КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исходные данные. Порядок выполнения задания
Порядок выполнения задания Порядок выполнения задания Порядок выполнения задания 1. Наибольший и наименьший расчетные зазоры Sp.max и Sp.min определяются на основе гидродинамической теории смазки или же на основе экспериментальных и опытных данных с учетом запаса металла на износ и скорости изнашивания сопрягаемых деталей. В целях увеличения срока службы подвижных соединений в предельные расчетные зазоры вносят поправку, которая учитывает характер изменения зазора в процессе эксплуатации. После внесения в расчетные зазоры поправки переходят к монтажным зазорам (Sм.min, Sм max), по которым выбирается посадка. Условия выбора посадки следующие: (1) (2) где Sтб.minи Sтб.max - предельные зазоры для выбранной посадки по стандарту.
Выполнение условия 1 обязательно; желательно и выполнение условия 2. Значения предельных табличных и монтажных зазоров определяются из выражения: (3) (4) (5) (6) где ТП - допуск посадки; К - коэффициент, зависящий от квалитета: для 5... 10 квалитетов К = 2, для 11 и грубее К = 1. Допуск посадки подсчитывается по формуле: мкм (7) Затем определяется значение коэффициента К, для чего сначала рассчитывается коэффициент а: (8) где Тср - средний допуск размеров отверстия и вала, мкм. Тср= 0,5TП=мкм i -единица допуска, мкм Для размеров до 500 мм мкм (9) где Dm – средний диаметр, мм; Средний диаметр интервала размеров определяется из выражения: (10) где Dmax и Dmin -наибольший и наименьший диаметры интервала размеров по ГОСТ 25346-89, к которому относится заданный номинальный диаметр. По расчетному значению коэффициента "а" по таблице 2 [1] устанавливается квалитет (IT 9) По установленному квалитету определяется числовое значение К=2.
Определяем значения монтажных зазоров: По таблицам ГОСТа 25347-82 выбирается посадка так, чтобы выполнялись условия выбора: (11) (12) Ориентируясь на заданную систему (система вала) и на квалитет, определяем поле допуска на размер вала и предельные отклонения: Ø Далее определяем предельные отклонения отверстия:
Поле допуска отверстия, сначала выбираем из основного ограничительного отбора (таблица 8 [7]): Ø Проверка: мкм ≥мкм мкм ≤ мкм Условие выполняется. 2. Строим схему расположения полей допусков для посадки Ø , определяем основные элементы сопряжения, записываем их в таблицу 1 и показываем на схеме полей допусков. Рисунок 1- Схема полей допусков посадки соединения Ø Таблица 1- Основные элементы сопряжения
Наиболее вероятные значения предельных зазоров (Sвmax, Sвmin) определяются из следующих принятых условий: погрешности размеров отверстия и вала распределены по нормальному закону; центр группирования размеров совпадает с серединой поля допуска и зона рассеяния размеров равна допуску на обработку. Тогда (13) (14) где Sср – среднее значение зазора; , (15) – среднее квадратическое отклонение зазоров; . (16)
Средние квадратические отклонения соответственно размеров отверстия и вала определяются по уравнениям:
, (17) . (18) 3. Наиболее приемлемые технологические процессы окончательной обработки отверстия и вала устанавливаем из условия применения наиболее распространенных технологических процессов и обеспечения допусков выбранных квалитетов (приложение 3[1]): - для отверстия – растачивание чистовое; - для вала – шлифование круглое чистовое Требования к шероховатости поверхностей устанавливаем по приложению 4[1]. - для отверстия (при допуске формы 60% от допуска размера) – Ra=3,2 мкм - для вала (при допуске формы 60% от допуска размера) - Ra=6,3мкм
4. Вычерчиваем эскизы соединения в сборе и подетально с обозначением посадки, предельных отклонений (смешанным способом) и шероховатости поверхностей (рисунок. 2).
Рисунок 2-Обозначение посадки и предельных отклонений размеров на сборочном и рабочих чертежах. 5. Выбираем универсальные средства для измерения размеров отверстия и вала. При этом должно выполняться следующее условие: (19) где – предельная погрешность измерения выбранным средством измерения (приложение 5[1]); – допустимая погрешность измерения по ГОСТ 8.051-81 (приложение 6[1]). - для отверстия выбираем индикаторный нутромер с ценой деления 0,001 и 0,002мм(Δlim=±13 мкм), δ=16 мкм; ±13 мкм <16 мкм - для вала выбираем микрометр 2-го класса (Δlim=±18 мкм), δ=30 мкм; ±18 мкм <30 мкм 6. Годность деталей, изготовленных с допуском по 6... 17 квалитетам, наиболее часто при массовом и крупносерийном производствах проверяют предельными калибрами. Допуски размеров и отклонения калибров нормируются ГОСТ 24 853-81. При расчете предельных размеров калибров приняты следующие обозначения: Н - допуск на изготовление калибров для отверстия; Z - отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для отверстия относительно наименьшего предельного размера контролируемого изделия; Y - допустимый выход размера изношенного проходного калибра для отверстия за границу поля допуска изделия; Н1 - допуск на изготовление калибров для вала; Z1 - отклонение середины поля допуска на изготовление проходного калибра для вала относительно наибольшего предельного размера контролируемого изделия; У 1 - допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия.
Указанные параметры калибров определяются по ГОСТ 24853-81 (приложение 7[1]): Н=8 мкм, Z=9 мкм, у=6 мкм, Н1=12 мкм, Z1=18 мкм, у1=0 мкм. Предельные размеры калибров пробок определяются по уравнениям: ПР (20) (21) (22) НЕ (23) (24) Предельные размеры калибров скоб определяются по уравнениям: ПР (25) (26) (27) НЕ (28) (29) Схема расположения полей допусков калибра – пробки показана на рисунке 3, схема расположения полей допусков калибра – скобы показана на рисунке 4, эскизы калибров представлены на рисунке 5.
Рисунок 3-Схема расположения полей допусков калибра – пробки
Рисунок 4-Схема расположения полей допусков калибра – скобы
Рисунок 5-Эскизы калибров: пробки (а), скобы (б)
Задание 2 Расчет и выбор посадок подшипников качения
Цель задания: научиться обоснованно назначать посадки для соединений деталей, сопрягаемых с подшипниками качения, и обозначать их на чертежах.
2.1 Исходные данные: - условное обозначение подшипника качения –; - величина и характер радиальной нагрузки – R= Н, перегрузки до 150%, умеренные толчки и вибрации; - внутреннее кольцо вращается, наружное – неподвижно -корпус чугунный неразъемный; осевая нагрузка отсутствует
2.2 Требуется выполнить: 1. Определить размеры подшипника и выбрать посадки внутреннего и наружного колец на вал и в корпус. 2. Определить предельные отклонения размеров посадочных поверхностей вала и отверстия в корпусе, а также колец подшипника. 3. Построить схему расположения полей допусков для сопряжений "внутреннее кольцо-вал" и "наружное кольцо-корпус"; указать вид посадки в соединениях, рассчитать предельные зазоры и натяги. Проверить допустимость посадки из условия прочности внутреннего кольца на разрыв. 4. Установить требования к шероховатости и допустимые отклонения от правильной геометрической формы посадочных поверхностей вала и корпуса. 5. Установить экономические методы окончательной обработки и выбрать универсальные средства для измерения размеров посадочных поверхностей вала и корпуса.
6. Вычертить сопряжение в сборе и подетально с обозначением посадок, предельных отклонений размеров, формы и шероховатости посадочных поверхностей вала и корпуса.
1. По ГОСТ 8338-75 определяются основные размеры подшипника (приложение 8 [1]): Серия: тяжелая Диаметр внутреннего кольца: d= мм; Диаметр наружного кольца: D= мм; Ширина: В= мм; Радиус закругления фаски: r= мм. Устанавливается вид нагружения колец подшипника. Вид нагружения показывает, какая часть беговой дорожки каждого кольца воспринимает радиальную нагрузку. При циркуляционном нагружении кольцо воспринимает радиальную нагрузку последовательно всей беговой дорожкой, что имеет место при вращении кольца относительно этой нагрузки. Такой вид нагружения имеют кольца подшипников, сопрягаемые с вращающейся деталью узла, при постоянной по направлению радиальной нагрузке. При местном нагружении кольцо воспринимает радиальную нагрузку только небольшим участком беговой дорожки, что набл дастся при неподвижном положении кольца относительно paдиальной нагрузки.
В нашем случае внутреннее кольцо имеет циркуляционный вид нагружения, а наружное – местный вид. Для циркуляционно нагруженного кольца посадка выбирается по интенсивности радиальной пагрузки на посадочной поверхности PR (Н/мм), которая определяется по уравнению: (30) где R - радиальная нагрузка, Н; В - ширина колец подшипника, мм; r - радиус закругления фаски кольца подшипника, мм; k1 - динамический коэффициент посадки, зависящий от: характера нагрузки (при перегрузке до 150%, при умеренных толчках и вибрации k1=1,0; при перегрузке до 300%, при сильных ударах и вибрации k1 =1,8), принимаем k1=1,0 k2 – коэффициент учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале и массивном корпусе k2=1 ); k3 - коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опоре; для радиальных и радиально-упорных подшипников с одним наружным или внутренним кольцом k3=1. При выборе посадки должно выполняться условие: PR=[PR], (31) где [PR] - допускаемая интенсивность радиальной нагрузки для выбранного поля допуска посадочной поверхности вала или корпуса (приложение 9 [1]). Выбираем поле допуска вала к6, так как d=40мм, а [PR]=300 – 1400 Н/мм Для местно нагруженного кольца поле допуска посадочной поверхности вала или корпуса выбирается с учетом его номинального размера и характера нагрузки (приложение 10 [1]). Выбираем поле допуска отверстия в корпусе G7 2. По таблицам ГОСТ 520-89 (приложение 11 [1]) и ГОСТ 25347-82 определяются предельные отклонения размеров колец подшипника и сопрягаемых с ними вала и корпуса. Предельные отклонения внутреннего кольца подшипника: Ø40L0 ES=0 мкм EI= -12 мкм Предельные отклонения вала: Ø40к6 Предельные отклонения наружного кольца подшипника Ø110l0: es=0 мкм ei= - 11 мкм Предельные отклонения отверстия в корпусе: Ø110G7 3. Строим схему расположения полей допусков для сопряжения "внутреннее кольцо-вал" и "наружное кольцо-корпус" с указанием на ней предельных зазоров и натягов. Устанавливаем вид посадки для каждого соединения, рассчитываются предельные зазоры и натяги (рисунок 6).
Рисунок 6-Схема расположения полей допусков посадочных размеров подшипников и сопряженных деталей. Проверяем допустимость посадки из условия прочность внутреннего кольца на разрыв (при циркуляционно нагруженном внутреннем кольце): (32) где Nдоп – допустимый натяг, мм; sд - допустимое напряжение на разрыв: для подшипниковой стали sд = 40 кгс/мм2(400 Н/мм2); N' - коэффициент; для легкой серии подшипников N' = 2,8; для средней N' = 2,3; для тяжелой N'= 2,0 (принимаем N' = 2) При выборе и расчете посадок должно выполняться условие: (33) где Nmax - наибольший натяг для выбранной посадки, мм. 30<182,4, условие выполняется 4. Допуски овальности и конусообразности посадочных мест валов (осей) и отверстий корпусов под подшипники качения классов точности 0 и 6 не должны превышать в любом сечении четвертой части допуска на диаметр посадочной поверхности, т.е: (34) (35) (36) Требования к шероховатости посадочных поверхностен вала и отверстия корпуса под подшипники качения 0 класса точности устанавливаются следующим образом: при номинальном диаметре до 80 мм – Ra £ 1,25 мкм; при номинальном диаметре свыше 80 до 500 мм - Ra £ 2,5 мкм; для торцов заплечиков валов и отверстий корпусов Ra £ 2,5 мкм. Допустимое торцовое биение заплечиков валов и отверстий корпусов под подшипники качения устанавливаются по таблице 5 [1]. 5. Наиболее приемлемые технологические процессы окончательной обработки отверстия в корпусе и вала устанавливаем из условия применения наиболее распространенных технологических процессов и обеспечения допусков выбранных квалитетов (приложение 3[1]): - для отверстия в корпусе – электромеханическое точение чистовое; - для вала – шлифование круглое чистовое; Выбираем универсальные средства для измерения размеров отверстия и вала. При этом должно выполняться следующее условие: (19) где – предельная погрешность измерения выбранным средством измерения (приложение 5[1]); – допустимая погрешность измерения по ГОСТ 8.051-81 (приложение 6[1]). - для отверстия выбираем микрометр 1 класса (Δlim=±10 мкм), δ=10 мкм; 10=10 мкм - для вала выбираем рычажную скобу с ценой деления 0,002 мм (Δlim=±3,5 мкм), δ=4 мкм; 3,5>4 мкм 6. Вычерчиваем эскизы подшипника качения, вала, корпуса и сборочный чертеж с указанием отклонений размеров и формы, шероховатости посадочных поверхностей валов и отверстий в корпусе на чертежах деталей.(рисунок 7) Рисунок 7.-Обозначение посадок подшипников качения на сборочных чертежах
Задание 3 Допуски и посадки шпоночных соединений Цель задания: научиться выбирать посадки шпоночных соединений, устанавливать отклонения размеров деталей, определять в соединении зазоры и натяги, а также усвоить обозначение посадок и предельных отклонений на чертежах. 3.1 Исходные данные: диаметр вала D= мм; конструкция шпонки –; назначение (область применения) соединения –.
3.2 Требуется выполнить: 1. Определить основные размеры шпонки, шпоночных пазов вала и втулки. 2. Установить допуски сопрягаемых размеров, построить схему полей допусков, рассчитать предельные размеры, допуски, указать виды посадок для соединений шпонка-паз вала и шпонка-паз втулки, определить предельные зазоры и натяги. 3. Установить предельные отклонения несопрягаемых размеров, рассчитать их предельные размеры, допуски. 4. Вычертить эскизы шпоночного соединения и деталей с обозначением посадок, предельных отклонений размеров и шероховатости поверхностей.
1. Размеры шпонки, шпоночных пазов вала и втулки определяются по ГОСТ 24071-80 (соединения с сегментными шпонками) (приложения 13 [1]). Ширина высота шпонки b h= мм Фаска S=мм Длина шпонки: l= мм Глубина паза на валу t1=мм Глубина паза во втулке t2=мм Радиус закругления r=мм 2. Посадки шпонок в пазы вала и втулки выбираются в зависимости от условий работы и назначения соединения (таблица 6 [1]). Ширина шпонки b= bmax= b+es=мм bmin= b+ei=мм Td= es-ei=мм Ширина паза на валу b1= bmax= b+ES=22-0.022=21,978мм bmin= b+EI=22-0.074=21,926мм Td=ES-EI=-0.022+0.074=0,052мм Ширина паза во втулке b2 bmax= b+es=мм bmin= b+ei=мм Td= es-ei=мм В соответствии с установленными полями допусков по размеру "b"определяем числовые значения предельных отклонений по ГОСТ 25347-82. По полученным предельным отклонениям строим схему полей допусков, рассчитываем предельные размеры, указываем виды посадок и определяем предельные натяги и зазоры (предельные зазоры и натяги указываются на схеме полей допусков (рикунок8)). В соединении «шпонка-паз вала» имеем посадку -переходная. Nmax=ES-EI=0+0.074=0,074мм Smax=ES-ei=-0.022+0.052=0,03мм В соединении «шпонка-паз втулки» имеем посадку -переходная. Nmax=ES-EI=0+0,026=0,026мм Smax=ES-ei=0,026+0,052=0,078мм
Рисунок 8-Схема расположения полей допусков шпоночного соединения с сегментной шпонкой
3. Предельные отклонения несопрягаемых размеров устанавливаются по таблице 9, рассчитываются их допуски и пределы размеры. Высота шпонки h=16h11 es=0 мкм; ei= - 110 мкм; hmax=h+es=14+0=14мм hmin=h+ei=14-0,011=13,89мм Th= es-ei=0+0.11=0,11мм Длина шпонки: l=100h14 es=0 мкм; ei= - 870 мкм lmax=l+es=100-0=100мм lmin=l+ei=100-0.87=99,13мм Tl= es-ei=0+0.87=0.87мм Длина паза вала:L=100Н15 ES=+1400мкм; EI=0 мкм lmax=l+ES=100-1.4=101,4мм lmin=l+EI=100-0=100мм Tl=ES-EI=1.4-0=1,4мм Глубина паза на валу t1=9+0,2 d - t1=85-9+0.2=76-0.2 Глубина паза во втулке t2=5б4+0,1 D + t2=85+5.4+0.1=90.4+0.1 4. Вычерчиваются эскизы шпоночного соединения и деталей с обозначением посадок, предельных отклонений размеров и шероховатости поверхностей. Требования к шероховатости устанавливают следующим образом: для сопрягаемых поверхностей Rа£2,5 мкм, для несопрягаемых Rz£40 мкм.
Рисунок 9.-Эскизы шпоночного соединения в сборе и его деталей.
Задание 4 Допуски и посадки прямобочных шлицевых соединений
Цель задания: научиться расшифровывать условные обозначения шлицевых соединений и их деталей на чертежах, устанавливать предельные размеры деталей и оформлять эскизы шлицевого соединения в сборе и подетально.
- условное обозначение шлицевого соединения: 4.2 Требуется выполнить: 1.Расшифровать условное обозначение шлицевого соединения. 2.Установить по таблицам ГОСТ 25347-82 или ГОСТ 25346-89 предельные отклонения по диаметрам и боковым сторонам зубьев и впадин. Вычислить предельные размеры и построить схему расположения полей допусков. 3.Вычертить эскизы деталей шлицевого соединения в сборе и подетально, проставить размеры с условным буквенным и числовым обозначением отклонений, обозначить шероховатость поверхностей.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |