Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роды в воде 1 страница




Роды в домашней обстановке

Присутствие мужа на родах

Многие женщины уже разговаривали со своими мужьями об их присутствии на родах. Конечно, не все мужчины могут согласится на это. Но надо ли их за это винить?

Нет. Мужья по-прежнему любят своих жен, но опасаются сплоховать в ответственный момент, помешать плавному течению родов. Нужно просто подготовить их морально и преподать несколько несложных уроков совместного участия в процессе родов. Не будет лишним и общий поход к психологу.

Рождение ребенка перед глазами мужа дает ему колоссальное впечатление от увиденного. Муж берет новорожденного в руки и проводит с ним первый разговор. Он сразу начинает чувствовать себя настоящим отцом ребенка, привязывается к нему. Такой отец навсегда останется искренним и заботливым.

Нужно просчитать множество различных вариантов развития событий, прежде чем решиться на роды в домашней обстановке. Конечно, привычная атмосфера родного дома будет приятно успокаивать Вас и даст возможность обойтись без стрессов и переживаний.

Специалисты-аналитики прогнозируют, что в ближайшем будущем половина рожениц будет готова рожать дома. Тут, правда, есть одна оговорка: в домашних условиях смогут находиться только здоровые женщины. Остальным женщинам, имеющим проблемы со здоровьем, придется рожать в больничных условиях, под присмотром опытных медиков.

Водные роды уже давно практикуются в России и за рубежом. Особенностью данного вида родов является то, что ребенок постепенно переходит из материнских околоплодных вод в теплую, водяную среду бассейна. Этим достигается наиболее комфортное начало жизни малыша в новой для него среде.

Противопоказания для родов в воде получают женщины:

ü с узким тазом (предрасположенность к кесареву сечению);

ü страдающие хроническими болезнями;

ü с токсикозом;

ü с предлежанием плаценты.

До сих пор у этого метода существуют сторонники и противники.

Противники утверждают, что подобные нетрадиционные роды могут привести к трагедии и матери и ее плода. Они высказывают мнение, что для распространения этого вида нетрадиционных родов необходимо проведение дополнительных исследований.

Сторонники доказывают, что водные роды предоставляют матери и ребенку повышенный комфорт при родах, снижают их травмоопасность. Рефлекторные функции младенца не позволяют ему делать дыхательные движения до момента выхода на воздух.

От себя добавим, что статистика смертности у детей, родившихся в роддоме и в водной среде, примерно одинаковая.

Кроме положительного влияния, которое водные роды оказывают на организм женщины, не меньше плюсов получает и ее ребенок. Девять месяцев он развивается в жидкой среде и ему, естественно, проще совершить переход в воду. Известно, что водные роды дают малышу возможность достигнуть более высокого уровня творчества в своей дальнейшей жизни.

Малыш не испытывает внезапного стресса, возникающего при выходе в воздушную среду больничной палаты, где температура воздуха не превышает 22 градуса. Резкое понижение температуры (от 37 градусов в теле матери) вызывают у него негативную реакцию, выражающуюся в первом плаче и криках.

Сторонники водных родов обязательно должны пройти теоретическую и психологическую подготовку у специалиста.

Билет 9

1) Классификация диагностических моделей.

Диагностика — раздел медицины, изучающий методы и принципы установления здоровья. "Диагноз" в переводе с древнегреческого означает "распознавание", "опре-деление". Таким образом, установление диагноза — диагностика — особый вид врачебной деятельности, имеющий ряд общих черт с научным познанием. При этом врач выступает в качестве субъекта познания, а больной, имеющий признаки заболевания, — объекта познания. Врач, выискивая и анализируя признаки заболевания у конкретного больного, пытается построить некую модель, которую он совмещает, идентифицирует с эталоном — нозологической формой, описанной языком современной науки и принятой номенклатуры болезней. Если говорить еще конкретнее, то диагноз — это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состояния больного, выраженное в терминах современной медицинской науки.

Валеология рассматривает три типа диагностических моделей: нозологическая диагностика, донозологическая диагностика, диагностика здоровья по прямым показателям.

В сущности, речь идет о разных логических моделях, с помощью которых может быть описано положение индивида в системе координат "здоровье—болезнь". Выбор модели (диагностический подход) зависит от цели диагностики и, в свою очередь, определяет совокупность диагностических приемов (методик обследования), на которые опирается диагноз. Состояние одного и того же пациента может быть описано разными диагностическими моделями. При этом главными являются не совокупность используемых признаков, а логика их интерпретации и интеграции при выработке конечного диагностического заключения. С этих позиций можно по-новому сформулировать понятие диагноза: диагноз — логическая формула, в которой отражается состояние индивида, выраженное в понятиях современной медицинской науки.

2) Влияние вредных факторов производства и ионизирующего излучения на здоровье. Профессиональные болезни.

Воздействие ионизирующего излучения на организм может быть обусловлено внешними факторами радиации или попаданием радиоактивных веществ внутрь организма. Влиянию внешнего облучения организм подвергается только в период пребывания человека в сфере воздействия излучения. После прекращения радиации в организме происходят различные патологические изменения — последствия облучения. В результате внешнего воздействия нейтронного излучения в организме могут образовываться различные радиоактивные вещества, например радионуклиды натрия, фосфора и др. Организм в подобных случаях временно становится носителем радиоактивных веществ, вследствие чего может наступить внутреннее его облучение.

Радиоактивные вещества попадают внутрь организма чаще всего через дыхательные пути в виде пыли, газов, паров, через желудочно-кишечный тракт вместе с пищей, водой, а также возможно проникновение через раневую поверхность и кожу. Организм испытывает постоянное воздействие этих излучений в течение всего времени нахождения в нем радиоактивных веществ.

Попадая в организм, эти вещества могут заноситься кровью в различные ткани и органы, становясь источником внутреннего излучения. Особую опасность при этом представляют долгоживущие изотопы, которые могут быть источниками ионизирующего излучения.

Выводятся радиоактивные соединения в основном через желудочно-кишечный тракт, почки и органы дыхания. В ряде случаев возможно комбинированное влияние внешнего и внутреннего излучений.

Действию ионизирующего излучения могут подвергаться работники различных специальностей. Наибольшая доля — это медицинский персонал: врачи-рентгенологи, техники-рентгенологи, медицинские сестры. При этом на работающих воздействуют рентгеновские лучи, которые являются электромагнитным излучением с очень короткой длиной волны и обладают высокой проникающей способностью.

3) Основные принципы формирования психического здоровья.

Основными принципами в практике формирования психического здоровья (Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова) являются следующие:

-профилактика «стресса рождения»;

- здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников;

- наличие развивающей среды и конкретных наставников;

- профилактика психокомплексов и неврозов;

- особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития.

Если у ребенка, несмотря на принимаемые меры, возникает психическое напряжение, невротизация, необходимы своевременное проведение психоразгрузки, анализ и коррекция психоэкологии жизненного пространства.

Билет 10

1) Диагностика уровня здоровья по прямым показателям.

К настоящему времени разработано две модели диагностики уровня здоровья по прямым показателям: определение биологического возраста и оценка энергопотенциала (резервов биоэнергетики) на организменном уровне. Обе они характеризуют биологическую функцию выживания – одно из основных проявлений здоровья.
Определение биологического возраста. Важнейшими следствиями возрастных процессов являются снижение срока предстоящей жизни (увеличение вероятности смерти), нарушение важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, развитие болезненных состояний. Два признака необходимы и достаточны, чтобы отразить специфику старения: его сопряженное с календарным возрастом и его разрушительность. Абсолютной мерой жизнеспособности организма (количества здоровья) является продолжительность предстоящей жизни. В принципе возможна такая оценка количества здоровья, при которой по совокупности информативных параметров прогнозируется время от момента обследования до естественной смерти индивида (В.А. Войтенко, 1991). Иначе говоря, мерой здоровья является продолжительность предстоящей жизни (при ее идеальных и стабильных условиях).
Разработаны 4 варианта методики различной степени сложности: 1-й вариант наиболее сложен, требует специального оборудования и может быть реализован в условиях стационара или в хорошо оснащенной поликлинике (диагностическом центре); 2-й вариант менее трудоемок, но также предусматривает использование специальной аппаратуры; 3-й вариант опирается на общедоступные показатели, его информативность в определенной мере повышена за счет измерения жизненной емкости легких (что возможно при наличии спирометра); 4-й вариант не требует использования какого-либо диагностического оборудования и может быть реализован в любых условиях.
«Батарея тестов» для определения биологического возраста
1. Артериальное давление систолическое (АДс) и диастолическое (АДд)
2. Скорость распространения пульсовой волны по артериальным сосудам
3. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)
4. Продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха (ЗДв) и глубокого выдоха (ЗД выд)
5. Аккомодация (А) определяется по таблицам Сивцева
6. Слуховой порог, или острота слуха (ОС)
7. Статическая балансировка (СБ) измеряется при стоянии испытуемого на левой ноге, без обуви, глаза закрыты, руки опущены.
8. Символ - цифровой тест Векслера (ТВ) - проводится по стандартной методике. Подсчитывается число ячеек, правильно заполненных испытуемыми в течение 90 с.
9. Масса тела (МТ) в легкой одежде, без обуви регистрируется с помощью медицинских весов.
10. Календарный возраст (KB) - число прожитых полных лет. 11. Индекс самооценки здоровья (СОЗ) определяется по специальному вопроснику.

Оценка энергопотенциала. В мире ничего не происходит без затрат энергии. Это касается и живой материи. Чем мощнее энергопотенциал биосистемы, тем она устойчивее. Основой энергетики человеческого организма являются анаэробные и аэробные механизмы энергобразования. Они могут быть охарактеризованы количественно по мощности, эффективности (экономичности) и ёмкости. Превосходя аэробные механизмы по мощности, анаэробные механизмы существенно уступают им по экономичности и ёмкости. Поэтому в основе предлагаемого метода оценки уровня соматического здоровья лежит информация об аэробных механизмах. Отметим, что эволюция механизмов энергообеспечения живых систем проходила именно по пути их совершенствования.

В основе энергообеспечения клетки лежит функция митохондрий. Митохондрии — блестящее изобретение природы. Увеличивая их количество, можно наращивать энергетические возможности клетки без роста её внешней поверхности. При этом каждая митохондрия обладает ещё и встроенными механизмами «контроля» и «ремонта».

Переход клеток к выработке энергии с помощью митохондрий можно сравнить с промышленной революцией. Вместо того чтобы линейно наращивать размер мануфактуры, клетки пошли на качественное изменение: они построили "завод" и поставили в него ряды специализированных "станков".

Многочисленными исследованиями установлена взаимосвязь между мощностью аэробных механизмов энергообразования, их экономичностью и ёмкостью. Таким образом, решение проблемы сужается до оценки мощности аэробного энергообразования. Научная литература заполнена доказательствами того, что устойчивость организма к самым различным негативным воздействиям – от гипоксии и кровопотери до радиации – определяется резервами аэробной способности. Именно это обстоятельство позволило нам идентифицировать этот показатель с уровнем жизнеспособности, иными словами - соматического здоровья.

Проблема диагностики (измерения «количества») здоровья может быть решена путём определения мощности аэробного энергообразования - максимального потребления кислорода (МПК). Этот показатель интегрально характеризует резервы систем внешнего дыхания, кровообращения, тканевых ферментов и др. Однако особенности методики (нагрузочная проба до отказа, аппаратное обеспечение, трудоёмкость, готовность к оказанию ургентной помощи и т.п.) не позволяют рекомендовать её для широкого применения. В проведенном нами исследовании на здоровых и больных людях [1] отобраны простейшие показатели, имеющие достоверные связи с конечным результатом пробы. Сюда вошли: рост, масса тела, жизненная ёмкость лёгких, динамометрия сильнейшей кисти, частота пульса и уровень АД в покое, время восстановления частоты пульса до исходного уровня после 20 приседаний за 30 сек. На основе этих показателей сформированы индексы, они ранжированы, каждому рангу присвоено определённое количество баллов (с учётом связи с конечным результатом), а суммой баллов определяется уровень здоровья. Выделяется 5 уровней здоровья. Система доступна для использования средним медперсоналом.

Коэфициент корреляции между суммой баллов и МПК/кг массы тела равен 0,806. Несмотря на простоту используемых показателей, они отражают две глобальные физиологические закономерности, сопровождающие рост энергопотенциала организма: экономизацию функций («двойное произведение» в покое, время восстановления ЧСС после физической нагрузки) и расширение их резерва (жизенный и силовой индексы). Кроме того, учитывается и весо-ростовой индекс.

2) Экология и здоровье

Экология человека, являясь составной частью общей экологии, определяется, прежде всего, негативным воздействием на людей ими же изменяемой своей окружающей среды обитания.

Человек — дитя Земли, продукт природы, результат развития биосферы. Но при переходе от биосферы к ноосфере он может не только улучшить условия своего существования, но и ухудшить их. В настоящее время наблюдается как раз тенденция ухудшения, выражающаяся в том, что окружающая среда обитания человека неуклонно деградирует. Окружающая среда нашей планеты созда­на биотой — биологическими организмами, которые живут на Зем­ле около 4 млрд лет. За это время биота — система жизни — научилась регулировать состояние окружающей среды, пригодной для живых организмов. Человечество же не создало ничего, что могло бы заменить биоту в качестве регулятора окружающей среды, но за время своего недолгого существования оно уничтожило 70% естественных экосистем, которые способны перерабатывать отходы жизнедеятельности людей. Человек разрушил озоновый слой Земли, уничтожил планктон морей и океанов, повинен в гибели многих видов животных и растений и т.д.

Понятно и закономерно, что здоровье населения страны с каж­дым годом ухудшается. Самое страшное, что речь идет о здоровье молодого поколения. Будущий гражданин в большинстве случаях еще до рождения обречен на болезнь. В по­следние годы 70% беременных женщин имеют отклоне­ния в состоянии здоровья. До 20% возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. При этом за последние пять лет заболеваемость их увеличилась в 2,5 раза. Важнейшим индикатором здоровья народа и социального благо­получия общества является уровень младенческой смертности. Резко снизилось общее состояние здоровья молодежи. Сегодня лишь 20% юношей призывного возраста могут служить в армии. Две трети девушек к 18 годам также имеют отклонения в состоя­нии здоровья.
Различного рода экологические катастрофы связаны не только с угрозами физическому здоровью человека, они влекут за собой психические заболевания: Чернобыльская авария породила такое явление, как радиофобия, т.е. повышенный страх перед радиацией, увеличение мнительно­сти, необъективности в оценке своего здоровья, немотивирован­ной раздражительности.

Не менее удручающими являются показатели влияния неко­торых компонентов окружающей среды на здоровье человека. Загрязненность воздуха вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения, что является одной из важнейших причин накопления му­таций в организме, затрагивающих генотип человека.

Около 85% заболеваний вызываются и переносятся водой. Низкое качество питьевой во­ды, содержащей различные токсичные соединения тяжелых ме­таллов, вредные органические примеси и бактерии являются причинами многих заболеваний. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболевания атеро­склерозом, инсультом, инфарктом; нам портит здоровье хлор. Изначально он призван спасать от инфекций, но потом его производные начинают медленно, но уверенно подрывать здоровье, так как обладают канцерогенным мутагенным эффектом. Все это влияет на наследственность, а многие производные хлора являются сильнейшими печеночными ядами.

По имеющимся данным, до 80% нашей питьевой воды опасно для здоровья человека.

Все увеличивающееся воздействие на окружающую среду промышленности, транспор­та, сельского хозяйства при отсутствии должного финансирова­ния экологических и социальных программ, здравоохранения так же не способствует улучшению экологии.

3) Двигательная активность новорожденных и грудных детей.

Нервная система новорожденного еще не сформирована полностью, и он способен в основном к движениям двух типов. Об одном мы уже рассказали – это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип – спонтанные, беспорядочные движения ручками и ножками. Доношенные новорожденные в первые 2 недели жизни, а недоношенные и дольше растопыривают пальчики на руках, непроизвольно отводят пальцы ног, особенно большой, делают гримаски, периодически высовывают язык. Эти движения называют атетоидными, они связаны с повышенной активностью подкорковых отделов мозга. Обычно такие спонтанные движения двусторонние.

Кроме этих движений у новорожденных может наблюдаться тремор (дрожание) рук, ног, подбородка, головы. Это случается при крике, общем возбуждении, охлаждении (при раздевании малыша). Такой физиологический тремор, если он не сопровождается криком, держится в течение 1–2 дней. Если же малыш при этом кричит, то дольше.

Если скелетные мышцы работают активно, то все системы организма, и прежде всего сердечно-сосудистая, функционируют нормально. За несоблюдение этого правила люди жестоко расплачиваются. Взрослые – так называемыми болезнями цивилизации (атеросклероз, гипертоническая болезнь, неврозы, инфаркты миокарда). Младенцы – отставанием в развитии.

Двигательная активность имеет для ребенка раннего возраста уникальное значение. Благодаря ей он не только хорошо формируется физически. С нею неразрывно связано развитие головного мозга, психики и интеллекта.

Двигая ручками и ножками, ребенок, с одной стороны, укрепляет мускулы, и в первую очередь разгибательные, – ведь в первые полтора месяца у него напряжены сгибатели, потому и конечности полусогнуты. С другой стороны, малыш постепенно осваивает целенаправленные движения, хотя нам это поначалу и незаметно.

Около 50 % времени новорожденный ребенок проводит фактически в движении, благодаря чему учащается сердцебиение, лучше снабжаются кислородом органы и ткани, интенсивнее протекают обменные процессы. Но это только… если малышу не мешает тугое пеленание. Поэтому, укладывая ребенка спать, следите за тем, чтобы пеленки не сковывали его движений. Может быть, лучше, чтобы новорожденный спал в свободном теплом конверте или мешке.

В грудной период двигательная активность обусловлена врожденными рефлексами, которые через 4- 5 месяца почти полностью исчезают. Так, с периода новорожденности до 3 месяцев жизни старайтесь чаще вызывать хватательный рефлекс, вкладывая в ладонь ребенка различные предметы, приподнимая его за кисти. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев.

Не менее важно использовать шейно-тонический рефлекс при выкладывании ребенка на живот. В этом положении ребенок поднимает голову, плечевой пояс, напрягает мышцы спины. Многократные и длительные упражнения способствуют укреплению мышц шеи, плечевого пояса, спины и своевременно формируют шейный изгиб позвоночника.

В возрасте 4-6 месяцев чаще берите ребенка на руки - это стимулирует движения глаз и головы. Побуждайте ребенка самого к активным движениям в положении лежа на животе: повернуться на бок, на спину и обратно, ползать, захватывать рукой игрушку. Важно развивать опороспособность ног, для чего надо ставить ребенка на опору на ноги в вертикальном положении, удерживая его за грудную клетку.

На 6-м месяце жизни ребенок начинает сидеть. Это свидетельствует о развитии координации ног. Позу сидения стимулируют специальными упражнениями для сгибателей туловища: потягиванием за руки, хватанием предметов.

На 7-8-м месяце жизни дети могут самостоятельно садиться, сидеть правильно, удерживать, не сгибая вперед, спину и голову, а также ползать на четвереньках. Для овладения ползанием на четвереньках надо с 4-месячного возраста укреплять опороспособность рук и ног; многократно (по 6- 10 раз) выполнять упражнения из положения лежа грудью на мяче, осуществлять покачивания ребенка с опорой на кисти и стопы или обучать его ходить на коленях, опираясь на предплечье взрослого.

В 8-9 месяцев жизни ребенок встает у опоры, переступает, держась за нее. К концу года (к 11 месяцев) он осваивает равновесие тела и самостоятельно начинает ходить.

Известны ранние сроки ходьбы - в 10-11 месяцев и поздние - в 1 год 4 мес. Для развития уверенности при ходьбе надо гармонично укреплять мышцы спины, брюшного пресса и ног. Лучшее упражнение для этого - ползание на четвереньках на расстояние более 4 м и приседание на обеих ногах при поддержке за грудную клетку (начинать с 5- 7 месяцев жизни).

Развитию равновесия и закреплению умения ходить способствуют игровые подражательные упражнения, а также ходьба по прямой, остановка, смена направления.

Причиной отставания двигательной активности у некоторых детей может быть недостаток внешних раздражителей, например, длительное время лежит на спине предоставленный сам себе ребенок, без побуждения взрослых к движению приветливым голосом или показом игрушки. В таких случаях он как бы теряет контакт с окружающей средой, становится пассивным, у него снижаются тонус и сила мышц.

Родители могут корректировать развитие движений у ребенка, помогать ему, однако не рекомендуется насильно заставлять его стоять, ходить, особенно сидеть.

Для развития двигательных навыков у детей грудного возраста в 2-3 месяцев надо чаще выкладывать их на живот, брать на руки и стимулировать движения глаз и головы.

В 4-6 месяцев следует добавить повороты на бок и на живот, а позже и обратно. Побуждайте детей ползать, лежа на животе, на короткое время ставьте на опору в вертикальное положение и развивайте хватательную функцию рук.

В 7-8 месяцев ребенок должен ползать, садиться, вставать, пытаться сделать первые самостоятельные шаги.

Билет 11

1) Определение понятия биоритмы. Виды биоритмов, их физиологическая сущность. Хронобиология.

Биологические ритмы — фундаментальное свойство органическо­го мира, обеспечивающее его способность к адаптации и выживанию в циклически меняющихся условиях внешней среды. Благодаря биоритмам обеспе­чивается внутреннее движение, развитие организма, его устойчивость к воздействию факторов окружающей среды. Это осуществляется за счет ритмичного чередования процессов анаболизма и катаболизма. Борьба противоположностей, обуславливаю­щая движение (развитие), лежит в основе адаптационных процессов, обеспечивающих синхронизацию физиологических функций орга­низма с разнообразными изменениями окружающей среды. Исследо­вание биоритмов позволяет оценивать реактивность, функциональное состояние и адаптационные возможности организма.

На сегодняшний день учеными зафиксировано более 500 различных биоритмов, в соответствии с которыми функционирует человеческий организм. Одни биоритмы можно отследить только с помощью высокотехнологичных приборов, другие требуют многолетних научный исследований, но есть ряд биоритмов, изученных достаточно хорошо. В целом биоритмы подразделяются на адаптивные и неадаптивные. Адаптивные биоритмы совпадают по кратности с геофизическими ритмами, а потому являются наиболее важными для организма. Адаптивные биоритмы позволяют человеку приспособиться к условиям внешней среды, синхронизировать физиологические процессы с требованиями окружающего мира. Считается, что адаптивные биоритмы формировались постепенно, в процессе эволюции, создав тем самым совершенный и гармоничный природе организм. К адаптивным биоритмам относятся суточные, лунные и годовые ритмы.

Циркадные ритмы Ведущая роль среди всех биоритмов, безусловно, принадлежит суточному или циркадному циклу, обусловленному вращением Земли вокруг своей оси. Большинство процессов и реакций, протекающих в организме, повинуются именно этому ритму. Суточная периодичность жизненных функций организма является врожденным свойством, однако, иногда некоторые изменения в этом ритме могут произойти под влиянием социальных факторов. Руководит этим циклом свет. Соответственно, когда он есть – организм находится в активной фазе, когда нет – скорость физиологических процессов снижается. Основные суточные ритмы активности органов и систем, эндокринных желез, клеток учеными уже установлены. Так, например, значения артериального давления и температуры тела достигают максимума к 18 часам, а минимумы регистрируется около 3 часов ночи. Именно нарушение циркадных ритмов является первопричиной многих заболеваний.

Недельный ритм Довольно очевидно, что в жизни каждого учащегося или работающего человека существует недельный биоритм. Однако, нигде в природе нет цикла, период которого приблизительно равен семи дням. Недельный цикл – творение человека, мы привыкли к нему, сжились с ним. Безусловно, наши предки, жившие тысячи лет назад, были мудрецами, придумав чередования 6 дней работы и 1 дня отдыха – сегодня именно в недельном цикле изменятся работоспособность человека. В понедельник она низкая, во вторник, среду и четверг – высокая, в пятницу и субботу снова снижается, а в воскресенье начинает постепенно расти.

Месячный ритм Следующий важный биоритм – месячный. Однако измеряется он не нашим календарным месяцем – в природе нет процессов, совпадающих по своим циклам с октябрем или мартом. Под месячным биоритмом подразумевается лунный цикл, длительность которого составляет 29,5 суток. Лунный цикл оказывает огромное влияние на все процессы, протекающие на нашей планете: морские приливы и отливы, периоды размножения у животных, интенсивность поглощения кислорода растениями и т. д. Луна влияет и на человека, особенно отчетливо изменение фаз Луны чувствует люди, испытывающие проблемы со здоровьем. Например, в дни новолуний, когда гравитационное воздействие Луны на оболочку Земли особенно сильно, увеличивается количество рецидивов заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижается активность головного мозга, возрастает число психических нарушений. В нашей стране сейчас мало кто знает о влияние фаз Луны на состояние организма, а вот в Индии и Китае лунный цикл внесен в гражданский календарь.

Годовой ритм Годовой ритм обусловлен вращением Земли вокруг Солнца, благодаря чему на нашей планете происходит смена сезонов года. В течение этого цикла изменяются параметры температуры, влажности, аэронизации воздуха и многие другие. Активность человека также меняется со сменой времен года. Большинство людей менее активны в короткие зимние дни, а с наступлением весны человек оживает, его активность повышается. Причем самой плодотворной из четырех времен года является осень. Существует и такое понятие как индивидуальный биологический год. Его отсчет начинается с даты рождения. Многочисленные наблюдения, проводимые учеными, показали, что наименьшая активность человека фиксируется во 2 и 12 месяцы со дня рождения, а вот пик работоспособности, умственного и интеллектуального подъема в 1 месяц индивидуального года. В целом, более продуктивной и спокойной в плане здоровья считается первая половина индивидуального года, вторая – более опасной.

Хронобиология (от др.-греч. χρόνος — «время») — область науки, которая исследует периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритма. Эти циклы именуют биологические ритмы (БР). Хронобиологические исследования включают, но не ограничиваются ими, работы в области сравнительной анатомии, физиологии, генетики, молекулярной биологии и биологии поведения организмов. Другие аспекты включают исследование развития, воспроизведения, экологии и эволюции видов.

2) Определение понятия и физиологические механизмы адаптации организма.

Биологическая адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — приспособление организма к внешним условиям в процессе эволюции, включая морфофизиологическую и поведенческую составляющие. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями. Каждый вид имеет собственную способность к адаптации, ограниченную физиологией (индивидуальная адаптация), пределами проявления материнского эффекта и модификаций, эпигенетическим разнообразием, внутривидовой изменчивостью, мутационными возможностями, коадаптационными характеристиками внутренних органов и другими видовыми особенностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.