Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От переводчика 2 страница. XXVIII. Постоянное рисование с натуры и непрерывное в этом упражнение важнее копирования произведений мастеров




XXVIII. Постоянное рисование с натуры и непрерывное в этом упражнение важнее копирования произведений мастеров.

Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, - это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов; доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретёшь некоторое чувство в рисунке. Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесёт тебе огромную пользу.

XXIX. Как ты должен согласовать свою жизнь с своим достоинством и работой и в каком обществе и каким образом следует прежде начинать рисовать фигуру в рост.

Твоя жизнь всегда должна быть упорядоченной, как если бы ты изучал теологию или философию, или другие науки, а именно есть и пить надо умеренно, по крайней мере, два раза в день, употребляя лёгкие и питательные (di vabre - ценные) кушанья и лёгкие вина. Охраняй и щади свою руку, избегая её утомлять бросанием камней, железных брусьев и многих других вещей, для неё вредных. Существует ещё другая причина, по которой твоя рука может сделаться столь неуверенной, что станет более зыбкой, чем лист, колеблемый ветром: это бывает, если ты слишком много пользуешься обществом женщин. Возвратимся к нашему предмету. Возьми папку из проклеенных листов или из дерева, лёгкую, прямоугольную, такую, в которую можно было бы положить ioglio reale, т.е. пол-листа бумаги, чтобы держать в ней твои рисунки, а также для того, чтобы класть на неё твой лист для рисования. Затем всегда отправляйся или один, или в компании занимающихся тем же, чем и ты, и не склонных тебе мешать. И чем это люди - более знающие, тем лучше для тебя. Когда ты находишься в церкви или часовне и начинаешь рисовать, прежде всего, посмотри, как сцена или фигура, которые ты хочешь рисовать, распределены в пространстве, и посмотри, где у неё тени, полутени и света, а это значит, что тебе нужно сделать тени чернильной акварелью, в полутенях – оставить самый фон, а в светах – пользоваться белилами.

XXX. Каким образом прежде, чем начать рисовать на бумаге углём, снять с фигуры мерку, а затем закрепить рисунок серебряным штифтом.

Во-первых, возьми тонкий уголь, очинённый, как перо или штифт. Первой мерой для рисования возьми одну из трёх, которая имеет лицо; оно их всегда имеет три, а именно: лоб, нос11 и подбородок со ртом. И избрав одну из них, руководствуйся ею в фигурах и их соотношениях и в зданиях (фона); эта мера хороший руководитель; упражняй свой ум в умении пользоваться указанными мерами. Это необходимо потому, что сцена или фигура будет высокой, и ты не сможешь её достать рукой, чтобы смерить, поэтому руководствуйся разумом (intellecto) и ты найдёшь истину. Если же с первого раза сцена или фигура тебе не удадутся по размерам, возьми перо и смахивай волосками этого пера (гусиного, куриного или какого ни на есть) уголь с того, что ты нарисовал. И этот рисунок исчезнет. Тогда начинай сначала несколько раз, пока ни увидишь, что твоя фигура по размерам (misura) соответствует модели. Затем, когда увидишь, что она достаточно хороша, возьми серебряный штифт и пройди им, выискивая очертания и контуры твоих рисунков, по главным складкам. Когда это сделаешь, возьми снова мохнатое перо и хорошо смахни уголь, и твой рисунок останется закреплённым штифтом.

XXXI. Как надо тушевать на цветной бумаге акварелью и затем делать пробелку белилами.

Когда ты будешь иметь сноровку в тушевании, возьми кисть и акварельными чернилами пройди кистью, следуя движению главных складок; затем постепенно стушевывай, согласно тому, как идёт тень складок. Эта акварель должна быть почти как слабо окрашенная вода, а кисть всегда почти сухой; не торопись, оттеняй понемногу, постоянно возвращаясь той же кистью к более тёмным местам. Знаешь, чего ты так достигнешь? Если эта вода будет окрашена слегка, и ты тушуешь с удовольствием, без спешки, твои тени будут выходить подобно тонко стелящемуся дыму. Помни о том, чтобы всегда вести кисть плоско. Когда ты в этой тушёвке дойдёшь до совершенства, возьми одну или две капли чернил, влей в акварель и хорошо их смешай кистью. Затем указанным способом пройдя кистью до углублений складок, как следует, выискивая их основы, всегда помня о своей светотени, т.е. делении на три части: одна часть – тень, другая – цвет фона и третья – пробелка. Когда это сделаешь, возьми немного белил, хорошо стертых с гуммиарабиком (ниже я тебе объясню, как этот клей растворяется, и расскажу обо всех смешениях). Их достаточно самого маленького количества. Имей сосуд с чистой водой и, окунув в него твою кисть, три ею по этим стёртым белилам, особенно если они высохли. Затем возьми кисть и подправь и выжми её пальцами почти досуха. Потом начинай плоско (di piatto) указанной кистью тереть по тем местам, где должны быть света и выпуклости; пройди кистью несколько раз, руководя ею с чувством. Затем возьми острую кисть и тронь белилами наиболее выпуклые места, а затем пройди маленькой кисточкой, чистыми чернилами складки и контуры носа, глаз, волос на голове, в бороде, подчёркивая и прорисовывая их.

XXXII. Как ты можешь делать пробелку акварельными белилами, а тени чернильной акварелью.

Когда же ты будешь более опытен, я советую тебе ещё стремиться делать в совершенстве побелку акварелью так же, как это ты делаешь чернильной водой. Возьми белил, стёртых с водой, смешай их (temperala) с яичным желтком и тушуй так же, как чернильной водой. Но это тебе будет труднее и требует большего навыка. Всё это называется рисованием на цветной бумаге и является путём, ведущим тебя к искусству живописи. Следуй ему всегда, насколько можешь, так как в этом заключается всё твоё учение. Занимайся хорошо, старательно, с охотой и любовью.

XXXIII. Каким образом делают превосходные и тонкие угли для рисования.

Прежде чем идти дальше, я хочу тебе показать, каким образом делаются угли для рисования. Возьми несколько ивовых палочек, сухих и тонких, нарежь их длиною в ладонь, или, если хочешь, в четыре пальца. Затем расколи эти палочки и свяжи в пачки, как связки спичек, но раньше обстрогай и очини с обоих концов, как у веретена. Затем каждый пучочек в трёх местах (в середине и у обоих концов) свяжи тонкой медной или железной проволокой. Потом возьми новый горшок и положи их в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку и замажь её глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он окончит работу (т.е., когда перестанет печь хлеб), поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны. Если ты найдёшь их прожженными недостаточно, поставь их обратно в печь. Как убедиться в том, что они хороши? Возьми один из этих углей и рисуй на цветном листе или бумаге, на простой или на загрунтованной доске. Если уголь обожжён в меру, он работает хорошо; если же пережжён, он не держится на рисунке и при работе рассыпается на части. Даю тебе ещё другой способ делать такие угли: возьми глиняную сковороду, закрытую указанным выше способом, поставь её вечером на огонь, хорошо засыпь огонь золой и ложись в постель. К утру угли пережгутся, Подобным образом ты можешь делать по желанию большие и маленькие угли, и это лучшие угли на свете.

XXXIV. Об одном камне, которым можно рисовать, как углём.

Я нашёл для рисования ещё особый чёрный камень, который получается из Пьемонта. Это мягкий камень; его можно чинить ножом и он хорошего чёрного цвета.

XXXV. Вновь о стирании красок.

Для того чтобы постепенно прийти к совершенству в искусстве, перейдём к стиранию красок; я скажу тебе о том, какие краски наиболее тонкие и какие наиболее грубые и неприятные; какие требуют того, чтобы их тёрли или мешали мало, какие – больше; одни требуют одной примеси (темперы – tempera), другие – другой, и всё это потому, что краски различны не только по цвету, но и видам связующего и растирки.

XXXVI. О натуральных красках и о том, как стирать чёрную.

Знай, что существует семь натуральных красок; четыре из них по своей природе, собственно, земли: чёрная, красная, жёлтая и зелёная; остальные три являются натуральными красками, но требуют искусственной обработки; это - белила, синий ультрамарин или немецкая синяя (dell Magna) и неаполитанская жёлтая (gillorino). Прежде чем идти дальше, вернёмся к чёрной краске. Для того чтобы её как следует растереть, возьми плиту из красного порфира, камня твёрдого и крепкого; существует несколько видов камня для растирания красок, как порфир, серпентин и мрамор, но серпентин хрупкий и не годится, а мрамор ещё хуже, так как он слишком мягок. Всего лучше – порфир; лучше выбирай более светлый и не очень отполированный, размером с пол-локтя в квадрате. Затем возьми камень, чтобы держать в руке, тоже порфировый, гладкий внизу и выпуклый, в виде чаши, вверху, а по величине не меньше чаши, такой формы, чтобы рука могла его обхватить и чтобы иметь возможность водить им и направлять его по желанию туда и сюда, как нравится руке. Затем возьми некоторое количество, примерно с орех, чёрной или какой-нибудь другой краски и положи её на этот камень, а тем, который держишь в руке, как следует раздави её. Затем возьми чистой воды из реки, фонтана или ключа и растирай краску полчаса, час или сколько захочешь; но знай, что если бы те её тёр год, краска становилась бы всё чернее и лучше. После этого возьми тонкую деревянную дощечку (stecca) шириною в три пальца, срезанную, как лезвие ножа (т.е. шпатель), и этим лезвием три по камню, аккуратно собирая краску. Поддерживай краску жидкой, чтобы она хорошо растекалась по камню, и чтобы её можно было хорошо растирать и собирать. Потом помести её в сосуд и налей столько чистой воды, чтобы сосуд был полон. Держи её всегда влажной и хорошо закрытой от пыли и всякой нечистоты, а именно – в ящичке, в котором могут сохраняться и другие пузырьки с жидкостями.

XXVII. Как приготовлять чёрную несколькими способами.

Заметь, что есть несколько видов чёрной краски. Это, во-первых, мягкий чёрный камень, представляющий жирную краску. Предупреждаю тебя, что тощая краска всегда лучше, чем жирная. Только позолота требует жирных красок - болуса или зелёной земли, которые и применяются для наложения золота на доску. Но пока оставим это. Существует ещё чёрная краска, которая изготовляется из виноградных лоз. Лозы должны быть сожжены: на их золу наливают воды и охлаждают и затем растирают так же, как другие чёрные (краски). Эта краска чёрна и тоща и является совершеннейшей из употребляемых красок.

Существует другая чёрная краска, которая изготовляется следующим образом. Возьми полную лампу льняного масла и поставь её зажженной под вполне чистый сосуд так, чтобы пламя лампы отстояло от дна сосуда на два или три пальца; дым, исходя из пламени, будет стелиться по дну сосуда, образуя слой копоти. Немного подожди, возьми сосуд и чем-нибудь соскреби эту краску, т.е. копоть, на бумагу или в какой-нибудь сосуд. Эта краска уже сама по себе очень мелка и нет надобности её молоть и растирать. Итак, наполняй лампу маслом и помещай сверху сосуд много раз, изготовляя, таким образом, столько краски, сколько тебе нужно.

XXXVIII. О природе красной краски, которую называют синопией.

Существует натуральная красная краска, которая называется синопией или порфиром (porfido). Названная краска по природе тоща и суха. Она хорошо переносит растирание. Чем больше её трёшь, тем тоньше она становится. Она хороша для картины на дереве (ankona) и на стене, как по сырому, так и по сухому. Об этих способах работать "по сырому" и "по сухому" я тебе сообщу, когда будем говорить о работе на стене. И этого о первой красной краске тебе знать достаточно.

XXXIX. Способ изготовления красной, называемой чинабрезе, для писания тела на стене и об её природе.

Есть красная краска, называемая светлой чинабрезе (cinabrese). Не знаю, употребляется ли эта краска где-нибудь, кроме Флоренции. Она даёт превосходный телесный тон для писания тела, на стене и работы in fresco (по сырому). Эта краска изготовляется из лучшей синопии, которую можно найти, - наиболее светлой, смешанной и стёртой с известковыми белилами (которые называются во Флоренции bianko santogiovanni). Изготовляются эти белила из очень белой и хорошо очищенной извести. Когда эти две краски хорошо стёрты вместе (а именно две части чинабрезе на одну часть белил), сделай из них маленькие хлебцы с пол-ореха и дай им высохнуть. Когда тебе краска понадобится, возьми любой из них. Указанная краска создаст тебе большую славу в писании лиц, рук и обнажённого тела на стене, как я это сказал. Иногда можешь писать ею прекрасные одежды, которые на стене кажутся киноварными (dicinabro).

XL. О природе красной, называемой, киноварью, и о том, как её следует стирать.

Есть красная краска, называемая киноварью (cinabro); эта краска изготовляется химически. Её я оставлю в покое, так как рассказать в моей работе все способы и рецепты её приготовления было бы слишком длинно. Почему? Да потому, что если хочешь этим заняться, ты найдёшь достаточно рецептов, особенно у монахов. Но я тебе советую не терять времени на многочисленные вариации, применяемые на практике, и взять ту, которую найдёшь на деньги у аптекарей; я хочу научить тебя как покупать и узнавать хорошую киноварь. Всегда покупай киноварь целой (т.е. кусками), а не толчёной или стёртой, потому что она часто фальсифицируется суриком и толчёным кирпичом. Осмотри весь кусок киновари: та, у которой на поверхности больше нежных жилок, - лучшая. Затем положи её под указанный выше камень и три её с чистой водой, сколько можешь. Так, если бы ты её тёр ежедневно в течение 20 лет, она всё время становилась бы лучше и совершеннее. Эта краска требует различных темпер, в зависимости от того, где тебе нужно работать, о чём мы скажем дальше, и чему я научу тебя в своём месте. Имей в виду, что она по природе не выносит воздуха и лучше сохраняется на доске, чем на стене. При работе же на стене она с течением времени на воздухе становится чёрной.

XLI. О природе красной, называемой суриком.

Есть красная краска, называемая суриком (minio), которая изготовляется химически. Эта краска хороша только для работы на доске. Если же ею работать на стене, она на свету тотчас же становится чёрной и теряет свой цвет.

XXLII. О природе красной, называемой аматисто или аматито.

Существует красная краска, называемая аматито (гематит). Это натуральная краска, представляющая собою крепкий и твёрдый камень; он настолько твёрд и превосходен, что из него делают камни или зубки для полирования золота на досках. Превосходен тот, который приближается к чёрному цвету, коричневый же12 по крепости – как бриллиант. Чистый камень – фиолетового или черноватого (morello) цвета и имеет жилки, как киноварь. Прежде всего, растолки этот камень в бронзовой ступке, так как, дробя его на твоей порфировой плите, можешь её разбить. Когда ты его истолчёшь, положи то количества, которое ты хочешь стереть, на плиту и смешай его с чистой водой; чем больше го трёшь, тем краска становится лучше и совершеннее. Эта краска хороша на стене для работы по сырому. Делают ещё краску цвета одежды кардиналов (cardinalesco) или фиолетовую, или цвета лака (красную). Для темперы или для других целей эта краска нехороша.

XLIII. О природе красной, называемой кровью дракона.

Есть красная краска, которая называется кровью дракона. Эта краска иногда применяется при писании миниатюр на бумаге. Оставь её в покое и не очень о ней печалься, так как она не принесёт тебе чести.

XLIV. О природе красной, которая называется лаком.

Есть красная краска, которая называется лаком (lacca). Эта краска искусственная. Для неё существует много рецептов, но это требует любви и опыта, и потому я советую тебе купить готовую краску, но старайся выбрать хорошую, так как её существует много сортов. Лак изготовляется из шёлковых и шерстяных обрезков и очень красив на вид. Однако остерегайся его потому, что он благодаря квасцам всегда содержит в себе жир и потому очень непрочен; как в темпере, так и без неё лак тотчас теряет свой цвет. Возьми лучше лак, который изготовляется из гумми (gomma – камеди). Этот лак всегда превосходен, он сух, тощ и зернист, как земля; цветом же напоминает кровь.

Возьми его и три на своём камне; смешай его с чистой водой, и он будет хорош для работы на досках. Его употребляют также с темперой на стене, но воздух – его враг. Некоторые стирают его с уриной, но это неприятно, потому что дурно пахнет.

XLV. О природе жёлтой, называемой охрой.

Есть жёлтая натуральная краска, называемая охрой. Эту краску находят в почве гор вблизи жил с серой; там, где есть такие жилы, находят также синопию, зелёную землю и другие сорта красок. Я нашёл таковые, руководимый моим отцом Андреа Ченнини, который меня водил по местности Колле ди Вальдельса, близ границы Казоле в начале коммуны ди Колле над виллой, называемой Дометариа. Придя в окружённый густым лесом грот в долинке и покопав землю мотыгой, я увидел жилы разных видов красок, а именно, охры, тёмной и светлой синопии и белой. Высшим чудом света мне показалось то, что в почвенных жилах могут быть белила. Заметь, что я испробовал эти белила и нашёл их жирными, что не годится для телесной краски. В указанном месте были ещё жилы чёрной краски. И эти краски в почве были подобны морщинам на лице мужчины или женщины.

Вернёмся к охре. Уверяю тебя, что я никогда не пробовал более прекрасной и совершенной охры. Выглядела она не столь светлой, как неаполитанская жёлтая (giallorino), но для волос и одежд, как я тебя дальше научу, я никогда не находил лучшей краски, чем эта охра. Существует она в двух видах: светлом и тёмном. Обе эти краски требуют, чтобы их тёрли обычным образом с чистой водой и тёрли порядочно, так как от этого они становятся всё совершеннее. Знай, что эта охра удобнейшая краска, особенно для работы по сырому и с другими смесями; потому-то она и применяется для тела, одежд, изображения гор, зданий, лошадей и вообще во многих вещах; краска эта по природе жирна.

XLVI. О природе краски, называемой неаполитанской жёлтой.

Есть очень крепкая жёлтая краска искусственного приготовления, называемая неаполитанской жёлтой (giallorino) Она тяжела, как камень, и её трудно раздробить. Эта краска употребляется по сырому и сохраняется вечно; она также употребляется и с темперами на доске и на стене. Она стирается с чистой водой так же, как и другие краски, упомянутые выше, но её не следует тереть долго; до стирки её надо истолочь в бронзовой ступе, как это делается с гематитом, иначе превратить её в порошок очень трудно. Когда её применяешь в работе, она очень приятного мягкого жёлтого цвета. Эта краска с другой смесью, как я тебе покажу, даёт красивую зелень и цвет травы. Мне кажется, что эта краска, собственно, - камень, происходящий из вулканических вершин гор, поэтому я и говорю тебе, что эта краска искусственная, но не химическая.

XLVII. О природе жёлтой, называемой орпименто.

Есть жёлтая краска, называемая орпименто (orpimento)13. Эта краска искусственная и изготовляется химически; она очень ядовита. Она самого мягкого жёлтого цвета и больше, чем какая-либо другая краска похожа на золото. Для работы на стене она не годится ни по сырому, ни с темперой, так как на воздухе становится чёрной. Она очень хороша для окраски щитов и древков копий. Из этой краски, смешанной с индиго, делается зелёная краска для травы и зелени. В темпере она требует лишь клея. Этой краской лечат копчиков от известной болезни, которой они страдают. В стирке это самая трудная краска, какая есть в нашем искусстве. Поэтому когда захочешь её стереть, положи то количество, которое захочешь, на свой камень, а тем, который держишь в руке, начни понемногу водить, растирая краску, добавив к ней немного битого стекла, так как это поможет делу. Когда превратишь орпимент в порошок, три, сколько можешь; так, если бы его тёр 10 лет, он делался бы всё лучше; остерегайся запачкать краскою рот для того, чтобы не причинить ею себе вреда.

XLVIII. О природе жёлтой, называемой реалгар.

Есть жёлтая краска, называемая реалгар (risalgallo). Эта краска весьма ядовитая и нами не употребляется, разве только иногда в живописи на досках. Содружества с ней держаться не следует. Желая её стереть, придерживайся того способа, который я тебе дал для других красок; она требует того, чтобы её долго размалывали с чистой водой. Оберегай себя от этой краски.

XLIX. О природе жёлтой, называемой шафраном.

Существует жёлтая краска, которая делается из цветов, называемых шафраном. Положи её в куске полотна на горячий камень или кирпич. Затем возьми полбокала или стакан крепкого щелока, положи в него шафран и три сего на камне. Получается красивая краска для окраски полотна или ткани. Предохраняй эту краску от воздуха14, так как от него она скоро теряет свой цвет. Если захочешь сделать совершеннейшую окраску, какую только можно найти для передачи цвета травы, возьми две части медянки и одну шафрана, и выйдет наиболее совершенный зелёный цвет для травы, какой только можно найти; смешивай краску, как я покажу тебе дальше, с небольшим количеством клея.

L. О природе жёлтой, называемой арцика 15.

Есть, жёлтая краска, называемая арцика (arzica). Эта искусственная краска мало употребляется. Больше всего подходит работать этой краской миниатюристам и употребляется она во Флоренции больше, чем в других местах. Это очень нежная краска; она бледнеет на воздухе, для стенной живописи не годится, на доске – хороша. С прибавлением небольшого количества немецкой синей и неаполитанской жёлтой она образует красивую зелёную; она требует, чтобы ее, как и другие нежные краски, тёрли с чистой водой.

LI. О природе зелёной, называемой зелёной земли.

Есть натуральная зелёная краска, называемая зелёной землёй (verdeterra). Эта краска имеет несколько свойств: прежде всего эта жирнейшая краска, и она хороша для исполнения лиц, одежд, зданий по сырому и по сухому, на стене, на доске и где захочешь. Три её указанным выше для других красок способом с чистой водой, и чем больше ты её трёшь, тем она лучше. Приготовляй её таким же образом, как я тебе объясню относительно болуса16 для наложения золота; точно так же можешь накладывать золото с этой зелёной землёй. И знай, что древние пользовались для золочения досок не чем иным, как этой зелёной землёй.

LII. О природе зелёной, называемой зелёной лазурью.

Существует зелёная полунатуральная краска; она делается искусственно и приготовляется из немецкой лазури17 и называется зелёной лузурью18. Не заботься о том, как эта краска приготовляется, но купи её готовой. С яичной темперой она хороша для работы по сухому в изображении деревьев, зелени и фонов; осветляй её неаполитанской жёлтой. Лазурь по природе грубовата и кажется как бы песчанистой. Из любви к ней стирай её понемногу легкой рукой; если же ты будешь тереть её слишком сильно, цвет её станет тусклым и пепельным. Она требует, чтобы её тёрли с чистой водой. Когда краска стёрта, помести её в сосуд с чистой водой и хорошо смешай воду с краской. Затем дай ей постоять в сечение одного, двух или трёх часов, слей воду, и краска станет более красивой. Промой ее, таким образом, два или три раза, и цвет её станет ещё прекрасней.

LIII. О способе, которым изготовляются зелёная из орпименто и индиго.

Существует зелёная краска, изготовляемая из двух равных частей орпименто и одной части индиго. Сотри их хорошо между собой в чистой воде; эта краска годится для окраски щитов и копий, а также применяется для росписи комнат по сухому. В качестве связующего она требует только животного клея.

LIV. О способе, как приготовлять зелёную из немецкой лазури и неаполитанской жёлтой.

Существует зеленая краска, которая получается из немецкой лазури и неаполитанской жёлтой. Она хороша на стене и на доске и смешивается с яичным желтком. Если хочешь, чтобы она стала красивее, прибавь в неё немного арцики. Красивая краска получается также, если взять немецкой лазури и, раздавив диких слив, приготовить из них сок и добавить четыре или шесть капель этого сока к указанной лазури. Это – красивая зелёная, но она не выносит воздуха, так как с течением времени сливовый сок улетучивается.

LV. Способ приготовления зелёной из ультрамарина.

Есть зелёная краска, которая приготовляется из ультрамарина и орпименто. Эту краску нужно смешивать умело. Раньше возьми оприменто и примешай к нему ультрамарина. Если хочешь, чтобы она казалась светлее, то должен преобладать орпименто; если хочешь, чтобы она была темнее, пусть преобладает ультрамарин. Эта краска хороша на доске, но не на стене. Смешивай с животным клеем.

LVI. О природе зелёной, называемой медянкой.

Существует зелёная краска, которая называется медянкой (verderame). Она сама по себе ярко-зеленая и приготовляется искусственно, химически, а именно, из меди и уксуса; смешанная с клеем эта краска хороша на доске; старайся, чтобы она не соприкасалась с белилами, потому что они во всём смертельные враги. Стирай её с уксусом, который хорошо её связывает по своей природе. Если тебе хочется сделать превосходную краску для травы, то получишь на вид прекрасную, но непрочную; лучше она для пергамента или бумаги, будучи смешана с желтком.

LVII. Как изготовлять зелёную из зелёной земли и свинцовых или известковых белил.

Есть зелёная краска цвета шалфея. Которая приготовляется смешением свинцовых белил и зелёной земли; для доски она смешивается с яичным желтком, если же хочешь пользоваться ею на стене во фреске, то приготовляй её из смеси зелёной земли и известковых белил, которые делают из очищенной белой извести.

LVIII. О природе известковых белил (bianko sangiovanni).

Эти белила бывают натуральные и искусственные; последние – лучше; приготовляются они следующим образом. Возьми вполне белой гашёной извести, помести её на восемь дней в кадку, наливай на неё ежедневно чистой воды и хорошо перемешивай известь с водой, так чтобы из неё вышел весь жир; сделай затем из неё маленькие хлебцы и положи на солнце на крышу; и чем они будут старше, тем белила лучше. Если хочешь приготовить белила хорошо и быстро, поступай так: когда хлебцы высохнут, разотри их на камне с водой и вновь высуши. Сделай это дважды, и ты увидишь, какие это будут превосходные белила. Эти белила употребляются с водой и требуют, чтобы их хорошо стерли. Они хороши для работы на стене по сырому (in fresco), т.е. без темперы. Без них ты не можешь сделать ничего: ни телесного цвета, ни смеси других красок, применяемых на стене, т.е. во фреске; эти белила не требуют никакого связующего вещества.

LIX. О природе свинцовых белил.

Есть белая краска, приготовляемая искусственным способом из свинца, которая называется свинцовыми белилами (biacca). Эти свинцовые белила крепки и сильны; формуются они в виде стаканов или бокалов. Если ты захочешь узнать, какие белила лучше, то, пробуя, бери от верхушки формы. Эта краска становится тем лучше, чем больше её трёшь, и хороша для доски. Хотя этими белилами работают и на стене, но ты, насколько возможно, их остерегайся, так как они со временем чернеют. Размалывай их с чистой водой; стираются они на любом связующем и являются твоим главным руководителем при осветлении всех красок на доске так же, как известковые белила – на стене.

LX. О природе немецкой синей.

Немецкая синяя (azzurro della Magna) – натуральная краска, которая встречается около серебряных жил. Её много встречается в Германии, а также в Сиенской области. Искусственно её можно довести до совершенства. Если тебе этой синей надо покрыть фон, её нужно тереть понемногу и легко с водой, так как она крепка и очень сопротивляется камню. Если ты хочешь сделать ею одежду или зелень, как я это сказал выше, стирай её сильнее. Она хороша для стены по сухому и для доски. Стирай её с любым связующим: с яичным желтком, клеем (colla) или с чем угодно.

LXI. Как подделывать разными красками цвет, похожий на немецкую лазурь.

Как бы несколько выцветшая синяя, похожая на немецкую лазурь, приготовляется следующим образом. Возьми индиго (indacco bocca deo), сотри его как можно лучше с водой и прибавь к нему для писания на доске немного свинцовых, а для стены немного известковых белил; эта краска, похожая на лазурь, требует смешения с клеем.

LXII. О природе и способе приготовления синего ультрамарина.

Синий ультрамарин – краска благородная, прекраснейшая и совершеннейшая из всех красок, которой нельзя нахвалиться. И из-за её превосходства я хочу поговорить о ней подробнее и объяснить полностью, как её следует приготовлять. Будь внимателен, так как этим можешь достигнуть большой чести и пользы. От этой краски и золота (которое украшает всякую работу в нашем искусстве) всякая живопись на стене или на доске приобретает блеск.

Прежде всего, возьми ляпис лазури. Если хочешь отличить хороший камень, то выбирай тот, который, как кажется, содержит больше лазури, ибо она иногда как бы смешана с пеплом; тот, в котором меньше этой пепельной краски, - лучше; остерегайся, однако, чтобы это не был камень немецкой лазури, который кажется очень красивым на вид и похож на смальту. Растолки его в закрытой бронзовой ступе, чтобы он не рассеивался виде пыли, насыпь его на свою порфировую плиту и три без воды; держи наготове прикрытое сито, как это делают у аптекаря при процеживании специй. Просеивай и толки лишь по мере надобности; заметь, однако, что чем тоньше ты его обработаешь, тем нежнее будет лазурь, но уже не столь прекрасного фиолетового и тёмного цвета. Более тонкая стирка полезнее миниатюристам, а также для писания одежд с пробелкой. Когда ты приготовишь этот горшок, возьми у аптекаря шесть унций сосновой смолы, три унции мастики и три унции светлого воска на каждый фунт ляпис лазури, помести всё это в новый порошок и дай всему раствориться; затем возьми кусочек белого полотна и процеди всё это в глазированный сосуд; потом возьми фунт порошка ляпис лазури, перемешай, как следует всё вместе и сделай из всего комок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.