Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 35. Педагогические взгляды Е.И. Тихеевой на общественное дошкольное воспитание




 

Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантли­вым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольно­му воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.

Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х % годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихеевой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах - сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе. Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспи­тания, опираясь на основные положения" русской класси­ческой педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности вос­питания детей в семье, детском саду и школе.

Ее теория дошкольного воспитания, известная до революции под названием «метод Тихеевой», изложена в книге «Современный детский сад, его значение и оборудование». Тихеева мечтала о том времени, когда общественное дошкольное вос­питание детей станет распространенным явлением по всей России и удовлетворит в первую очередь потребности тру­дящихся. Она указывала на преимущества общественного дошкольного воспитания. Детский сад, писала она, «предостав­ляет ребенку возможность развиваться, работать, играть в условиях общественности, ^приводит его в систематическое
ежедневное- общение со взрослыми и товарищами; прививает надлежащее отношение детей друг к другу, к кооперации,
к общественному имуществу, общим интересам...» В детском саду под руководством квалифицированных воспитателей дети получают физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание с учетом, возрастных особенностей, в известной системе и последовательности—.все это трудно -бывает "осу­ществить в семейном воспитании.

Она считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьей. Матери необходимо чаще приходить в детский сад, конечно при условии соблюдения правил, обязательных для всех посетителей и сотрудников сада. Родители должны оказывать посильную материальную помощь детскому саду. «Этого требуют интересы дела и достоинство родителя как

Детский сад должен быть учреждением, доступным для детей всех сословий, указывала она. Вся воспитательно-образовательная работа в детском саду должна вестись на родном языке. «Не может быть демократизации дошкольного воспитания, если игнорируется родной язык».

Она рекомендовала удел ять особое внимание питанию детей в народных детских садах, так как в них поступали дети, в большинстве физически истощенные вследствие постоянного недоедания, а часто и голодания. Е. И. Тихеева считала, что детский сад должен быть «подобием семьи», что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные» отно­шения, В детском саду дети должны жить полной жизнью, и воспитательнице следует поддерживать у них радостное настроение. Вся атмосфера детского сада должна быть радостной, а игры на занятия проводиться как детские праздники.

Игры доставляют детям много радости и удовольствия. В то же время они являются средством всестороннего развития их физических н духовных сил. «На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание,— писала Тихеева,— игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души». Особенную ценность представляют под­вижные игры, проводимые на открытом воздухе.

Ведущую роль в воспитательно-образовательной работе дет­ского сада Е. И. Тихеева выводила организованным занятиям с детьми. Она положительно разрешала вопрос о необходимости и возможности создания программы и планов занятия в детском саду. Она писала: «Вполне возможна програм­ма, которая при умении пользоваться ею, при умении смотреть в корень дела окажет немалые услуги каждому, кто к этому делу приставлен... В нормально поставленном детском саду интересы ребенка всегда совпадают с планом занятий, начертанным руководящим лицом». Тихеева убедительно доказывала, что необходимость программы занятий диктуется целями и задачами детского сада как воспитательно-образо­вательного учреждения, подготовляющего детей к школьному обучению. Программа устанавливает направление занятий, в общих чертах определяет объем тех сведений, которые должны быть усвоены всеми детьми дошкольного возраста.

Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на прин­ципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т. д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т. д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.