Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Экономическая история как самостоятельный предмет изучения возникла в Западной Европе во второй половине XIX в




Экономическая история как самостоятельный предмет изучения возникла в Западной Европе во второй половине XIX в., и наряду с такими смежными дисциплинами, как политическая экономия, история экономических учений, социология, заняла важное место в планах подготовки экономистов.

Экономическую историю изучают во всех ведущих европейских странах и США. Она является неотъемлемой частью подготовки экономистов, юристов, политологов. В нашей стране экономическую историю начали изучать в 90-е годы прошлого века.

Экономическая история способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. Эта дисциплина призвана формировать принципы экономического мышления, позволяет видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем, адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать решения, опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт (Необходимо отметить одно чрезвычайно важное событие: впервые с 1969 г., когда начали присуждать Нобелевские премии по экономике, за 1993 год присуждены премии двум ученым из США – Р.Фогелю и Д.Норту за работы именно по экономической истории).

Особенно актуально знание истории экономики в связи со сменой системы хозяйствования в России. Проблемы переходной экономики возникали во всех странах неоднократно: в связи с переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем постиндустриальному, от свободного рынка к регулируемому, от рыночной модели хозяйствования к плановой.

Знание истории экономического развития позволяет из множества имеющихся вариантов перехода к рыночной экономике выбрать наиболее приемлемый для российских условий, оценить преимущества и недостатки различных рыночных инструментов и сократить неизбежные издержки.

Российский рынок учебной литературы по экономической истории в настоящее время представляет собой значительное количество разнообразных изданий, как переводных, так и отечественных авторов. Это - первое затруднение, с которым сталкивается студент, приступивший к изучению экономической истории. Второе связано с тем, что имеющиеся учебники и учебные пособия, по структуре и содержанию заметно отличаются друг от друга.

Данное издание представляет собой полный набор учебных лекций, в достаточно компактной форме отражающий содержание учебной дисциплины и его разделы: «Зарождение и развитие мировой экономики»; «Особенности экономического развития цивилизации в России».

Цель создания краткого конспекта лекций (ККЛ) ознакомить студентов с теорией, методологией, основными экономическими школами, дать студентам материал для самостоятельной работы, подготовки к практическим занятиям (семинарам) и экзаменам.

Цель изучения курса «Экономическая история»

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать историю положительного и негативного опыта хозяйственного развития ведущих капиталистических стран в различные исторические эпохи;

б) уметь анализировать такие экономические явления, как экономический прогресс, регресс и стагнация; выделять общие и особенные черты, присущие экономикам отдельных стран мира; выявлять многовариантность экономического развития;

в) иметь представление об эволюции хозяйственного механизма, факторах, стимулирующих или тормозящих ход экономического развития отдельных стран в различные исторические эпохи.

ККЛ не заменяет учебного или полноценного курса лекций. Он является подспорьем при самостоятельном изучении материала, подготовке к рубежным и итоговым контролям.

Актуальность создания ККЛ обусловлено необходимостью формирования в сознании обучающегося четкого алгоритма изучения дисциплины, за счет структурного изложения каждой темы в виде краткой лекции.

Представленный в ККЛ материал сгруппирован по отдельным главам. Каждая глава содержит:

- перечень основных категорий темы;

-текст главы с разбивкой на отдельные вопросы;

- контрольные вопросы;

- рекомендованную литературу;

- интернет-ресурсы.

Краткий конспект лекций подготовлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки 080200.62 «Менеджмент».

 

 

Раздел 1 Зарождение и развитие мировой экономики

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.