Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Тематический план




Вид занятий Наименование занятий   Количество часов
Курсанты (кроме матем.) Курсанты математ. Студенты
         
Лекция 1/1 Предмет и функции формальной логики      
Лекция 2/1 Общая характеристика понятия      
Лекция 2/2 Логические операции с понятиями      
Практическое занятие 2/2 Логические операции с понятиями      
Лекция 3/1 Простое суждение      
Практическое занятие 3/2 Простое суждение как форма логического мышления      
Лекция 3/3 Сложные суждения      
Лекция 4/1 Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения      
Лекция 4/2 Дедукция. Простой категорический силлогизм      
Практическое занятие 4/3 Дедуктивные умозаключения      
Лекция 4/4 Дедукция. Сложные дедуктивные умозаключения.     -
Практическое занятие 4/5 Умозаключения из сложных суждений     -
Лекция 5/1 Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии. Гипотеза.      
Практическое занятие 5/2 Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии      
Лекция 6/1 Доказательство и опровержение в логике      
Практическое занятие 6/2 Логические основы доказательства и опровержения      
Лекция 7/1 Основные формально – логические законы      
Практическое занятие 7/2 Основные формально – логические законы     -
Всего      
Зачет с оценкой      

 

 

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛОГИКИ

 

Многие люди, никогда специально не изучавшие формальной логики, тем не менее в повседневной жизни, в общении с другими, строят свои рассуждения последовательно и по большей мере непротиворечиво. На обыденном уровне такую логику мы называем логикой здравого смысла. В самом деле, любой здравомыслящий человек в состоянии разобраться в логических звеньях причин и следствий жизненных ситуаций и принять обоснованное решение. Причем с возрастом эта способность охватывает все более широкую сферу жизнедеятельности. Так следует ли изучать логику? Логично ли изучать логику?

Ответ, по мнению авторов, очевиден: логику изучать необходимо. И уж без всяких сомнений, её необходимо изучать в системе профессионального образования. Специалист любой области, в том числе системы МЧС, должен обладать ясным и чётким мышлением, позволяющим избегать непоследовательных и противоречивых рассуждений и действий.

О значении изучения логики хорошо сказал Гегель: ''… за изучением форм разума следует, без сомнения, признать все более важное влияние на правильность мышления… Изучение, являющее своим предметом способы и законы действия разума, должно само по себе представлять величайший интерес, по крайней мере не меньший интерес, чем познание законов природы и её отдельных образований.'' [1]

Как изучать логику? В качестве самых общих советов тем, кто приступает к изучению этой дисциплины, можно рекомендовать следующее:

1. Содержание учебного материала лучше усваивать небольшими частями (блоками). Как и любую науку, логику невозможно изучить ''в один присест''.

2. Специфика содержания логики такова, что для качественного усвоения материала необходимо не только и не столько запомнить правила, принципы и требования, сколько осмыслить их внутреннее содержание, детерминацию и взаимодействие.

3. Изучение дисциплины строится по принципу ''от простого к сложному'', поэтому не усвоив и не закрепив предыдущего, бессмысленно приступать к изучению последующего материала. Каждая последующая тема базируется на ранее изученном материале, поэтому обучаемые, по какой–либо причине пропустившие одно – два занятия, не смогут понять и усвоить содержание новых тем.

4. Теория формальной логики становится понятной и доступной для применения в учебной и повседневной деятельности лишь при условии качественного её закрепления с помощью решения упражнений и задач.

5. Однако навыков решения любых, даже самых удачно подобранных задач и упражнений, содержащихся в имеющихся сборниках, недостаточно для формирования умений применять логику на практике. Поэтому надо учиться искать и находить содержание формальной логики в книгах, в разговорной речи, в осмыслении своего и чужого жизненного опыта.

Изучение логики предполагает последовательное преподавание лекций и практических занятий.

Лекции призваны дать обобщённый и систематизированный учебный материал по изучаемым темам. Преподаватель в ходе лекции не только излагает содержание, но и даёт пояснения, предлагает методические приёмы для прочного усвоения материала. Поэтому от обучаемых требуется не бездумное записывание, но параллельное, а ещё лучше опережающее осмысление воспринимаемого. Лекция не может заменить другие формы учёбы, ее цель дать структурное изложение главного содержания темы с разъяснением наиболее важных и сложных моментов. В лекции в концентрированном виде изложен материал, который в учебнике может занимать целые главы. Важно уметь осмыслить и записать главное (в идеале – своими формулировками). Педагог, как правило, обращает внимание обучаемых на наиболее принципиальные, базисные положения, подсказывает, что и в такой форме записать в конспект. Большим подспорьем в качественно – структурном усвоении учебного материала может служить его схематизация и сокращения по определённой (иногда рекомендуемой опытным педагогом) системе. В этом случае обучаемые могут больше зафиксировать в своих записях без ущерба осмыслению записанного.

Даже хорошо записанная лекция требует последующей её доработки в часы самоподготовки. Лучше не откладывать эту работу «на потом», а отрабатывать конспект в тот же день, «по горячим следам», делая выписки из учебников и пособий, «расшифровывая» свои сокращения. Особое внимание при этом необходимо уделить усвоению содержания базовых терминов и понятий.

Основной формой обучения в высшем учебном заведении, как известно, является самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работыпредполагает:

- продуманное планирование и рациональное распределение времени;

- активность обучаемых в освоении учебной программы;

- творчество в поиске новых, индивидуально – эффективных способов и приёмов познавательной деятельности;

- внутреннюю самодисциплину и соблюдение гигиены умственного труда;

- постоянную критическую самооценку результатов собственной работы.

При организации самостоятельной работы по изучению логики следует обратить внимание на следующее:

1. Работать последовательно и планомерно.

2. Постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу с тем, чтобы избежать так называемых «белых пятен».

3. Пропущенную лекцию не переписывать из конспекта товарища-отличника, а используя чужой конспект и разъяснения по нему, оформить свой путём осмысления и конспектирования учебника (пособия).

4. Подготовку к практическим занятиям письменно отражать в конспекте, не ограничиваясь при этом выполнением заданий, рекомендованных преподавателем на самоподготовку. Самый эффективный метод усвоения теоретического материала – подбор собственных примеров, иллюстрирующих изученное.

5. При возникновении затруднений в освоении темы необходимо сначала попытаться разобраться самостоятельно, а затем, если не получается – обращаться за помощью к товарищу или преподавателю.

Практическое занятие по логике преследует несколько целей: закрепление теоретических знаний, полученных на лекции; формирование навыков применения этих знаний для решения задач и упражнений; формирование умения применять полученные знания в повседневной жизнедеятельности; контроль усвоения учебного материала и степени овладения указанными навыками.

В ходе практического занятия осуществляется опрос по пройденной теме, проверяется выполнение задания на самоподготовку и отводится время на дидактический тренинг.

Отчетность обучаемых в ходе изучения логики. Методика изучения логики предусматривает обязательную отчетность каждого обучаемого за все темы учебной программы. В случае отсутствия на занятии обучаемые обязаны не позднее 7 дней после этого занятия прибыть с конспектом к преподавателю, отчитаться в ходе собеседования по пропущенной теме и получить оценку.

Если по той или иной теме обучаемый не оценен, то считается, что он её не усвоил.


III. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.