Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Только трезвая Россия станет великой.




Отрезвление страны есть фундамент духовного, нравственного, экономического и демографического возрождения России.

Основной стратегической целью государственной антиалкогольнрой политики России является: трезвость народа, которая достигается поэтапно по двум направлениям (против доступности и против питейной запрограммированности):

 

 

Стратегические задачи трезвеннической политики: расширение социального слоя сознательных трезвенников; принятие законов, обеспечивающих в России трезвость народа; информационная подготовка общества к формированию трезвых убеждений и к трезвой политике государства. Среди тактических задач одним из первых является организационное строительство трезвеннического движения.

С целью расширения социального слоя сознательных трезвенников необходимо:

1. Пропагандировать своим собственным примером трезвый, здоровый образ жизни, делать его привлекательным для самых широких слоев населения;

2. Считать приоритетными для работы по формированию трезвых убеждений следующие социальные группы:

· подрастающее поколение, учащиеся школ и других учебных заведений;

· лиц, принимающих решения: руководителей всех уровней, депутатский корпус;

· сотрудников средств массовой информации;

· работников системы образования;

· актив политических партий и общественных движений; (2)

3. Эффективно сочетать методы информационно-психологического воздействия ("шоковая терапия") и проведения курсов избавления от зависимостей по психолого-педагогическому методу Г.А. Шичко (3).

С целью законодательного обеспечения трезвости народа реализовать «Программу первоочередных мер государственной антиалкогольной политики» на федеральном, региональном и местном уровнях:

1. Принять Программу на рассмотрение в законодательные органы федерального, регионального и местного уровня;

2. Добиваться поддержки в реализации Программы политическими партиями, общественными организациями и движениями.

 

С целью информационной подготовки общества к формированию трезвых убеждений:

1. Наращивать издание и распространение научных, методических и популярных пропагандистских материалов, в первую очередь с использованием современных форм представления информации: интернет, CD/DVD, видео, телевидение, радио и т.д.

2. Развивать систему постоянного информационного обмена пропагандистскими материалами между структурами трезвеннического движения в рамках проекта "Электронная трезвая Россия";

3. Формировать архив научных, методических, исторических информационных материалов для широкого практического использования.

С целью организационного строительства трезвеннического движения вести планомерную работу по консолидации в рамках российского общественного движения "Трезвая Россия", деятельности самых различных общественных объединений, государственных и коммерческих структур, отдельных граждан, разделяющих настоящие стратегические цели вне зависимости от их политических взглядов, национальной или конфессиональной принадлежности.

Исходным положением в оценке существа проблемы потребления табака, алкоголя и других интоксикантов должно стать ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой и многоаспектной проблемы, в центре которой находится трезвая, здоровая личность, взаимодействующая с социальной средой. Защита личности от негативных влияний, формирующих у нее зависимость от табака, алкоголя и других наркотиков, обеспечивается воздействием средовых факторов разного уровня: семьи, малых неформальных групп, коллективов, других различных социальных институтов, движением за здоровый, трезвый образ жизни, отрезвление общества в целом. Объектом защиты должны явиться не только и не столько страдающие алкоголизмом или члены их семей, но и все граждане, так или иначе страдающие от негативных последствий одурманивания табаком, алкоголем и другими интоксикантами, а главное - подрастающее поколение, творческая интеллигенция и лица, принимающие государственные решения.

Признание приоритета трезвой личности, защита трезвеннических прав граждан и интересы государства по отрезвлению народа являются важнейшими принципами трезвеннической политики.

Среди принципов трезвеннической политики выделим:

1. Принцип гуманизма: ориентирует всю политическую деятельность государства в защиту трезвого человека как высшую социальную ценность, цель общественного развития, критерий оценки всех сфер жизни.

2. Принцип патриотизма: ориентирован на уважение к отечественному трезвенническому потенциалу и его умножение, опору на собственный трезвенный опыт, в частности своего субъекта федерации РФ. 3. Принцип научности: ориентирован на учет новых научных собриологических достижений в разных отраслях знаний. Неприемлем и бездумный метод проб и ошибок, который порождает блуждание в лабиринте тупиковых вариантов. Только научно обоснованные трезвеннические программы и разработки способны эффективно решать проблемы наркотизма.

4. Принцип комплексности: нацеливает на понимание трезвости всего общества, всего населения, всего государства как целостного социального организма, в котором существует взаимосвязь множества составляющих подсистем.

5. Принцип государственности: нацелен на признание значимости государства в вопросах противостояния наркотизму и формирования здорового, трезвого образа жизни у населения.

6. Принцип системности: предполагает:

а) разработку программных трезвеннических профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной, трезвеннической и наркотической ситуации в стране или регионе;

б) системную организацию трезвеннической профилактической деятельности.

7. Принцип стратегической целостности: означает четкое определение единой долгосрочной стратегии трезвеннической профилактической деятельности, из которой вытекают как основные стратегические ее направления, так и конкретные тактические решения, в том числе отдельные целевые мероприятия и акции по отрезвлению страны, региона, конкретного человека.

8. Принцип многоаспектности: ориентирует на обязательное сочетание различных аспектов профилактической трезвеннической деятельности: личностно-центрированного, поведенчески-центрированного и средо-центрированного.Личностно-центрированный аспектпредполагает действия, направленные на позитивное развитие трезвеннических ресурсов личности; поведенчески-центрированный аспект– целенаправленное формирование у личности прочных трезвенных навыков и стратегий стрессо-преодолевающего поведения; средо-центрированный аспект активное формирование эффективных трезвенных систем социальной поддержки, - в том числе в рамках так называемого Единого территориального превентивного и реабилитационного пространства.

9. Принцип ситуационной адекватности в трезвеннической политике: означает ее максимальное соответствие реальной социально-экономической и собриологической ситуации (на территориальном, локальном уровне). Для его обеспечения необходим постоянный мониторинг этой ситуации и контроль за результатами целевой трезвеннической деятельности.

10. Принцип континуальности: предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянного развития и усовершенствования процесса профилактической трезвеннической деятельности.

11. Принцип солидарности: означает солидарное межведомственное взаимодействие и взаимодействие между государственными, общественными, частными структурами в трезвеннической сфере с использованием системы государственных социальных заказов.

12. Принцип легитимности: предполагает реализацию целевой собриологической деятельности только на основе принятия ее трезвеннической идеологии и доверительной поддержки большинством населения.

13. Принцип полимодальности и максимальной дифференциации: ориентирует на гибкое применение в профилактической трезвеннической деятельности самых различных подходов и методов работы с их необходимой дифференциацией в возрастном, половом и контингентном плане.

14. Принцип демократичности: отказ от командно-директивной системы управления, которая сковывает трезвенническую деятельность. Здесь необходимо гармонично применять принцип «запрет плюс отказ».

Потребление алкоголя вызывает многочисленные негативные социальные и медицинские последствия, приводит к физической и нравственной деградации человека. Все это предопределяет необходимость проведения гибкой, но твердой, направленной на полное отрезвление общества, трезвеннической политики, предусматривающей широкий спектр разнообразных по содержанию и направленности мероприятий.

Корень проблемы заключается в том, что модель трезвенника для многих людей и модель «культурно» пьющего сильно отличаются. Вероятно, статистика «портится» и тем, что среди многих непьющих людей большая часть не пьёт, имея уже хронические зависимости и различные заболевания. Решением данной проблемы может быть комплексное и всеобщее изменение традиций в обществе, которые позволяли бы всем слоям общества, безусловно, повышать свой уровень жизни, отказавшись от алкоголя.

Среди методов, дающих наиболее быстрый отклик, выраженный в ликвидации потребления алкоголя, является снижение доступности: резкое повышение цен на алкоголь, системное уменьшение количества заводов и точек по производству и продаже алкоголя в перспективе - вплоть до нуля. Ограничение доступности даёт самый быстрый отклик, но эта мера в отдельности является менее надёжной, т.к. слабо меняет убеждение людей. Конечно, ограничение доступности само по себе играет позитивную роль. Оно формирует правильную психологию и показывает, что алкоголь – это не повседневное изделие, а самая настоящая отрава для жизни общества и человека. Прогрессирующее ограничение доступности на уже подготовленной почве (наличие трезвенной субкультуры, распространённость лекций и бесед об алкоголе, переориентация СМИ с «культуры» пития на культуру трезвости и т.п.) может вовсе вытеснить алкогольные традиции, но для этого нужен не один год. Кроме того, важно не только ввести закон трезвости, но ещё важнее и сложнее его сохранить на вечные времена.

Эффективная политика отрезвления должна быть направлена, как на сознание людей, так и на сферу их мотивации и поведения. Мерами по изменению убеждений являются:

· Системные лекции, беседы, курс занятий по теме трезвого образа жизни, здоровья с акцентом на социальную составляющую;

· Активная наглядная эмоциональная социальная реклама по вопросам трезвости через видео – ролики, документальные, научно-популярные и художественные фильмы;

· Превращение движения «Общее дело» в по-настоящему общее дело всего народа;

· Вовлечение молодёжи в процесс отрезвления (проведение конференций, конкурсов плакатов, рефератов, других работ, участие молодёжи в пикетах, демонстрациях);

· Пропаганда альтернативного пьяному трезвого образа жизни. Имеется в виду - широкая демонстрация поведения свободного от табака и алкоголя в кино, книгах, на телевидении, радио, интернете, других средствах массовой коммуникации.

Методы, изменяющие убеждение опосредовано будут влиять и на законодательную инициативу. Дело в том, что порой для изменения законов, во-первых, не хватает давления снизу, а во-вторых, не хватает людей, готовых это давление реализовать законодательным путём. То есть, вложение государственных средств в антиалкогольное просвещение и снижение доступности инициируется общественным мнением с помощью людей, стоящих в «верхах» и озабоченных алкогольной проблемой. Чтобы законодательную инициативу реализовать, нужно создавать в обществе системное давление и последовательное воздействие снизу на депутатский корпус.

Проводя политику трезвости именно этим путём, мы предупреждаем ошибки прошлого, например, антиалкогольной кампании 1985-1987 годов. Снижение доступности в те годы спровоцировало снижение проблем, связанных с алкоголем (смертность, травматизм, заболеваемость и т.д.), но не изменило убеждений и поэтому при увеличении доступности все проблемы связанные с алкоголем вернулись назад. Сильно усугубило ситуацию и повсеместное внедрение проалкогольных убеждений. Целесообразно же проводить не импульсивную политику, а методично вырабатывать весь комплекс трезвеннических мер, с помощью которых люди сами выбирали бы трезвый образ жизни.

Абсолютная реальность в обозримой перспективе полного вытеснения алкоголя из жизни российского населения требует официального признания обществом и государством принципа трезвости как основополагающего в разработке программы преодоления табачной, алкогольной и другой наркотической беды и организации работы по ее претворению в жизнь.

Государство и общество, в лице его институтов, осуждают и пресекают любые формы употребления алкоголя и обязаны принимать необходимые меры общественного и правового воздействия по их предупреждению.

Трезвенническая политика выступает как неотъемлемая часть общей социальной политики государства, а ее содержание строится на объективном анализе причин и факторов распространения наркотизма как явления и учете реальных условий жизни и возможностей общества, в том числе исконно трезвых народных традиции и обычаев, отрицательного отношения населения к алкоголю. Поэтому работа по разрешению проблемы одурманивания алкоголем не может проводиться в отрыве от улучшения условий жизни людей, повышения их трезвенной культуры и нравственности. Отрезвление – это фундамент всей социальной работы, а не как «полезное приложение».

При осуществлении трезвеннической политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, предупредительного, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на системное и осознанное ограничение потребления алкоголя, вплоть до полной трезвости. Опора на системные запреты и жесткий административный контроль, как показал мировой и отечественный опыт, обеспечивает устойчивый успех в борьбе за трезвость. Проводя трезвенническую политику, стоит учитывать опыт стран, где эта проблема решается успешно (Швеция, Норвегия, Исландия). В таких странах используется так называемая система пресса: снизу меняется убеждение, а сверху реализуется законодательная инициатива. И таким образом «выдавливается» алкогольная проблема из общества (4).

Успех трезвеннической политики обеспечивается созданием в стране широкой социальной системы профилактики любых форм потребления табака, алкоголя, и других интоксикантов, эффективного механизма управления этой системой и координации соответствующей работы различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.

Успешное осуществление трезвеннической политики государством возможно лишь при условии сознательной и активной ее поддержки широкими слоями населения. Поэтому государство поддерживает участие общественных организаций, объединений, фондов в работе по профилактике наркотизма как явления, осуществляет в этих целях постоянное изучение общественного мнения относительно характера проводимых трезвеннических мероприятий и корректирует свою политику с учетом критических замечаний и предложений населения. Сложнее с этим в том обществе, где общественное мнение – в массе культурпитейное.

Устранение глубинных причин потребления алкоголя – сложный процесс. При формировании стратегии государственной трезвеннической политики должны быть определены наиболее актуальные, приоритетные ее направления:

1. Снижение доступности алкоголя вплоть до нуля;

2. Отказ от концепции «культурного» пития;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.