Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение своей роли в возникновении заболевания




Как оценить значение событий

Нетрудно понять, кто и какое значение придает определенным событиям в своей жизни. Гораздо сложнее разобраться в этом на своем личном примере. Потеря работы, например, может иметь для человека разное значение. Она может озна­чать:

1. Поражение или признак неудачи.

2. Вызов.

3. Возможность начать все сначала.

4. Подтверждение того, что в жизни нет справедливости.

Какое из этих значений придаст тот или иной человек потере работы, будет определяться другими его представлениями, например:

1. Видит ли он возможность найти другую работу.

2. Насколько человек воспринимает данную работу как показатель соб­ственной ценности.

3. Является ли он хозяином своей жизни.

4. Его способностями создать новую положительную ситуацию.

Принцип, применяемый для определения значимости события, годится для всех ситуаций, которые обычно выделяются как возможные причины рака. Каки­ми бы болезненными ни были эти ситуации сами по себе — например, потеря любимого человека или важной роли, с которой вы себя отождествляете, — вели­чина стресса и особенно степень того, насколько эти события заставляют вас ощу­щать свою беспомощность и безнадежность, зависят от того значения, которое вы им придаете.

Как только вы начинаете внимательно изучать свои сложившиеся представ­ления, ограничивающие ваши реакции, как только даете себе возможность рас­смотреть другие возможности интерпретации событий и реакций на них, у вас появляется реальный шанс изменить для себя оценку значения тех или иных ситуаций и превратить негативные ситуации в позитивные. Когда вскрываются и уничтожаются основные установки, блокировавшие нормальный ход жизни, она снова начинает течь спокойно и беспрепятственно, а вместе с этим возвращается и жизненная энергия, которая восстанавливает здоровое функционирование есте­ственного защитного механизма человека.

И хотя у разных людей это высвобождение энергии происходит по-разному, оно почти всегда связано с тем, что человек разрешает себе по-новому восприни­мать жизнь. Кто-то может способствовать своему выздоровлению, научившись говорить окружающим «нет», другой — говоря «да» новому опыту и тем сторо­нам своей личности, которых он раньше не признавал. Когда энергия высвобож­дается, человек встречает неизбежные трудности и стрессовые ситуации, веря, что они разрешимы и преодолимы. Он знает, что способен принимать решения, кото­рые помогут ему поправиться.

 

С чего лучше всего начать, чтобы распутать клубок старых представлений и отка­заться от привычного способа реагирования на стресс? Работая с онкологически­ми больными, мы обнаружили, что очень полезно бывает попросить пациентов определить те стрессовые ситуации, которые они переживали в период от полуго­да до полутора лет перед началом болезни.

Связь между эмоциональными состояниями и заболеванием касается не только рака, но и всех других болезней, так что процесс определения взаимосвязи между стрессом и болезнью может оказаться полезным для всех. Поэтому мы предлагаем не только онкологическим больным, но и всем остальным читателям выполнить приведенное ниже упражнение. (Для того, чтобы лучше представлять себе, какие ситуации могут привести к заболеванию, вы можете воспользоваться шкалой, которую мы обсуждали в четвертой главе.) Это упражнение поможет вам перейти от общих представлений к собственному опыту.

1. Подумайте о болезни, которой вы сейчас страдаете или которая у вас когда-то была. Если у вас был рак или вы больны им сейчас, при выполнении этого упражнения имейте в виду именно его.

2. Если у вас рак, выпишите на листке бумаги пять основных стрессовых ситуаций, с которыми вы столкнулись в период от полугода до полутора лет перед тем, как обнаружили свое заболевание.

3. Если вы больны чем-то другим, то перечислите пять основных стрессовых ситуаций, произошедших в течении шести месяцев, предшествовавших болезни. (Для менее тяжелых, чем рак, заболеваний, по-видимому, следует говорить о более коротком периоде времени.)

4. Если вы когда-то пережили рецидивы этого заболевания, вспомните пять серьезных стрессовых ситуаций, произошедших за шесть месяцев до рецидива.

Если вы просто прочтете эти вопросы, не задумываясь над ними и не записав свои ответы, вы не получите той пользы, которую могла бы принести эта книга. То же самое можно сказать и о всех других упражнениях.

Отвечая на поставленные вопросы, большинство людей обнаруживает, что за предшествовавший заболеванию период они пережили несколько серьезных стрессов. Если вам не удалось найти каких-то чрезвычайно тяжелых внешних стрессовых ситуаций — смерти супруга или супруги, потери работы и т. д. — обратитесь к внутренним стрессам. Не приходилось ли вам переживать внутрен­нюю борьбу с. такими проблемами, как разочарование, связанное с невозможнос­тью воплощения юношеских надежд, серьезными трудностями в личных отноше­ниях, кризисом самоутверждения как личности? Все это может иметь не меньшее значение в появлении чувства беспомощности и безнадежности, чем при очевид­ных внешних стрессах.

Если вам удалось определить в своей жизни серьезные внешние или внут­ренние стрессы, попробуйте решить, какое участие вы приняли в этих ситуациях. Может, вы сами создали их, или стрессу способствовал способ вашего реагирова­ния на происходящее? Не привела ли к этому ваша привычка всегда ставить интересы окружающих выше своих, то, что вам трудно сказать «нет», или то, что вы забыли об ограниченности своих физических, интеллектуальных и эмоцио­нальных возможностей? А если стресс был вызван внешними событиями, напри­мер, смертью любимого человека, не могли ли вы выбрать какие-то другие спосо­бы реагирования? Дали ли вы себе, скажем, возможность выразить горе или решили ни за что не показывать своих чувств? Обратились ли за помощью и поддержкой к друзьям?

Такой самоанализ нужен для того, чтобы определить те представления и способы поведения, которые вы бы хотели сейчас изменить. Поскольку эти уста­новки представляют собой угрозу вашему здоровью, необходимо их пересмот­реть.

Следующее упражнение поможет вам определить пять основных стрессовых ситуаций, которые вы переживаете в настоящий момент, и найти альтернативные способы реагирования на них. Это упражнение носит профилактический харак­тер, и цель его в выявлении и устранении тех моментов, которые в будущем могли бы сделать вас уязвимым для болезни.

1. Выделите пять основных стрессовых ситуаций, которые вы переживаете в настоящий момент.

2. Подумайте над тем, насколько вы сами способствуете возникновению этих ситуаций.

3. Обдумайте, как можно было бы устранить эти стрессы из вашей жизни.

4. Если вы не видите разумного способа избавиться от стресса, подумайте, помогаете ли вы себе с ним справиться другими средствами? Принимаете ли поддержку друзей? Даете ли себе возможность получать какие-то удовольствия? Позволяете ли себе выражать чувства по поводу стрессовой ситуации?

5. Если бы вы чаще ставили свои потребности выше интересов окружающих, не помогло бы вам это избавиться от стрессовых ситуаций или уравновесить их? Задумываетесь ли вы над тем, в чем заключаются ваши собственные интересы? Пробовали ли вы когда-нибудь их удовлетворить вопреки тому, что, как вы считаете, они противоречат интересам других?

Выполнив это упражнение, обязательно сравните, как вы реагировали на стресс до заболевания и как — сейчас. Нет ли в этих реакциях сходства? Если есть, то пересмотрите свое поведение — возможно у вас выработался привычный способ реагирования на стрессы, который не способствует вашему здоровью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.