Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14 Становление экономической системы государственного социализма в СССР 2 страница




Фактический прирост промышленности в предвоенные годы составил 3—4% в год. Показатели о развитии сельского хозяйства не соответствовали плановым. Низким оставался уровень жизни населения.

Наибольшие успехи были достигнуты в военном производстве, что помогло стране, ее народу победить в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

 

14.4. Социально-экономические последствия Великой Отечественной войны. Реформы Н.С. Хрущева — А.Н. Косыгина

За годы Великой Отечественной войны народное хозяйство и население страны понесли огромные потери. Из-за призыва в армию большинства мужчин из сельской местности и реквизиции тракторов, грузовых автомобилей и лошадей для военных целей, валовая продукция сельского хозяйства составляла ежегодно менее 40% довоенного уровня. Важнейшим отрицательным фактором было уменьшение на 47% посевных площадей, находившихся на оккупированной территории. Вновь пришлось вернуться к карточной системе снабжения населения продовольствием, отмененной перед этим лишь в 1935 г.

Всего на оккупированной территории проживало 40% населения, выплавлялось 60—70% чугуна и стали и т.д. К факторам победы в войне относились: оправданная в значительной степени и востребованная в экстремальных военных условиях централизованная система управления народным хозяйством; успешная эвакуация 2,5 тыс. промышленных предприятий и населения из прифронтовых территорий в восточные районы и перестройка за полгода экономики на военный лад; патриотизм советских людей, их ратные и трудовые подвиги обеспечили победу. В итоге к середине 1945 г. в СССР было произведено вдвое больше вооружения и боевой техники, чем в Германии.

Наблюдалось расширение основных источников внутреннего финансирования по сравнению с предвоенным периодом: кроме традиционного увеличения налогов, эмиссии денег, подписки на госзаймы, проходил добровольный взнос в фонд обороны средств населения, чаще целевым назначением на постройку самолетов и танков, выпускались денежно-вещевые лотереи. США и Англия вместе со своими доминионами оказали союзническую материальную помощь, получившую название поставок по "ленд-лизу" (дать взаймы). Танков и самолетов они поставили 12 и 10% соответственно по отношению к выпущенным отечественными заводами. А поставки мощных автомобилей превысили в 5 раз выпущенных в СССР. Поступало и продовольствие.

Восстановление народного хозяйства началось с 1943 г., с освобождением Донбасса и других районов от оккупантов. В 1944—1945 гг. проходила реэвакуация населения. Демилитаризация военного производства затянулась, так как осенью 1945 г. советские войска, исходя из союзнических обязательств, воевали с Японией. К тому же с приходом Трумэна к власти в США после смерти в апреле 1945 г. Ф.Д. Рузвельта стали нарастать тенденции развития холодной войны. СССР была навязана в этих условиях гонка вооружения, особенно атомно-водородного оружия. Поэтому в годы IV пятилетки (1946—1950 гг.) наибольшие успехи были достигнуты в развитии военного производства и тяжелой промышленности.

Улучшение материального положения населения наступило с проведением денежной реформы 1947 г. и отменой карточной системы снабжения. Но по-прежнему отставало в развитии сельское хозяйство и легкая промышленность, поэтому потребительский рынок не был насыщенным. В связи с этим в период реформ Хрущева—Косыгина большое внимание было уделено именно сельскому хозяйству. Выросло финансирование отрасли, окрепла материально-техническая база и обеспечение кадрами села. Но зерна в стране по-прежнему не хватало. Поэтому приступили весной 1954 г. к массовой распашке целинных и залежных земель. В оборот было введено более 40 млн. га пашни. Это по- прежнему был путь экстенсивного развития. Непрофессионализм, волюнтаризм, непонимание реальных возможностей села привели к тому, что за годы семилетки (1959— 1965 гг.) объем сельскохозяйственного производства вырос на 10% вместо запланированных 70%.

Именно в те годы начались крупномасштабные работы по введению в действие Западно-Сибирского нефтяного комплекса, возросли поставки нефти и газа за границу, откуда везли зерно.

Более заметными были успехи в прогрессе науки и техники. Мировая научно-техническая революция не обошла стороной и республики Советской страны. Вехами на этом пути были: 1) строительство в 1954 г. атомных электростанций (Обнинская в Калужской области, Белоярская в Свердловской обрасти и т.д.); 2) запуск первого искусственного спутника земли в 1957 г.; 3) первый полет в космос в 1961 г. Ю. Гагарина; 4) изменение структуры топливного баланса с ростом производства нефти и газа; 5) развитие химической промышленности с выпуском искусственных материалов.

Усиливалась диспропорция между развитием отраслей тяжелой и легкой промышленности, страна отставала в компьютеризации, биотехнологии, микроэлектронике и т.п. Это вело к нарастанию научно-технического отставания от наиболее развитых стран мира.

Заслуживает внимания проявившаяся в 1953—1964 гг. тенденция к "реанимации" некоторых идей НЭПа. Была сделана попытка внедрить хозрасчет на предприятиях низового звена, в том числе в колхозах и совхозах. В 1957 г. началась перестройка всей системы управления народным хозяйством: от вертикального отраслевого управления к горизонтальному территориальному.

Совнархозы создавались с первых лет советской власти. Создание совнархозов, начиная с 1957 г., их экономическое усиление привело Хрущева к конфликту с советско-партийной верхушкой страны. С укреплением советов народного хозяйства как "третьей" власти в стране ставилась под сомнение необходимость функционирования местных органов власти. Они с незначительным бюджетным финансированием своих структур явно проигрывали совнархозам в обеспечении высококвалифицированными кадрами, уровне оргработы, техническом ее обеспечении и авторитетом на предприятиях. Кроме того, ликвидация многих отраслевых союзных министерств подрывала всю систему централизованного планового руководства экономикой.

Отрицательным в деятельности совнархозов было ослабление межрегиональных хозяйственных связей.

Таким образом, к причинам отставки Н. С. Хрущева осенью 1964 г. можно отнести: недовольство партийной верхушки процессами демократизации в обществе, ростом самодеятельности масс; противопоставление (вольно или невольно) совнархозов местным партийным и советским органам.

Реформирование экономики в 1965 г. продолжил глава правительства А.Н. Косыгин. Была сделана повторная после 1953 г. попытка повысить материальную заинтересованность в результатах своего труда колхозников, работников совхозов и рабочих промышленных предприятий. В сельском хозяйстве впервые стал внедряться "государственный план-заказ". Хозяйство, получая план закупок сельхозпродукции, должно было в своем производственном плане работ предусмотреть специализацию производства и т.д. Сельское хозяйство стало больше получать средств из госбюджета на механизацию и электрификацию производства, осуществление мелиорации и химизации почв. Были сняты ограничения с развития личных подсобных хозяйств тружеников деревни.

Но сложившаяся с 30-х гг. система организации производства в форме колхозов (сельскохозяйственная артель с 1935 г. стала единственной формой коллективных хозяйств) и совхозов, централизованное планирование и управление, потеря у сельских тружеников чувства хозяина на земле, отсутствие возможностей предпринимательской инициативы — все это не позволило в очередной раз реализовать план действий по подъему экономики сельского хозяйства. С 1965 г. по 1967 г. включительно объем валовой продукции сельского хозяйства возрос лишь на 15%. VIII пятилетка (1966—1970 гг.) была самой результативной в области сельского хозяйства, ее еще называют "золотой" пятилеткой. Сказался в целом эффект демократизации не только общественно-политической, но и экономической жизни общества, реформ 1953, 1955, 1965 гг., деятельности совнархозов, которая содействовала подъему местной промышленности, связанной с сельским хозяйством.

Интереснее была реформа по изменению системы хозяйствования в промышленности и строительстве, начатая в сентябре 1965 г. Была предпринята попытка создать новый хозяйственный механизм в этих важнейших отраслях. Во-первых, была изменена организационная структура управления, состоялся возврат к отраслевому принципу управления промышленностью, т.е. созданию союзных и союзно-республиканских министерств. Сохранялась система централизованного распределения материальных ресурсов через Госплан и Госснаб. Новообразованием была организация союзно-республиканской системы ценообразования. Во-вторых, произошло изменение системы планирования путем усиления перспективного планирования. Главным было сокращение числа основных директивных показателей (до восьми) выполнения плана. Впервые за 1930— 1960-е гг. показатель валовой продукции был заменен на показатель объема реализованной продукции. Предполагалось, что предприятия должны будут работать не "на склад", получая премии за перепроизводство "затоваренной", нереализованной продукции. Устанавливалось подобие равновесия между спросом и предложением.

Но, как и после нескольких лет НЭПа в 1920-е гг., через некоторое время усилилась вновь роль Госплана, всей системы государственного директивного планирования. Выразилось это в количественном росте плановых показателей.

С проведением реформы оптовых цен, в том числе отчислениями в фонд экономического стимулирования, предполагалось обеспечить работу предприятий на условиях хозрасчета.

В-третьих, расширялись права и самостоятельность предприятий в области планирования, использования основных и оборотных фондов, утверждении штатов. Расширить хозяйственную самостоятельность предполагалось путем увеличения доли прибыли, распределяемой предприятиями: от 16,5 до 42%.

В-четвертых, усиление экономического стимулирования производства предусматривалось путем формирования трех основных фондов за счет прибыли и других собственных ресурсов. Определялись фонды: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. С их помощью возрастала материальная заинтересованность работников в труде, улучшалось их обеспечение жильем, облегчалось внедрение новой техники на производство и обновление основных фондов.

Первые годы в ряде отраслей данная реформа планомерно претворялась в жизнь, что содействовало успешному выполнению заданий VIII пятилетки, а в области промышленности среднегодовой темп прироста национального дохода составил 7,1%. Выросли заметно объемы производства ведущих отраслей индустриальной и аграрной сфер. Расширилась самостоятельность предприятий, в определенной степени впервые после нэпа были "реанимированы" товарно-денежные отношения.

Подлинный хозрасчет так и не сложился, так как серьезным образом не была перестроена как система ценообразования, так и финансово-кредитная. В итоге вернулись к прежнему детальному планированию номенклатуры выпускаемой предприятием продукции. Это вело к дальнейшему ущемлению в правах предприятий. К началу 1970-х гг. вновь снизились темпы прироста национального дохода.

Попытки глубокого реформирования в области промышленности и строительства не были осуществлены и не повторялись в подобной концепции вплоть до середины 1980-х гг. Опыт проведения реформ 1965 г., завершающих период преобразований в стране с 1953 г., показал: идеи новой экономической политики время от времени "робко" проявлялись в партийно-советских документах; несмотря на действия репрессивного аппарата, особенно в 1930-е гг. и 1948—1952 гг., в стране оставались знающие, опытные, преданные делу экономисты и государственные деятели, способные реформировать экономику; слабые попытки реабилитировать и развить товарно-денежные, рыночные отношения наталкивались на догматизм и неприятие новых идей в управлении со стороны центральных партийных и планирующих органов.

Все это вело к усилению не только застойных, но и предкризисных явлений в экономике.

 

14.5. "Перестройка" в экономике

Советская система централизованного планирования функционировала почти 70 лет. К главным плановым целям относилось проведение с конца 1920-х гг. социалистической индустриализации быстрыми темпами и достижение на ее основе военной мощи. Это было сделано путем: а) крупных инвестиций в тяжелую промышленность, в первую очередь в сталелитейную и машиностроение; б) использования значительной доли мощностей производства для нужд оборонной промышленности и оснащения армии.

В итоге должного уровня, обеспечивающего достойную жизнь советских людей, не достигли отрасли легкой промышленности и сферы обслуживания жизнедеятельности людей из-за неразвитости во многом составных частей социальной инфраструктуры.

Экономика страны, несмотря на попытки интенсификации, развивалась по экстенсивному пути. Это вело к чрезмерному потреблению таких важнейших ресурсов, как трудовые, сырьевые, топливные, основного фактора производства — земли. Нерационально использовались накопленные капиталы.

В промышленном строительстве не учитывался экологический фактор, что вело к загрязнению окружающей среды, вызывающему опасение за здоровье людей. Более высокие темпы развития в период первых пятилеток в 1930-е гг. и сразу после окончания Второй мировой войны были связаны не с использованием фиксированного количества исходного материала, а с большими капиталовложениями и дешевизной рабочей силы, отсутствием внимания к пополнению потребительского рынка. Последнее "восполнялось" моральными стимулами к труду, административным принуждением.

Вместо рыночной, ценовой системы распределения ресурсов существовала система директивная, планово-распределительная. Директивным путем устанавливались и цены, а не на основе общепринятого в странах с рыночной экономикой соотношения спроса и предложения.

Из-за политики "вокруг нас враждебное окружение" экономика страны развивалась многие годы по модели "автаркии" — самообеспечения и самодостаточности. Из-за неконвертируемости рубля торговля со странами Запада была минимальной, внешнеэкономические связи после 1945 г. развивались в основном со странами социалистического лагеря и "третьего мира", т.е. бывшими колониями и полуколониями.

Монетарная (денежная) и фискальная (налоговая) политика в стране были, в отличие от стран с рыночной экономикой, пассивными. Они не являлись регуляторами: а) совокупного уровня производства; б) занятости населения; в) цены на различные товары. Безработицы почти не наблюдалось (1—2%) не только из-за планового регулирования этим процессом. По трудовому законодательству руководители не могли уволить не только плохих работников, но и их избыточное количество. Работники уходили в случае: летальных исходов; тяжелого заболевания; серьезных проступков, несовместимых с УК; переездов; по семейным обстоятельствам. Рынка труда не было.

Излишняя централизация, плановость во всем и зарегламентированность начали нарастать в 1970-е гг.

С окончательным свертыванием в 1970-е гг. хрущевско-косыгинских реформ в стране замедляются темпы развития научно-технической революции. Нарастает моральный и физический износ оборудования в ведущих отраслях промышленности, все отчетливее проявляется отставание отраслей промышленной инфраструктуры от основного производства. Наметился к началу 80-х гг. XX в. и ресурсный кризис из-за перемещения работ по добыче полезных ископаемых в труднодоступные районы Западной и Восточной Сибири. Перевозки на большие расстояния ведут к удорожанию сырья для промышленности. Из-за выпуска металлозатратных изделий в машиностроении в противовес миниатюризации изделий в развитых странах (Япония, США и др.) проявляется дефицит материальных ресурсов.

Все вместе взятое вело к снижению основных экономических показателей народного хозяйства, уменьшению среднегодовых темпов роста экономики СССР. Если с 1960 по 1985 г. основные производственные фонды выросли в 7 раз, то произведенный национальный доход, лишь в 4 раза. Это свидетельствовало о продолжающемся росте экономики экстенсивным путем, в противовес неоднократно декларируемым заявлениям об интенсификации производства.

Важной причиной такой диспропорции было наращивание мощи ВПК, для развития и содержания которого требовались очень большие материальные и финансовые ресурсы. Они перераспределялись за счет других отраслей национальной экономики и сохранения низкого уровня заработной платы трудящихся. Перераспределение обеспечивалось, так же как и в прежние годы, жесткой планово-распределительной системой управления страной.

К причинам негативных явлений в экономике относились также волюнтаризм (волевое решение) в вопросах экономики; низкий нередко профессионализм руководителей высшего и среднего звена управления — номенклатуры партийных и советских органов; отсутствие конструктивной критики неверных решений вышестоящих органов.

Низкий уровень оплаты труда не способствовал сбережению трудовых ресурсов и использованию достижений НТП. Практически исчерпали себя возможности пополнения трудовых ресурсов за счет сельчан и женщин. Если в 1976—1980 гг. прирост трудовых ресурсов составил 11 млн., то в 1981—1985 гг. — 3 млн., т.е. почти в 4 раза меньше. Снижалась трудовая и технологическая дисциплина, росли убытки и потери на производстве, уменьшились темпы роста производительности труда и выход продукции.

Проводимые реформы в 1970 — начале 1980-х гг. носили пропагандистско-косметический характер. "Боролись" за "качество", за "интенсификацию", но положение оставалось прежним. По мнению экономистов-экспертов, в 1970-е гг. не было вообще роста производительности труда, а в начале 1980-х гг. произошло ее снижение на 8%. Нарастали тенденции саморазрушения экономики:

♦ дефицит ресурсов;

♦ ухудшение экологии;

♦ снижение рождаемости.

Все отчетливее проявлялась необходимость смены экономической модели развития советского общества.

В апреле 1985 г. Генеральным секретарем КПСС стал М. С. Горбачев. Он возглавил серию реформ, получивших определение "перестройка". При сохранении руководящей роли компартии М.С. Горбачев инициировал создание многоукладной экономики, что означало в определенной степени реанимацию НЭПа. Главной целью реформ было реструктурирование экономики с сохранением системы планирования. Идеи "больше социализма", построения социализма с "человеческим лицом", особое внимание "человеческому фактору" свидетельствовали о сохранении в целом социалистической идеи в обществе, но о придании ему демократического оттенка, т.е. созидание демократического социализма. Дискутировался вопрос: когда и как советские люди отклонились от основной линии развития в построении социализма? В чем и когда проявилось отклонение от ленинских идей?

Реструктурирование экономики сопровождалось кампаниями в пользу гласности, демократизации в общественной сфере, антиалкогольной кампанией. Развернулись политические дискуссии, диспуты по животрепещущим проблемам жизни страны.

Реформами М. С. Горбачева также предусматривалось: модернизация промышленности на основе новейших достижений в НТП; осуществление децентрализации процесса принятия решений; создание ограниченного сектора частного предпринимательства; улучшение трудовой дисциплины под лозунгом: "Прибавить в работе!"; развитие мирохозяйственных связей.

Как и в период реформ 1953—1964 гг., изменить экономические отношения в народном хозяйстве пытались путем реанимации хозрасчета. Новым было введение арендных отношений в сфере обслуживания и в аграрном секторе, развитие кооперации и индивидуальной трудовой деятельности.

Модернизация предприятий в широком смысле слова означала конверсию для предприятий ВПК (перевод на выпуск гражданской продукции). Проводилась конверсия в ограниченных размерах, в основном из-за отсутствия средств в бюджете на дополнительные капитальные вложения.

Первый этап преобразований (1985—1987 гг.) начал осуществляться в русле прежних административно-организационных мер. Ставились задачи: укрепить порядок и дисциплину на производстве; активизировать человеческий фактор; повысить в обществе уважение к трудовой деятельности. Цементирующей эти устремления идеей стала концепция ускорения социально-экономического развития страны. В результате ежегодный национальный доход должен был вырасти на 4%. Материальной базой для такого роста должно было стать увеличение добычи сырья и топлива на 15%, инвестиций в промышленность на 30—40%. Планировался приход на производство дополнительно не менее 2 млн. человек, что было проблематично в связи с сокращением в целом в стране трудовых ресурсов. Пытались привлечь даже разработки рационализаторов с целью повышения качества продукции. Этой цели должно было служить и введение Госприемки продукции на предприятиях, чтобы сократить брак.

Планировалась перестройка банковской системы.

XXVII съезд партии (1986 г.) призвал к борьбе за демократию, с бюрократизмом и беззаконием. Но новый пятилетний план был составлен в духе прошлых традиций. Утопичными оказались призывы к повышению темпов экономического роста. Попытки "ускорить" развитие привели к перенапряжению в производстве с поставками сырья и снабжением энергией. Усилилась разбалансированность отраслей экономики.

Установка на достижение количественных показателей роста оказалась неверной, так как еще больше снизились качественные показатели в работе. Трудовой энтузиазм должен подкрепляться внедрением передовой техники и повышением квалификации работников. Тревожным сигналом стала авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая ровно через год после прихода к власти Горбачева. Новый спад в производстве в начале 1987 г. свидетельствовал: необходимо разорвать замкнутый круг огосударствления экономики. И в 1987—1988 гг. были предприняты шаги на общегосударственном уровне на пути создания рыночной, регулируемой государством экономики.

Закон о государственном предприятии (июнь 1987 г.) провозгласил принцип полного хозрасчета и самофинансирования. Прибыль (доход) становилась обобщающим показателем деятельности предприятия. Одна часть дохода предназначалась для обязательных выплат, другая поступала в хозрасчетный доход коллектива. Были установлены две модели хозяйственного расчета.

Первая — зависела от роста объемов производства в условиях нормативного распределения прибыли предприятия и формирования фонда зарплаты.

Вторая модель основывалась на нормативном распределении чистой продукции (валового дохода) в фонды развития производства, науки и техники, социального развития. В единый фонд оплаты труда включались средства на зарплату и материальное поощрение.

Расширены были права предприятий: в области планирования производства; оптовой торговли средствами производства; внешнеэкономической деятельности, т.е. предприятия могли самостоятельно выходить на внешний рынок; в установлении цены на свою продукцию. Стало практиковаться самоуправление: выборность руководителей, обсуждение планов работы на общих собраниях, избрание советов трудовых коллективов.

Но эти новации не улучшили положение в промышленности. Заметны были расхождения между декларациями о расширении прав предприятий и их реализацией на практике. Ресурсы по-прежнему распределялись по лимитам. Не разрешали устанавливать договорные или свободные цены на изделия.

Самофинансирование на практике вело к натурализации хозяйственных связей — обмену производителей определенными видами продукции и услуг.

Выросли неплатежи между предприятиями. Увеличивалось число "долгостроев". Продолжалось финансирование убыточных предприятий. Денежная система в стране приходила в расстройство из-за необеспеченности денежной массы товарным эквивалентом.

В концепции реформы 1987 г. содержались неразрешимые противоречия. Рыночные отношения предлагалось строить без радикальных изменений формы собственности, без введения важнейшего механизма рынка — конкуренции. Весной-летом 1988 г. обозначились кризисные явления в развитии "революции сверху". Преобразованиями в экономике занимался партийный и государственный аппарат, целью которого было создание искусственной "планово-рыночной" системы, в рамках которой рынок рассматривался как вспомогательная пристройка к централизованному хозяйству. Назревало недоверие в обществе к проводимому курсу реформ.

Поэтому в 1988—1989 гг. был взят курс на разгосударствление экономики, что можно считать вторым этапом "перестройки". В принятом "Законе о кооперации" (1988 г.) было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. За 1988 г. количество кооперативов в СССР выросло в 6 раз. Деятельность их составила конкуренцию в работе предприятий государственной промышленности, особенно предприятий и организаций сферы услуг, где их было особенно много.

Были также приняты "Основы законодательства об арендных отношениях" и "Закон об индивидуальной трудовой деятельности". Последним впервые с начала 30-х гг. была разрешена трудовая деятельность в домашних условиях, в чем очень нуждались люди с ограниченными возможностями для работы в общественном производстве (инвалиды, многодетные семьи и т.д.).

Арендные отношения развивались в большей мере в сфере услуг. Большой интерес был проявлен в сельской местности к возможности взять в аренду в колхозе или совхозе участок земли или небольшую ферму.

Благодаря этим новым формам создавался негосударственный сектор в экономике, предприятия его конкурировали с производством в государственном секторе.

Но недостаточно были продуманы меры по созданию кооперативного сектора в стране, переход предприятий на хозрасчет и аренду. В пятилетний план 1986—1990 гг. была заложена прежняя концепция опережающего роста военных расходов. Необходимо было наибольшее внимание уделить преобразованиям в сельском хозяйстве, где по-прежнему функционировало множество нерентабельных хозяйств — колхозов и совхозов. Улучшение продовольственного снабжения могло оздоровить социально-экономическую и политическую обстановку в стране и уменьшить зависимость от западных стран, откуда импортировалось зерно.

Предприятия негосударственного сектора находились в неравных экономических условиях с производством в государственном секторе. Для мелкого производства, предприятий в сфере услуг (пошив, ремонт и чистка одежды и т.п.), в общественном питании (кафе, закусочные и т.д.) не были выработаны своевременно нормативы налогообложения, не предусматривались ограничения на цены реализации изделий и услуг. Остродефицитными и очень дорогими оказались для них исходное сырье и материалы. В таких условиях кооператоры завышали цены на свою продукцию и услуги. Многие из них вскоре разорились, другие путем нерегулируемых налогообложением сверхдоходов создали необходимый уставный капитал для организации банков или приобретения в собственность по минимальным ценам после 1991 г. промышленных предприятий госсектора.

Конкурентоспособные предприятия негосударственного сектора стали привлекать на работу с государственных предприятий наиболее квалифицированных работников со склонностью к предпринимательству. Материальный стимул был налицо — им начислялась более высокая заработная плата.

Партийно-советские органы, не рассчитав возможных негативных последствий, стали вскоре ущемлять права и интересы кооператоров, арендаторов и людей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. В который раз уже за годы советской власти началось наступление на личное подсобное хозяйство колхозников и рабочих совхозов. Государство вмешивалось в распределение доходов арендаторов, стремясь не допустить приватизации арендуемых предприятий трудовыми коллективами. Очень осложнилось положение арендаторов в сельском хозяйстве, многие из которых трудились эффективнее, чем коллективы соседних колхозов и совхозов. Незаконно расторгались договора на аренду, реквизировалось имущество арендаторов. Им отказывали в материально-технической и финансовой помощи.

На третьем этапе "перестройки", в конце 1989— 1990 гг., произошли большие социально-политические изменения во всей системе страны: образовалась многопартийность, М.С. Горбачев был избран президентом СССР, начался и "парад суверенитетов" в союзных республиках. Власть все больше перемещалась из центра в республики, края и области. Национальным лидером в России становится радикал Б.Н. Ельцин.

Политические потрясения и обострившийся национальный вопрос отодвинули на второй план решение назревших экономических проблем. Были упущены возможности для поэтапного разгосударствления, восстановления и развития рыночных отношений в рамках одной страны. По сравнению с периодом новой экономической политики впервые проявились в стране черты не только плюрализма (многоукладность) в экономике, но и плюрализма (многопартийности) в общественно-политической жизни. Руководство СССР оказалось неспособным эффективно работать в новых условиях.

Усилились инфляционные процессы, обозначился дефицит госбюджета. Вновь стал снижаться среднегодовой прирост национального дохода. Партийно-советское руководство не воспользовалось возможностями активизировать кооперативные и арендные отношения в целях роста производства, в том числе продуктов питания и создания "среднего класса". Такой слой является опорой демократии во всех развитых странах.

Не реализована была возможность (вторично после 1920-х гг.) выбора пути — построения рыночного социализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.