Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9. Экономика зарубежных стран после второй мировой войны




Резюме

1. Война 1914—1918 гг. была поистине мировой. В ней приняли участие около 40 стран, где проживало 2/3 населения планеты. Общее число потерь достигло 36 млн. человек, была уничтожена 1/3 материальных ценностей человечества. К концу войны пала не только корона царствующего более 300 лет дома Романовых, но и короны самодержцев еще двух крупнейших монархий — Гогенцоллернов в Германии и Габсбургов в Австро-Венгрии. Результатом войны можно считать распад и четвертой империи — Османской (Турецкой). На карте Европы появились новые государства.

Мир раскололся на две враждебные социально-экономические системы. Это представляло собой наиболее тяжелое для человечества последствие Первой мировой войны.

2. Первая мировая война закончилась победой Антанты. Германия, которая отличалась большой агрессивностью в предвоенный период и ее союзники проиграли. Вместе с ранеными Германия потеряла 4,5 млн. человек, не считая военнопленных, она лишилась почти половины национальных богатств. Судьба страны, территории и репараций была решена Версальским мирным договором, подписанным 28 июня 1919 г. державами-победительницами: США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией и др. Россия в их число не попала, так как вышла из войны уже в конце 1917 г.

Статьи Версальского договора подразделялись на территориальные, военные и репарационные проблемы. Территория Германии сокращалась на 70 тыс. кв. км. Земли эти вместе с населением переходили к странам-победительницам и ее союзникам.

Германия была лишена колоний общей площадью в 3 млн. кв. км и населением в 13 млн. человек.

Решение военной проблемы предусматривало: запрещение Германии иметь военно-морской флот; ограничение сухопутной армии до 100 тыс. человек, из них 4 тыс. офицеров", сокращение большей части производства оружия и военных материалов; полное исключение военной авиации из структуры армии; запрещение иметь подводный флот; запрещение выпуска броневиков, танков, военных судов, удушающих и ядовитых газов; большая часть военных крепостей и укреплений подлежали разрушению.

3. Англии, страна победительница, тоже вышла ослабленной из войны. Страна потеряла 748 тыс. человек убитыми, 1,7 млн. раненными. Большие потери понес военно-морской флот, а торговых судов осталась лишь половина. Общие расходы на войну превысили 11 млрд. фунтов стерлингов. Англия, принимала помощь от США, и долг ее составил к концу войны 850 млн. фунтов стерлингов. После войны ежегодно 40% расходов предназначалось на оплату государственного долга. Почти вдвое сократился оборот внешней торговли.

4. США вступили в войну лишь 6 апреля 1917 г., когда уже было ясно, что победят страны Антанты и ее союзники. Поэтому ее людские потери были минимальными — 120 тыс. человек. Вместо депрессии и застоя появился стимул для расширения производства. Из-за многочисленных военных контрактов чистая прибыль американских корпораций выросла с 1914 г. до заключения Версальского договора в 2,5 раза. Быстрыми темпами проходило капитальное строительство, вдвое выросла сумма капитала, инвестированного в промышленность. Военные долги стран-союзниц за товары, полученные от США, составили 9,5 млрд. долларов. Таким образом, страна превратилась из должника в крупнейшего международного кредитора и заняла ведущее место в мировой торговле.

Национальное богатство страны выросло за 1914— 1918 гг. в 2,5 раза, США сосредоточили в своих руках 1/2 золотого запаса наиболее развитых стран Запада.

5. Всем странам мира, прямо или косвенно участвовавшим в Первой мировой войне, предстояло приложить немалые усилия для ликвидации последствий войны.

Лидером в группе государств буржуазной демократии были США. Еще большую роль, чем прежде, в ее экономической жизни в межвоенный период играли крупные монополии. Через два года в воевавших странах проявился "эффект восстановления" национальных экономик.

6. В конце 1929 г. разразился небывалый по глубине экономический кризис. Он начался в ведущей стране капитализма — США и вскоре охватил весь капиталистический мир. Причиной мирового экономического кризиса явился выросший объем капиталистического рынка в результате восстановления и развития хозяйства. Это побуждало буржуазию вкладывать в экономику крупные капиталовложения ради получения высоких прибылей. Через несколько лет возникло перенасыщение рынков сбыта товарами, которые не находили покупателей.

В 1933—1934 гг. капитализм вышел из мирового экономического кризиса. Тяжелые потрясения, которые обрушились на капиталистическую систему, заставили капиталистические государства прийти на помощь монополиям.

Ускорилось перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический, соединение силы монополий с силой государства в единый механизм. Государство пыталось регулировать развитие различных отраслей хозяйства, а также отношения между трудом и капиталом. Монополиям предоставлялись выгодные военные заказы, займы, субсидии, налоговые льготы. Государственно-монополистический капитализм по-разному проявил себя в различных странах. Однако всюду, где происходил переход к государственно-монополистическому капитализму, усиливался процесс концентрации производства и капитала, а гнет монополий становился тяжелее.

Основные категории темы: Антанта, тройственный союз, средний класс, традиционные отрасли промышленности, неравномерность экономического развития, мировой экономический кризис, «Новый курс» Рузвельта.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие экономические предпосылки имела для США Первая мировая война?

2. Каковы причины мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.?

3. Выделите и охарактеризуйте основные черты либерально-реформистского варианта регулируемого капитализма.

4. Какие последствия имел мировой экономический кризис 1929— 1933 гг. для экономики Германии?

5. Назовите основные направления экономической политики фашистского режима.

6. Сравните экономическую политику, предложенную Ф.Д. Рузвельтом в США и нацистами в Германии.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Толмачева Р. П. Экономическая история: Учебник. —2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 604 с.

2. История экономики: Учебник. 2-е изд. / Под ред. О.Д. Кузнецовой, И.Н. Шапкина. - М.: ИНФРА-М, 2005

Дополнительная

1. Бартенев С.А. История экономики: Учебник. — М.: Экономист, 2004.

2. Конотопов М.В., Сметанин СИ. История экономики: Учебник. — М.: Академический проект, 2003.

3. История мировой экономики: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка, А.П. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1999.

 

Интернет источник:

1. http://www.libertarium.ru/library – библиотека материалов по экономической тематике

2. http://dic.academic.ru/ Словари и энциклопедия на Академике

3. http://www.introecom7.narod.ru – сайт, посвященный экономике, истории экономической теории

 

9.1. Экономические последствия Второй мировой войны

Развязывая Первую и Вторую мировые войны, Германия исходила из того, что сумеет избежать борьбы на два фронта. Этого, однако, не случилось и ей снова пришлось воевать против коалиции государств (главные участники: Советский Союз, США и Великобритания), военно-экономический потенциал которой значительно превосходил возможности Германии и ее главных союзниц - Италии и Японии. Неблагоприятными оказались для Германии и морально-политические факторы: расовая теория способствовала сплочению немецкого народа вокруг Гитлера, его готовности к войне, но практика расизма («новый порядок») в захваченных Германией в первый период войны европейских странах вызвала глубокую ненависть народов, породила широкое освободительное движение.

В войне погибло более 55 млн. человек, более 100 млн. осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 млрд. долларов США в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя лишь на треть от необходимого уровня производства промышленных товаров и от 25 до 60% сырья. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в т.ч. в Японии — в 5 раз, в Германии — в 2,5 раза.

При этом численность занятых в США возросла с 54 млн. человек в 1940 г. до 64 млн. в 1945 г., а объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более 1/2 мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций — крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов из 50 стран. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были державы антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритания. Члены ООН обязались принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пресечения актов агрессии, договорились разрешать свои споры мирными средствами, избегая угрозы силой или применения силы. Они решили развивать дружественные отношения между собой на основе уважения, равноправия и самоопределения народов, сотрудничать в разрешении экономических, социальных и культурных проблем, поощрять уважение к правам человека.

План Маршалла. К началу 1947 г. в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 млрд. долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. С другой стороны, имелась довольно-таки развитая рыночная инфраструктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыты, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на «священности» частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс — единовременное вливание в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им надежду на лучшее будущее. Осуществить такое вливание могли в тот период только Соединенные Штаты.

В июне 1947 г. Госсекретарь США генерал Джордж Маршалл выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 г. Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам и осуществление плана Маршалла началось. За 4 года (1948—1951) западноевропейские страны (прежде всего, Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд. долларов США в текущих ценах (более 150 млрд. в ценах конца столетия), из которых 70% пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60%, европейский — на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60—200%. В 1951 г. европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень.

Изначальными условиями предоставления помощи были отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним добавились ограничения в торговле со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:

- экономика стран Западной Европы была восстановлена;

- европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

- влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

- вокруг СССР был возведен «железный занавес»;

- США и Канада получили огромный рынок сбыта;

- был восстановлен и укреплен европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

Создание Совета экономической взаимопомощи. Коммунистические страны были отгорожены от остального мира «железным занавесом». Опираясь на военную силу, СССР диктовал этим странам линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней политике. Однако их послушность объяснялась не только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства социализма, но и огромной материальной помощью СССР. За 1945—1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 3 млрд. долларов США. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949г. с образованием Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Бреттон-Вудская система. Первые международные валютные соглашения были заключены в 1944г. в американском городе Бреттон-Вудсе. Для стран-участниц Бреттон-Вудской системы была введена система корректируемых фиксированных курсов валют. Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать свои внутренние программы развития. Если через какое-то время не удавалось привести равновесные курсы к фиксированным, фиксированный курс корректировался.

Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США — к золоту и свободно на него обменивался. Однако при разных темпах экономического развития стран-участниц было тяжело поддерживать систему жестких курсов, что привело, в конечном счете, к ограничению международной торговли.

В 1971г. доллар США девальвировался, Бреттон-Вудская система распалась. Была введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2,5%). Но многие страны и сейчас не пускают свои валюты в «свободное плавание», а стараются поддержать определенную связь между ними и одной из «главных» валют.

Международный валютный фонд (МВФ). Был создан на Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944г. Официальными целями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов США (около 30% приходится на долю США, по 5—6% — на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4% — на Саудовскую Аравию, по 2,5—3,5% — на Италию, Канаду, Голландию и Китай). Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ еще в 1946 г., с третьей по величине долей после США и Британии, но Сталин отверг это предложение, так же как предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом при курсе 1:1. Россия была принята в МВФ в 1992 г. с шестой по величине долей участия.

Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР или ВБРР). Специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит «большой семерке».

Официальная цель деятельности банка — оказание финансовой и организационной помощи странам-участницам на компенсационной основе. Первоначально МБРР аккумулировал средства для стимулирования частных инвестиций в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 1950-х годов деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Источник средств — акционерный капитал, размещение облигационных займов, продажа облигаций.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры — энергетику, транспорт, связь.

 

9.2. Страны Европы — от возрождения к интеграции

9.2.1. Великобритания

Потери Англии в войне не были столь ощутимыми, как в других европейских странах, на территории которых велись военные действия. Уже в 1948 г. ее промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. общий индекс промышленного производства превзошел его на четверть. Главным следствием войны стало существенное ослабление финансово-экономических позиций Великобритании по отношению к США, куда перекочевала значительная часть золотого запаса страны в результате оплаты военных поставок, при росте общей внешней задолженности Англии более чем в 7 раз по сравнению с довоенным периодом. Значительный урон был нанесен английскому экспорту и торговому флоту. Потеря господствующего положения в мире не могла не оказывать влияния на политику послевоенных правительств, стремившихся восстановить статус ведущей хозяйственной державы.

Экономическую политику правительства в 1950—1960-х годах определял постоянно изменявшийся в результате парламентских выборов баланс политических партий в законодательном органе. Лейбористские кабинеты министров проводили ярко выраженную политику огосударствления, а консерваторы, сменявшие лейбористов, стремились максимально либерализовать хозяйственный режим. Несмотря на различие в подходах, и те и другие считались со сложившимися реалиями, в силу чего смена политической власти не влекла за собой кардинальных изменений курса, хотя и приводила к усилению этатистских либо либеральных тенденций в хозяйственной политике.

Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое развитие Англии, стал распад ее колониальной системы. Поиски новых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации, получившей название Британского Содружества, в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в метрополию без колоний.

В условиях послевоенного кризиса на парламентских выборах 1945 г. победили левые партии во главе с лейбористами, пришедшими к власти с программой национализации ряда отраслей хозяйства, установления жесткого контроля над монополиями, развития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946—1951 гг. была проведена частичная национализация базовых отраслей хозяйства — энергетики, транспорта, угольной и сталелитейной промышленности — и ряда сфер инфраструктуры. В результате около 20% британской промышленности оказалось под непосредственным контролем государства, к которому помимо всего прочего перешли Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Следует отметить, что национализация частной и корпоративной собственности проводилась исключительно в форме выкупа, зачастую на весьма выгодных для бывших владельцев условиях.

Национализация предоставила британскому правительству возможность контроля над инвестициями, что, в свою очередь, создавало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяйства. Среди достижений правительства лейбористов следует отметить и активизацию социальной политики государства, которая выразилась во введении новой системы социального страхования, развитии муниципального жилищного строительства и др. Однако социальная политика государства ограничивалась серьезными бюджетными проблемами. На нее повлияла череда кризисов.

Пришедшее к власти в конце 1951г. консервативное правительство первоначально не вторгалось в сложившуюся структуру государственной собственности, оставило без изменений социальную политику, однако отказалось от проведения инвестиционной программы лейбористов по реконструкции национализированных отраслей. В условиях затяжной рецессии консерваторы стремились сократить уровень государственных расходов, сбалансировать бюджет, снизить уровень инфляции. Несмотря на постоянно сокращавшиеся темпы экономического роста, уменьшавшиеся относительные показатели доли Англии в мировом промышленном производстве, дефицитное состояние внешней торговли и т.д., характерные для 1950-х годов, параллельно шли позитивные структурные изменения в экономике, велась активная модернизация отраслей на основе достижений НТР, происходило усиление инвестирования НИОКР. Одним из результатов этого явился быстрый рост промышленного производства, достигший 12% в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

9.2.2. Франция

Война и оккупация нанесли серьезный ущерб национальному хозяйству страны. В весьма непростых внутриполитических условиях, характеризовавшихся острой борьбой правых и левых сил, Франции удалось довольно быстро пройти период послевоенного восстановления экономики и выйти на довоенные показатели к окончанию 1940-х гг.

Одной из отличительных черт экономики Франции в послевоенный период стал значительный рост государственного участия в экономике.

К концу 1960-х гг. Франция вышла на 2-е место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США. Страна стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В целом, в 1960-х гг. отчетливо обозначилась тенденция экспортной ориентации экономики страны. Так, в этот период производство на внешний рынок в 1,2 раза обогнало рост внутреннего потребления.

Успехам страны на внешних рынках способствовала государственная политика, направленная на повышение конкурентоспособности крупных национальных финансово-промышленных групп, представлявших объединения формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга, например, в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов.

Был взят курс на возвращение «бежавших» из страны капиталов, тем более что в 1950-х гг. уже наметилась тенденция к оттоку капиталов из боровшихся за независимость колоний Франции. Процесс финансовой стабилизации был немыслим без сокращения роста бюджетных расходов. В конце 1950-х гг. правительство урезало ассигнования по ряду социальных статей, отменило льготный режим закупок сельхозпродукции и т.д. Благодаря комплексу мер уже к 1960 г. золотовалютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего долга страны, а правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был выпущен франк, равный 100 прежним.

Несмотря на явные успехи в экономической сфере, 1960-е годы едва ли можно рассматривать как безмятежный период поступательного развития. Рост могущества монополий, последствия распада колониальной системы, издержки политики «дирижизма» и прочее являлись причинами кризисных явлений. К концу 1960-х годов стратегия «индустриального императива» вошла в полосу первого кризиса (1968— 1969), который нанес ощутимый удар по режиму де Голля. На протяжении последующего десятилетия происходила постепенная трансформация экономической политики в сторону либерализма.

9.2.3. Германия. Немецкое «экономическое чудо»

Первые послевоенные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Германии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Уровень ВНП едва достигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полностью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выживания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд. долларов США. К этому следует добавить тяжелейшее психологическое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии. И к середине 1950-х гг. ФРГ вышла на 2-е место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала, наряду с Францией, ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке. Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950—1960-х гг. был назван немецким «экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйственный рывок ФРГ обеспечивался, в конечном счете, модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интеграции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хозяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому, начиная с 1970-х гг., страна, находящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модернизации высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в условиях второго этапа НТР.

 

9.3. Новый центр деловой активности в Юго-Восточной Азии. Японское «экономическое чудо»

История становления и развития этого региона неразрывно связана с экономикой Японии, потерпевшей сокрушительное поражение в войне и сумевшей достичь феноменального успеха в области экономического развития в послевоенный период, которое принято называть японским «экономическим чудом».

Состояние экономики Японии, как и Германии, к моменту окончания войны можно назвать катастрофическим. Огромные потери и разрушения отбросили национальное хозяйство страны к уровню конца XIX в. Достаточно сказать, что уровень промышленного производства не достигал и 30% показателя 1935 г. Хозяйственный хаос усугублялся политикой полного безразличия оккупационных властей США к тяжелому состоянию недавнего противника и отсутствием каких-либо четких планов восстановления его хозяйства. Толчком к послевоенному возрождению Японии явились политические события в Китае, где к власти пришли коммунисты. Это обстоятельство заставило США пересмотреть отношение к Японии и принять так называемый обратный курс Дж. Доджа и К. Шоупа.

Обратный курс преследовал, главным образом, геополитические цели — создание противовеса коммунистическому Китаю и освободительному движению в странах Юго-Восточной Азии, ориентировавшихся на СССР.

Американская программа экономической стабилизации предусматривала ликвидацию колоссального дефицита бюджета в основном за счет повышения уровня налогообложения, сокращения его расходной части, ограничения кредитования и девальвации национальной валюты. Эти мероприятия позволили несколько нормализовать состояние финансово-кредитной системы, остановить гиперинфляцию. Одновременно государство сняло с себя функции контроля над ценообразованием, отказалось от поддержки убыточных предприятий и т.д. Нормализация в финансовой сфере способствовала выходу японских компаний на внешний рынок.

Однако главными точками реформ в условиях послевоенной разрухи стали мероприятия по кардинальному изменению традиционного политического, общественного и хозяйственного укладов восточной страны.

Послевоенная модернизация экономики началась с аграрной реформы 1946—1950 гг. В ходе нее государство выкупало землю у помещиков и продавало крестьянам. В силу демографической и ресурсной специфики Японии основную массу новых владельцев земель составили малоземельные крестьяне.

Хозяйство Японии, несмотря на его высокий технико-технологический уровень и динамизм, оставалось хозяйством развитой индустриальной страны и продолжало по инерции развиваться на основе индустриальной доминанты. Организационные принципы хозяйственных отношений, высокая степень монополизации не всегда позволяли мобильно реагировать на качественные изменения в мировой экономике. Ориентация Японии на внешние рынки также сыграла негативную роль в условиях кризисов 1970—1980 гг. Миной замедленного действия можно назвать и состояние внутреннего рынка Японии, который и до настоящего времени остается неемким в сравнении с развитыми странами. В условиях обострения конкуренции на внешних рынках японские фирмы не могут компенсировать потери во внешнеэкономической сфере за счет внутреннего спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.