Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 1. С чего начать? 18 страница




мы влияем, станет ли наш ребенок победителем или жертвой,

охотником или загнанным волком.

Стоит уточнить, что судьба победителя не означает, что ребенок добьется в жизни того, что мы называем «общепринятыми ценностями».

...

Победитель – это тот, кто умеет ставить перед собой цель, идет к ней и достигает ее. И не всегда с точки зрения обывательской морали его достижения можно назвать победой.

Молодой человек, сын преуспевающего адвоката, проваливается на экзаменах в юридическую академию. Кто он? Конечно, неудачник – скажете вы, и окажетесь неправы, потому что не

знаете, что было дальше. А дальше он идет по призыву в армию, и делает там офицерскую карьеру. Кто он сейчас? Вот то-то же.

Все дело в том, что градация удачник – неудачник зависит от того,

чего добивается данный и конкретный человек.

...

Мы, родители, делаем все, чтобы заложить в нашего ребенка максимум того, что может понадобиться ему в жизни, и часто ошибаемся.

Непринятие ребенка таким, какой он есть формирует в нем комплекс неудачника. Он изначально настроен на то, что у него ничего не получится, он плохой, неряха, никто его не любит. И наоборот, формирование личности победителя идее в «теплой и дружественной обстановке», когда ребенок твердо уверен в родительской любви, их понимании и сочувствии.

По мере взросления, и если, конечно, Ваш ребенок поймет, что за модель поведения сформирована, он может попытаться изменить

ее. Надо сказать, что это не просто. Гораздо легче слегка

«подправить» роль, с тем, чтобы неудачи не так часто

преследовали нашего «неудачника», чтобы было не так неприятно раз за разом терпеть поражение, но полностью изменить свои жизненные установки способны, увы, немногие.

Так что мы в ответе за то, кем станет впоследствии наш ребенок, какая его ждет участь. Будет ли он удачливым охотником или жалкой жертвой.

 

В ожидании ребенка каждый из нас дает себе зарок быть самым лучшим, самым понимающим, самым снисходительным, самым любящим родителем. Мы клянемся себе, что будем хорошими родителями, не сознавая, какой огромной работы над собой, терпения, любви и сил требует это высокое звание.

Рукоприкладство ни к чему хорошему не приводит – этот постулат звучит постоянно из уст педагогов, психологов, самих родителей. Все знают, что насильственные методы воспитания детей крайне неэффективны. И, тем не менее, когда ребенок доводит нас «до белого каления», мы – о, автоматически! – даем ему шлепка

пониже спины, и это еще в лучшем случае! Конечно, услышав рев наказанного ребенка, мы бросаемся утешать его, успокаиваем, стараемся объяснить, что он сам нас до этого довел. Но, дорогие родители, не лукавим ли мы перед собой? Неужели мы настолько слабонервные натуры, что допускаем силовое воздействие по отношению к слабому – нашему! родному! любимому! – ребенку? Пусть он даже и превысил пределы допустимого (опять же, с

вашей точки зрения!) в своих шалостях?

Не в том ли дело, что в воспитании своих детей мы реализуем те модели воспитания, которые были заложены в нас в нашем детстве? Быть может, наша агрессия по отношению к ребенку объясняется теми обидами, которые мы сами испытывали в детском возрасте?

...

Чтобы избавиться от чувства вины, которое и порождает наше с вами агрессивное поведение, мы

должны простить тех, кто причинял нам боль и обижал нас в детстве – мать, отца, сестер, братьев.

С позиции взрослого человека мы отлично понимаем, что любой конфликт – это разговор слепого с глухим, когда каждый высказывает свой, не всегда справедливый взгляд на положение вещей. Так давайте признаем право каждого на собственное

мнение и не будем никого осуждать за это. Принимая наших детей такими, какие они есть, стараясь понять их трудности, мы тем

самым помогаем тому малышу, который живет внутри каждого из нас. Такая позиция делает и нас самих более счастливыми, благополучными и уверенными в своих силах.

Мы обожаем своих детей, хотим видеть их успешными, благополучными, мы хотим, чтобы наши дети достигли большего, чем мы сами. Но чему мы учим наших детей? Учим ли мы их быть успешными, настойчивыми, упорными в достижении своих целей?

Зачастую – нет. С первых дней мы опекаем своих детей, стараемся оградить их от жестокости мира. Мы не даем своим детям возможности расправить крылья и самостоятельно попробовать

свои силы. «Не иди туда – упадешь!», «Не трогай вазу –

уронишь!», «Ну что ты за неряха!», «У тебя все равно ничего не

 

получится!» – эти слова мы произносим по сто раз на дню, и не задумываемся, что именно мы внушаем своим детям. Не лучше ли сказать «Осторожно, не падай», или «Давай соберем игрушки – в комнате беспорядок», «Не удалось построить дом из кубиков? Не страшно – получится в другой раз». Казалось бы, различие незначительное, все равно смысл остается прежним, но для

ребенка с его уникальной способностью воспринимать любые слова буквально, разница огромна. В первом случае мы заранее программируем ребенка на неудачу, предсказываем ему

поражение еще до начала сражения, во втором – предупреждаем, просим проявить разумную осторожность, и рассчитываем на его собственные силы.

Таким образом, мы сами выстраиваем модель будущей жизни

нашего ребенка, а потом нам только остается удивляться – почему наш сын или дочь выросли такими несамостоятельными и беспомощными.

Больше доверия! Этот призыв я обращаю ко всем родителям.

Поверьте, ваш ребенок достоин того, чтобы вы ему доверяли.

Все мы прекрасно сознаем, что человеку безответственному очень тяжело в жизни, ему трудно чего-либо добиться, с ним тяжело в быту, и у него зачастую нет друзей, ибо кому нужен друг, на которого нельзя рассчитывать в трудную минуту?

...

Самостоятельность и ответственность – те качества, которые не даются нам от рождения, их нужно воспитывать в ребенке с первых дней.

К определенному возрасту ребенка становится уже как-то неудобно называть малышом. Он уже прекрасно владеет родным

языком, умеет близко пересказать прочитанное или услышанное, может сочинить свой собственный сюжет, в совершенстве овладел гигиеническими навыками, великолепно владеет своим телом,

умеет пользоваться всеми столовыми приборами, включая ножи, может использовать несложные инструменты. Такой ребенок имеет собственную точку зрения и умеет ее отстоять. Он способен

оценить мнение другого человека, и принять или не принять его для себя. Ребенок может выполнить некоторые несложные поручения родителей. Таким образом, начинает формироваться так называемая социальная зрелость, то есть способность

существовать в социуме. Дома шести-, семилетние дети становятся более независимыми, они протестуют против тотального родительского контроля и хотят иметь больше прав. Почему бы не пойти им в этом навстречу? Если вы научили своего ребенка

основам безопасного поведения на улице, разрешите ему съездить

к приятелю, который живет в двух автобусных остановках от

вашего дома. Это будет для него хорошим закреплением навыков.

Полезно для детей совершать несложные покупки в магазине.

 

Если он уже освоил счет, позвольте ему иметь «карманные деньги». Он будет обладать небольшой суммой и самостоятельно ею распоряжаться, что послужит для него уроком обращения с деньгами – так он сможет понять их ценность. Карманные деньги развивают в ребенке ответственность, сознательность и самостоятельность.

...

Избегайте спрашивать ребенка, на что он тратит свои карманные деньги – он волен распоряжаться ими по своему усмотрению. Старайтесь выдавать деньги в определенный день на какой-то заранее оговоренный срок – таким образом, ребенок учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, зная, что до определенного дня он больше ничего не получит.

Уважайте своих детей, не позволяйте себе бесцеремонного вмешательства в их жизнь. Позвольте им иметь личное

пространство. И первым шагом на пути к этому вы можете сделать,

начав стучать в дверь детской комнаты (если она заперта),

прежде чем войти. Ваш ребенок оценит вашу деликатность и будет вам за это благодарен.

Безусловно, родители в наше время значительно отличаются от родителей в прошлые века. Мы стараемся с пониманием

относиться к постоянно возрастающим запросам наших детей. Мы стараемся дать им все то, чего были лишены в своем детстве. Но порой нам приходится в буквальном смысле «ломать» себя. Мы хотим воспитать ответственных людей, и прикладываем при этом

массу усилий, чтобы уберечь наше чадо от малейших препятствий,

встречающихся у него на пути. Зачем просить сына вынести мусор

в субботу вечером, когда он с увлечением гоняет компьютер, если это вполне может сделать папа в рекламный перерыв в

футбольном матче? Вовсе незачем заставлять дочку мыть полы в детской комнате, если мама при помощи моющего пылесоса сама все мигом уберет! И так до бесконечности. Но почему мы потом упрекаем своих детей в том, что они не помогают нам, если мы сами – вполне сознательно! – устранили их от выполнения обязанностей по дому.

Радио, телевидение, газеты и журналы в один голос кричат –

дайте ребенку возможность свободно развиваться! И мы, в панике, размышляем – а вдруг обязанности по дому помешают свободному развитию моего ребенка? Однако существует давно подмеченная закономерность – чем меньше мы нагружаем свое чадо, тем чаще

он нами недоволен, тем больше требует. И, наконец, в один прекрасный день Вы с ужасом осознаете, что перед вами

махровый эгоист, и виноваты в этом Вы сами. По мере взросления,

и если родители не ограждают ребенка от домашних обязанностей, он начинает понимать, что хорошо выполненная

 

работа может стать источником глубокой внутренней радости и удовлетворения. Он помог родителям, а значит, доставил им радость и удовольствие – и он счастлив этим.

...

Главное – не упустить время, когда дети из трудовых энтузиастов (три – пять лет) становятся вялыми бездельниками (девять – одиннадцать лет).

Именно в возрасте шести – восьми лет при правильной мотивации Ваш ребенок может научиться помогать вам, и, главное, осознать всю необходимость такой помощи.

 

 

Способности детей

 

 

Каждый человек от рождения обладает своим потенциалом в интеллектуальном и творческом плане. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал умным, максимально развил свои способности, многие мечтают быть родителями выдающегося человека. Гениальность, способности, таланты – как их определить, откуда берутся способные дети, и легко ли быть одаренным ребенком, а также каково быть его родителями? Рождая детей, мы самой природой запрограммированы на то, чтобы заботиться о них, воспитывать и любить. Страстно желая своему ребенку самого лучшего, мы стараемся дать ему все то, чего были лишены в собственном детстве. Искренне считая, что, раз уж мы старше, то и умнее, мы навязываем малышу свои ожидания, думаем и решаем за него. Но ведь каждый ребенок –

уже личность, хотя и маленькая. Может быть, стоило бы дать ему

возможность высказывать и свою точку зрения, хотя бы в тех вопросах, которые касаются его способностей и наклонностей? Например, малыш обожает лепку. Бывают такие дети. Им

 

доставляет неизъяснимое удовольствие часами возиться с пластилином, мять его, придумывать самые разные формы и воплощать их. Став постарше, малыш может полюбить глину – материал, придуманный самой природой для создания великолепных изделий. И, кто знает, может, из этого крохи получится еще один Микеланджело Буонаротти? А если мама не

терпит беспорядка, не желает бесконечно оттирать пластилиновые кучки с ковра и постоянно пилит малыша? В конце концов, он

может потерять охоту к любому творчеству (хотя Микеланджело, несмотря на противодействие семьи, и в первую очередь, отца, добился-таки своего).

...

Детские увлечения могут пропасть без следа, если мы не станем помогать ребенку развивать свои способности. Но они могут стать (и зачастую становятся!) началом настоящего, большого таланта. Самое главное – не пропустить момент и вовремя развить способности малыша.

Идеальным выходом было бы, чтобы детское увлечение Вашего ребенка стало впоследствии его профессией. Известно, что

добиться больших успехов человек может в той области, в которой ему больше дано природой. Для того чтобы ребенок смог добиться успехов в той или иной области, вам нужно как можно раньше обнаружить его способности, начать их развитие. Так называемый

«режим благоприятствования» – вот что Вы должны создать своему ребенку, если хотите, чтобы он стал выдающимся человеком.

Однако прежде чем «благоприятствовать», нам необходимо знать, чему именно, каким способностям мы будем помогать развиваться. Как же распознать их?

Прежде всего, надо быть внимательным к своему ребенку. В противном случае Вы не сумеете заметить, к чему тянется его душа. Обратите внимание, что больше всего привлекает его – любит ли он разрисовывать стены, или его завораживают звуки, льющиеся из музыкального центра? Может быть, он играет на

воображаемом пианино, или гитаре? Присмотритесь внимательнее

к своему ребенку, и Вам все станет ясно.

Бывает и так, что у ребенка наблюдаются явные способности во многих областях – его одинаково сильно тянет и к рисованию, и к танцам. Что же делать в такой ситуации? Обратитесь к психологу. При помощи IQ-теста, специально адаптированного к маленьким детям, психолог может определить, в какой же именно области кроется наибольший талант вашего ребенка. Вообще же бывает по меньшей мере восемь видов одаренности детей.

1. лингвистическая одаренность. Ваш малыш великолепно умеет придумывать, рассказывать и объяснять свои истории? Он

 

уверенно и грамотно говорит? – у него способности в этой области.

2. музыкальная одаренность. Ребенок с легкостью может запомнить мелодию, которую слышал лишь однажды, может ее напеть или, если владеет музыкальным инструментом, воспроизвести ее, чувствителен к музыкальным ритмам, сам придумывает мелодии.

3. стремление к самопознанию. Малыш тонко чувствует свои ощущения и эмоции, может проникнуть в душу к кому угодно.

4. хорошая координация. Ребенок прекрасно владеет своим телом, быстро осваивает спортивные снаряды, па танца, обожает играть в театр – одним словом, спортсмен, танцор и лицедей.

5. логико-математическая одаренность. Эти дети отличаются ясным и последовательным мышлением, они живо интересуются устройством мира и предметов, окружающих их.

6. пространственное воображение. Ребенок «щелкает» головоломки, словно орешки, точно может определить траекторию полета мяча в футбольные ворота, быстро и легко осваивает конструкторы и кубики, строит из них умопомрачительные конструкции.

7. дар общения и сопереживания. Ребенок умеет «найти подход» практически к каждому человеку, очень восприимчив к настроениям и эмоциям других людей, легко входит в контакт.

8. задатки натуралиста. Этот малыш восхищен всем, что видит. Жуки, ящерицы, пауки и мухи – все эти букашки будут пойманы и внимательнейшим образом изучены. Многообразие природных богатств вводят вашего ребенка в экстаз.

Правильно определив направление, в котором будет дальше двигаться Ваш ребенок, Вы во многом облегчите ему жизнь. Бесспорно, при определенном усердии можно развить способности ребенка в любом направлении, но зачем убивать в нем будущего Лобачевского или Софью Ковалевскую, ради того, чтобы родители

по прошествии многих лет могли похвастаться – наша дочь танцует в Большом театре (умалчивая при этом, что танцует-то она в пятом ряду кордебалета!).

Многих родителей может насторожить и даже испугать то, что ребенок стремиться освоить ту область, где они сами – полные профаны. Родители, не пугайтесь! То, что Вам медведь на ухо наступил, еще не означает, что и у ваших детей нет музыкального слуха. Хочет Ваш сын изучать ирландский язык – позвольте ему. Неважно, что Вы сами дальше Киева никуда не ездили – ему

помогут учителя и товарищи. К слову сказать, родительские отговорки о том, что «у нас сроду в семье артистов (музыкантов, юристов, актеров и т. д. не было, так что прямая дорога тебе в училище бытовиков – по стопам мамы и бабушки» не имеют под собой никаких оснований, и могут подорвать веру в себя не только

у подростка. Маленькие дети особенно чувствительны к

 

одобрению их действий. Своими резкими словами Вы только

«подрежете крылья» юному таланту. Поддерживайте все

начинания своего юного дарования. Рисунки – на стену в рамочке! Пластилиновые фигурки смогут отлично оживить интерьер Вашей кухни, музыкальные импровизации записывайте на пленку, и

когда-нибудь, лет эдак через двадцать, Ваш ребенок обязательно скажет Вам «СПАСИБО!». За то, что не зарыли талант в землю, а дали ему возможность развиваться.

Если вслушаться в звучание слова «одаренность», то совершенно ясно прозвучит корень слова – ДАР. То есть то, что было

подарено. Но почему же у одних детей есть этот самый дар, а другие его лишены? Что формирует одаренность?

Существуют две точки зрения:

1. дар передается по наследству. То есть, если ваши мама и

папа, а также бабушки и дедушки до седьмого колена были чем-то одарены, то со стопроцентной уверенностью можно утверждать,

что и ваш ребенок будет талантлив.

И да, и нет. Безусловно, в семьях, где на протяжении поколений люди славились каким-то талантом, ребенку с самого раннего детства твердят – дедушка твой был композитор, папа твой – пианист, и ты тоже будешь музыкантом. И малыш становится музыкантом. И даже достигает определенных успехов на своем поприще. Но существует масса примеров, когда в семье гениальных живописцев, например, рождался абсолютно лишенный чувства прекрасного ребенок.

2. все дело в среде, в которой воспитывается ребенок, и только воспитанием можно вырастить в человеке гения.

Этой точки зрения придерживаются многие психологи современности. Бывает так, и история знает немало тому

примеров, когда родители вполне осознанно воспитывали из своих детей гениев. Но – талантливый ребенок может родиться в любой семье, независимо от одаренности родителей, и без всякого

влияния родителей развивает свои способности. Другое дело, как родители смогут помочь своему ребенку развить его талант. Наверное, талантливость, одаренность – это какая-то врожденная гармония человека, с которой он рождается независимо у каких родителей. Так что народная мудрость и Великий Русский язык действительно правы –

ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ ДАР

А вот чей – Природы, Бога, или Стечения обстоятельств детства, которые встревожили воображение и подтолкнули развитие – наверное, споры об этом закончатся еще не скоро.

В современной психологии различают понятия общей и специальной одаренности. Общая одаренность – это наличие способностей и таланта во многих сферах, а специальная – в какой-то одной. Существует мнение, что одаренный человек не

 

может быть одинаково талантлив во многих областях. Но практика показывает, что талантливый человек крайне редко бывает сверхталантлив в одной области и совершенно ни к чему не способен в другой. Наоборот, способности в одной области подразумевают наличие оных и в других сферах. Обычно одаренность в музыке и художественные способности прекрасно сочетаются. Много общего между литературным дарованием и способностью к лицедейству. Способности к рациональному мышлению зачастую прекрасно соединяются с развитым пространственным воображением. Вполне разумно было бы развивать в ребенке именно универсальную одаренность,

чтобы в последующем она лишь углубилась в какую-то определенную сферу.

Как же, при каких условиях мы можем вырастить талантливого ребенка? В первую очередь должны быть созданы определенные условия в семье, где растет талантливый ребенок. Это и упор на интеллектуальные ценности, и атмосфера духовности, царящая в доме. Непременным условием является наличие у родителей реальной возможности дать ребенку отличное образование.

Плохие условия для развития способностей могут в лучшем случае

«затормозить», а в худшем – полностью уничтожить все, что дано ребенку.

Часто идут споры о том, когда именно начинать обучение ребенка

– в один месяц, в год, в пять лет. Современные психологи пришли

к выводу, что чем раньше начато обучение, тем более разносторонне развитым вырастет ребенок. К тому же требования современного времени к ребенку настолько жестки и

непримиримы, что просто необходимо как можно раньше усадить ребенка за парту. «Раньше сядешь за парту – быстрее выйдешь в люди» – эту простую формулу весьма активно применяют поставщики образовательных услуг. Продвинутые няни,

гувернеры, директора детских садов все чаще в рекламных объявлениях стали упоминать какую-нибудь развивающую методику, которая сделает вашего ребенка самым умным, самым сообразительным, самым находчивым, самым, самым, самым. Другое дело, дают ли эти методики ожидаемый эффект? Конечно. Малыши и на самом деле раньше своих сверстников начинают читать, овладевают счетом, иностранным языком (зачастую не одним), но со временем эти их достижения теряют свой блеск – рано или поздно ровесники маленьких умников также начинают читать, писать, и усваивать другие знания обычным,

традиционным путем. К тому же, по мнению родителей, чьи развитые детки уже пошли в школу, там им приходится отнюдь не сладко.

...

Строгие рамки нашей школьной системы не

 

предусматривают наличие в ней развитых детей, идет

«уравниловка», при которой практикуется «равнение на отстающих», а не на передовых детей.

Таким образом, заинтересованное, пусть и не слишком профессиональное, участие родителей в развитии способностей их детей по своей эффективности реально может составить конкуренцию любой из самых революционных методик раннего развития ребенка.

К тому же совершенно не обязательно, что, начав раннее развитие, вы сумеете воспитать гения. Единственной действительно стоящей целью такого воспитания можно считать развитие в ребенке глубокого, ищущего ума, крепкого здоровья, привитие ему истинных нравственных ценностей.

Дети приходят в мир примерно одинаковыми, исключая, конечно, случаи глубоких умственных расстройств. Поэтому вся полнота ответственности за то, что они впоследствии становятся умными и глупыми, добрыми и агрессивными ложится на плечи воспитателя,

в нашем случае – родителя. Основной целью раннего развития ребенка можно считать предотвращение появления в нашем обществе глубоко несчастных детей. Мы развиваем своего ребенка не для того, чтобы потом он стал гениальным музыкантом или художником, физиком или исследователем. Мы знакомим его с многообразием мира для того, чтобы впоследствии, когда придет пора делать выбор, он мог с полной ответственностью, зная себя и свои возможности, избрать для себя стезю, полную радости и удовлетворения от того, что он делает.

Ученые подсчитали, что человеческий мозг насчитывает примерно

1,4 миллиарда клеток. Однако мозг новорожденного настолько не развит, что он не использует и десятой части своего потенциала. После сравнения мозга взрослого человека и мозга

новорожденного стало ясно, что по мере развития между развития между клетками мозга образуются своеобразные отростки, тянущиеся от одной клетки к другой. Таким образом, клетки могут передавать друг другу информацию из внешнего мира. В развитии мозга есть период, когда связи между его клетками формируются наиболее активно – это время от 0 до 3 лет. За этот непродолжительный период зарождается примерно около 80 % таких связей. По мере роста количества связей увеличиваются, соответственно, и возможности самого мозга. Таким образом, развивая ребенка с самого раннего детства, мы создаем ту базу,

на которой впоследствии зиждется его способность к мышлению, творческие способности, чувства и потребности. И если в первые годы не образовалась прочная база, то совершенно бессмысленно впоследствии учить ребенка, как ее можно использовать. Это равносильно тому, что пытаться создать программу управления модулями МКС (международной космической станции) на

 

компьютере образца восьмидесятых годов.

Однако было бы неправильным считать, что если родители упустили момент для развития способностей своего ребенка, то у него нет шансов добиться чего-то жизни. Истории вообще

известны три пути развития таланта:

? ранние проявления (Моцарт, который в четыре года давал концерты на клавесине и скрипке, а также написал свою первую симфонию в три с половиной года)

? способности, которые проявились в юности (А.С. Пушкин, который в Царскосельском лицее поразил Державина чистотой и легкостью слога)

? талант, который дал о себе знать в зрелые годы (баснописец И.

А. Крылов, взявший перо в сорок лет, фотограф Анн Гаддес, прославившаяся своими фотоснимками после тридцати). Раньше всего, обычно, проявляются способности к музыке,

литературе, живописи, естествознании. Замечено, что чем более

узким является направление, в котором выявляются способности,

тем раньше их замечают.

Опять же, возвращаясь к роли окружающей среды в воспитании таланта – чаще всего в позднем проявлении способностей

виновато именно окружение ребенка. И, кстати, давайте не будем путать хорошего ученика и талант. Бесспорно, те из одаренных детей, которые имеют академическую одаренность, то есть способность к учению, легко и быстро усваивают новые знания.

Но, тем не менее, великий автор теории относительности Альберт Эйнштейн был отпетым двоечником и даже вылетел из школы за академическую неуспеваемость.

Многих из нас волнует вопрос – а как же отличить одаренного ребенка?

 

 

Признаки одаренности:

 

 

? одаренный ребенок – это всегда творческая личность

? его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребенка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых, а иногда даже и превосходят их

? одаренный ребенок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов. Это такие, из высказываний которых состоят рубрики «говорят дети»

? эти дети весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они докапываются, разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать.

? такие дети живо интересуются всем необычным, не

 

укладывающимся в рамки обычных представлений. Часто любят головоломки, ребусы, загадки. Их решения часто оригинальны и нестандартны. Им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он.

? они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе, грешат тем,

что порой ставят себе сверхзадачи.

? одаренные дети проявляют выраженный интерес к

определенным занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы

? сон одаренный одаренных детей менее продолжителен. Им «не дают уснуть» или «будят» мысли и идеи

? у них обычно повышенная чувствительность, особенно в повседневной жизни, или когда они не поглощены любимым занятием, иногда они излишне бескомпромиссны

? им свойственны богатая фантазия и чувство юмора.

этих детей отличают упорство и настойчивость в достижении цели

Одаренными принято называть детей, которые:

? достигли успехов в определенных сферах деятельности (музыке,

живописи, математике, искусстве, спорте и т. д.)

? детей с высоким уровнем IQ и высоким уровнем творческих способностей

? детей, которые обладают академической одаренностью, или умением учиться и воспринимать знания. Часто обладают врожденной грамотностью и чувством языка.

Все согласятся, что одаренные дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Это и их удивительная способность

логично и разумно рассуждать на темы нравственности и морали,

и их склонность к фантазиям и сочинительству, их особенное, не такое, как у других детей, чувство юмора. Но они все же дети, и относиться к ним все же во многом следует, как к обычным детям. Так мы избежим многих «подводных камней», встречающихся при воспитании этих удивительных созданий – способные дети

склонны к высокомерию, даже некоторому снобизму по отношению к другим, обычным детям, грешат они и некоторой вседозволенностью (они ведь «не такие», а, значит, им и

позволено больше, чем другим!), другие же, наоборот, страдают от своей непохожести на других, и становятся замкнутыми, стеснительными, зажатыми.

Различают два типа характеров одаренных детей:

1-й тип – открытый, веселый, с задатками лидера, фантазер,

прекрасно владеет речью. Самоуверенный и всеми любимый.

2-й тип – тихий, слегка зажатый, склонный к раздумьям, философ.

Иногда ворчливые и раздражительные, молчаливые.

 

Безусловно, одаренные дети встречают на своем пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой, считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им в этом помочь?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.