Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины, понятия, имена 1 страница. В учебном пособии представлены наиболее часто встречающиеся в учебной литературе и тестовых заданиях термины и понятия культурологии




Г 67

Горелова И.Н., Лысенко Н.Н. Культурология в понятиях.

Учебное пособие. М.: МИИТ, 2008. - 80с.

 

 

В учебном пособии представлены наиболее часто встречающиеся в учебной литературе и тестовых заданиях термины и понятия культурологии. Представлены также биографические справки о знаменитых мыслителях, внесших вклад в развитие культурологической мысли, а так же о некоторых авторах знаменитых памятников культуры прошлого.

Учебное пособие рассчитано, прежде всего, на студентов 1 курса технических и гуманитарных специальностей. Учебное пособие может быть использовано так же аспирантами.

 

Рецензенты:

 

1) д.ф.н., профессор Некрасов С.И. (Московский государственный технологический университет гражданской авиации)

2) д.ф.н., профессор Некрасова А.Н. (Гуманитарный институт МИИТа)

 

 

© Московский государственный университет

путей сообщения (МИИТ), 2008.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Характерной особенностью научной и педагогической жизни современной России является ее идеологическое раскрепощение: интенсификация ряда научных направлений, которые опираются на общечеловеческие ценности и активно отзываются на глобальные проблемы современного общества, на потребности развития личности в современном мире. К таким наукам относится целый ряд гуманитарных дисциплин, которые несколько лет назад были введены в систему высшего профессионального образования в качестве обязательных. Эти учебные дисциплины призваны обеспечить подготовку специалистов, способных решать не только узкоутилитарные задачи в пределах усвоенного за время обучения в вузе комплекса знаний и навыков, но и творчески применять эти знания в постоянно усложняющемся мире, повышать свой образовательный уровень с учетом быстро меняющегося научного потенциала общества.

Культурология как учебная дисциплина призвана дать современным студентам представление о культуре в единстве всех ее сторон, сформировать у них общую картину развития культуры человечества, помочь студентам уяснить, каковы закономерности в изменении культуры общества и принципы функционирования культурных систем в каждом конкретном обществе. Важной задачей культурологии является и систематизация основных теоретических подходов в исследовании культуры, основных направлений в современной культурологии.

Однако все эти многомерные задачи осложняются тем, что к настоящему времени культурология еще не выработала единого понятийного аппарата, единой теоретической схемы, позволяющей в строго однозначной и логически упорядоченной форме отразить ее содержание. Такая ситуация является естественной, поскольку культура представляет собой очень сложный, многоаспектный и многоуровневый, внутренне противоречивый феномен, которому невозможно дать цельное и однозначное описание за столь короткий период времени. Но перед преподавателями и студентами стоит объективно сложная проблема разобраться в формирующемся культурологическом знании. Ситуация осложняется еще и тем, что в последние годы в практику преподавания, то есть обучения и проверки знаний студентов, вошло тестирование, которое предполагает однозначное понимание тех или иных проблем культурологии и ее понятийного аппарата.

Все указанные сложности определяют необходимость в настоящий момент издания разнообразного справочного материала как для студентов, так и для преподавателей: учебников, учебных пособий, методических разработок и программ по курсу культурологии. В том числе большую помощь могут оказать словари культурологических терминов. Предлагаемое издание представляет собой краткий толковый словарь по культурологии, где представлены основные термины, наиболее часто используемые в культурологии понятия, а так же имена мыслителей, чьи заслуги в развитии культурологической мысли общепризнаны. В словаре приводятся так же имена тех, кто создавал бесценные памятники культуры и чьи имена должен знать каждый образованный человек.

В учебном пособии с учетом его назначения использованы и обобщены различные материалы, публиковавшиеся в энциклопедической и культурологической литературе. Весь справочный материал расположен в алфавитном порядке. Для оказания помощи студентам в более быстром и оперативном поиске той или иной информации в конце учебного пособия предлагается тематический словарь. Темы выделены в соответствии с действующими программами по культурологии и существующей базой тестов по культурологии.

 

Абсолют (лат. absolutus – отрешённый, неограниченный, безусловный, безотносительный, совершенный, полный) – термин в философии и теологии, обозначающий духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Также употребляется в значении сверхличностное, вневременное.

АБСТРАКЦИОНИЗМ – одно из течений в искусстве модернизма, последователи которого отказываются от форм реального мира для выражения своего особого мироощущения, переживания, своего «видения» мира. Его иногда называют «беспредметным искусством», так как в картине художник стремится к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, или к созданию пространственных сочетаний всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий.

Аватара (дословно – «нисхождение») – обличья, в которых бог индуистской религии Вишну в разные времена являлся людям.

АВЕСТА – священная книга зороастризма, древней, доисламской религии иранского народа (учение пророка Заратустры – YI в.до н.э.).Содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвенные песнопения, гимны зороастрийским божествам. Включает многие мифологические элементы.

АГОНИСТИКА – один из важнейших элементов бытия и культуры Древней Греции, принцип состязательности, благородного соревнования.

Адаптация культурная см. культурная адаптация.

АКВЕДУК – в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности.

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процессы взаимодействия культур, в результате чего культура одного народа (или одного человека) частично воспринимает культуру другого народа.

Амбивалентность (от лат. ambo – оба и valentia – сила) – 1) двойственность переживания, когда один и то же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства, например любви и нелюбви, удовлетворения и неудовлетворения; одно из чувств иногда подвергается вытеснению другим; 2) одинаково выраженная направленность в противоположные, взаимоисключающие стороны

АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ, АМЕРИКОЦЕНТРИЗМ – одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судьбы страны: американцы – новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением.

АНИМИЗМ – одна из ранних форм религии, для которой характерна вера в существование души и духов, влияющих на жизнь людей и явления окружающего мира.

АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс возникновения и развития человека как социо-культурного существа.

Антропоморфизм (от греч. – человек и форма) - мыслительный процесс переноса облика и свойств человека на материальные и идеальные объекты, в результате которого данные объекты приобретают «человекоподобие», антропоморфность. Антропоморфизм – есть одно из важнейших проявлений метафорической природы мышления. В древних культурах человек был базисной метафорой; посредством «вдувания нашего собственного духа в хаос предметов и воссоздания его по нашему образу» формировались представления о мире, мифология, структура языка. В картине мира, построенной на принципах антропоморфизма, неодушевлённые предметы и в целом универсум демонстрирует свойственные человеку физические, психические и интеллектуальные качества, а зачастую также и половые признаки (в китайской культуре понятия ян – мужское начало, и инь – женское начало). Антропоморфизация окружающего мира – типичный приём архаического мышления, которым обусловлено становление анимизма, тотемизма, фетишизма. Антропоморфизация реальности, сохраняя исторически своё место в структуре сознания и культуры, продолжает оставаться важным способом описанием мира: традиционные антропоморфные образы: Церковь – невеста, Бог – Отец. Например, образы умных машин, хитрых компьютеров – они возникают стихийно, как следствие метафорической природы мышления или формируются общественными интересами, прессой, рекламой.

Антропосоциогенез (от греч. anthropos - человек, лат. societas – общество, греч. genesis- происхождение) – исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и культурное. Представляет собой неразрывное единство 2-х параллельно протекающих процесса: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – концепция, согласно которой в центре мироздания находится человек.

АРЕОПАГ – высший орган судебной и политической власти в древних Афинах.

АРТЕФАКТ (от лат. arte – искусственный, и factus – сделанный) - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое содержание. Артефактами – феноменами культуры являются: рожденные человеком мысли, идеи; сделанные им материальные вещи; используемые им способы действия; и даже эмоции, так же как и нервная система человека является продуктом культуры. Итак, артефакт – это то, что в природе не существовало и создано человеком искусственно и то, что имеет смысл для человека.

Архетип (от лат. arche – начало, typos – отпечаток). В теории К.Юнга это образы или мотивы без содержания (но они способны заполняться сознанием), глубинный слой бессознательного, где дремлют всеобщечеловеческие изначальные образы. Это первичные структуры коллективного бессознательного – осадок от первично душевного опыта человечества. Это первосмысм – первобытные формы постижения мира. Это врождённые условия интуиции, «основания», согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества и которые изначально включают в себя всё богатство мифологических тем.

АСКЕТИЗМ – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.д. Цель аскетизма – достижение свободы от физических потребностей, сосредоточенность духа.

Ассимиляция культурная см. культурная ассимиляция.

Атеизм (от греч. atheos – безбожный) – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию. Это мировоззренческая установка не просто «неверие», а осмысленная, рациональная позиция отрицания Бога.

Барды – профессиональные певцы, странствующие или живущие при дворе феодалов (Ирландия, Шотландия, Уэльс).

БАРОККО – мировоззрение и основное стилевое направление в искусстве Европы XYII в., для которого характерно трагичное восприятие действительности и стремление к созданию искусственного мира особой изысканной («неземной») красоты, причудливости, пышности, но одновременно и напряженного динамизма, контрастности, «капризности» судьбы.

Бинарный мир – двойной, состоящий из двух явлений и процессов, из противоположностей (добро и зло, день и ночь, белое и чёрное, плюс и минус и т.п.), следовательно противоречивый.

Бодисатвы (бодхисатвы) – в буддизме – святые, почти дошедшие до нирваны, но не погрузившиеся в неё, а оставшиеся жить земной жизнью, они помощники будд, творящие добро.

Брахман (санскрит.) – 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, обозначающее абсолютное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Закрыто для постижения обычным сознанием, но открывается натренированной религиозной интуицией немногих избранных; 2) член высшей жреческой касты.

Брахманизм - религия древних брахманов, 2-я стадия (1 тыс. до н. э.) формирования индийской религии – индуизма. Большое место занимали абстракции, элементы философского анализа. Это привело к появлению идеи верховного Брахмана-Абсолюта, к разработке кардинальных проблем бытия. Сложные ритуалы, совершаемые брахманами (жрецам, которые имели исключительное положение), строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги, рассматривались как средство, обеспечивающее по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансары) и конечное освобождение от цели перерождений.

Буддизм – первая мировая религия, возникшая VI в. до н.э. в Индии. Легендарный основатель – Будда (это не имя, а прозвище, означающее по-индусски «просветлённый», настоящее имя Сиддхаратха Гаутама из рода Шакьямуни родился ок. 560 г. до н.э.). Истоки буддизма – в брахманизме (Атман или Брахман, карма, сансара, нирвана, реинкарнация). Идеи буддизма: непричинение вреда живому, ненасилие, общественное согласие; умеренность и терпимость; стремление к духовному совершенствованию; разработка техник управления телом; традиция углубления в собственный мир, пренебрежение к земному, к хозяйственной деятельности.

«Срединный путь» буддизма требует избегать крайностей, не предъявляет чересчур жёстких требований к людям, он не требует аскетизма, только настаивает на том, что следует быть равнодушным к мирским благам и невзгодам. Будда в Бенаресской проповеди изложил 4 основоположения буддизма (4 благородных истины). 1. «Святая истина о страданиях»: жизнь есть страдание. 2. «Святая истина об источнике страдания»: причиной страдания являются наши желания.3. «Святая истина о прекращении страданий: чтобы избавиться от страданий, надо освободиться от желаний. 4. «Святая истина о пути к прекращению страданий»: восьмеричный путь самосовершенствования, которой «открывает глаза, открывает и ум, ведёт к покою, к познанию, к просветлению, к нирване».Путь самосовершенствования предполагает овладение искусством: праведно понимать, решать, говорить, действовать, вести праведный образ жизни, праведно нацеливать волю, праведно направлять внимание, праведно самоуглубляться. Буддизм имеет множество разновидностей, но основными считаются хинаяна (малая колесница) и махаяна (большая колесница). В хинаяне утверждается, что нирваны способны достичь только монахи, ведущие аскетическую жизнь в монастыре, а другие могут заботиться об улучшении кармы. Махаяна учит, что стать буддой может любой человек, ведущий праведную жизнь, а не только монах-аскет.

Будды (будда – просветлённый, тот, кто сумел пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны) – это боги буддийской религии. Их много. Кроме Сиддхартхи – Будды настоящего времени, Великого Учителя (когда «Будда» пишется с большой буквы, имеют в виду именно его), есть ещё будда прошлого Кашба, будда будущего Майтрейа (который появится через 8,5 млн. лет), будда Амитабу – «бесконечный свет», символ райского счастья и др.

ВАГАНТЫ – в средневековой Европе бродячие актеры (беглые монахи, недоучившиеся студенты), исполнители песен, участники остросатирических представлений.

ВАРВАРИЗАЦИЯ – культурный процесс, в ходе которого разрушается духовное состояние, достигнутое обществом, и его место занимает «примитивный пласт сознания».

«ВЕДЫ» – древнейшие литературные памятники в культуре Индии, состоящих их сборника религиозных гимнов, жертвенных формул, теологических текстов. Является важнейшим источником для изучения религиозных и философских идей древних индийцев.

Витализм (от лат. vitalis – жизненный) – направление в биологии, объясняющий процессы жизни наличием нематериальной «жизненной силы», «души» и т.п., управляющей жизненными явлениями.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы с XIYв. по XYIв., когда происходит возрождение античных ценностей и развитие гуманистической светской культуры.

Гаудеамус (от лат gaudeamus – будем радоваться) название (по первому слову) всемирно известной студенческой песни на латинском языке, возникшей в средние века (1267). Впервые напечатан текст «гаудеамуса» в 1776, а в 1781 странствующий писатель Киндлабен придал ей форму, сохранившуюся до наших дней.

ГЕДОНИЗМ – этической учение Античности, в котором целью жизни и высшим благом признается наслаждение.

Герменевтика (лат. толкую, интерпретирую) – 1) искусство толкования и интерпретации; 2) теория понимания, постижения смыла; 3) искусство постижения чужой индивидуальности.

Глобализация культуры - ускоренная интеграция наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Термин «глобализация» появился в конце 80-х годов в связи с проблемой сближения наций и расширением культурных контактов народов. Глобализация культуры имеет позитивные и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако, чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности, возникает угроза ассимиляции – поглощения малой культуры более крупной, растворение культурных особенностей национального меньшинства в культуре большей нации. При этом, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение могут привести, с одной стороны, к обмену положительным опытом, обогащению собственной культуры, с другой стороны, к её культурному истощению за счёт унификации и стандартизации, распространению одинаковых культурных образцов по всему миру.

ГОТИКА - художественный стиль средневековой Европы, для которого характерны устремленность ввысь, ажурные остроконечные башни, стрельчатые окна т.д. Связан, прежде всего, с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

ГУМАНИЗМ – идеология, признающая ценность человека как личности безотносительно к его социальному положению и богатству; утверждается право человека на свободное развитие и проявление своих способностей; благо человека признается высшим критерием для оценки общества.

ГУМИЛЁВ Лев Николаевич (1913-1992) –русский историк, автор оригинальной концепции возникновения этносов и культур в результате энергетического воздействия космоса – теории пассионарного заражения (толчка). Рассматривая процесс происхождения этносов, Гумилев определяет их как природное биофизическое явление, которое может существовать за счет естественных энергетических источников. В момент своего зарождения этнос получает заряд энергии, которую потом постепенно расходует в процессе этногенеза. Особая составляющая в энергетическом потоке – космические излучения - вызывает мутацию организмов в регионах, которые попадают в сферу этого излучения. В результате происходит пассионарное заражение людей, которое выражается в их повышенной пассионарной способности, то есть способности организмов потреблять большее количество энергии из окружающей природной среды. Такие люди – пассионарии – отличаются повышенной активностью, стремлением и готовностью к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, то происходит зарождение нового этноса со специфическим самосознанием и активным стереотипом поведения. В результате возникают и новые культурно-исторические типы. Пассионарного заражения хватает приблизительно на 1500 лет, и расходуется постепенно и в специфических для каждой фазы этногенеза форме. Гумилев указывает общие закономерности и фазы в жизни этносов после пассионарного заражения: фаза подъема, когда происходит захват новых территорий; акматическая фаза, когда пассионарии начинают думать, прежде всего, о своих индивидуальных интересах и это приводит к внутренним конфликтам; фаза надлома, когда пассионарии истребляют друг друга и уровень пассионарности в этносе резко падает; инерционная фаза, когда снижение активности пассионариев приводит к усилению государственной власти и доминировать начинают законопослушные и добросовестные граждане, занятые культурным творчеством; фаза обскурации (старости) этноса, когда недостаток пассионариев неизбежно приводит к застою и упадку; фаза регенерации – временное восстановление за счет перефирийных пассионариев; фаза мемориальная – сохранение культурных традиций; завершающая фаза, в которой этнос может существовать очень долго, если не будет внешних причин его гибели. Культура каждого этноса специфична и оригинальна, но при этом, по мнению Гумилева, прослеживаются генетические связи между актуальной культурой этноса с прежними культурами народов, которые были основой формирования нового этноса. Культурологические идеи Л.Н.Гумилева отражены в его работах: «Конец и вновь начало», «Этногенез и биосфера Земли» и др.

Дадаизм (фр. «конёк», «деревянная лошадка», «бессвязный детский лепет») - модернисткой авангардное течение в западноевропейском искусстве, преимущественно французском и немецком, 1916- 1926 годов. Это протест против традиционализма и условностей в искусстве, выражающийся в применении намеренно алогичных абсурдных выразительных средств. С дадаизмом преемственно связаны сюрреализм и экспрессионизм.

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1855) – русский социолог, идеолог славянофильства, автор культурологической концепции культурно - исторических типов. Исходным пунктом его теории был отказ от рассмотрения мировой истории как единого эволюционного процесса, охватывающего все страны и народы мира. Не согласен он и с европоцентристской точкой зрения на мировую историю, оценивающей культуры разных народов с точки зрения ее соответствия европейской культуре. Согласно Данилевскому, следует рассматривать отдельно историю каждого народа как самостоятельного культурно-исторического типа, имеющего свое лицо, свою судьбу, живущего своей собственной жизнью. Основной критерий выделения культурно-исторических типов у Данилевского – преобладание в культуре того или другого народа определенного вида деятельности. Существует 4 основных видов деятельности: религиозная, культурная, политическая и экономическая. Соответственно можно выделить виды культурно-исторических типов: 1) одноосновные культуры, в которых проявился лишь один вид деятельности. Например, греческая культура, где доминировала собственно культурная деятельность, или римскую, где ярко воплотилась политическая деятельность; 2) двухосновные культуры, где реализовались два вида деятельности. Например, в европейской культуре воплотились культурная и политическая деятельность. 3) Развитие человечества движется к формированию четырехосновного типа культуры, в котором все 4 вида деятельности будут находиться в гармонии. Таким видом, по Данилевскому, может стать славянский тип культуры, представленный в частности Россией, если она не будет слепо следовать за Европой. Эта разная природа европейской и русской культуры, по Данилевскому, является причиной вечного конфликта между Европой и Россией, неприятия Европой России. Роль народов в создании культурно-исторических типов не одинакова. Данилевский выделяет «исторические» или «положительные» народы, которые способны к культурному творчеству и созданию самобытных культурно-исторических типов, проходящих полный цикл своего естественного развития (от рождения до расцвета и самостоятельного умирания). Так были созданы 10 культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийский (древнесемитический или халдейский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический (аравийский); 10) германо-романский (европейский). К ним примыкают мексиканский и перуанский типы, которые погибли насильственной смертью в результате открытия Америки европейцами. Есть также народы отрицательные, которые временно появляются в истории и выполняют функцию «бичей Божьих» - разрушения остатков уже умерших культурно-исторических типов: гунны, монголы, турки. Остальным народам в истории не суждено ни созидать, ни разрушать, они служат чужим целям. Они составляют лишь этнографический материал, который будет использован культурно-историческими типами, созданными положительными народами, увеличивая собой их богатство и разнообразие: финны и др. Судьба народов и особенности культурно-исторических типов определяется Богом. И если народ не считается с Божьей волей, не реализует себя так, как это определено Богом, он обрекает себя на бесплодие, на ненужность в историческом процессе. Данилевский также формулирует основные законы формирования и функционирования культурно-исторических типов. В частности, жизнь любого культурно-исторического типа подобен процессу развития однолетнего растения, цветущего только один раз за все время своего существования (около 1500 лет), и т.д. Основная работа Данилевского – «Европа и Россия» (1869).

ДАНТЕ Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, создатель литературного итальянского языка. Его называли «последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени», так как в старых, средневековых сюжетах и символических образах он поднимал новые проблемы в жизни человека. Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия» в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай»). Автор сонетов, воспевающих любовь к Беатриче. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры.

Дао (кит.) - основное понятие даосизма. О нём рассказывается в трактате «Дао-де цзин». Дао – это всё, Дао – это ничто. Дао – это Путь. Дао – это высшая Реальность. Дао пусто, но неисчерпаемо, вечно и безымянно, оно – праотец всего в мире, ибо растекается и пронизывает всё. Это вечный «Путь» единой жизни, который пронизывает всё сущее, принимая формы и воплощаясь в бесконечной череде преходящих вещей и состояний. Задача мудреца – достичь максимальной естественности и слиться с Дао. Считается, что знающий о Дао молчит, а говорящий не знает.

«Дао-дэ цзин» - даосский трактат, написанный в 3 в. до н. э., приписывается легендарному Лао-цзы.

Даосизм (кит.) – одно из направлений древнекитайской философии; это одна из религий Китая (возникла в середине I тыс. до н. э.), выросшая из философии даосизма, в основе вероучения поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.) и соблюдение заповедей. Легендарный основатель Лао-Цзы, который написал, если верить легендам, трактат «Дао-де цзин». Основное понятие – Дао, которое породило все вещи, благодаря Дао всё сущее рождается, затем всё возвращается в Дао. Даосизм уделяет мало внимания проблемам Порядка и Гармонии, совершенствованию общества. Древнекитайские даосы-философы стремились уйти от страстей и суетности жизни к простоте и естественности, старались обрести гармонию и полноту бытия, думали о продлении жизни, о бессмертии, о сиянии с Дао. Даосизму присущ натурализм, элементы религиозной мистики.

ДЕИЗМ – религиозно-философское учение XYII- XYIII вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его дальнейшее вмешательство в жизнь природы и общества.

ДЕКАДЕНТСТВО – общее наименование кризисных явлений в европейской культуре конца XIX – начала XX вв., отмеченных упадочническими настроениями: неприятие существующего общества, настроение безнадежности, ярко выраженный индивидуализм.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР – процесс взаимодействия культурных систем, в результате которого каждая культура осознает свою самобытность на основе выявления многообразных различий в культурных традициях и ценностных ориентациях.

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность.

Дискриминация (от лат. различение) – это негативная оценка действий людей, заведомо ложное суждение, исключительно на основании их принадлежности к иной группе, иной культуре.

Диффузионизм (от лат. diffusio – разлитие, растекание, просачивание) – направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, археологии, культурологии, объясняющее развитие культуры отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.). Диффузионизм подразумевает не конкуренцию и вытеснение культур, а их сотрудничество и общение, способность учиться друг у друга. По мнению представителей диффузионизма наиболее удачные культурные изобретения, первоначально возникшие в какой-то географической точке (или точках), затем распространяются по всему миру методом стихийного растекания. Диффузионизм определяет каналы культурной коммуникации – это торговля, завоевания, колонизация, миграция добровольное подражание).

Дихотомия (от греч. на две части + сечение) – последовательное деление целого на две части.

Догмат - положение, которое утверждается в религиозных системах и богословии высшими церковными инстанциями и объявляется неоспоримой, непреложной, вечной истиной для верующих




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.