Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другой способ




Цели, виды и основные требования технических регламентов в области сертификации

Основные положения технического регулирования как правовой базы сертификации

Основные вопросы сертификации регулируются в настоя­щее время Федеральным законом «О техническом регулирова­нии». Понятие «техническое регулирование» можно трактовать по-разному. В первую очередь оно ассоциируется с регулиро­ванием технических устройств, автоматических технических систем и технологическими производственными процессами. Вместе с тем применительно к данной учебной дисциплине это понятие следует относить как к нормам и требованиям в нор­мативной и правовой деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации, так и к сфере технических барьеров во взаимоотношениях всех участников социально-экономического пространства.

Регулирование в широком смысле можно определить как любые меры или действия, принятые правительственным орга­ном, контролирующим в рамках своих полномочий поведение отдельных лиц или групп. Механизм регулирования включает основные законы и другие правовые вспомогательные инстру­менты, разработанные органами управления, а также правила, опубликованные правительственными и правомочными непра­вительственными организациями. Например, Организация эко­номического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет три категории регулирования:

экономическое регулирование, влияющее непосредственно на рыночные решения;

социальное регулирование, которое обеспечивает защиту здоровья людей и безопасность, а также защиту окружаю­щей и социальной среды;

административное регулирование, устанавливая требования к лицензированию, аккредитации и т.д.

В соответствии с существующими в настоящее время воззре­ниями и законодательными положениями техническое регулирова­ние, как уже указывалось ранее, определяется в общем случае как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и т.п. В добавление к этому техническое регулирование использу­ется в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению ра­бот или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия объектов регулирования.

В основном к областям технического регулирования следует

отнести:

• обязательные требования;

• требования, принимаемые добровольно;

• отношения в области оценки соответствия.

При этом объектами регулирования в указанных областях

являются:

• продукция (в том числе здания, строения и сооружения) как результат деятельности, представленный в материаль­но-вещественной форме и предназначенный для дальней­шего использования в определенных целях;

• процессы производства, эксплуатации, хранения, перевоз­ки, реализации и утилизации продукции;

• работы;

• услуги;

• оценка соответствия (т.е. определение соблюдения требо­ваний, предъявляемых к объектам регулирования).

Приоритетным свойством объектов технического регулиро­вания является безопасность. К областям и объектам техниче­ского регулирования не относятся единые сети связи и продук­ция, обеспечивающая целостность, устойчивость функциониро­вания этой сети, отношения в ней и ее безопасность. Не при­надлежат к ним также государственные образовательные стан­дарты, стандарты и положения бухгалтерского учета и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты и проспекты эмиссии ценных бумаг. Их регулирование осуществляется от­дельными законодательными положениями.

Субъектами технического регулирования в России в настоя­щее время являются:

• органы высшего уровня власти (Правительство, Федераль­ное собрание, Президент РФ);

• органы государственного надзора (контроля) за соблюде­нием требований технического регулирования (Федеральные службы по надзору);

• сертификационные органы;

• разработчики нормативно-правовых документов;

• субъекты хозяйственных государственных, муниципальных и предпринимательских структур.

Можно отметить, что все основные составляющие техническо­го регулирования обеспечивают в целом безопасность жизнедея­тельности человека (в том числе потребления продукции, услуг, работ) во взаимодействии его с другими физическими и юридиче­скими лицами на производстве и в повседневной жизни, безопас­ные взаимоотношения со средой обитания, фауной и флорой.

При этом безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации обусловливается таким ее состоянием, которое обеспечивает со­ответствующую величину недопустимого риска, связанного с минимальной вероятностью причинения вреда жизни или здо­ровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружаю­щей среде, жизни или здоровью животных и растений. При этом все обязательные требования к объектам регулирования устанавливаются, как уже указывалось выше, соответствующими техническими регламентами.

В общем плане рациональное техническое регулирование по­зволяет:

• снизить число обязательных требований, приведенных в технических регламентах;

• снизить технические, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные барьеры, препятствующие вступлению России в ВТО;

• сократить номенклатуру продукции и услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия;

• уменьшить число подтверждаемых показателей соответствия;

• снизить трудоемкость и ускорить работы по стандартизации на уровне организаций и сообществ организаций;

• уменьшить объемы проверок, упорядочить функции и со­ответствующее число контрольно-надзорных органов.

Большое значение для эффективного функционирования в стране технического регулирования имеют его основные принципы:

• применение единых правил установления требований к объектам регулирования;

• применение единой системы и правил аккредитации;

• независимость (административная, организационная, эко­номическая, материальная, финансовая) органов аккреди­тации, сертификации от изготовителей, продавцов, испол­нителей и приобретателей;

• применение единых правил и методов исследований (ис­пытаний) и измерений при проведении процедур обяза­тельной оценки соответствия;

• единство применения требований технических регламен­тов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осуществ­лении аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

• недопустимость внебюджетного финансирования государ­ственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

• соответствие технического регулирования уровню разви­тия национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.

Приведенные принципы технического регулирования необ­ходимо учитывать не только при различных формах и видах оценки соответствия объектов регулирования. При наличии ме­ждународного договора, связанного с применением иных прин­ципов технического регулирования, в России должны приме­няться правила подписанного и ратифицированного междуна­родного договора. Это связано с необходимостью сближения отечественных правил технического регулирования с техниче­ским законодательством передовых зарубежных стран.

Технические регламенты, используемые при сертификации в качестве носителей обязательных требований к объектам регулирования, применяются в целях:

• защиты жизни или здоровья населения и его имущества, а также имущества физических и юридических лиц, государ­ства или муниципальных образований;

• охраны окружающей среды, фауны и флоры;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение при­обретателей и потребителей.

Данный вид документов устанавливает, с учетом возможной величины риска причинения вреда, для всех используемых в стране объектов регламентирования минимально необходимые требования, способные обеспечить:

• взрывобезопасность;

• безопасность излучений;

• биологическую, промышленную, химическую, электриче­скую, механическую, пожарную, термическую, ядерную и радиационную безопасность;

• электромагнитную совместимость для безопасности работы приборов и оборудования;

• единство измерений.

Помимо этого, технические регламенты устанавливают ми­нимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры, которые представляют собой обязательные для испол­нения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защи­ты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреп­лением или распространением вредных организмов, заболева­ний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, включая возможности переноса или распространения их живот­ными, растениями и другими объектами. К этим мерам относят­ся также ограничения ввоза некоторых объектов из отдельных стран или мест по обеспечению биологической безопасности.

Такие меры могут также предусматривать:

• требования к методам обработки и производства объектов регламентирования, процедурам их испытания, инспекти­рования и подтверждения соответствия;

• карантинные правила, включая требования по перевозке животных и растений, необходимых для обеспечения жиз­ни или здоровья животных и растений во время их транс­портирования;

• методы и процедуры отбора проб;

• методы исследования и оценки риска;

• иные требования.

Технические регламенты являются не только инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и сохра­нения окружающей среды, но и действенной формой контроля соответствующих органов государственного надзора за объекта­ми технического регулирования.

В России обязательные требования к отдельным видам объ­ектов технического регулирования устанавливаются комплексом требований, приводимых в технических регламентах.

В технических регламентах устанавливаются обязательные требования для применения и соблюдения их в отношении лю­бых регламентируемых объектов. Например, в таких регламентах отражаются требования в отношении:

• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудо­вания;

• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

• пожарной безопасности;

• биологической, экологической, ядерной и радиационной безопасности;

• электромагнитной совместимости;

• величина риска причинения вреда объектами регламенти­рования выше степени риска причинения вреда, указан­ной в техническом регламенте.

Помимо этого, обязательные требования технических регла­ментов учитывают технологические и другие особенности от­дельных видов регламентируемых объектов.

При проведении оценки величины риска ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер следует учитывать:

• положения международных стандартов и рекомендации международных организаций, в которых состоит Россия;

• распространенность заболеваний и вредителей, а также применяемые поставщиками меры по борьбе с ним;

• экологические условия;

• экономические последствия, связанные с возможным при­чинением вреда и размерами затрат на его предотвращение.

Любой технический регламент, помимо требований, содер­жит полный перечень и правила установления тождественности характеристик (идентификации) регулируемых им объектов (продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Для целей принятия регламента и регулирования в нем могут еще указываться:

• требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

• правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия);

• предельные сроки оценки соответствия того или иного объекта регулирования;

• специальные требования к объектам регламентирования (обеспечивающие защиту отдельных категорий населения — несовершеннолетних, беременных женщин и кормящих ма­терей, инвалидов; учитывающие климатические и геогра­фические условия применения и использования). При этом оценка соответствия, которая упоминалась выше, осуществляется в виде реализации устанавливаемого порядка документального удостоверения соответствия регулируемых объ­ектов требованиям технических регламентов, положениям стан­дартов или условиям договоров.

Оценка соответствия объектов технического регулирования установленным требованиям может проводиться различными способами, в том числе используя:

• государственный контроль (надзор);

• испытания;

• аккредитацию;

• регистрацию;

• подтверждение соответствия;

• приемку и ввод в эксплуатацию созданного объекта;

В случае принятия решения о необходимости разработки технического регламента на определенный объект следует вы­полнять следующие основные операции:

• провести идентификацию проблемы, в том числе выявляя ее природу и значимость;

• обеспечить (при необходимости) проведение консультаций;

• определить и провести анализ возможных вариантов ре­шения проблемы;

• провести анализ и определить меру влияния предпочти­тельного технического регламента на торговые барьеры;

• изучить и определить целесообразность разработки стан­дартов, определяющих, например, эксплуатационные ха­рактеристики регламентируемой продукции;

• определить степень гармонизации технического регламен­та с международными и региональными регламентами, а также с международными и региональными стандартами;

• определить состав и структуру механизма оценки соот­ветствия;

• предусмотреть контроль и возможности пересмотра требо­ваний технических регламентов.

При этом контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов представляет собой проверку выпол­нения определенным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленных требований к контролируе­мым объектам и принятых мер по результатам проверок. Орга­ны, проводящие оценку соответствия, должны быть должным образом аккредитованы. Аккредитация понимается как офици­альное признание соответствующим органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Все требо­вания, включенные в технические регламенты, как уже указыва­лось ранее, являются обязательными для применения и исполь­зования и имеют в России характер прямого действия (незави­симо от страны и (или) места происхождения объекта). Измене­ния требований можно осуществить только внесением их в со­ответствующий технический регламент в установленном опреде­ленном порядке. Внесение изменений в технические регламенты является в принципе их совершенствованием.

Совершенствованием технического регулирования стало на­мерение России вступить в число стран — участников Всемирной торговой организации (ВТО). Современное законодательст­во (в частности ФЗ «О техническом регулировании») заложило правовые основы создания в стране гармоничной системы тех­нического регулирования, которая является основой современ­ной сертификации, метрологии и стандартизации. Все это будет активно способствовать эффективной интеграции российской экономики в международное экономическое сообщество.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.