Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система менеджмента качества: Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству




Политика в области качества: Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Примечания

1 Как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества

2 Принципы менеджмента качества, изложенные в настоящем стандарте, могут служить основой для разработки политики в области качества.

Цели в области качества: Цели, которых добиваются или к которым стремятся в области качества

Примечания

1 Цели в области качества обычно базируются на политике организации в области качества

2 Цели в области качества обычно устанавливаются для соответствующих функций и уровней организации

Менеджмент: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией

Примечание – В английском языке термин "management" иногда относится к людям, т.е. к лицу или группе работников, наделенных полномочиями и ответственностью для руководства и управления организацией. Когда "management" используется в этом смысле, его следует всегда применять с опреде ляющими словами с целью избежания путаницы с понятием "management", определенным выше. Например не одобряется выражение " руководство должно...", в то время как " высшее руководство должно..." – приемлемо.

Высшее руководство: Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Менеджмент качества: Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Примечание – Руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества

Планирование качества: Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Примечание – Разработка планов качества может быть частью планирования качества.

Управление качеством: Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Обеспечение качества: Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества: Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Примечание – Требования могут относиться к любым аспектам, таким как результативность, эффектность или прослеживаемость.

Постоянное улучшение: Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования.

Примечание – Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения является постоянным процессом, использующим наблюдения аудита (проверки) и заключения по результатам аудита (проверки), анализ данных, анализ со стороны руководства или другие средства и обычно ведущим к корректирующим действиям или предупреждающим действиям

Результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность: Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

Термины, относящиеся к организации

Организация: Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.

Примеры: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинация из них.

Примечания

1 Распределение обычно бывает упорядоченным.

2 Организация может быть государственной или частной.

3 Настоящее определение действительно применительно к стандартам на системы менеджмента качества. Термин " организация" определен иначе в руководстве ИСО/ МЭК 2.

Организационная структура: Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

Примечания

1 Распределение обычно бывает упорядоченным.

2 Официально оформленная организационная структура часто содержится в руководстве по качеству или в плане качества проекта.

Область применения организационной структуры может включать соответствующие взаимодействия с внешними организациями.

Инфраструктура: 〈 организация〉 Совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации

Производственная среда: Совокупность условий, в которых выполняется работа.

Примечание – Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).

Потребитель: Организация или лицо, получающие продукцию Примеры: клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель.

Примечание – Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Поставщик: Организация или лицо, предоставляющие продукцию Примеры: производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации.

Примечания

1 Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

2 В контрактной ситуации поставщика иногда называют " подрядчиком ".

Заинтересованная сторона: Лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации

Примеры: потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество.

Примечание – Группа может состоять из организации, ее части или из нескольких организаций.

Термины, относящиеся к процессам и продукции

Процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Примечания

1 Входами к процессу обычно являются выходы других процессов.

2 Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности.

Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к " специальному процессу ".

Продукция: Результат процесса

Примечания

1 Имеются четыре общие категории продукции:

− услуги (например, перевозки);

− программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

− технические средства (например, узел двигателя);

− перерабатываемые материалы (например, смазка).

Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным или техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента.

Например, поставляемая продукция " автомобиль " состоит из технических средств (например, шин), перерабатываемых материалов (горючее, охлаждающая жидкость), программных средств (программное

управление двигателем, инструкция водителю) и услуги (разъяснения по эксплуатации, даваемые продавцом).

2 Услуга является результатом, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного

при взаимодействии поставщика и потребителя, она, как правило, нематериальна. Предоставление услуги может включать, к примеру, следующее:

− деятельность, осуществленную на поставленной потребителем материальной продукции (напри мер, автомобиль, нуждающийся в ремонте);

− деятельность, осуществленную на поставленной потребителем нематериальной продукции (например, заявление о доходах, необходимое для определения размера налога);

− предоставление нематериальной продукции (например, информации в смысле передачи знаний);

− создание благоприятных условий для потребителей (например, в гостиницах и ресторанах).

Программное средство содержит информацию и обычно является нематериальным, может также быть в форме подходов, операций или процедуры

Техническое средство, как правило, является материальным и его количество выражается исчисляемой характеристикой. Перерабатываемые материалы обычно являются материальными и их количество выражается непрерывной характеристикой. Технические средства и перерабатываемые материалы часто называются товарами.

Обеспечение качества направлено главным образом на предполагаемую продукцию.

проект: Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения сроков, стоимости и ресурсов.

Примечания

1 Отдельный проект может быть частью структуры более крупного проекта.

2 В некоторых проектах цели совершенствуются, а характеристики продукции определяются соответственно по мере развития проекта.

3 Выходом проекта может быть одно изделие или несколько единиц продукции

4 Адаптировано из ИСО 10006.

Проектирование и разработка: Совокупность, переводящих требования в установленные характеристики или нормативную и техническую документацию на продукцию, процесс или систему.

Примечания

1 Термины " проектирование " и " разработка " иногда используют как синонимы, а иногда — для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом.

2 Для обозначения объекта проектирования и разработки могут применяться определяющие слова (например, проектирование и разработка продукции или проектирование и разработка процесса).

Процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса

Примечания

1 Процедуры могут быть документированными или недокументированными.

2 Если процедура документирована, часто используется термин " письменная процедура" или " документированная процедура". Документ, содержащий процедуру, может называться " документированная процедура".

Термины, относящиеся к характеристикам

Характеристика: Отличительное свойство.

Примечания

1 Характеристика может быть собственной или присвоенной.

2 Характеристика может быть качественной или количественной.

3 Существуют различные классы характеристик, такие как:

− физические (например механические, электрические, химические или биологические характеристики);

− органолептические (например связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);

− этические (например вежливость, честность, правдивость);

− временные (например пунктуальность, безотказность, доступность);

− эргономические (например физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);

− функциональные (например максимальная скорость самолета).

Характеристика качества: Присущая характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования.

Примечания

1 " Присущая" означает имеющаяся в чем -то. Прежде всего, это относится к постоянной характеристике.

2 Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы (например, цена продукции, владелец продукции) не являются характеристиками качества этой продукции, процесса или системы.

Надежность: Собирательный термин, применяемый для описания свойства готовности и влияющих на него свойств безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.

Примечание – Надежность применяется только для общего неколичественного описания свойства. [ МЭК 60050 –191:1990].

Прослеживаемость: Возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается.

Примечания

1 При рассмотрении продукции прослеживаемость может относиться к:

− происхождению материалов и комплектующих;

− истории обработки;

− распределению и местонахождению продукции после поставки.

2 В области метрологии определение, приведенное в VIM–I993, является принятым.

Термины, относящиеся к соответствию

Соответствие: Выполнение требования

Примечания

1 Настоящее определение согласуется с приведенным в Руководстве ИСО/ МЭК 2, но отличается от него формулировкой, чтобы соответствовать концепции ИСО 9000.

2 В английском языке термин "conformance" является синонимом, но он вызывает возражения.

Несоответствие: Невыполнение требования

Дефект: Невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием.

Примечания

1 Различие между понятиями дефект и несоответствие является важным, так как имеет подтекст юридического характера, связанный с вопросами ответственности за качество продукции.

Следовательно, термин " дефект " надо использовать чрезвычайно осторожно.

2 Использование, предполагаемое потребителем, может зависеть от характера информации, такой как инструкции по использованию и техническому обслуживанию, предоставляемые поставщиком

Предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

Примечания

1 У потенциального несоответствия может быть несколько причин.

2 Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие – для предотвращения повторного возникновения события.

3 Корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

Примечания

1 У несоответствия может быть несколько причин.

2 Корректирующее действие предпринимается для предотвращения повторного возникновения события, тогда как предупреждающее действие – для предотвращения возникновения события.

3 Существует различие между коррекцией и корректирующим действием.

Коррекция: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия

Примечания

1 Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием

2 Коррекция может включать, например переделку или снижение градации

Переделка: Действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, с тем чтобы она соответствовала требованиям.

Примечание – В отличие от переделки ремонт может воздействовать на части несоответствующей продукции или изменять их.

Снижение градации: Изменение градации несоответствующей продукции, чтобы она соответствовала требованиям, отличным от исходных.

Ремонт: Действие, предпринятое в отношении несоответствующей продукции, чтобы сделать ее приемлемой для предполагаемого использования.

Примечания

1 Ремонт включает действие по исправлению, предпринятое в отношении ранее соответствовав шей продукции для ее восстановления с целью использования, например как часть технического обслуживания.

2 В отличие от переделки ремонт может воздействовать на части несоответствующей продукции или изменять их.

Утилизация несоответствующей продукции: Действие в отношении несоответствующей продукции, предпринятое для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования.

Примеры: переработка, уничтожение.

Примечание – В ситуации с несоответствующей услугой применение предотвращается посредством прекращения услуги.

Разрешение на отклонение: Разрешение на использование или выпуск продукции, которая не соответствует установленным требованиям

Примечание – Разрешение на отклонение обычно распространяется на поставку продукции с несоответствующими характеристиками для установленных согласованных ограничений по времени или количеству данной продукции.

Разрешение на отступление: Разрешение на отступление от исходных установленных требований к продукции до ее производства.

Примечание – Разрешение на отступление, как правило, дается на ограниченное количество продукции или период времени, а также для конкретного использования.

Выпуск: Разрешение на переход к следующей стадии процесса

Примечание – В английском языке, в контексте компьютерных программных средств, термином "release" часто называют версию самих программных средств.

Термины, относящиеся к документации

Информация: Значимые данные.

Документ: Информация и соответствующий носитель.

Примеры: записи, нормативная и техническая документация, процедурный документ, чертеж, отчет, стандарт.

Примечания

1 Носитель может быть бумажным, магнитным, электронным или оптическим компьютерным диком, фотографией или эталонным образцом, или комбинацией из них.

2 Комплект документов, например технических условий и записей, часто называется " документацией".

3 Некоторые требования (например требование к разборчивости) относятся ко всем видам документов, однако могут быть иные требования к техническим условиям (например, требование к управлению пересмотрами) и записям (например, требование к восстановлению).

Нормативная и техническая документация: Документы, устанавливающие требования

Примечания

1 Нормативные документы могут относиться к деятельности (например, документированная процедура, технологическая документация на процесс или методику испытаний) или продукции (например технические условия на продукцию, эксплуатационная документация и чертежи).

2 Термин дан в редакции, отличной от приведенной в ИСО 9000, в соответствии с терминологией, принятой в Российской Федерации.

Руководство по качеству: Документ, определяющий систему менеджмента качества организации

Примечание – Руководства по качеству могут различаться по форме и детальности изложения, исходя из соответствия размеру и сложности организации.

План качества: Документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту.

Примечания

Эти процедуры обычно включают те процедуры, которые имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции.

2 План качества часто содержит ссылки на разделы руководства по качеству или документированные процедуры.

3 План качества, как правило, является одним из результатов планирования качества

Запись: Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

Примечания

1 Записи могут использоваться, например для документирования прослеживаемости, свидетельства проведения верификации, и предупреждающих действий и корректирующих действий.

2 Обычно пересмотры записей не нуждаются в управлении.

Термины, относящиеся к оценке

Объективное свидетельство: Данные, подтверждающие наличие или истинность чего - либо.

Примечание – Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

Контроль: Процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой. [ Руководство ИСО/ МЭК 2].

Испытание: Определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре

Верификация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

Примечания

1 Термин " верифицировано" используется для обозначения соответствующего статуса.

2 Деятельность по подтверждению может включать:

− осуществление альтернативных расчетов;

− сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной документацией по апробированному проекту;

− проведение испытаний и демонстраций;

− анализ документов до их выпуска.

Валидация: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

Примечания

1 Термин " подтверждено" используется для обозначения соответствующего статуса.

2 Условия применения могут быть реальными или смоделированными.

Процесс квалификации: Процесс демонстрации способности выполнить установленные требования

Примечания

1 Термин " квалифицирован" используется для обозначения соответствующего статуса.

2 Квалификация может распространяться на работников, продукцию, процессы или системы.

Пример: квалификация аудиторов (экспертов по сертификации систем качества), квалификация материала.

Анализ: Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.

Примечание – Анализ может также включать определение эффективности.

Примеры: анализ со стороны руководства, анализ проектирования и разработки, анализ требований потребителей и анализ несоответствий.

Термины, относящиеся к аудиту (проверке)

Примечание – Термины и определения, данные в подразделе 9, были разработаны в ожидании публикации ИСО 19011. Возможно, они будут модифицированы в настоящем стандарте.

Аудит (проверка): Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки)

Примечание – Внутренние аудиты (проверки), иногда называемые " аудиты (проверки) первой стороной ", проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей могут служить основанием для декларации о соответствии

Внешние аудиты (проверки) включают аудиты, обычно называемые " аудиты (проверки) второй стороной " или " аудиты (проверки) третьей стороной ".

Аудиты (проверки) второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например потребителями или другими лицами от их имени.

Аудиты (проверки) третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001.

Если системы менеджмента качества и охраны окружающей среды вместе подвергаются аудиту (проверке), это называется " комплексным аудитом ". Если две или несколько организаций проводят совместно аудит (проверку) проверяемой организации, это называется " совместным аудитом ".

Программа аудита (проверки): Совокупность одного или нескольких аудитов (проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

Критерии аудита (проверки): Совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок.

Свидетельство аудита (проверки): Записи, изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита(проверки), которая может быть перепроверена.

Примечание – Свидетельство аудита (проверки) может быть качественным или количественным.

Наблюдения аудита (проверки): Результат оценки свидетельства аудита (проверки) в зависимости от критериев аудита (проверки).

Примечание – Наблюдения аудита (проверки) могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита (проверки) или на возможности улучшения.

Заключения по результатам аудита (проверки): Выходные данные аудита, предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита

Заказчик аудита (проверки): Организация или лицо, заказавшие аудит (проверку)

Проверяемая организация: Организация, подвергающаяся аудиту (проверке)

* Аудитор: Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки)

* Группа по аудиту (проверке): Один или несколько аудиторов, проводящих аудит (проверку).

Примечания

1 Один из аудиторов в группе по аудиту (проверке), как правило, назначается руководителем группы по аудиту.

2 Группа по аудиту может включать стажеров и, в случае необходимости технических экспертов

3 В работе группы могут принимать участие наблюдатели без полномочий членов группы по аудиту.

* Технический эксперт: <аудит> Лицо, обладающее специальными знаниями или опытом применительно к объекту, подвергаемому аудиту.

Примечания

1 Специальные знания или опыт включают знания или опыт применительно к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также знание языка и культуры страны, где проводится аудит.

2 Технический эксперт не имеет полномочий аудитора в группе по аудиту (проверке)

Компетентность: Выраженная способность применять свои знания и умение.

 

Термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения

Примечание – Термины и определения, данные в подразделе 10, были разработаны в ожидании публикации ИСО 10012. Возможно, они будут модифицированы в этом стандарте.

Система управления измерениями: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, необходимых для достижения метрологического подтверждения пригодности и постоянного управления процессами измерения

Процесс измерения: Совокупность операций для установления значения величины.

Метрологическое подтверждение пригодности: Совокупность операций, необходимая для обеспечения соответствия измерительного оборудования требованиям, отвечающим его назначению.

Примечания

1 Метрологическое подтверждение пригодности обычно включает калибровку или верификацию, любую необходимую юстировку или ремонт и последующую перекалибровку, сравнение с метрологическими требованиями для предполагаемого использования оборудования, а также требуемое пломбирование и маркировку.

2 Метрологическое подтверждение пригодности не выполнено до тех пор, пока пригодность измерительного оборудования для использования по назначению не будет продемонстрирована и задокументирована.

3 Требования к использованию по назначению включают такие характеристики, как диапазон, разрешающая способность, максимально допустимые погрешности и т. д.

4 Требования к метрологическому подтверждению пригодности обычно отличаются от требований на продукцию и в них не регламентируются.

Измерительное оборудование: Средства измерения, программные средства, эталоны, стандартные образцы, вспомогательная аппаратура или комбинация из них, необходимые для выполнения процесса измерения

Метрологическая характеристика: Отличительная особенность, которая может повлиять на результаты измерения.

Примечания

1 Измерительное оборудование обычно имеет несколько метрологических характеристик.

2 Метрологические характеристики могут быть предметом калибровки.

Метрологическая служба: Организационная структура, несущая ответственность за определение и внедрение системы управления измерениями

 

Приложение 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Термины, относящиеся к сертификации продукции и услуг

Испытание – техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.

Метод испытания – установленные технические правила проведения испытаний.

Протокол испытаний – документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям.

Испытательная лаборатория – лаборатория, которая проводит испытания.

Межлабораторные сравнительные испытания – организация, проведение и оценка испытаний одних и тех же или подобных изделий или материалов двумя или несколькими лабораториями в соответствии с заранее установленными условиями.

Проверка (лаборатории) на качество проведения испытаний – установление способности данной лаборатории проводить испытания посредством межлабораторных сравнительных испытаний.

Аккредитация (лаборатории) – официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний.

Система аккредитации (лабораторий) – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации лабораторий.

Орган по аккредитации (лабораторий) – орган, который управляет системой аккредитации лабораторий и проводит аккредитацию.

Аккредитованная лаборатория – испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.

Критерии аккредитации лаборатории – совокупность требований, используемых органом по аккредитации, которым должна отвечать испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной.

Аттестация лаборатории – проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным критериям.

Эксперт по аттестации лаборатории – лицо, которое осуществляет все или некоторые функции, относящиеся к аттестации лаборатории. Лицо с правом подписи (от имени аккредитованной лаборатории) – лицо признаваемое органом по аккредитации компетентным, чтобы подписывать протоколы испытаний аккредитованной лаборатории.

Сертификация соответствия – действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Система сертификации – система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию соответствия.

Контролирующий орган (для сертификации) – орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации инспектирующую деятельность.

Лицензия (для сертификации) (сертификационная лицензия) – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации.

Соискатель (для сертификации) – лицо или орган, добивающийся получения лицензии от органа по сертификации.

Обладатель лицензии (лицензиат) – лицо или орган, которому органом по сертификации выдана лицензия.

Сертификат соответствия – документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак соответствия (для сертификации) – защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Стандарт – документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, руководящие принципы и характеристики различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Примечание. Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

 

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТЕРМИНЫ Федерального закона от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании "

 

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

Ветеринарно - санитарные и фитосанитарные меры – обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

Заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия

Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту

Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией

Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Продукция – результат деятельности, представленный в материально- вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях

Риск – вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.