Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая производственных возможностей как модель выбора удовлетворяемых производством потребностей




 

Для ответа на три главных вопроса экономики что? как? и для кого? производить воспользуемся графическую модель.

Предположим, что некая условная экономическая система (например, страна) может использовать свои ограниченные экономические ресурсы для производства а) средств производства (пушек или др.); б) предметов потребления (масла или др.).

Так как общий объем имеющихся экономических ресурсов ограничен, ограничена и способность рассматриваемой системы производить средства производства и предметы потребления в желаемых количествах, отвечающих потребностям общества.

 

   

 

 

A – концентрация на средствах производства, отказ от средств потребления в настоящем в пользу будущего;

B-C-D – компромисс;

E – концентрация на предметах потребления. Заманчиво, но без будущего

F (внутри) – ресурсы используются не полностью, неэффективно – при безработице, недогрузке имеющегося оборудования

H (вне) – недостижимо при имеющихся ресурсах. Возможно при НТР и т.п.

 

кривая A-E – максимум!

 

 

Кривая производственных возможностей служит иллюстрацией четырёх основных идей:

1. Редкость ресурсов подразумевает, что все комбинации выпуска продукта, расположенные с внешней стороны кривой производственных возможностей (H), неосуществимы.

Возможность выбора находит выражение в необходимости для общества проводить отбор из разных достижимых комбинаций продуктов, расположенных на кривой (A-E).

Нисходящий наклон кривой подразумевает понятие о вменённых издержках.

Вогнутость кривой показывает увеличение вменённых издержек.

 

8). Типы р/х.: чистое р/х., социальное р/х. (различие в роли гос-ва)

Различают 3 модели:

1. корпоративная экономика

2. социальное рыночное хозяйство

3. смешанная рыночная экономика

Критерии социальное рыночное хозяйство смешанная экономика корпоративная экономика
Целевая направленность государственных программ интересы граждан Развитие предпринимательства интересы крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Тактические методы Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике Достигает 30% Около 10% Незначительная

 

4). Этапы становления рыночного хозяйства:

· натуральное произ-во– специфическая форма произв-ва, при к-ой продукт предназначен для непосредственного потребления внутри произв. границы.

1. замкнутое хоз-во

универсальный труд работников

прямые связие между произв-ом и потреблением

самая простая форма произв-ва

носит застойный хар-р

доиндустриальная стадия п-ва

· товарное п-во – форма п-ва, характ-ая более высоким уолвнем развития произв. сил (ПС), основанным на разделении труда между товаропроизв-ми, при к-ой продукт труда предназначен для обмена и приобретает товарную форму

1. открытое хоз-во

общественное разделение труда

п-во связано с потреблением через рынок

основа ТП – частная собст-ть на средства п-ва

условие возникновения и сущ-ия – общественное разделение труда (ОРТ)

товар (2 св-ва – потребительная стоимость и стоимость)

2 типа ТП – простое и капиталистич.

· рыночное хоз-во

1. Понятие – экономические агенты, его экономическое содержание, основные виды

Что такое экономический агент?

АГЕНТ, экономический [economic actor, agent] — действующее лицо в экономике (как физическое, так и юридическое), которое может принимать экономические решения, самостоятельно составлять хозяйственные планы и действовать согласно им, получать задания на производство или распределение тех или иных продуктов или услуг, выступать в качестве их покупателя. Другие термины, отражающие то же понятие, - экономический субъект; хозяйственный (иногда — хозяйствующий) субъект.

Агент в экономике (экономический агент) – это производитель (фирма) и потребитель (домашнее хозяйство).

Функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния.

Различают простые (индивидуальные) и комплексные (групповые) экономические субъекты, или единицы.

Простые экономические единицы, или микросубъекты, в сфере потребления представляют собой индивиды, домашние хозяйства и в сфере производства – предприятия, фирмы. Комплексные (групповые) экономические единицы (макросубъекты) – это отрасли экономики, разного рода объединения (например, потребителей) и государство. Они возникают либо на базе общественного разделения труда (отрасли, сектора экономики), либо на основе общности интересов. В группе, обладающей особыми мотивами экономической деятельности, обычно доминирует определенный субъект, к которому тяготеют другие члены группы, и все они взаимосвязаны (например, функционирование предприятия в отрасли).

Экономические агентыпредставляют собой субъекты, участвующие в экономических отношениях, являющиеся непосредственными участниками процесса производства, распределения и обмена, а также в потреблении созданных экономических благ для удовлетворения собственных потребностей.

Экономическая система состоит из множества экономических агентов, которые можно свести к трем группам:

1) домашние (индивидуальные) хозяйства (домохозяйства);

2) предприятия (фирмы);

3) государство.

Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором.

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

Государство является основным институтом экономической и политической системы общества, оно направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеются в виду следующие отличительные признаки:

• во-первых, это суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов

во-вторых, это — монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур

в-третьих, это — монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о “нерыночном” происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции, другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства

• в-четвертых, государство является регулирующим субъектом


Роль государства в рыночной экономике — основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

• правовая

воспроизводственно-технологическая

защита конкуренции

стабилизационная

прогностическая

• регулирующая

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.

Воспроизводственно-технологическая функция обусловливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределения доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить и в виду этого возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции. В Законе Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции ” она определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью является монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, — и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второй. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества, что вызывает нерациональное распределение ресурсов. Для предотвращения последствий монополизации государство вмешивается в экономику. Для этого предпринимаются следующие шаги. Прежде всего необходимо тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации, и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей. Необходимо отметить, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям. Дело в том, что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зоны естественной монополии, по отношению же к другим фирмам должна проводиться жесткая антимонопольная политика.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы. Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель — уменьшение расходов. Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция. Она определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики; выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия Центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует такие цели:

• минимизацию негативных последствий функционирования рыночной экономики

создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка

• обеспечение социальной защиты населения

 

Спрос (D)demand: абсолютный и действительный (платежеспособный)

Спрос – кол-во Т (У), к-ое потребители готовы и в состоянии приобрести по определенной цене в течение некоторого времени.

Закон спроса: обратная зависимость между ценой и величиной спроса, т.е. чем ниже цена Т, тем большее его кол-во м.б. куплено.

Функция D показывает зависимость между кол-вом блага, на к-ое предъявляется D и факторами, определяющими это кол-во.

Qdx=f(Px), где Qdx– кол-во товара Х, на к-ое предъявили D, Px - цена товара Х.

Кривая спроса – кривая, точки к-ой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные кол-ва товара.

 

Индивидуальный D – соответствующее каждой цене товара, к-ое тот или иной потребитель хотел бы купить.

Рыночный D – сумма величин индивидуального D всех потребителей при каждом возможном уровне цен.

Факторы, смещающие кривую спроса:

· цены на другие товары

1. товары-субституты (товары-заменители) (прямая связь между ценой на 1 товар и спросом на другой)

взаимодополняемые товары (обратная связь)

независимые (самостоятельные) товары

 

К неценовым факторам спроса относятся изменения:

• доходов потребителей. Для большинства товаров характерна следующая зависимость: рост дохода приводит к увеличению спроса на товары, а сокращение – к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение – влево вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, называют нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная зависимость между изменением дохода и величиной спроса, называются товарами низшей категории;

вкусов и предпочтений потребителей, что приводит к изменению спроса и удалению или приближению кривой спроса к началу координат;

цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. При увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении цен на отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар, например бензин, вызовет падение спроса на другой, например машинное масло (кривая спроса на машинное масло сдвинется влево);

ожиданий потребителей. Так, ожидание дальнейшего роста цен, повышения доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо.

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

 

21)Предложение(Supply)-образует все товары и услуги выносимые на рынок. Закон предложения. Кривая предложения. ф-торы смещающие кривую предложения

Закон S: чем выше цена товаров, тем большее их количество может быть произведено и представлено на рынках

Функция S выражает зависимость между количеством предлагаемого блага и факторами, определяющими это количество (цена, ресурсы, технология, налоги, дотации, климатические условия).

Qsx= f (Px), где Qsx – количество товара X, предлагаемого на рынке, Px – цена на товар X.

Кривая S – кривая, точки которой показывают какое количество товаров и услуг производители продали бы при разных уровнях цен (при прочих равных условиях).

Факторы, смещающие кривую S:

· цены на ресурсы;

технология;

налоги и субсидии;

цены на другие товары (конкуренты);

ожидания;

· количество продавцов

 

 

реди основных факторов, способных изменить предложе­ние и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить сле­дующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при уве­личении цен на применяемые факторы производства предложе­ние товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимиза­ция прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпри­нимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще­ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек произ­водства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, сти­мулирует расширение производства, и кривая предложения сме­щается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть мо­жет привести к увеличению предложения угля.

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя­ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) ока­зывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чут­ко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Ин­фляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение произ­водства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рын­ка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше пред­ложение этого товара на рынке. И наоборот.

---------------

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

 

22)Формирование равновесной цены на рынке отдельного товара. Перепроизводство дефецит




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.