Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий 3 страница. (5) целенаправленное и всестороннее удовлетворение потребно­стей потребителей;




(5) целенаправленное и всестороннее удовлетворение потребно­стей потребителей;

(6) более широкое использование бенчмаркинга.

Тест 112. Методика разработки системы менеджмента качества представляет собой...

(1) последовательность операций по разработке систем менедж­мента качества;

(2) совокупность методов и принципов по созданию системы управления качеством;

(3) комплекс методологических положений, используемых при создании системы управления качеством;

(4) систему взглядов, идей и принципов, реализуемых при создании систем управления качеством.

Тест 113. Самым важным в успехе исследования системы менеджмента качества является...

(1) доступ к информации и использование компьютера;

(2) организация исследования;

(3) методология исследования;

(4) творческий потенциал исследователей.

Тест 114. В перечне необходимой документации для системы менеджмента качества по п. 4.2 «Требования к документации» ГОСТ Р ИСО 9001—2001 не указана следующая позиция приве­денных ниже документов:

(1) политика в области качества;

(2) руководство по качеству;

(3) процедуры;

(4) документы, необходимые для функционирования системы;

(5) руководство по качеству конкурентов предприятия;

(6) записи.

Аккредитация — процедура официального признания органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной заявленной области оценки соответствия.

Аккредитация лабораторий — официальное признание того, что ис­пытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин «аккреди­тация лабораторий» может означать признание как технической компетентности и объективности испытательной лаборатории, так и только ее технической компетентности. Аккредитация

) обычно является положительным результатом аттестации лабора­тории с последующим надзором.

Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, про­шедшая аккредитацию.

Аккредитующий орган — орган, который управляет системой аккре­дитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации.

Аттестат аккредитации — документ, выданный аккредитующим ор­ганом и регистрирующий факт официального признания компе­тентности организации в определенной области деятельности (либо независимости и компетентности).

Аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оце­нивания с целью установления степени выполнения согласован­ных критериев аудита (ГОСТ Р ИСО 9000—2001).

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юриди­ческих лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры — обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в це­лях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением,

1 Составлен с учетом действующих законодательных и НМД по метрологии, стандартизации и сертификации. закреплением или распространением вредных организмов, забо­леваний, переносчиков болезней или болезнетворных организ­мов, в том числе в случае переноса или распространения их жи­вотными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материала­ми, транспортными средствами, с наличием добавок, загряз­няющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, бо­лезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, в целях предотвращения иного связанного с рас­пространением вредных организмов ущерба.

Взаимозаменяемость — пригодность для использования одного изде­лия, процесса или услуги вместо другого в целях выполнения одних и тех же требований.

Высшее руководство — лицо или группа лиц, которые направляют организацию и управляют ею на высшем уровне.

Гарантирование качества — часть менеджмента качества, направлен­ная на предоставление уверенности в том, что требования к ка­честву будут выполнены.

Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями пра­вил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией — осуществляемый специально уполномоченными государственными органами контроль и надзор за соблюдением изготовителями (в том

Ч числе продавцами, испытательными лабораториями и центрами, ор­ганами по сертификации и др.) правил обязательной сертификации и требований изготовления сертифицированной продукции.

Государственный реестр систем сертификации — официальный пере­чень зарегистрированных систем сертификации.

Государственный эталон единицы величины — эталон единицы вели­чины, признанный решением уполномоченного на то государст­венного органа в качестве исходного на территории государства.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответст­вие выпускаемой в обращение продукции требованиям техниче­ских регламентов.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Держатель сертификата соответствия — организация или индивиду­альный предприниматель, на чье имя выдан сертификат соответ­ствия; знак соответствия является формой доведения до потреби­теля и других заинтересованных сторон информации о прове­денной сертификации маркированной им продукции.

Доаккредитация — расширение области аккредитации какой-либо аккредитованной организации.

Доступ к системе сертификации — возможность для соискателя сви­детельства (в области сертификации) пользоваться сертификаци­ей согласно правилам системы.

Единство измерений — состояние измерений, при котором их ре­зультаты выражены в узаконенных единицах величин и погреш­ности измерений не выходят за установленные границы с задан­ной вероятностью.

Жизненный цикл продукции — период времени от зарождения идеи, практического воплощения, производства продукции, ее практи­ческого использования до снятия с эксплуатации, включая ути­лизацию или уничтожение.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Знак обращения на рынке — обозначение, Служащее для информи­рования приобретателей о соответствии выпускаемой в обраще­ние продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия — зарегистрированный в законодательном поряд­ке сертификационный знак, используемый согласно порядку сертификации третьей стороной для продукции (услуги), нахо­дящейся в полном соответствии с требованиями нормативного документа, применяемого при сертификации.

Идентификация — процедура, посредством которой устанавливается соответствие продукции требованиям, которые предъявляются к ней (к данному виду или типу) в нормативных или информаци­онных документах.

Идентификация продукции — установление тождественности харак­теристик продукции ее существенным признакам.

Изменение к стандарту — модификация, дополнение или исключе­ние определенных разделов (частей, фрагментов) нормативного документа. Результаты изменения публикуются отдельно в виде перечня (листка) изменений.

Измерение — нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств, имеющих нормированные метрологические свойства.

Измерительная техника — совокупность технических средств и ме­тодик проведения измерений.

Инспекционный контроль аккредитованной организации — проверка, проводимая аккредитующим органом с целью выяснить, что дея­тельность аккредитованной организации продолжает соответст­вовать установленным требованиям.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — кон­трольная оценка соответствия продукции заданным требованиям, подтвержденным при сертификации. Инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации (за дея­тельностью аккредитованных органов по сертификации, испытатель­ных лабораторий) — проверка, осуществляемая с целью установле­ния, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы.

Испытание — техническая операция, экспериментальное установле­ние одной или нескольких количественных и (или) качественных характеристик свойств испытываемого объекта (продукции, про­цесса или услуги) в соответствии с установленной процедурой.

Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит ис­пытания (отдельные его виды) продукции (услуги).

Калибровка средства измерений — совокупность операций, выпол­няемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государствен­ному метрологическому контролю и надзору.

Качество продукции (услуги) — определенная совокупность свойств продукции (услуги), потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или унич­тожение; «степень, в какой совокупность присущих характери­стик выполняет требования» (по ГОСТ Р ИСО 9000—2001).

Качество техническое — качество конкретной продукции, предла­гаемой производителем или посредником потребителю, за кото­рую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть качество предлагаемого покупателю автомо­биля, качество предлагаемой гостиничной услуги.

Качество функциональное — качество того, как потребителю фирма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную продукцию или услугу. Например, функциональное качество может характе­ризоваться качеством процесса реализации, сервиса и утилиза­ции продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предоставление услуги, ка­чеством процесса поставки продукции.

Квалификационные испытания — метод оценки работы лаборатории путем проведения параллельных таких же испытаний в другой аналогичной лаборатории (межлабораторных испытаний).

Контролирующий орган сертификации — орган, осуществляющий по поручению органа по сертификации деятельность по контролю сертифицированной продукции (услуги).

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным

предпринимателем требований технических регламентов к продук­ции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Концепция — система взглядов, то или иное понимание ситуации; единый определяющий замысел; ведущая мысль при выработке управленческого решения.

Косвенное применение международного стандарта — применение ме­ждународного стандарта посредством другого нормативного акта, в который этот стандарт был перенесен.

Критерии аккредитации — требования, используемые аккредитую­щим органом.

Критерии аккредитации лабораторий — совокупность требований, используемых органом по аккредитации, которым должна удов­летворять лаборатория для того, чтобы быть аккредитованной.

Международная организация по стандартизации (ИСО) — организа­ция по стандартизации, членство в которой открыто для соответ­ствующего органа любой страны.

Международная стандартизация — стандартизация, участие в кото­рой открыто для соответствующих органов всех стран.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) — организация, созданная в 1906 г. по решению Международного электротехниче­ского конгресса. Основная цель МЭК — содействие международ­ному сотрудничеству в области стандартизации и смежным с ней проблемам в отраслях электротехники, радиоэлектроники и связи.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступный ши­рокому кругу потребителей.

Менеджмент качества — скоординированная деятельность, наце­ленная на то, чтобы направлять организацию и управлять ею применительно к качеству.

Метод измерения — сочетание принципов и средств измерений, со­ответствующих выбранному принципу.

Метод испытания — установленный порядок проведения испытания.

Методика испытания — техническая процедура для определения одной или нескольких специфических характеристик материала или изделия.

Метрологическая аттестация средств измерений — процесс, который устанавливает действительные (индивидуальные) значения мет­рологических характеристик.

Метрологическая служба — сеть государственных и ведомственных метрологических органов и их деятельность, направленная на обеспечение единства измерений и единообразия средств изме­рений в стране (государственная и ведомственная). Метрологическое обеспечение — установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необ­ходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Метрология — наука об измерениях физических величин, методах и средствах достижения необходимой точности и единства измерений.

Надзор за качеством — постоянное наблюдение и проверка состояния процедур, методов, условий выполнения технологических процессов обеспечения качества, продукции и услуг, а также полученных ре­зультатов в сравнении с установленными в нормативно-технической документации и (или) договорах в целях удостоверения того, что обу­словленные требования в области качества выполняются.

Национальная стандартизация — стандартизация, которая проводит­ся на уровне одной страны.

Национальный орган по стандартизации — признанный на нацио­нальном уровне орган по стандартизации, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Новое издание стандарта — новое печатное издание нормативного документа, включающее изменения к предыдущему изданию, даже если в текст стандарта внесено только содержание листка поправок (листка изменений).

Нормативный документ — документ, в котором изложены установ­ленные в процессе стандартизации правила, принципы, характе­ристики, касающиеся различных видов деятельности или их ре­зультатов, и которые доступны широкому кругу заинтересован­ных в нем пользователей.

Нормоконтроль технической документации — проводимый по опре­деленным правилам контроль соответствия качества составления, оформления и учета технической документации порядку, уста­новленному системой стандартизации.

Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направ­ленных на создание уверенности в том, что продукция или услу­га удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Обладатель свидетельства (в области сертификации) — лицо или ор­ган, которому каким-либо органом по сертификации выдано со­ответствующее свидетельство.

Область аккредитации — один вид работы или несколько видов, на выполнение которых аккредитована конкретная организация.

Объект стандартизации — предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий стандартизации.

Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение. Орган по аккредитации может выразить желание о полной или частичной передаче полномочий по аттестации испытательной лаборатории другому

компетентному органу (агентству по аттестации).

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международ­ном уровнях, основная функция которого согласно его статусу заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов,

которые доступны широкому кругу потребителей. О. по с. может иметь и другие основные функции.

Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; любая процедура, пря­мо или косвенно используемая для определения соответствия про­дукции требованиям технических регламентов или стандартов. Наиболее часто соответствие подтверждается сертификацией.

Пересмотр стандарта — внесение всех необходимых изменений в содер­жание и оформление нормативного документа. Результаты пересмот­ра представляются путем опубликования нового издания стандарта.

План по стандартизации — программа работы органа, занимающего­ся стандартизацией, в которой перечисляются названия текущих работ по стандартизации.

Поверка средства измерений — совокупность операций, выполняе­мых органами государственной метрологической службы (други­ми уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия установленным тех­ническим требованиям.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соот­ветствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

Поправка к стандарту — устранение из опубликованного текста опе­чаток, лингвистических и т.п. ошибок.

Поставщик — организация или лицо, предоставляющее продукцию. Примеры: производитель, дистрибьютор, розничный торговец, продавец продукции, поставщик услуги или информации. По­ставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. В контрактной ситуации поставщика иногда назы­вают «подрядчиком». Потребитель — организация или лицо, получающее продукцию. Примеры: заказчик, клиент, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель. Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Признанное техническое правило — техническое положение, которое по признанию большинства компетентных специалистов в про­цессе разработки и принятия стандарта или другого нормативного документа отражает передовые научно-технические достижения.

Принцип измерений — использование определенной физической величины (явления) для получения результата измерения. На­пример, измерение температуры с использованием термоэлек­трического эффекта.

Принятие международного стандарта (в национальный нормативный документ) — опубликование национального нормативного доку­мента, основанного на соответствующем международном стан­дарте, или подтверждение, что международный стандарт имеет тот же статус, что и национальный нормативный документ, с указанием любых отклонений от международного стандарта.

Проверка качества — систематический и независимый анализ, позво­ляющий определить соответствие деятельности и результатов в об­ласти качества запланированным показателям, а также эффектив­ность их внедрения и степень достижения поставленных целей.

Продукция — результат деятельности как процесса, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для даль­нейшего использования в хозяйственных и иных целях; существу­ет четыре общие категории продукции: услуги (например, пере­возка); программные средства (например, компьютерная програм­ма, словарь); технические средства (например, механическая часть двигателя); перерабатываемые материалы (например, смазка).

Проект стандарта — предлагаемый вариант нормативного докумен­та, предназначенный для широкого обсуждения, голосования или принятия в качестве стандарта.

Протокол испытаний — документ, содержащий результаты испыта­ния и другую информацию, относящуюся к испытаниям.

Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, которая преобразует входы в выходы. Вхо­дами в процесс обычно являются выходы из других процессов. Процессы в организации обычно планируются и осуществляются в управляемых условиях для добавления ценности. Процесс, в

' котором верификация соответствия получающейся продукции затруднена или экономически нецелесообразна, часто называют «специальным процессом».

Прямое применение международного стандарта — применение меж­дународного стандарта независимо от его переноса в любой дру­гой нормативный документ.

Размер физической величины — количественная определенность фи­зической величины, присущая конкретному материальному объ­екту (явлению, процессу). Истинный размер есть объективная реальность, не зависящая от измерений.

Разрядный (рабочий) эталон — эталон (средство измерения), кото­рый применяется для поверки рабочих средств измерений.

Региональная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного гео­графического, политического или экономического района мира.

Риск — вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Руководство по качеству — документ, содержащий политику в об­ласти качества и характеризующий основные положения системы менеджмента качества предприятия.

Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, из­данный в соответствии с правилами системы сертификации, по­средством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг в соответствии с пра­вилами соответствующей системы сертификации.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответст­вие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификационный центр — юридическое лицо, уполномоченное одновременно выполнять функции органа по сертификации и испытательной лаборатории.

Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом иденти­фицированная продукция, процесс или услуга соответствует кон­кретному нормативному документу.

Сертификация соответствия — действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому норма­тивному документу.

Система аккредитации — система, обладающая собственными пра­вилами процедуры и управления для осуществления аккредита­ции объектов. Система аккредитации лабораторий — система, располагающая соб­ственными правилами процедуры и управления для осуществле­ния аккредитации лабораторий.

Система менеджмента качества — система для установления полити­ки качества, целей качества и для достижения этих целей.

Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Совместимость — пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодейст­вий, использованию при заданных условиях для выполнения ус­тановленных требований.

Соглашение о признании — соглашение, основанное на принятии од­ной стороной результатов, представленных другой стороной, кото­рые получены от применения одного или нескольких установлен­ных функциональных элементов системы сертификации, напри­мер соглашения по испытаниям, по контролю и по сертификации.

Соискатель свидетельства (в области сертификации) — лицо или ор-' ган, добивающийся получения соответствующего свидетельства от органа по сертификации.

Соответствие — соблюдение всех установленных требований к про­дукции, процессу или услуге.

Соответствие назначению — способность изделия, процесса или ус­луги выполнять определенную функцию при заданных условиях.

Составные элементы заимствованные — составные элементы продук­ции, спроектированные как оригинальные для конкретного из­делия и примененные в двух или более изделиях.

Составные элементы стандартизованные — составные элементы про­дукции, спроектированные и изготовленные на основе междуна­родных, региональных, национальных и отраслевых стандартов.

Составные элементы унифицированные — составные элементы про­дукции, изготавливаемые на основе стандартов предприятий.

Специализация — форма общественного разделения труда, целесо­образное ограничение номенклатуры создаваемой продукции и формирование отраслей промышленности, предприятий и про­изводств, выпускающих определенную продукцию.

Срок действия нормативного документа — время, в течение которого действует нормативный документ начиная с введения его в дей­ствие и до отмены или замены.

Срок действия стандарта — период времени от даты введения в дей­ствие нормативного документа до момента его отмены. Решение о введении и отмене принимает ответственный за стандартиза­цию орган, принявший этот документ.

Стадия жизненного цикла продукции — часть жизненного цикла про­дукции, устанавливаемая в нормативно-технической документа­ции и характеризуемая определенным состоянием продукции, видом предусмотренных работ и их результатом.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократ­ного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производст­ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт организации (предприятия), СТО — стандарт, связанный с функционированием определенного предприятия и утверждае­мый в установленном руководством порядке. Как правило, С. п. обязателен для соблюдения его персоналом организации.

Стандарт региональный — стандарт, принятый региональной орга­низацией, занимающейся стандартизацией (организацией по стандартизации), и доступный широкому кругу потребителей; документ, в котором в целях добровольного многократного ис­пользования устанавливаются характеристики продукции, прави­ла осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может со­держать требования к терминологии, символике, упаковке, мар­кировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характе­ристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах произ­водства и обращения продукции и повышение конкурентоспо­собности продукции, работ или услуг.

Схема сертификации (форма, способ) — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям.

Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном за­конодательством России, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и уста­навливает обязательные для применения и исполнения требова­ния к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производст­ва, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.