Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза. Способы обоснования гипотез




Аналогия как вид умозаключения.

Сущность, структура и виды индуктивных умозаключений.

ТЕМА № 5. ИНДУКЦИЯ. ТРАДУКЦИЯ. ГИПОТЕЗА

ЗАНЯТИЯ 5/1. Лекция: «Индуктивные умозаключения и умозаключения
по аналогии»

Время – 2 часа

 

Цели занятия:

1. Усвоить сущность, особенности и виды индуктивных умозаключений, содержание и специфику методов установления причинных связей.

2. Сформировать представление об умозаключениях по аналогии. Усвоить сущность и значение гипотезы.

3. Формировать навыки использования полученных знаний
на практике.

 

Примерные вопросы лекции:

Методические рекомендации по изучению материала:

 

В содержании первого вопроса лекции необходимо уяснить:

- соотношение и взаимосвязь дедукции с индукцией;

Общее Различия
1. Вывод делается на основании исходных суждений (посылок). 2. Вывод делается по определенным правилам.   1. В дедуктивном умозаключении вывод носит необходимыйхарактер на основании жесткой логической связи между посылками (с помощью среднего термина в силлогизме, например). 2.В дедуктивном умозаключении при соблюдении правил вывода заключение носит истинный характер.
  3. Истинность выводного знания дедукции обосновывается более общими суждениями, т.е. осуществляется переход от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности. 4. В индуктивном умозаключении новое знание имеет вероятностное свойство (за исключением полной индукции). 5. Путь получения выводного знания иной: его получают эмпирически, путем обобщения частных случаев и выведения общих утверждений. 6. Индукция используется тогда, когда сложно или невозможно найти более общую посылку, имеется неопределенность исходных данных, дефицит времени и в других случаях. Самый существенный недостаток индуктивно полученных знаний – их недостоверность, приблизительность.

- виды индуктивных умозаключений и их сущностные свойства:

· полная индукция и ее логическая схема;

· неполная индукция (популярная и научная) и их схемы.

- ошибки популярной неполной индукции, снижающие истинностную ценность заключения:

· поспешное обобщение;

· «после этого, значит по причине этого»;

· подмена условного безусловным.

- особенности (требования) научной неполной индукции, повышающие вероятность получения более достоверного вывода:

· планомерный отбор исходных данных;

· выявление существенных признаков предметов и явлений;

· учет внутренней детерминации;

· сопоставление вывода с положениями других наук в данной области.

- сущность и содержание индуктивных методов, логические схемы рассуждении при их установлении:

· метод (единственного) сходства;

· метод (единственного) различия;

· метод сопутствующих изменений;

· метод остатков.

- роль Ф. Бэкона, Дж. Милля в разработке индуктивных методов познания;

- значение индукции в научном и обыденном познании, в профессиональной деятельности специалиста МЧС.

При изучении содержания второго вопроса лекции необходимо понять и усвоить:

- предназначение и сущность традукции.

Аналогия (от греч. Analogia-соответствие,сходство) - одна из самых древних мыслительных операций, в основе которой лежит сравнение двух или более предметов (явлений).

 

Аналогия
а) возможна б) необходима
Т.к. разнообразные (не всегда качественно однородные) предметы и явления могут иметь объективно сходные признаки, которые возможно сравнить между собой. Т.к. иногда невозможно познать предмет иначе, как в сравнении с другим и часто потому, что сопоставление позволяет упростить получение знания.

- аналогия, как и индукция, дает предположительное, не точное знание, знание вероятного свойства;

- отличие аналогии от индукции и дедукции (получаемое знание имеет ту же степень общности, что и исходное);

- правила аналогии и схему рассуждения;

- условия, повышающие степень достоверности получаемого знания:

· сравниваемые предметы должны быть связаны между собой в существенных признаках;

· учитываются не только существенные, но и однотипно сходные признаки;

· связь признаков сходства с переносимым признаком должна быть существенной и устойчивой;

· учет имеющихся различий между уподобляемыми предметами.

- структура аналогии;

- роль в аналогии переносимого признака;

- виды аналогии и схемы, иллюстрирующие ход мысли.

а) По характеру сходства уподобляемых предметов:

· аналогия свойств;

· аналогия отношений.

б) По степени сходства предметов:

· строгая (сильная, научная) аналогия;

· нестрогая (простая) аналогия.

- моделирование, «здравый смысл» и интуиция в умозаключениях по аналогии;

- функции аналогии:

· гносеологическая;

· объясняющая;

· доказательная;

· эвристическая.

- значение умения строить умозаключения по аналогии в условиях дефицита времени и фактической базы для специалиста МЧС.

В содержании третьего вопроса лекции особого внимания требуют следующие положения:

- формы научного знания и их роль в логике;

· научный факт;

· проблема;

· гипотеза;

· теория.

-

Идеи
алгоритм научного познания:

           
   
     
И1
 
Субъект познания
 
 

Э1

Гипотеза
Теория
И2
Проблема
Наблюдение
S
Э2

       
   

Практическая и логическая проверка
Эмпирическая база (факты)
Э3

 


- сущность и логическое содержание гипотезы;

- отличие гипотез от других видов предположений (допущений, догадок и т.п.): опора на факты;

- сущностные признаки гипотезы:

· форма развития научного знания;

· вероятностное теоретическое знание;

· обоснованное предположение;

· объясняет исследуемое явление (процесс).

- значение термина «Гипотеза» в узком и широком смыслах;

- логическая структура гипотезы:

· основание;

· форма;

· предположение.

- классификация гипотез:

а) по объему (количеству) б) по достоверности (качеству)
· общие · частные · единичные · научные · рабочие (временные)

- сущность конкурирующих гипотез;

- требования к гипотезам:

· логическая непротиворечивость;

· принципиальная проверяемость;

· эмпирическая и теоретическая обоснованность;

· простота формулировки.

- этапы развития гипотезы:

· выдвижение (зарождение);

· развитие (выведение следствий);

· обоснование (проверка).

- способы проверки гипотез;

- гипотеза и версия в деятельности специалиста МЧС.


Вопросы для самоконтроля:

1. В чем сущность индуктивно полученного знания?

2. В чем отличие полной индукции от неполной?

3. Чем отличаются методы дедукции и индукции?

4. В чем сущность индуктивных методов установления причинных связей?

5. Какую роль в умозаключении по аналогии играет переносимый признак?

6. При каких условиях степень достоверности вывода по аналогии повышается?

7. Какова структура гипотезы?

8. Какие виды гипотез вы знаете?

9. Какое применение в деятельности специалиста МЧС находят индукция, аналогия и гипотеза?

Литература:

1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: Учебник для вузов, М.: ВЛАДОС, 1998. Глава IX. Часть II. С. 387 – 414. Глава X. Часть I. С. 441. Часть II. С. 463 – 464.

2. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: Изд – во БЕК, 1996. Глава V. С. 212 – 225. Глава VI. С. 226 – 236.

3. Ксенофонтов В.Н. Логика. Учебное пособие. Новогорск.: АГЗ, 1998. Глава IV. С. 66 – 80. Глава VI. С. 96 – 106.

4. Бузук Г.Л. Логика: Полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М., 1994. С. 45 – 46.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: «Юрист», 1998. Глава VIII – IX. С. 162 – 194.


 

Содержание лекции 5/1 в схемах

 



Схема 49. Индуктивные умозаключения и их виды

 

 

-

 

 


Схема 50. Неполная индукция и ее виды

 


Схема 51. Методы научной индукции

       
 
   
 

 

 


 


Схема 52. Аналогия. Структура, виды

 

           
   
     
 

 


Схема 53. Гипотеза. Классификация гипотез. Этапы РАЗВИТИЯ гипотезы

 

ЗАНЯТИЕ 5/2. Практическое занятие. «Индуктивные умозаключения
и умозаключения по аналогии»

Время – 2 часа

 

Цели занятия:

1. Контроль усвоения теоретических положений по теме.

2. Приобретение навыков решения задач и упражнений на индукцию и аналогию.

Содержание занятия:

I. Вопрос 1. Индукция и её виды. Методы научной индукции:

- определение индукции как вида умозаключения;

- соотношение дедукции и индукции, связь и различие;

- требования к индуктивному обобщению;

- полная индукция: сущность, схема, применение;

- неполная индукция: сущность, схема, применение;

- виды неполной индукции;

- ошибки индуктивного обобщения;

- причинно – следственная связь. Свойства причинной связи;

- методы установления причинных связей (сущность, схемы рассуждений).

Вопрос 2. Сущность, структура и виды аналогии:

- аналогия: генезис, сущность, особенности;

- виды аналогии и схемы рассуждений;

- правила аналогии;

- функции аналогии и её применение.

Вопрос 3. Гипотеза:

- понятие гипотезы (сущность);

- алгоритм научного познания;

- структура гипотезы;

- виды гипотез;

- этапы разработки гипотез;

- способы доказательства гипотез;

- значение гипотезы в логике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.