Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Спряжения глаголов




IV. Классы глаголов.

В зависимости от соотношения основы инфинитива и основы настоящего/будущего времени глаголы делятся на классы:

- открытые (свободно пополняемые) или продуктивные

- закрытые (не пополняются) или непродуктивные.

Продуктивные (5 классов), охватывают большую часть русских глаголов:

класс Основа инфинитива Основа наст./буд. времени примеры
I -а- -аj- Чита-ть-читаj-ут
II -е- -еj- Седе-ть-седеj-ут
III -ова- -ева- -уj- Зимова-ть-зимуj-ут Горева-ть- гор’уj-ут
IV -ну- -н- Шагну-ть- шагн-ут
V -и- На мягкий согласный или шипящий Люби-ть-люб’-ат

 

Глаголы IV класса не следует смешивать с похожими на них внешне глаголами одного из непродуктивных классов типа: мерзнуть, киснуть.

Отличия между ними в следующем:

- глаголы IV продуктивного класса обозначают однократное, мгновенное действие

- относятся к совершенному виду,в прошедшем времени суффикс -ну- у них никогда не выпадает: пискну-л.

- глаголы же типа мерзнуть указывают на постепенное становление признака, исходно они несовершенного вида, в основе прошедшего времени суффикс -ну- у них выпадает, в результате чего могут возникать вариативные образования (гас^ (нормат.ф-мы)- гасну – л (разг.), сох^ (нормат.ф-мы) - сохну-л (разг.)).

 

-Непродуктивные классы включают около 400 глаголов (непродуктивные: основа инфинитива заканчивается на -а-, основа наст/буд. На согласный: бежать – бежал.; согл+т. Основа инт на -и-, основа н/б времени на j би-ть - б’j-ут: бить, лить, вить, пить, шить – образуют один непродуктивный класс. Основа инф. на -ва-, основа нас./буд. – на –j- (ва//j) дава-ть – даj-ут – не путать с первым продуктивным классом, у прод. класса никогда ничего не исчезает и не появляется).

Продуктивные классы постоянно оказывают влияние на непродуктивные классы: мяукать – I продукт.

Мурлыкать – непродукт.

(мурлыч’эт – мурлыч’ут)

Мучить, мерить– V продук. класс II спр..

Я-мерю

Ты меришь

Они мерят

Измерить – измерять

(УЧЕБНИК ШАНСКОГО, ТИХОНОВА – КРОМЕ КЛАССОВ).

 

 

СПРЯЖЕНИЕ – это изменение глаголов по лицам и числам.

Выделяют два основных типа спряжения, которые отличаются друг от друга гласными окончаний, форм второго и третьего лица ед.ч. и 1,2,3 лица мн.ч.

У глаголов с ударным личным окончанием спряжение определить можно только по системе окончаний:

  Ед.ч. 1 спр. Мн.ч. Ед.ч. 2 спр. Мн.ч.
1 лицо Нес-у нес-ем Крич-у крич-им
2 лицо Нес-ешь нес-ете Крич-ишь крич-ите
3 лицо Нес-ет нес-ут Крич-ит крич-ат

 

У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение можно определить и по системе окончаний и по инфинитиву:

Ко второму спряжению относятся глаголы на –ить в инфинитиве: валить, клеить, кроме брить, стелить, зиждиться (1 и 2 лицо не употребляется, зижд-ет-ся – зижд-ут-ся, зижд-ущ-ий-ся – это значит основываться), а также 11 глаголов на –ать и –еть:

- гнать

- дышать

- слышать

- ненавидеть

- вертеть

- держать

- зависеть

- обидеть

- смотреть

-

-

Остальные глаголы на –ать, -оть, -еть, и т.д. с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению: сказать, колоть.

Особенности в спряжении некоторых глаголов:

I. Некоторые глаголы образуют одни личные формы по 1 спряжению, а другие – по 2-му – они называются разноспрягаемые: чтить, хотеть, бежать, брезжить.

БЕЖАТЬ – имеет окончание 2 спр. Во всех формах ед. и мн.ч., кроме 3 л. Мн.ч. – бегут – 1 спр.

ХОТЕТЬ – в форме ед.ч. изменяется по I спр.: хочешь, хочет, а во мн.ч. по 2-му: хотим, хотите, хотят.

ЧТИТЬ – образует две формы 3 лица мн.ч.: чтут, чтят.

Брезжить – 1 и 2 лицо не употребляется, 3-е лицо - брезж ит, брезж ущ ий (такой суффикс присоед. к I спряжению).

II. Особое спряжение (архаическое спряжение) имеют глаголы ДАТЬ, СОЗДАТЬ, ЕСТЬ, НАДОЕСТЬ и их префиксальные образования. Они имеют не характерные для глагольной системы окончания в ед.ч.

Ед.ч. мн.ч.
1л да-м 1л дад-им
2 л да-шь 2 дад-ите
3л да-ст 3 дад-ут
   

 

 

Между спряжением и классами глаголов существует связь: глаголы 1-4 класса относятся к 1 спр., а глаголы 5-го класса ко 2-му спряжению.

5. Категория вида – одна из важнейших глагольных категорий, охватывает все глагольные формы.

ВИД – это грамматическая категория глагола, указывающая, как протекает или как распределяется во времени обозначенное глаголом действие; выражается противопоставлением форм совершенного и несовершенного вида.

Вид глагола обозначает отношение действия к внутреннему пределу действия (к ограниченности – неограниченности действия). Внутренний предел – это абстрактный предел, который представляет действие, как целостный акт (действие развивается и стремится к завершенности).

Глаголы совершенного вида обозначают действие с указанием на внутренний предел, на какую-то ограниченность действия, в глаголах совершенного вида достигаемый действием результат чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается (например: мальчик долго переписывал работу и, наконец, переписал ее). Это такой вид целостности действия, когда длившееся и стремившееся к пределу действие заканчивается его достижением. Предел проявляется также в завершении перехода в состояние (ослабеть) в ограничение действия во времени: начало действия (запеть), окончание, но не исчерпанность (отшуметь), некоторый временной отрезок (полежать), ограничение действия одним актом (крикнуть).

Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания на внутренний предел, т.е. они выражают действие в процессе его протекания.

Значение ограничения действия внутренним пределом свойственно всем глаголам совершенного вида, но значение достижения действием предела как некой критической точки, после чего действие, исчерпав себя, должно прекратиться, свойственно не все глаголам. Это зависит от семантики глагола.

Все глаголы делятся на 2 группы:

1. Глаголы с предельным значением (белить, пахать – несов.в. – стремление к достижению критической точки

по белить, вс пахать) – достигают критической точки.

ИМЕЮТ ВИДОВЫЕ ПАРЫ.

2. Глаголы с непредельным значением – спать, лежать, грустить – не способны выражать достижение или стремление к достижению предела.

НЕ ИМЕЮТ ВИДОВЫХ ПАР.

Все русские глаголы делятся на 3 группы:

Парные Одновидовые двувидовые

Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы.

Видовая пара (корреляция) – это две формы сов. и несов. в. тождественные лексически и различающиеся видовым значением (дуть – сдувать, выполнить - выполнять).

Если в парах есть семантическое различие, то видовой пары нет (писать – написать, переписать, списать, отписать: писать – написать – видовая пара, остальные – словообразов.).

Многозначные глаголы могут иметь различные видовые пары в каждом отдельном значении (бить – наносить побои – побить; бить (раздроблять) - разбить).

В некоторых значениях видовая пара вообще может отсутствовать (учить уроки – выучить; учить грамоте – научить, учить в школе – пары нет).

Один из глаголов, который входит в видовую пару, может быть представлен двумя вариантами (приготовить – приготовлять, приготавливать).

 

Основными процессами видообразования являются имперфективация и перфективация.

ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ – это образование форм несовершенного вида от форм совершенного вида при помощи суффиксов,наиболее активные из которых – ыва-,

-ива-, -ва, -а-: укрепить – укрепл’ а ть, дописать – допис ыва ть, дать – да ва ть.

Небольшой круг форм несовершенного вида образуется с помощью суффиксов -ева- и др.: затмить – затм ева ть.

ПЕРФЕКТИВАЦИЯ – это образование форм совершенного вида от форм несовершенного вида с помощью префиксов:

читать – про читать

При этом важно, что префикс не меняет лексического значения исходного глагола.

Чаще всего в образовании форм совершенного вида видовой пары участвуют приставки с-, по-, о-, вз- (вс-), вы-, за-, на-, от-, у- и др. При этом важно учитывать омонимичность приставок (худеть – похудеть,бежать – побежать, лежать - полежать).

Не образуют видовых пар приставки: в-, до-, недо-, пред-,

над-, со и др., поскольку всегда меняют лексическое значение слова: лететь – влететь – не видовая пара, т.к. прставка в- имеет значение «снаружи-внутрь»,влететь-влитать.

 

К непродуктивным способам относятся:

1. Префиксально-суффиксальный, при котором в качестве исходной формы выступает несов.в. и лишь в одном случае сов.в.: глотать – проглотить, вешать – повесить; КУПИТЬ – ПОКУПАТЬ.

2. Акцентологический (неморфологический) – префиксальные образования от резать и сыпать: нарЕзать, нарезАть, рассыпать – рассЫпать – рассыпАть – сов. обр. от несов. – тип образования – имперфективация.

3. Супплетивизм – видовая пара образуется при помощи разнокоренных слов (Шанский, Тихонов): ловить – поймать, брать – взять, говорить – сказать, класть – положить – перфективация; кроме того, есть супплетивные образования, которые исторически восходят к однокоренным словам: лечь – ложиться,стать – становиться, сесть – садиться, лопнуть – лопаться, найти – находит и др. – имперфективация.

Каждый глагол в русском языке обладает видовым значением, однако не каждый образует видовую пару. Глаголы,не имеющие видовой пары называются одновидовыми.

Одновидовые глаголы сов.в. обозначают такое действие, которое, как правило, не мыслится в длительности, в развитии, свершаются слишком быстро: ринуться, сомкнуться, очутиться. Если же лексемы сов.в. и обозначают какую-т длительность, то эта длительность всегда ограниченна во времени: погулять, проспать.

Значения одновидовых глаголов сов.в.:

1. Начинательное значение (+ за-, по-): побежать, зазвонить,.

2. Ограничительное значение (+ по-): попеть, помолчать.

3. Смягчительное значение (+ по-, под-, при-): присесть, поотлежаться, подкрасить.

4. Усилительное значение (+ раз, рас-, разо, + -ся): размечтаться, развоеваться.

5. Значение действия, производимого одним актом – крик ну ть, шаг ну ть.

ОДНОВИДОВЫЕ ГЛАГОЛЫ НЕСОВ.В. – называют действие, которые не могут быть ограничены каким-либо внутренним пределом – спать, сидеть, висеть, бродить….

Возможные значения однов. глаг. несов.в.:

1. Значение многократного действия (+ ива, ива ва – суф.)- хаживать, похаживать, пе ва л.

2. Значение сопроводительного действия (+ при-, под - + суф. ива,ива,ва) – преплясывать, подпевать.

3. Значение взаимного действия (+пере- + ыва, ива+ся) – переписываться, перешептываться.

4. Значение состояния – спать, грустить.

5. Значение положения в пространстве – сидеть, стоять.

6. Модальное значение – желать, хотеть.

7. Значение движения, но без указания на направленность движения – ходить, бегать.

И др. значения.

 

Значительную часть глагольной лексики, которая активно пополняется, составляют ДВУВИДОВЫЕ ГЛАГОЛЫ.

К НИМ ОТНОСЯТСЯ ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ СПОСОБНЫ ВЫРАЖАТЬ ЗНАЧЕНИЯ ОБОИХ ВИДОВ – в одной или нескольких грамматических формах.

Их видовые значения определяются синтаксически в словосочетании или предложении.

Выделяют 2 группы двувидовых глаголов:

1. Древние глаголы – казнить, женить, велеть, ранить, венчать, обещать, молвить, крестить (состав их в СРЯ не пополняется).

2. Глаголы на –овать старославянского или западноевропейского происхождения – использовать,атаковать, рапортовать, гарантировать – эта группа активно пополняется.

 

 

В области двувидовых глаголов действуют две противоположные тенденции с одной стороны их состав всегда пополняется с другой язык стремится преодолеть двувидовость, т.е. представить двувидовой глагол в определенном видовом значении, для этого используется один из возможных путей их формальной дифференциации: 1. Либо образуются формы при помощи суффиксов (-ыва, ива) имеющие значение несовершенного вида. И тем самым двувидовой глагол начинает употребляться в значении совершенного вида, например: конфисковать-конфисковывать, которая с помощью суффикса –ыва, значение НСВ. 2. Либо образуются глаголы с приставкой, а исходная лексема закрепляется для выражения значения НСВида. Например: Крестить- окрестить, с помощью приставки о-, асфальтировать – заасфальтировать. Однако значительная часть двувидовых глаголов не проявляет тенденции к формальной дифференциации видовых значений: это глаголы с заимствованными основами и иноязычными суффиксами (-ирова, изова, изирова-), например: капитализировать – изирова, газифицировать – ирова, деморализовать – изова.

Причина – относительная новизна, семантические и структурные особенности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.