Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и культура




Концепция базовой и модальной личности. Стереотипы и предрассудки

 

Общие характеристики для определения личности:

- отражение уникальности индивида;

- стабильная характеристика индивида;

- личность и ее поведение обусловлены внутренними ценностя­ми и мотивами индивида.

В попытках определить корреляции между личностью и культурой ученые приходили к интересным выводам. Так, Р.Линтон в 1939 г. опубликовал монографию, в которой изложил основные положения своей теории и дал определение понятию «базовая личность». Концепт базовой личности означал особый тип интеграции индивида в куль­турную среду на основе опыта социализации членов данной этниче­ской общности и индивидуально-личностных характеристик. Согласно этому подходу, у каждого народа существует своя базовая структура личности, которая передается из поколения в поколение посредством социализации и в какой-то момент определяет судьбу каждого народа.

Данная теория имела как своих приверженцев, так и противников, и в определенной степени послужила развитию концепции «модальной личности». Этот подход был основан на систематическом сборе инди­видуальных данных и предположении, что самый достойный объект исследования - наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не «базовая структура», разделяемая всеми членами обще­ства.

Модальная личность - не значит «усредненная личность». Это наибо­лее массовый тип личности в данной культуре. По мнению некоторых ученых, «модальная личность» - это прежде всего описательная кон­цепция, как, например, расовый тип.

Логическим продолжением исследования по данному типу явилось изучение национального характера.

 

Национальный характер — это совокупность специфических физических и духовных качеств, норм поведения и деятельности, ти­пичных для представителей той или иной нации.

Совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств на­ционального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди, принадлежащие к разным расовым группам, будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента. А тип общества, сформировавшийся у того или иного народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа можно, только если понято общество, в котором этот народ живет и которое он создал в определенных географических, природ­ных условиях.

В основе национального характера лежат социальные ценности. Тогда можно уточнить и конкретизировать понятие национального характера. Он будет представлять собой совокупность важнейших способов регулирования деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере народа. Устойчивость ценно­стей придает устойчивость обществу и нации. Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор ценностей, носите­лем которых является народ.

Личность в процессе межкультурного общения

Сфера межкультурного общения является наиболее интересной и важной областью соединения культурных и личностных особенностей. Многие исследователи считают, что черты личности влияют на вос­приятие в процессе общения и на разнообразие моделей поведения людей в процессе общения. Восприятие в процессе общения обуслов­лено действием имплицитных представлений или теорий (в широком смысле - мировоззрения).

Данные, внутренне присущие личности, теории или представле­ния, влияют:

- на отбор информации о других личностях;

- на создание этой информации;

- на ее организацию;

- на сочетание отдельных противоречивых частей информации в соз­нании индивида.

Откуда берется информация в процессе общения? Во-первых, она создается посредством выводов, основанных на наблюдении. Во-вторых, большая часть информации черпается из стереотипных пред­ставлений.

 

Понятие и сущность стереотипа

Восприятие людьми друг друга осуществляется сквозь призму сложившихся стереотипов. Встречаясь с представителями других на­родов и культур, люди обычно имеют естественную склонность вос­принимать их поведение с позиций своей культуры, мерить их на свой аршин. Непонимание чужого языка, символики жестов, мимики и дру­гих элементов поведения часто ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что легко порождает целый ряд негативных чувств: настороженность, презрение, враждебность. В результате тако­го рода межкультурных или межэтнических контактов обнаруживают­ся наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры, и в зависимости от этих характерных признаков и ка­честв данные представители подразделяются на различные группы (категории). Так постепенно складываются этнокультурные стерео­типы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры.

Корни возникновения стереотипов лежат в объективных услови­ях жизни людей, для которых характерно многократное повторение однообразных жизненных ситуаций. Это однообразие закрепляется в сознании человека в виде стандартных схем и модели мышления. Эти однородные объекты фиксируются в образах, оценках.

Психологический механизм возникновения стереотипов основы­вается на принципе экономии усилий, свойственном для повседнев­ного человеческого мышления. Данный принцип означает, что люди не стремятся реагировать на окружающие их явления каждый раз по-новому, а подводят их под имеющиеся у них категории. Постоянно меняющийся мир просто перегружает человека новой информацией и психологически вынуждает его классифицировать эту информацию в наиболее удобные и привычные модели, которые и получили название стереотипов. В этих случаях познавательный процесс остается на уровне обыденного сознания. В то же время окружающий человека мир обладает известными элементами единообразия и повторяемости, на которые вырабатываются устойчивые реакции и способы действия, носящие также стереотипный характер. Отказ от стереотипов потре­бовал бы от человека постоянного напряжения внимания и превратил бы весь процесс его жизни в бесконечную череду проб и ошибок. Они помогают человеку дифференцировать и упрощать окружающий мир.

Стереотипы являются определенными убеждениями и «при­вычными знаниями» людей относительно качеств и черт характера других индивидов, а также событий, явлений, вещей. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. В зависимо­сти от характера объекта и его места в социальной структуре сущест­вуют различные виды стереотипов, например групповые, профессио­нальные, этнические, возрастные и т.д. В качестве объектов стереотипизации выступают чаще всего обобщение и упрощенные образы этих групп. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип во­лос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека.

Реальным носителем стереотипов является группа, и поэтому именно в опыте группы следует искать корни стереотипа.

Несмотря на обоснованность или необоснованность, истинность или ложность стереотипов, все они являются неотъемлемым элемен­том любой культуры и уже самим фактом своего существования ока­зывают воздействие на психологию и поведение людей, влияют на их сознание и межнациональные контакты.

Источники стереотипов. Стереотипами определяется около двух третей форм человеческого поведения. Усвоение человеком сте­реотипов происходит различными путями в процессе социализации и инкультурации. Во-вторых, стереотипы главным образом приобрета­ются в процессе общения с теми людьми, с которыми чаще всего при­ходится сталкиваться. Стереотипы могут возникать через ограничен­ные личные контакты.

Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации. Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему мас­штабу, так и по своей силе. Для большинства людей пресса, радио и телевидение являются авторитетами.

Значение стереотипов для межкультурной коммуникации

Стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью сте­реотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе можно прогнозировать его поведение. Таким образом, как в коммуникации вообще, так и в ситуации межкультурных контак­тов стереотипы играют очень важную роль.

Как уже подчеркивалось, эффективная стереотипизация помога­ет людям понимать ситуацию и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип может не только быть пре­пятствием в коммуникации, но и приносить определенную пользу в следующих случаях:

■ если его сознательно придерживаются. Индивид должен по­нимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, группо­вые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы;

■ если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных ка­честв и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;

■ если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен аде­кватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;

■ если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;

■ если стереотип модифицирован, то есть основан на даль­нейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или ис­ходит из опыта реальной ситуации.

Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут пре­пятствовать межкультурной коммуникации.

■ За стереотипами не удается выявить индивидуальные осо­бенности людей. Стереотипизация предполагает, что все члены груп­пы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени, несмотря на индивидуальные вариации.

■ Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их прини­мать за истинные.

■ Стереотипы основываются на полуправде и искажениях. Со­храняя в себе реальные характеристики стереотипизируемой группы, стереотипы при этом искажают действительность и дают неточные представления о людях, с которыми происходят межкультурные кон­такты.

 

Понятие и сущность предрассудка

Предрассудок - установка предвзятого и враждебного отношения к чему-либо без достаточных для такого отношения оснований или знания. Применительно к этническим группам или их культурам пред­рассудок выступает в виде установки предвзятого или враждебного отношения к представителям этих групп, их культурам и к любым фактам, связанным с их деятельностью, поведением и социальным положением. Главным фактором в возникновении предрассудков яв­ляется неравенство в социальных, экономических и культурных усло­виях жизни различных этнических общностей.

Они возникают как следствие неполного или искаженного пони­мания объекта, по отношению к которому формируется установка. Возникая на основе ассоциации, воображения или предположения, такая установка с искаженным информационным компонентом оказы­вает, тем не менее, стойкое влияние на отношение людей к объекту.

Следует различать стереотип и предрассудок. Стереотипы явля­ются отражением тех черт и признаков, которые свойственны всем членам той или иной группы. Отсутствуют ярко выраженные эмоцио­нальные оценки. Поэтому стереотипы содержат в себе возможность позитивных суждений о стереотипизированной группе.

В отличие от стереотипа, предрассудок представляет собой от­рицательную и враждебную оценку группы или принадлежащего к ней индивида только на основании приписывания им определенных нега­тивных качеств. Для предрассудков характерно бездумное негативное отношение ко всем членам группы или большей ее части. В практике человеческого общения объектом предрассудков обычно являются люди, резко отличающиеся от большинства какими-либо чертами, вызывающими отрицательное отмщение у других людей.

Предрассудки являются элементами культуры, поскольку поро­ждены общественными, а не биологическими причинами. Однако они представляют собой устойчивые и широко распространенные элемен­ты обыденной, повседневной культуры, которые передаются их носи­телями из поколения в поколение и сохраняются при помощи обычаев или нормативных актов.

 

Механизм формирования предрассудков

Данный механизм чаще всего используется в культивации этноцентризма, стереотипов и предрассудков и называется процессом пе­ремещения.

Психологическое перемещение используется людьми или бес­сознательно, в качестве защитного механизма психики, или же пред­намеренно, в поисках козла отпущения, на котором можно было бы выместить досаду по поводу какой-либо ситуации. При этом психоло­гическое перемещение не является атрибутом только индивидуальной психической деятельности. Оно встречается и в коллективных психи­ческих процессах и может охватывать значительные массы людей. Механизм перемещения применяется для того, чтобы направить гнев и враждебность людей на объект, не имеющий никакого отношения к причинам этих эмоций.

Предрассудки могут возникать по отношению к объектам самого различного рода: к вещам и животным, к людям и их ассоциациям, к идеям и представлениям... Самым распространенным видом предрас­судков все-таки являются этнические. Одна из причин - попытка пред­ставителей доминирующей этнической группы, находящихся внизу социальной лестницы, найти источник психического удовлетворения от чувства мнимого превосходства.

Теория фрустрации и агрессии. В человеческой психике создает­ся состояние напряжения — фрустрация. Это состояние требует своей разрядки, и ее объектом может стать любой человек. В ситуации, ко­гда причины трудностей и невзгод видятся в какой-либо этнической группе, раздражение направляется против этой группы.

Существует также теория, которая объясняет формирование предрассудков потребностью людей определить свое положение в отношении других. При этом часто акцент делается на превосходство своей этнической группы (и тем самым своего, индивидуального) над другими.

Предрассудки усваиваются человеком в процессе социализации и кристаллизуются под влиянием культурно-групповых норм и ценно­стей. Их источником служит ближнее окружение человека, в первую очередь родители, учителя, приятели. Тем самым индивидуальные предрассудки в большинстве случаев возникают не из личного опыта межкультурного общения, а посредством усвоения ранее сложивших­ся предрассудков.

 

Типы предрассудков

Наличие того или иного предрассудка серьезно искажает для его носителя процесс восприятия людей из других этнических или социо­культурных групп. Носитель предрассудка видит в них только то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В результате целый ряд положительных качеств объекта предрассудка не учитывается при общении и взаимодействии. Во-вторых, в среде людей, зараженных предрассудками, возникает неосознанное чувство тревоги и страха перед теми, кто для них является объектом дискриминации. Носители предрассудков видят в их лице потенциальную угрозу, что порождает еще большее недоверие к ним. В-третьих, существование предрассуд­ков и основанных на них традиций и практики дискриминации, сегре­гации, ущемления гражданских прав в конечном счете искажает само­оценку объектов этих предрассудков. Значительному количеству лю­дей навязывается чувство социальной неполноценности, и как реакция на это чувство возникает готовность к утверждению личностной пол­ноценности через межэтнические и межкультурныё конфликты.

Стереотипы и предрассудки меняются очень медленно и с боль­шим трудом. Люди склонны помнить ту информацию, которая под­держивает предрассудок, и игнорировать информацию, которая им противоречит. Поэтому, если предрассудки были когда-либо усвоены человеком, то они проявляются в течение длительного времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.