Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 4. Дедуктивные умозаключения




ЗАНЯТИЕ 4/3. Практическое занятие. «Дедуктивные умозаключения»

Время - для курсантов 3 факультета (кроме математиков) – 4 часа;

- для курсантов – математиков – 2 часа;

- для студентов – 2 часа.

Цели занятия:

1. Углубить и закрепить знания теоретических положений по изучаемой теме.

2. Сформировать навыки непосредственных умозаключений и оценить их значение в познавательно практической деятельности специалиста МЧС.

3. Получить практику достижения истинного вывода в ПКС, опираясь на знания его общих правил, правил фигур и правильных модусов каждой фигуры.

Содержание занятия:

I. Вопрос 1. Непосредственные умозаключения:

- особенности умозаключений из одной посылки;

- виды непосредственных умозаключений;

- логическая операция превращения, значение двойного отрицания;

- обращение суждений: сущность, значение и виды (чистое обращение и обращение с ограничением количества суждений);

- логическая операция противопоставления предикату: возможности и ограничения;

- проверка правильности операции противопоставления предикату путём последовательных операций превращения и обращения.

Вопрос 2. Простой категорический силлогизм:

- определение ПКС;

- разбор ПКС: понятие о крайних терминах, меньшем и большем терминах, меньшей и большей посылках;

- средний термин ПКС и его значение;

- аксиома ПКС;

- общие правила ПКС: правила терминов и правила посылок;

- фигуры ПКС, правила фигур;

- модусы ПКС, значение правильных модусов.

 

II.Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводится как в устной, так и в письменной форме).

1.Дайте определение понятию '' умозаключение''.

2.Приведите пример умозаключения и охарактеризуйте элементы его структуры.

3.Классифицируйте умозаключение по каждому из возможных оснований.

4.Непосредственные умозаключения: сущность и виды (дать определение каждому виду).

5.ПКС: сущность и структура.

6.Общие правила ПКС: правила терминов, правила посылок.

7.Фигуры и модусы ПКС. Частные правила фигур.

 

III. Дидактический тренинг. (Решение задач и упражнений).

Образцы решения задач и упражнений.

Задача. Сделайте вывод путём превращения, составьте схему вывода.

Пример: Не все спасатели имеют высшее образование.

Решение: 1. Приводим суждение к явной логической форме. В результате получаем частноотрицательное суждение «О».

О: Некоторые спасатели (S) не есть имеющие высшее образование (P).

1. Производим превращение полученного суждения, т.е. изменяем качество связки и предикат исходного суждения (Р) заменяем противоречащим
(не – Р). В результате получим частноутвердительное суждение «I».

О: Некоторые спасатели ( S) не есть имеющие высшее образование (Р).

I: Некоторые спасатели ( S) есть не имеющие высшее образование (не – Р)

2. Составляем схему вывода:

 

I)
О: Некоторые S не есть Р

I: Некоторые S есть не – Р

Задача: Сделайте вывод путём обращения (если это возможно), составьте схему вывода.

Примеры:

а) Е: Ни один слушатель не является неуспевающим.

Решение:

1. Обращаем суждение «Е» без ограничения его количества. Для этого в заключении субъект и предикат исходного суждения меняем местами. Получаем суждение «Е» нового качества.

Е: Ни один слушатель не является неуспевающим.

Е: Ни один неуспевающий не является слушателем

Составляем схему вывода:

Е)
Ни один S не есть Р

Ни один Р не есть S

б) А: Все преступления являются общественно - опасными деяниями.

Решение: 1. Обращаем исходное суждение. Здесь вступает в силу правило распределённости терминов: термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении. В результате получаем обращение с ограничением количества суждения.


А: Все преступления ( S+) являются общественно-опасными деяниями )

1: Некоторые общественно – опасные деяния ) являются преступлениями ( S).

(A I)
2.Составляем схему вывода:А:Все (S+) есть )

I: Некоторые ) есть (S)

в) О: Некоторые катастрофы не являются катастрофами природного характера.

Решение: Данное суждение является частоотрицательным. Такие суждения (О) путём обращения не преобразуются.

 

Задача: Сделайте вывод (если это возможно) путём противопоставления предикату, проверьте его правильность с помощью превращения и обращения.

Примеры:

а) Все свидетельские показания подтвердились.

Решение: 1. Приводим данное суждение к явной логической форме:

А: Все свидетельские показания (S) являются подтвержденными (Р).

2. Производим операцию противопоставления предикату. Для этого понятие, противоречащее предикату исходного суждения (не –Р) ставим на место субъекта заключения, изменяем качество связки и на место предиката заключения ставим субъект исходного. Получаем:

А: Все свидетельские показания (S) являются подтвержденными (Р)

Е: Всё неподтвержденное (не – Р) не является свидетельским показанием (S).

3. Составляем схему вывода:

(A Е)
А: Все S есть Р

Е: Все не – Р не есть S

4. Проверяем правильность вывода. Для этого последовательно осуществляем операции превращения и обращения.

А: Все свидетельские показания ( S) являются подтвержёнными (Р).

Производим превращение:

Е: Ни одно свидетельское показание ( S) не является не подтвержденным (не -Р).

Обращаем полученное суждение:

Е: Всё неподтвержденное (не –Р) не является свидетельским показанием ( S).

(A Е)
5. Составляем схему проверки:

А: Все S есть Р

Е)
Е: Ни одно S не есть не – Р

Е: Все не – Р не есть S

Вывод правильный.

б) Пирамиды не являются плоскими геометрическими фигурами.

Решение: 1. Приводим данное суждение к явной логической форме:

2.Производим операцию противопоставления предикату

Е: Ни одна пирамида (S) не есть плоская геометрическая фигура (Р).

I: Некоторые не плоские геометрические фигуры (не –Р) есть пирамиды (S)

В данном случае произведено ограничение количества заключения. Здесь также вступает в силу правило: термин, не распределённый в посылке, не может быть распределён и в заключении. Однако убедиться в этом можно лишь в результате проверки.

3. Составляем схему вывода:

I)
Е: Ни один S не есть Р

I: Некоторые не – Р есть S

4. Проверяем правильность вывода:

Е: Ни одна пирамида ( S+) не есть плоская геометрическая фигура (Р+).

Производим превращение:

А: Все пирамиды ( S+) есть не плоские геометрические фигуры
(не – Р).

Производим обращение:

I: Некоторые не плоские геометрические фигуры (не – Р) есть пирамиды
(
S-).

А)
5. Составляем схему проверки:

Е: Ни один S+ не есть Р+

I)
А: Все S+ есть не – Р

I: Некоторые не - Р–- есть S

Вывод правильный.

в) Многие европейские государства являются унитарными.

1. Приведём данное суждение к явной логической форме:

I: Некоторые европейские государства (S) есть унитарные (Р).

Данное суждение является частоутвердительным (I). Путём противопоставления предикату не преобразуется.

 

Задача: Сделайте вывод из посылок. С помощью общих правил ПКС, частных правил фигур и модусов ПКС установите, следует ли заключение с необходимостью.

Примеры:

а) А: Все спасатели +) являются мужественными людьми ).

А: Все офицеры ( S+) – мужественные люди ( M)

?

Решение:

1. Опираясь на первое правило терминов (в ПКС должно быть только три термина, средний термин должен быть взят в одном значении), приходим к выводу о возможности связи крайних терминов. Следовательно, данное правило соблюдено. Заключением из приведённых посылок будет суждение

« Все офицеры – спасатели».

2. Однако, мы не убеждены в его истинности. Что бы развеять или подтвердить сомнения, необходимо продолжить анализ данного ПКС по другим правилам.

3. Второе правило терминов гласит: «Средний термин должен быть распределён хотя бы в одной из посылок». В противном случае он не сможет выполнить свою функцию – связать крайние термины в заключении.

В нашем примере каждая из посылок является общеутвердительным суждением (А). Средний термин (М) выполняет роль предиката в большей и меньшей посылках. А нам уже известно (см. «распределённость терминов в суждениях»), что предикат в утвердительных суждениях не распределён, следовательно не распределён и средний термин ни в одной из посылок в нашем примере. Таким образом, второе правило запрещает признать истинность заключения:

«Все офицеры – спасатели».

4. Невозможность получения истинных заключений в подобных случаях подтверждается так же правилами фигуры данного силлогизма:

Р M В нашем примере мы имеем дело со
второй фигурой ПКС.

S М Её правила:

1) Большая посылка должна быть общим

суждением.

2) Одна из посылок должна быть отрица-

цательным суждением.

Опираясь на данные правила обнаруживаем, что в анализируемом примере нет отрицательной посылки, следовательно, и по этому основанию, т.е. правилам второй фигуры, нельзя признать напрашивающееся заключение «Все офицеры – спасатели» истинным.

5. Помимо перечисленных, логика даёт нам ещё одну возможность проверки истинности заключения – обратиться к правильным модусам второй фигуры. Модуса ААА (''barbara'') среди правильных модусов второй фигуры нет, следовательно и по этому основанию признать истинным заключение: «Все офицеры – спасатели» возможности нет.

б). I: Некоторые упражнения по логике вызывают затруднение.

I:Некоторые упражнения по логике связаны с выяснением объёмных отношений между понятиями

?

Решение:

1. Обе посылки являются частоутвердительными суждениями, следовательно, истинный вывод из них невозможен. (См. правила посылок ПКС).

 

в ) А: Все преподаватели кафедры гуманитарных наук М+ имеют учёную
степень (р-).

А:Все преподаватели кафедры гуманитарных наук (М+) – офицеры ( S–-)

?

Решение:

Из общих суждений в посылках мы вынуждены сделать частное заключение (I). Некоторые офицеры (S-) имеют учёную степень (Р-).

В данном случае вступает в силу правило крайних терминов: термин не распределённый в посылке, не может быть распределён и в заключении.

 

Задание для подготовки к практическому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций.

3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.

4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.

Литература:

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. С. 333 – 349.

2. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996. С. 202 – 211.

3. Ксенофонтов В.Н. Логика: учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998. С. 62 – 66.

4. Бузук Г. Л. Логика. Полезные советы… Уч. пособие. М., 1994. 98 с.

5. Кириллов В.И. (под ред.) Упражнения по логике. М., МЦПЛ, 1999. С. 60 –84.

 

ТЕМА №4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

ЗАНЯТИЕ 4/4. Лекция. Сложные дедуктивные умозаключения

Время - 2 часа
(для студентов данное занятие не проводится)

 

Цели занятия:

1. Уяснить сущность умозаключений из сложных посылок и знать
их виды.

2. Научиться делать истинные выводы из условных и разделительных
посылок.

3. Знать правила умозаключений из сложных посылок и научиться
избегать ошибок.

Примерные вопросы лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.