Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни ознакомления младших школьников с вопросами арифметической теории




 

Знакомство младших школьников с вопросами арифметической теории может осуществляться на различных уровнях:

1. Интуитивный, основанный на догадке, чутье, предшествующем опыте, здравом смысле.

 

Например: 7+3=

7+2 +1= 10

 

2. Экспериментальный, при помощи научного опыта и посредством индуктивных умозаключений.

 

Учителем готовится материал для наблюдения, испытаний, исследования.

Дети выполняют практические действия с ним, наблюдают, анализируют, «открывают».

Методы: неполный индуктивный вывод, моделирование.

 

3 Логический, т.е. путём определений или доказательств.

 

Например: а·0=0 Определение и никаких объяснений.

Равенство 0·а=0 доказывается методом неполной индукции.

Следующие утверждения доказываются:

1·а=а а:а=1

а:1=а Докажите самостоятельно

Доказывается невозможность деления на 0.

 

4. Формальный (авторитарный),

Какой из этих уровней преобладает в начальной школе?

3. Неполный индуктивный вывод и моделирование как основные в НШ методы «открытия» общих закономерностей

Экспериментальный уровень основан на применении методов неполной индукции и моделирования.

Сущность данных индуктивных методов как способов ПМД в следующем:

 

1. Обеспечивается наглядная основа формируемого знания: создаётся модель (предметная, графическая, знаковая) для некоторого частного случая без особенностей (например, 3 + 1, 3 + 3, 0 + 3 с особенностями); на этой модели устанавливается частный факт и высказывается соответствующее частное суждение.

 

2. На аналогичных моделях рассматриваются другие частные случаи из того же класса. Каждый раз высказывается то же самое суждение (ещё 1-2 раза как минимум).

 

3. Формулируется догадка, гипотеза о том, что этот факт, эта закономерность имеет место всегда (возможно при выполнении определённых ограничений, например, для вычитания, деления).

 

4. Осуществляется проверка выдвинутой гипотезы, предположения в других частных случаях.

 

5. Формулируется правило, закон и т.п.

 

Т.о. «открытие» идёт по схеме:

С(а),С(а),С(а),…,С(а)

 
 


а € N C(а)

 

По индукции: от частного к общему.

 

Путь познания:

наблюдение ®анализ ®сравнение ®синтез ®догадка ®гипотеза ®проверка гипотезы ®индуктивное обобщение.

 

Система частных фактов, подбираемых для наблюдения, должна удовлетворять следующим требованиям:

 

1. Содержать достаточное (min 2-3) число фактов для выделения общих существенных признаков.

 

2. Сохранять существенные признаки при вариативности несущественных.

Например:

1) а + в = в + а – моделирование с помощью абака; для тех же частных случаев – неполный индуктивный вывод.

Сравнить оба метода.

2) а: (вс) – моделирование путём разрезания полосок; фабричные таблицы.

Сравнить оба метода.

Моделирование и неполный индуктивный вывод относятся к классу индуктивных методов.

Отличительный признак моделирования – не связан с вычислительной деятельностью.

Особенности метода моделирования:

1) всё внимание и все интеллектуальные силы ученика направлены на осознание сущности, причины, способа получения новых знаний;

2) проверка выдвинутой гипотезы (догадки) возможна не только при непосредственном наблюдении частных фактов, но и при исследовании воображаемых моделей.

 

Всё это создаёт условия для более глубокой рефлексии выполненных на модели действий и их следствий, для появления внутреннего убеждения в истинности утверждения: открытие новых знаний осуществляется по существу, а не по форме, как с помощью неполной индукции.

 

Применение моделирования связано с поиском наиболее удачной модели, исследование которой приводило бы детей к математическим открытиям.

 

В качестве универсальной (её можно использовать при рассмотрении всех теоретических вопросов) удобно использовать прямоугольник (полоску), разбитый на единичные квадраты.

 

«Язык» такой модели:

 

сложение

 

ٱ - число 1 - число 2

прикладывание

вычитание умножение

отрезание части

 
 


разрезание

на 4 или по 2

 

8:4 или 8:2 6·10

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.