КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключи от будущего
XXI век глобализации и информатизации не только открывает новые возможности экономического роста, социального прогресса, урегулирования межгосударственных конфликтов, но также повышает уязвимость человека, создает вызовы, ответы на которые не под силу частному капиталу и требуют как международных усилий, так и национальной политики повышения устойчивости общества, социальной защищенности каждого человека к воздействию внешних и внутренних угроз, превращения социальной составляющей в ключевой элемент государственной стратегии.
Осознание необходимости ответственности государства за экономическую и социальную защищенность каждого его жителя стало доминирующей тенденцией развития в прошлом столетии... Опыт разных стран показывает, что обеспечение социально- экономических гарантий населению является не только условием социальной стабильности, но также важнейшим фактором трудовой мотивации, расширения налоговой базы, увеличения потребительского спроса населения; повышения конкурентоспособности трудоспособных, но уязвимых на рынке труда граждан; более полного использования трудового, интеллектуального, творческого потенциала страны, а значит, не только следствием, но я фактором ее экономического роста.
Уровень развития интеллектуального потенциала и качество «человеческого фактора» стали важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность современных национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация трудовых ресурсов, наличие передовых научных школ определяют степень использования, восприимчивость тех или иных стран к достижениям научно-технического прогресса.
Соответственно, страны, не способные обеспечить адекватные стандарты образования и качество жизни своему населению, реальные гарантии на удовлетворение базовых прав личности, оказываются не в состоянии выдерживать требования современной конкурентной борьбы.
В России, несмотря на определенные позитивные сдвиги в динамике макроэкономических показателей, не снижается острота таких проблем социальной сферы, как крайне высокая дифференциация населения по уровню доходов и заработной платы; чрезвычайно низкий уровень заработной платы, пенсий, т. е. доходов, связанных с нынешней или прошлой трудовой деятельностью, которые не обеспечивают для значительной части населения даже доход на уровне прожиточного минимума; не говоря уже о размерах минимальной заработной платы, не выполняющей свои экономические и социальные функции.
Такая ситуация является тормозом развития внутреннего спроса, расширения налоговой базы, не говоря уже о бедственном положении населения...
Несмотря на то, что в последние годы в России наметились позитивные сдвиги в направлении социальной ориентации бюджетных ассигнований, на сегодняшний день главным приоритетом бюджетной политики остаются платежи по государственному долгу (35,9%% расходной части федерального бюджета на 2002 г.), в то время как расходы на социальную политику составляют всего 27,5%% (в США на социальные статьи приходится около 2 /3 федерального бюджета)... Движение к «социальному государству» (каковым объявила себя Российская Федерация согласно статье 7 Конституции) обязывает принципиально усилить социальную ориентацию бюджета и контроль за ее исполнением.
Л.Ф. Лебедева 30. Задание 30 № 438. Перечислите, опираясь на текст и обществоведческие знания, три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.
31. Задание 31 № 439. Автор подчеркивает необходимость усиления социальной направленности бюджетной политики Российского государства. Назовите три направления расходов государственного бюджета России, направленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации.
32. Задание 32 № 5207. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы. 33. Задание 33 № 4984. Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей. 34. Задание 34 № 1219. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
35. Задание 35 № 369. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Издержки в деятельности предприятий». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 36. Задание 36 № 5848. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т. Фуллер) С9.2 Экономика: «Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер) С9.3 Социология, социальная психология: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа». (Г. Фрейтаг) С9.4 Политология: «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин) С9.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони) 1. Задание 1 № 188. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Субъектом данной деятельности являются
1) игровые умения младших школьников 2) старшеклассники, проводящие занятия
3) компьютеры, за которыми ведется обучение 4) компьютерные игры Ответ: 2 2. Задание 2 № 40. В ряде стран Европы с 7-го года обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и «профессиональный», при котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные дисциплины. Какую из тенденций развития образования иллюстрирует данная ситуация?
1) гуманизация 2) гуманитаризация 3) компьютеризация 4) профилизация Ответ: 4 3. Задание 3 № 4041. Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании?
А. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы страны могут устанавливать и поддерживать международные связи. Б. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3
4. Задание 4 № 4507. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 123
5. Задание 5 № 375. Отличительной чертой традиционной экономической системы является
1) постоянное расширение объемов производства 2) монополизация и бюрократизация экономики 3) преобладание ручного труда 4) государственное руководство хозяйственной деятельностью Ответ: 3 6. Задание 6 № 377. Обязательным свойством любой ценной бумаги является
1) доступность для гражданского оборота 2) поддержание стабильности национальной валюты 3) регулирование количества денег в стране 4) право владельца на получение дивидендов Ответ: 1 7. Задание 7 № 267. На рисунке отражена ситуация на рынке строительных материалов: линия спроса D переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — величина спроса товара).
Изменение спроса может быть вызвано прежде всего
1) ростом числа производителей строительных материалов 2) введением нового налога на производителей 3) совершенствованием технологии 4) ожиданием повышения цен на строительные материалы Ответ: 4 8. Задание 8 № 9. Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства. Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 2 9. Задание 9 № 5161. Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост цен на товары 2) повышение налога на добавленную стоимость 3) снижение производства товаров 4) интенсивная реклама товаров 5) доступность потребительских кредитов 6) увеличение доходов семей Ответ: 456
10. Задание 10 № 4158. Забота о соблюдении членами семьи социальных норм - пример проявления функции семьи
1) социального контроля 2) эмоционально-психологической 3) социально-статусной 4) экономической Ответ: 1
11. Задание 11 № 3901. Верны ли следующие суждения о семье?
А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер. Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3
12. Задание 12 № 1652. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу. 2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно. 3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы. 4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз. 5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики. Ответ: 235 13. Задание 13 № 1382. Функцией государства является
1) разделение властей 2) суверенитет 3) поддержание общественного порядка 4) наличие государственного аппарата Ответ: 3 14. Задание 14 № 1457. Что характеризует тоталитарный режим?
1) наличие развитого гражданского общества 2) регулярное проведение свободных выборов 3) отсутствие обязательной государственной идеологии 4) всесторонний контроль государства над жизнью об щества Ответ: 4 15. Задание 15 № 460. Верны ли следующие суждения о выборах?
А. Выборы являются одним из способов формирования руководящих органов власти разных уровней. Б. Свободные выборы проходят на альтернативной основе, при создании условий для свободного волеизъявления граждан.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 16. Задание 16 № 1171. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 1345 17. Задание 17 № 4500. Признаком права, отличающим его от других видов социальных норм, является
1) формальная неопределённость 2) рациональный характер 3) обеспеченность исполнения силой государства 4) социальная значимость Ответ: 3
18. Задание 18 № 351. В состав Правительства РФ входит правоохранительный орган
1) Арбитражный Суд 2) Министерство внутренних дел 3) Верховный Суд РФ 4) Генеральная Прокуратура РФ Ответ: 2 19. Задание 19 № 871. Верны ли следующие суждения об отраслях российского права?
А. Условия и порядок вступления в брак регулируются нормами семейного права РФ. Б. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным не имущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 1 20. Задание 20 № 4428. Дети Петра Ивановича шесть лет не проявляли заботы о нём, он подал на них в суд. Нормы какого права станут основой для рассмотрения дела в суде?
1) административного 2) семейного 3) жилищного 4) уголовного Ответ: 2
21. Задание 21 № 869. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) порядке заключения и содержании трудового договора 2) единстве экономического пространства в РФ 3) формах государственного регулирования экономики 4) условиях и порядке ограничения дееспособности Ответ: 2 22. Задание 22 № 5008. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: духовные|идеальные
23. Задание 23 № 213. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Ответ: 3 24. Задание 24 № 4431. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «демократия».
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Ответ: 56
25. Задание 25 № 985. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 21122 26. Задание 26 № 4099. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Голод и недоедание части населения Земли без преувеличения можно считать глобальной проблемой современности. (Б) Возросшая взаимосвязь и взаимозависимость народов придаёт ряду проблем общества глобальный характер. (В) Каждые трое из пяти детей Юго-Восточной Азии страдают от недоедания, а к югу от Сахары это участь 30% детей. (Г) Усилия отдельных стран пока недостаточно эффективны и не дают нужного результата. (Д) К сожалению, существующие благотворительные фонды и программы являются малоэффективными.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ: 23122 27. Задание 27 № 1617. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Значение Я-концепции для понимания человеческой __________(А)трудно переоценить. Появившееся в ходе длительной __________(Б)двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий __________(В) не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Иное существо и не могло возникнуть в результате процесса __________(Г). Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, постоянная рефлексия, осмысливание и оценивание самого себя предшествует и служит мотивационным базисом всего __________(Д). Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что __________(Е), постижение человеком самого себя, выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.»
Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ: 271564 28. Задание 28 № 1805. С1. Укажите три признака природы человека, выделенные автором.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
О, Человек, загадка из загадок, венец природы и ее проклятье! Ученые примерили, что 95 процентов наших генов одинаковы с обезьяньими. Даже не верится: Христос, Будда и рядом — гориллы. Грустно...
Природа человека: стадное животное, наделенное творческим разумом. Животное — значит, инстинкты. Разум — значит, учет обстоятельств, дальнего будущего, выбор целей. Но есть творчество — а значит, и переделка самого себя. Но насколько? Две тысячи лет науке психологии, а единого мнения нет как нет.
(...) Да, нашему предку выпал счастливый билет — творческий мозг. Да, речь и орудия расширили стаю, повысив выживаемость и управляемость. И тут же началась история идеологий.
Идеология — предмет изобретений, как и техника. Для этого нужно выделить из моря образов обобщенное понятие, обозначить его словами, натренировать повторениями и авторитетами, пока слово не станет чувством — убеждением. По ним потом оценивается мир и предписываются действия — «это — хорошо, это — плохо», «должно — можно — нельзя». Материалом для обобщений служат альтернативы и наблюдения над людьми. Такие, например: равны люди или нет? Если нет, то законна власть сильного, умного, богатого. Если равны — то демократия. Собственность: «мое» или «наше»? Личное или общее? Так же и труд: отдельный или коллективный. «Око за око» или непротивление злу? Свобода или покорность? Агрессивность или терпимость? Наконец, материя или Бог?
За набором слов стоят образы и чувства. Одни — активизируются, другие — тормозятся. Так идеологии поправляют «биологическую психологию» и конструируют отношения.
(...) Человек «рассчитан» эволюцией для жёсткой иерархической стаи, в которой прежде всего отрабатывается программа «для себя» — это уже голый эгоизм, а потом — «для рода» — это отвлечение для детенышей. И только в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для размножения самых сильных. Иначе вид захиреет. Как видим, не захирел. Но отобрались не только умные, но и жестокие. А слабым всегда плохо.
Но: выпал этот счастливый билет — с мозгом! Неужели нельзя из разума ничего извлечь для счастья всех? Есть же какая-то воспитуемость в человеке... Или уже все безнадежно, и человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности?
(...) Компромисс между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт от осознания этого факта, что внушает надежду.
(Н. М. Амосов) 29. Задание 29 № 881. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |