Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Дидактический тренинг ( решение задач и упражнений )




Вопрос 4. Правила доказательства. Возможные ошибки в доказательстве.

Вопрос 3. Логическая операция опровержения тезиса.

Вопрос 2. Косвенный способ обоснования тезиса.

- сущность непрямого обоснования тезиса;

- схема апагогического косвенного доказательства;

- доказательство методом исключения и условия его применения;

- условия применения косвенных доказательств.

- сущность опровержения (определение);

- структура опровержения;

- общее и различия в доказательстве и опровержении;

- способы опровержения: прямой; косвенный;

- комбинирование способов доказательства (опровержения) в полемике, споре.

- правила по отношению к тезису;

- правила по отношению к аргументам;

- правила по отношению к демонстрации;

- особенности правил в применении к доказательству и опровержению;

- лояльные и нелояльные приёмы спора;

- доказательство и убеждение;

- значение теории аргументации.

II. Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может осуществляться в письменной и устной формах).

 

Образцы решения типовых задач

Задача: К данным тезисам подберите аргументы, покажите их связь с тезисом.

Пример: В АГЗ изучают формальную логику (Т).

Решение: а) подбираем аргументы:

1.Во всех ВУЗах изучают формальную логику (а1)

2. АГЗ – ВУЗ (а 2)

б) строим демонстрацию в форме простого категорического силлогизма:

а1 – Во всех ВУЗах (М) изучают формальную логику (Р)

а2 – АГЗ (S) – ВУЗ (М)

Т – В АГЗ (S) изучают формальную логику (Р)

По первой фигуре ПКС заключение выведено верно, то есть тезис доказан дедуктивным прямым способом.

Задача: Постройте косвенное доказательство тезиса.

Пример: «Некоторые чиновники берут взятки» (Т)

Решение. Строим косвенное апагогическое доказательство

а) выдвигаем антитезис: ''Ни один чиновник не берёт взяток'' ( Ø Т)

(Исходное суждение типа «I» находится к антитезису «Е» в отношении контрадикторности)

б) выводим следствия, вытекающие из антитезиса:

- все чиновники живут на не слишком высокую зарплату (С1)

- на эту зарплату они не могут иметь роскошных загородных домов и автомобилей (С2)

в) сопоставляем полученные следствия с истинным положением дел, ко

торое свидетельствует, что:

- Шнурков – чиновник средней руки;

- Недавно он купил четырёхкомнатную квартиру в загородном коттедже;

- Его дочь учится в Сорбонне на коммерческой основе;

- У него новый «Шевроле», а у его жены – новый «BMW»:

- Жена не работает;

В результате проверки полученных из допущения следствий 1 и С2) убежда-

емся в их ложности (Ø С1, Ø С2)

г) из ложности следствий выводим ложность антитезиса;

д) из ложности антитезиса выводим истинность тезиса.

Задача: Установите несостоятельность демонстрации (укажите ошибку)

Пример: «Студент Сидоров имеет три неудовлетворительных оценки по выс шей математике. Несомненно, он не сдаст зачёт по логике».

Решение:

а) Находим тезис (Т) и аргументы (а)

Сидоров не сдаст зачёт по логике (Т)

Он не успевает по математике (а)

б) Определяем ошибку в форме обоснования тезиса

Ошибка мнимого следования или '' не следует ''.

Задача: Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса.

Пример: '' Все чрезвычайные ситуации носят техногенный характер '' (Т)

1. Прямое опровержение («сведение к абсурду»)

а) Допускаем истинность выдвинутого тезиса и выводим логические

следствия:

- Чернобыльская авария – техногенного характера (С1)

- Разрушение города Спитак – техногенная ЧС (С2)

- Затопление города Якутска – техногенная ЧС (С3)

б) Сопоставляем следствия с фактами:

- Чернобыльская авария – действительно произошла в результате нарушения технологии эксплуатации ядерного реактора (С1 = f1)

- Разрушение города Спитак (1988) произошло у результате сильнейшего землетрясения (силы природной стихии) (С2 ¹ f2)

- Затопление города Якутска (1999) произошло в результате катастрофического наводнения (С3 ¹ f3)

в) поскольку выведенные из тезиса Т следствия С2 и С3 находятся в противоречии с фактами (f2 и f3), они являются ложными – (Ø С2; Ø С3).

г) из ложности следствий выводим ложность основания. Тезис опровергнут.

2. Косвенное опровержение (того же тезиса).

а) Выдвигаем антитезис (А) и записываем его: «Некоторые ЧС не являются следствием технической деятельности людей» (А).

б) Обосновываем истинность выдвинутого антитезиса (А):

- г. Спитак разрушен катастрофическим землетрясением 1988 г. 1);

- смерч «Торнадо» стер с лица земли городок Оуэнхилл (штат Аризона) в 1974 г. 2).

в) Из истинности аргументов (а1 и а2) следует истинность антитезиса А.

г) Из истинности интитезиса А следует ложность тезиса Т. Тезис опровергнут.

 


 

Задание для подготовки к практическому занятию 6/2:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекции.

3. В тетрадях отразить письменную подготовку по вопросам практического занятия.

4. Из художественной, публицистической, учебной литературы

подобрать фрагменты текстов, иллюстрирующих:

- структуру доказательства;

- правила обоснования тезиса.

5. Решить задания по сборнику «Упражнения по логике»,

рекомендованные преподавателем.

 

 

Литература:

1. См. литературу, указанную к занятию 6/1.

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. 1999. С. 98-145.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.