал для философских размышлений о мире – его происхождении, развитии, взаимосвязях и противоположностях.

В тютчевском мировоззрении мы наблюдаем абсолютную гармонию мысли и чувства: герой-лирик неотделим у него от героя-мыслителя, романтически возвышенный мечтатель – от серьезного, глубокого философа. Не случайно Юрий Тынянов назвал творчество Тютчева «поэзией мысли». Эта черта сближает поэта с теоретиком немецкого романтизма Шеллингом, рассматривавшим физические явления природы как действия живой души и полагавшим, что природа «содержит в себе прообразы, не истолкованные еще ни одним человеком»:Символом поэтической мысли, возвышения человеческого духа выступает у Тютчева еще один «водный» образ – фонтан из одноименного стихотворения:

Здесь, как видим, снова возникает идея взаимосвязи земного и небесного, которая раскрывается в противопоставлениях «низ – верх», «“высота заветная” – земля». Одновременно, фонтан – «смертной мысли водомет», «жадно рвущийся к небу», но неизбежно превращающийся во «влажный дым», «огнецветную пыль», спадающую с небесной высоты.Таким образом, смысл и назначение природы, по Тютчеву, – в создании человека как разумного существа. Однако человеческий разум не в силах познать всю полноту и сложность жизни, сделать ее упорядоченной и бессмертной. Эту идею бренности, гибельности человеческой мысли поэт развивает в своем программном стихотворении «Silentium»: «Мысль изреченная есть ложь».

Лирический герой Тютчева утверждает ценность таинства невысказанной мысли, неиссякаемым источником, живым ключом которой становится гармония природы, всеединство мира. Высшее, действительное предназначение человека – победить в себе первобытный хаос, «роковое наследие» темных сил, приблизиться к Богу, христианскому пониманию жизни:

Начало 30-х годов XIX века, когда буржуазный уклад жизни восторжествовал над уходящей в прошлое эпохой романтизма, стало переломным моментом в творческой биографии Тютчева, ознаменовавшим значительные перемены в его мировосприятии. В это время поэт переживает глубокий духовный кризис и ценой отказа от ставшего ему чуждым и внутренне непонятным «большого мира» пытается сохранить свой «малый» – внутренний, духовный мир. Так тютчевский лирический герой окончательно приходит к идее эскапизма – ухода от внешнего мира, бегства от пошлой обыденности, которая воплощается у него в особом состоянии «безмолвия» («Silentium»):

Замкнутость в своем внутреннем мире грез, предчувствий, философских размышлений, непричастность мирской суете находят также яркое художественное воплощение в символе сна – как в тихом, смиренно-безмолвном сне души, «оглушенной хаосом звуков», «гремящею тьмой» «моря» жизни, и, одновременно, в «болезненно-ярком» поэтическом сне-озарении:Таким образом, мы видим, как разительно меняется поэтическое мировосприятие Тютчева: от ощущения гармонии, цельности, единения поэт постепенно приходит к сознанию разделенности внешнего и внутреннего, разъединенности реального и идеального в человеке и окружающем мире.«На пороге как бы двойного бытия» («О вещая душа моя!..») – в этой поэтической формуле отразилось кризисное мировоззрение позднего Тютчева. Такая символическая двойственность раскрывала самые разные стороны этого духовного кризиса: борьба поэта с политиком, пантеиста с христианином, человека западного и восточного типов сознания

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.