Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники данных




 

Источники данных во всех науках - это наблюдение в лаборатории и в реальной ситуации, эксперимент в лаборатории и в реальной ситуации. В этой классификации вопрос, задаваемый социологом респонденту, является всего лишь экспериментом в лаборатории. Даже если сам вопрос задается на улице: респондент понимает, что является объектом эксперимента, исследования. Этот "всего лишь" являлся и является в социологии основным методом получения информации, причем его можно разделить на два подтипа. Анкетные опросы, когда отвечает респондент и ответы потом обрабатываются. И фокус-группы, эксперименты на малой группе, когда тот или иной вопрос ставится перед группой и ответ вырабатывается неким способом, отдаленно похожим на действие общества. Эксперименты в реальной ситуации - это эксперименты на обществе в целом: политические выборы, сбыт товаров, распространение информации (например, слухов и анекдотов). Впрочем, ставят их не социологи, так что экспериментами их считать нельзя; с другой стороны, граница здесь не вполне четкая, ибо относительно небольшая вариация условий "эксперимента" способна превратить его в эксперимент. Да и откуда мы знаем, что такие эксперименты не ставятся - например, эксперименты по распространению информации в обществе и ставить относительно легко, и информацию они способны дать любопытную.

 

Например, есть способ определения посредством Интернета интереса к той или иной теме

http://fmsh.miem.edu.ru/Statya9.html

Цитируем: "Третий вопрос, который мы задали Сети - часто ли в ней "таскают" материалы. Возможность для такого исследования создает, например Google, поскольку он делит ссылки на "наиболее значимые" и "очень похожие на них". Оказалось, что отношение общего количества ссылок (те и те вместе) к количеству оригинальных ссылок (таковыми мы считали "наиболее значимые") изменяется в широких пределах, по крайней мере - от 1 до 230. Вот некоторые примеры, причем первое число - количество оригинальных ссылок, второе - общее количество. "Квазигруппа" - 20/40, "хиггсовский бозон" - 30/230 /.../ "кристалл" - 800/190.000. Понятно, что с увеличением общего интереса к теме должно расти и количество оригинальных ссылок, и "коэффициент размножения" - отношение общего количества ссылок к количеству оригинальных, поскольку интерес влечет как свою работу, так и таскание чужого. Но заметен существенный разброс коэффициента размножения при одинаковом или близком количестве оригинальных ссылок, указывающий на некую "жареность" темы, Например, сравните "квазигруппу" с коэффициентом 2 и "хиггсовский бозон" с 8 /.../ или "кристаллографию" с ничтожным 8 и одно из любимых заклинаний рекламщиков - "кристалл" - с "коэффициентом жарености" 230".

 

Эксперимент - это определение зависимости чего-то от чего-то такого, что мы можем изменять. При наблюдении (в чистом виде) мы не можем изменять, но можем наблюдать как изменяются две величины - причина и следствие. Но кто из них причина, а кто - следствие? При большой статистике и наличии можно например воспользоваться тем, что следствие изменяется позже, чем причина (вторая производная следствия по времени должна коррелировать со сдвинутой по времени второй производной причины). Но что делать, если обе величины - следствия какой-то третьей?

 

Выше сказано, что вопрос сам по себе является экспериментом. Заметим, что в конкретной ситуации "доля эксперимента" в вопросе может быть и меньше и больше. Особенно велика она по крайней мере в двух случаях. Первый - если респондент сознательно или подсознательно сопротивляется интервьюеру, сопротивляется "вообще" или конкретно - пытается создать неправильное впечатление. Второй случай - если с респондентом по каким-либо причинам затруднена коммуникация (аутист, задержка развития и тому подобное).

 

Ситуация в психологии такова. В классификации В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского ("Введение в экспериментальнуюпсихологию личности". М. 1985) данные о чертах личности имеют три источника - опросы (Q-данные, questionnaire data), наблюдение повседневной жизни (L-данные. Life record data) и данные, полученные в экспериментальных ситуациях (T-данные, objrctive test data).

 

Анализом языка, 4500 слов, означающих черты личности, Кэттелл определил основные характеристики (то есть апеллировал к жизненному опыту - своему собственному и экспертов) и создал тест 16PF. Оказалось, что Q-данные ложатся в эти факторы - это и должно было случиться, ибо они тоже взяты из языка. Из Q- и L-факторов можно составить факторы более высоких порядков, причем факторам второго порядка соответствуют T-факторы: при анализе экспериментальных ситуаций язык "более груб".

Факторизация - построение все более общих факторов более высоких порядков - приводит к "восьми факторам второго порядка, из которых 4-5 являются существенными".

 

Далее, как уже указывалось, после анализа черт личности авторы описывают второй, типологический подход, опираясь, как это принято в данной науке, на прибор - тест MMPI, тест 16PF, опросник Х.Смишека, построенный на концепции типов акцентуации личности К.Леонгарда и других. Далее авторы тщательно анализируют соотношение понятий-черт и понятий-типов, обнаруживая между ними естественную и убедительную связь и строит свой психодиагностический тест.

 

Основные источники искажения результатов - плохое знание себя респондентом и желание респондента скрыть ту или иную конкретную, как говорят "чувствительную" информацию - доход, сексуальные предпочтения, политические убеждения. Стандартный способ борьбы с искажениями в психологии и социологии: отвлечение внимания, прячет вопрос среди других вопросов "Где надо прятать лист? - В лесу", переходит к проективным тестам (например, исследует реакцию на случайный рисунок). Кроме того, социолог может усилить доверие респондента, объявив свою анкету конфиденциальной или анонимной. Анонимная анкета - это анкета, авторство которой не может быть установлено даже самим социологом. Конфиденциальной анкета - это анкета, авторство которой может быть установлено самим социологом, но используя слово "конфиденциальный", социолог объявляет, что на данный момент не предполагает это делать. А если когда-то и будет (при поиске корреляции разных анкет), то авторство не будет кому-либо сообщаться.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.