Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Современные психотехнологии 2 страница




Модель жизненной стратегии

Четвертый способ подхода к проблемам постановки целен и планирования касается того, как мы думаем о них. У каждо­го из нас своя особенная структура мышления, разные жиз­ненные ориентиры и ценности. Мы предпочитаем разные формы поведения. На языке НЛП это называется «перцеп­тивными картами». Для одного человека главное в жизни — получить как гможно больше знаний, для другого — сделать что–то собственными руками, а третий печется о неких мате­риальных признаках своего успеха. Так называемая модель жизненной стратегии, о которой пойдет речь, научит вас раз­бираться в подобных личных предпочтениях и ориентациях. Вы также поймете, как они влияют на процесс постановки и достижения целей.

Все цели, как правило, можно разделить на пять основных категорий:

• иметь;

• действовать;

• знать;

• относиться;

• быть.

Например, вы можете стремиться получить новую работу или приобрести дачу, узнать нечто новое, завоевать уважение других людей или вызвать у них восхищение, ощутить себя в безопасности, почувствовать удовлетворение самим собой. Распределение целей по степени важности часто выражается в формулировках. Узнать, что такое программирование, полу­чить квалификацию, присоединиться к группе, быть счастли­вым — все эти цели могут быть связаны между собой. Но то, как вы размышляете о них и выражаете их, показывает, какие из этих целей наиболее важны для вас, как именно вы наме­рены добиваться достижения своих долговременных целей.

Стратегии реализации целей

Вы должны уметь классифицировать свои цели по степени их важности, разбираться в собственной жизненной стратегии. Желание «наладить отношения со своим начальником» относится к категории целей отношения. Цели «подготовить­ся к экзамену по социологии» или «больше времени прово­дить со своими детьми» прежде всего относятся к области действия. Цели «получить диплом социолога», «иметь свое собственное дело» говорят о вашем стремлении обладать чем–либо. В качестве примера цели быть кем–либо можно привести желание «быть директором» или «стать хорошим отцом». Все это примеры разных жизненных стратегий, о ко­торых мы еще будем подробно говорить дальше. Пока же отметим, что модель жизненной стратегии позволит вам рас­смотреть собственные цели с разных позиций и точек зрения. Вполне возможно, что вам захочется что–то в них подправить, например усилить в какой–либо цели составляющую «знать» в противовес тенденции «иметь» или «быть» — в противовес «делать»; при этом ваши цели станут более четкими, а поэто­му и повысятся ваши шансы на успех.

Например, если бы вы хотели написать книгу, то какая мысль была бы для вас самой важной: «Я хотел бы написать нужную людям книгу», «Я хотел бы увидеть свою книгу напе­чатанной» или же: «Я хотел бы стать писателем»? Все ли перечисленные цели были бы для вас значимы, и если да, то в какой степени была бы важна каждая из них? Выбор за вами. Ясное осознание собственных целей необычайно важно для их достижения.

А модель жизненной стратегии дает вам необходимый для этого инструмент.

Глава 4

ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТАВЛЕНА ВАША ЦЕЛЬ?

Существует несколько довольно простых тестов, которые вам помогут существенно повысить шанс достичь поставлен­ных целей. Критерий правильности поставленной цели хоро­шо зарекомендовал себя на самых разных организационных уровнях, но наиболее эффективен в работе над собой. Попро­буйте применить этот тест ко всем своим личным целям (и если он окажется эффективным, распространите его на все ваши деловые планы и стратегии достижения успеха).

Конкретна ли ваша цель?

Некоторые цели больше похожи на мечты. Ваша цель выс­шего уровня должна быть подкреплена и уточнена в целях нижележащих уровней, это очень важно для успеха дела. За­дайте себе вопрос: что именно мне нужно?

Тест на конкретность цели можно применять в самых раз­личных ситуациях. Например, вы можете поставить перед собой цель выучить испанский язык. Но такая общая цель не пройдет тест на конкретность, поскольку существует множе­ство уровней владения языком. Хотите ли вы научиться всего лишь кое–как объясняться на улице и в магазинах во время поездки за границу в ближайший отпуск или же вы ставите перед собой некие более далеко идущие цели? Может быть, вы хотите изучить испанский язык настолько хорошо, чтобы можно было жить и работать в какой–нибудь испано-язычной стране, свободно вести на этом языке деловые переговоры? Выбор за вами, но если вы не сформулируете свою цель дос­таточно конкретно, у вас не будет шанса достичь ее.

• Определите сроки для достижения своей цели

Конкретно сформулированная цель предполагает и сроки ее достижения. Например, твердое намерение подготовить необходимые материалы к пятнице, к пяти часам, гораздо луч­ше позволяет сконцентрироваться на выполняемой работе. С позиций рассмотренной нами ранее четырехзвенной моде­ли успешной деятельности, чем более конкретна ваша цель, тем легче вам будет определить, как далеко вы уклонились от правильного курса, и тем яснее будет, что необходимо сделать для исправления ситуации. Человек, как кибернетическая си­стема, действуя по большей части на бессознательном уровне, лучше всего работает с четко сформулированными, конкрет­ными целями.

Как судить о результате?

Чем более конкретно сформулирована цель, тем больше вероятность, что вы сможете увидеть, услышать или как–либо иначе почувствовать, что добились желаемого результата. Иметь подобное чувственно фиксируемое свидетельство ус­пеха очень важно (особенно на уровне достижения индивиду­альных целей).

• Чувственная достоверность

В большинстве случаев убедиться в том, что вы достигли поставленной цели, нетрудно. Если вы решили изучить ис­панский язык и сдать квалификационные экзамены, то под­тверждением выполнения этой задачи будет (зримое и осяза­емое) свидетельство о сдаче экзамена. Во многих других сфе­рах деятельности также существуют свои стандартные формы подобных подтверждений, например выписка из банковского счета или отчет об уровне продаж за прошедший месяц. Но в некоторых случаях вам придется специально изобретать по­добного рода показатель чувственной достоверности, для того чтобы придать результату большую наглядность и осязае­мость, а для этого потребуется некоторая творческая жилка. Скажем, если вы решили похудеть килограммов этак до семи­десяти, можно использовать при этом какой–либо образ, свя­занный с обычными домашними весами.

• Внешние критерии

На уровне целей, поставленных в области личной жизни (например, касающихся здоровья, семейных отношений), вам, возможно, придется придумать какие–то свои методы измере­ния степени вашего успеха. Цель «стать хорошим отцом» потребует от вас не только проводить больше времени со своими детьми, но и научиться чувствовать, насколько хорошо идет процесс их воспитания. Финансовые успехи обычно со­относятся с банковскими чеками, спортивные победы выража­ются в количестве призов, очках или же в сведениях, приве­денных в турнирной таблице в вашем клубе. Ваше увлечение может обрести дополнительную жизнеспособность и притягательность, если вы поставите перед собой цель увидеть что–то из написанного в печати — пусть даже в местной прессе. Если вы художник, вам, возможно, следует постараться органи­зовать собственную выставку или же продать некоторые свои работы. Это стало бы для вашей работы дополнительным чувственным стимулом, а в дальнейшем — свидетельством ее успеха.

Правильно ли вы оцениваете сложность задачи?

Правильная оценка сложности достижения цели также нео­бычайно важна. Если вы недооцените сложность какой–либо задачи, она вряд ли подвигнет вас на то, чтобы оставить ради нее другие менее важные дела. Если же вы, наоборот, суще­ственно переоцените сложность задачи, она может оттолкнуть, испугать вас, и тогда вы не сможете добиться желаемого ре­зультата в полной мере, хотя, возможно, что–то и удастся сде­лать. Правда, здесь существуют значительные индивидуальные различия, и один с радостью возьмется за такую работу, кото­рая напрочь отпугнет другого.

• Оптимальный уровень эффективности

У каждого из нас свой оптимальный уровень успешности. Например, многим необходимо периодически оказываться в ситуациях, связанных с определенной долей риска, для того чтобы работать с наибольшей отдачей. В подобных случаях мы ощущаем прилив энергии, продуктивность нашей дея­тельности резко увеличивается и кажется, что абсолютно все нам по плечу. Именно в таком состоянии мы попадаем в зону мастерства, где все дается необычайно легко, без усилий. Как правило, тот или иной проект или задание можно разбить на несколько подзадач. Время, отведенное на выполнение дол­госрочного проекта, можно разделить на несколько времен­ных интервалов так, чтобы задачи, находящиеся в каждом из этих интервалов, были реально выполнимыми. В то же время — требовали напряжения всех сил и использования всех способ­ностей.

• Сроки

В качестве одного из параметров при задании оптималь­ной сложности какой–либо задачи выступает фактор време­ни. Правда, его необходимо соответствующим образом конк­ретизировать. Так, например, если вы начали заниматься изу­чением испанского языка, наметьте себе определенную дату сдачи экзамена. Нужно, чтобы задача была для вас реально выполнимой и в то же время требовала достаточного напря­жения сил. Тогда ваша мотивация будет довольно высокой. Конечно, результаты будут также зависеть и от других ваших занятий в этот же период. Даже сравнительно несложная за­дача может вызвать стресс, если на нее накладываются другие заботы и обязанности. Поэтому примите также во внимание фактор иерархического расположения целей.

• «Подбросить в огонь дров» или «спустить пар»

Пересмотрите еще раз свои ближайшие цели. Постепенно вы сможете ставить перед собой все более значимые и слож­ные цели, которые будут требовать от вас все большего напря­жения сил. Именно это и называется в НЛП «подбросить дров в огонь». Вы можете создать себе дополнительный сти­мул, взявшись за наиболее трудную задачу или поставив себя в более жесткие временные рамки. С другой стороны, вы мо­жете немного испустить пар» Несколько сократите задание или уменьшите его сложность или дайте себе больше времени на его выполнение. Сложность задачи (трудность выполнения, оценка собственных возможностей) должна быть выбрана так, чтобы обеспечить наивысшую отдачу и в то же время наибо­лее сильную личную мотивацию. Помните, не стоит подда­ваться панике. Но если мы разобьем задачу на отдельные эта­пы или же просто посмотрим на нее с другой точки зрения, оценка ее сложности может существенно измениться.

Насколько позитивна ваша цель?

Как вы, наверное, уже убедились, гораздо лучше выражать свои цели позитивным, нежели негативным образом. Почему бы не описать намерение «сбросить три–четыре килограмма» несколько иначе — «достичь определенного веса к определен­ному времени»? Тогда вашему мозгу не придется тратить до­полнительные усилия на сопротивление негативным целям («сбросить»). Старайтесь поступать так с того самого момен­та, когда мысль впервые пришла вам в голову.

Известно, что человеческий мозг значительно лучше справ­ляется с позитивно выраженными целями. Каждый родитель, которому доводилось предостерегать или увещевать своего ребенка: «Смотри, только не упади, не пролей, не пропусти, не забудь...», должен знать, что запоминается–то как раз противо­положное («забудь», «пропусти», «упади», «пролей»), и резуль­тат — соответствующий. Поэтому сами решайте, чего именно вы хотите: попасть в цель или промахнуться. Допустим, вы хотите избежать разорения, поражения или падения нравов. Но каково положительное содержание всех этих желаний? Какова цель, в которую вы намереваетесь попасть?

Обманите свой мозг. Попробуйте не думать о кончике сво­его носа. Но для того чтобы не думать о чем–то, надо прежде об этом подумать. Практически, наш мозг может оперировать лишь позитивными идеями. Оказывается, совершенно невоз­можно удержать воображение мысленным приказом «не пред­ставлять начальника в ярко–желтом джемпере, который ему к тому же мал» без того, чтобы этот образ не возник перед вами во всей красе. И чем больше вы будете стараться не думать об этом, тем более глубоко запечатлеется у вас этот образ. Поэтому «не допустить продажи машины» — неподхо­дящая формулировка, выразите свою цель позитивно: найти дополнительную работу (подработку), отдать долги или сде­лать какой–либо другой, более скромный шаг в нужном на­правлении. Обманите свой мозг, настройтесь позитивно, используйте воодушевляющие ассоциации.

Что можно сделать для достижения цели?

Правильно поставленная цель предполагает, что вы прила­гаете значительные усилия для ее реального достижения, а не только мечтаете и любуетесь воображаемыми картинками. Вам нечем будет похвастать, если у вас не будет реальных рычагов воздействия на ситуацию. Вы можете желать своему ребенку всего самого лучшего: окончить школу, колледж, сде­лать хорошую карьеру, но даже самая благородная из всех существующих целей не сможет реализоваться сама собой. Ее реализация зависит от чьих–либо усилий. Однако вы мо­жете поставить свою цель таким образом, чтобы именно вы могли оказать наиболее сильное воздействие на ситуацию. Вы можете оказать своему ребенку посильную помощь, на­пример дать ему хорошее образование, морально и материаль­но поддержать его в начале карьеры. Цель должна соотно­ситься с вашими возможностями, именно это является одним из основных условий успешной деятельности.

Обладаете ли вы необходимыми ресурсами?

Предположим, что все — в ваших руках. Но обладаете ли вы всеми необходимыми для успешной деятельности ресурсами? Если вам для выполнения задуманного требуется 1500 долларов, сначала поставьте перед собой задачу раздобыть или накопить необходимую сумму. Если на сегодняшний день вы не распола­гаете необходимым для этого временем, отложите решение зада­чи на некоторый срок. Причем все ваши действия должны соот­носиться с иерархией целей — мелкие цели должны работать на крупномасштабные; краткосрочные — на долговременные; а все вместе они должны способствовать достижению главной цели вашей деятельности.

Нечто подобное происходит и в быту. У вас может не оказаться необходимых навыков для реализации какой–либо важной для вас цели, но вы вполне можете их приобрести. Тест, позволяющий определить, обладаете ли вы необходимы­ми для достижения своей цели ресурсами, скорее подразуме­вает наличие у вас неких внутренних ресурсов, чем вне­шних. Какая–либо цель, которую вы ставите перед собой лет в пятьдесят, может оказаться, увы, совершенно нереальной, сколько бы денег вы ни накопили к этому времени и какие бы навыки ни приобрели. Молодой же человек сможет без особых усилий справиться с этой задачей. Так же существу­ют цели, которых легко может достичь человек ростом под два метра, подростку же ростом всего метр пятьдесят нечего даже мечтать об этом. К счастью, в жизни не так много ве­щей, которые находятся полностью вне пределов вашей дося­гаемости исключительно из–за недостатка у вас тех или иных внутренних ресурсов. Используйте рассмотренный нами тест. При необходимости — обратитесь к какому–либо чело­веку, мнению которого вы доверяете, чтобы он помог вам ре­шить, обладаете ли вы всеми необходимыми качествами для решения стоящей перед вами задачи.

Экология: кто или что еще может повлиять на дело?

В НЛП экология — та среда, в которой и происходят все перемены в модели изменения состояния. Лишь немногие цели не подвластны влиянию среды. Одна цель служит пред­посылкой и необходимым условием для другой или же сама испытывает влияние со стороны. Успех осуществления любо­го организационного плана зависит от того, насколько удачно он разделен на части и хорошо ли согласуются эти части меж­ду собой. В случае недостаточной координации разные части плана, как лебедь, рак и щука, будут тянуть нас каждая в своем направлении, и все наши силы будут потрачены впустую.

Что делать?

Все, о чем шла речь прежде, должно быть выражено в дей­ствии. Начните с того, что запишите на листе бумаги все, что вы хотите получить, сделать, узнать или кем хотите стать, ис­пользуя при этом модель жизненной стратегии и применяя те тесты, о которых шла речь выше. На начальной стадии надо включить в этот список все ваши цели и желания.

Намечая долговременные цели, которые должны занять высший уровень в вашей иерархии, не забудьте о целях само­реализации и личностного развития. Попробуйте построить иерархическую структуру так, чтобы цели каждого нижеле­жащего уровня поддерживали цели вышележащего уровня. Достижение целей второго ряда, например обретение финан­совой независимости, также будет обеспечиваться достижени­ем ряда подчиненных целей, таких как повышение уровня ква­лификации, назначение на должность заместителя началь­ника или ежемесячное откладывание определенной суммы. Каждая из этих задач, в свою очередь, имеет под собой ряд других конкретных задач — отослать необходимые бумаги, сдать отчет ко вторнику, согласовать с секретарем начальни­ка время доклада и т. п. При этом ежедневные и еженедель­ные планы должны быть составлены так, чтобы цели сиюми­нутные поддерживали долговременные.

Если же это не удается, спросите себя, на что именно вы согласны тратить время и силы в первую очередь. Если сию­минутные цели не определены вами в форме, допускающей их немедленное выполнение, вернитесь к началу и проделайте все тесты еще раз. Обратите на этот раз особое внимание на конкретность своих намерений и на имеющиеся у вас воз­можности для их осуществления.

• Применение критерия «правильно поставленной цели»

После того как вы выстроили иерархию целей, следует применить к каждой из них все те тесты, о которых шла речь выше. Тщетные желания и необоснованные надежды отсеют­ся сами собой, поскольку они недостаточно конкретны. Пра­вильно поставленные цели имеют удивительную способность сбываться как бы сами собой. Но если вы боитесь лишний раз потерпеть неудачу или принять на себя дополнительную ответственность, удача вряд ли улыбнется вам. Хорошенько запомните это и почаще говорите сами себе: «Если кто–то смог, то и я смогу».

Глава 5

ТВОРЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Возвратимся к нашему разговору о конкретности поста­новки цели: для того чтобы создать у себя ясную картину того, что именно вы собираетесь делать или чего хотите до­биться, представьте себе, на что это будет похоже.

Самоисполняющиеся образы

Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте чувственных ощущений — со зри­тельными образами, звуками, запахами, вкусом и тактильными ощущениями.

Преуспевающие люди обычно в совершенстве владеют этой техникой внутренней визуализации, они способны «вжи­ве» представить себе самые невероятные сценарии, формируя таким образом свое собственное будущее. Автоматическим ответом на такого рода внутреннюю образность будут само–осуществляющиеся мысли и намерения. При этом позитив­но настроенный человек порождает позитивные действия, а негативно настроенный — негативные.

Отличительной чертой прирожденных лидеров и успеш­ных спортсменов является то, что они могут «вживе» пред­ставить в голове события еще задолго до того, как те вопло­тятся в реальность. Это своего рода программа действий. Та­кая способность относится к числу врожденных. Тем не менее ее можно у себя развить. Этим в значительной мере и занимается НЛП. «Не могу себе представить этого» — свидетельство того, что внутренняя цель не сформирована, отсутствует.

Правополушарная образность и процесс реализации целей

Следующие положения особенно важны для процесса дос­тижения целей в самых разнообразных сферах деятельности.

• Постановка целей — не просто полезное занятие, а со­вершенно необходимый момент любой деятельности. Без цели человеческая кибернетическая система не может работать.

• Существуют значительно более мощные способы фик­сировать для себя цели, чем просто записывать их на бумаге.

• Желаемый результат может быть создан сначала у нас в мозгу со всей подробностью до мельчайших деталей.

Вы можете ощутить и пережить его еще задолго до того, как он возникнет в действительности. Такого рода навыки получили название проигрывания сценариев. Вы можете «примерить» на себя тот или иной резуль­тат, не подвергая себя реальному риску и не затрачивая при этом никаких ресурсов.

• Мы можем приобретать некий внутренний опыт пре­бывания в различных состояниях, так же как обладаем опытом знакомства с людьми, вещами, городами и стра­нами. Поэтому есть глубокий смысл в использовании модели «изменения состояний».

• Техника визуализации применяется для того, чтобы сде­лать цель более привлекательной, подвигающей к дей­ствию. Для этого требуется некоторым образом «на­строить» различные субмодальности, то есть характерис­тики нашего образа цели, такие как яркость или резкость картинки, громкость звуков (см. рис. 3). Таким обра­зом мы в буквальном смысле слова можем сами себя подтолкнуть к действиям.

• Интернализация (создание внутреннего образа) цели позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, она как бы включает систему автопилота.

• Все это хорошо согласуется с широко известными пред­ставлениями о роли бессознательного в процессе целеполагания, когда мозг работает сам по себе, безо всяких сознательных усилий с вашей стороны, но тем не менее в соответствии с некоторым внутренним образом же­лаемого результата (интернализированной цели).

• Эти образы могут иметь различную степень отчетли­вости. Если цель в достаточной мере притягательна, по­буждает к действию, то она обычно бывает представлена в виде яркого и реалистичного образа. Если же она менее привлекательна, — образ размыт. Этим процес­сом, который в обычной ситуации носит довольно слу­чайный характер, можно научиться управлять. Здесь вами правят не привычки (многие из которых сами яв­ляются проявлением неких бессознательных намерений), а вы сами сознательно контролируете этот процесс.

• Нет необходимости визуализировать то, как именно вы будете осуществлять свою цель. На деле это лишь ог­раничит вашу гибкость, подвижность и способность следовать интуиции и подсознательным ассоциациям.

• Четко визуализированную цель куда проще описать другим людям.

Внутреннее повторение

Цели могут быть подвергнуты логическому испытанию на основе критериев, описанных ранее. Но им можно придать дополнительные силы при помощи внутреннего представле­ния (расцвеченного всеми пятью чувствами). Этот процесс чувственного представления будущего получил в НЛП на­звание «шага в будущее». Но более широко он известен под названием «внутреннего повторения». В качестве одной из техник НЛП он применяется не только при постановке целей, но и в других ситуациях, об этом еще пойдет речь.

 


Практика внутреннего повторения существовала и до НЛП, так, например, известно, что тем спортсменам, которые использовали внутреннее образное представление при подго­товке к выступлению, удавалось достичь выдающихся резуль­татов. Иногда эту технику называют также внутренней роле­вой игрой.

Уникальность техники внутреннего повторения состоит в том, что необходимо полностью забыть обо всех своих прома­хах и неудачах. Только в этом случае наш мозг сможет себе реально представить «образ успеха» (что особенно важно для людей, не слишком в себе уверенных). Образность правого полушария уравновешивает аналитическое левое полушарие, и все это вместе способствует лучшей работе мозга. Этот феномен совместной согласованной работы левого/правого полушария необычайно важен для успешной работы во всех сферах человеческой деятельности.

• Стратегии достижения целей

Для успешного достижения целей важно также и то, как проходит процесс их визуализации. Часто именно здесь про­ходит граница между теми целями, которые останутся всего лишь фантазиям», и теми, которые осуществятся на деле. Ус­пешные модели (или схемы) деятельности могут повторять­ся. Так, например, вы вполне сможете перенести те стратегии поведения, которые оказались успешными в сфере хобби или в спортивных занятиях, на работу, и наоборот. Даже если до сих пор вам что–то удавалось всего лишь в какой–то одной сфере, это уже немало. Этот опыт можно использовать в ка­честве основы для распространения успеха на те сферы, где до сих пор ваши результаты и самооценка были невысоки. По­том вы уже сможете моделировать успешные стратегии дея­тельности других людей. Дальше об этом пойдет речь под­робнее. А теперь настал момент потренировать ваши навыки визуализации, для того чтобы придать дополнительные силы и жизненность вашим целям и намерениям.

 

 

Упражнение

Воплотим мечту в жизнь

Выберите одну или две цели из вашего приоритетного листа и попробуйте представить себе их как уже свершившийся резуль­тат. Предыдущие тесты послужили к этому заданию хорошей подготовкой, потому что если намерению недостает конкретно­сти, вам ни за что не удастся представить себе его со всей чув­ственной достоверностью и отчетливостью. Полезно попытаться проработать каждую модальность отдельно, сначала поработай­те с картинкой, потом добавьте к ней звук, а потом поэкспери­ментируйте с осязанием. А затем попытайтесь объединить все это в одном реалистичном образе, который придаст процессу достижения цели необходимый импульс и силу. Возможно, что некоторые цели вам будет гораздо проще пред­ставить себе, чем другие. Их образы будут ясными и четкими, изображение всегда в фокусе, тогда как с другими будут возникать серьезные затруднения. Используйте характеристики образа цели (действительно вас привлекающей, в которой вы совершенно уверены) в качестве модели для всех других образов, которые пока еще находятся на уровне мечты или фантазии. Попробуй­те просто перенести субмодальности — то есть детальные ха­рактеристики зрительных образов, звуков и эмоций — с хорошо поставленных целей на те, которые еще не удается сделать дос­таточно ясными и четкими. Используйте рис. 3 в качестве под сказки. Потренируйтесь в определении и изменении этих ха­рактеристик — это придаст вам дополнительные силы при по­пытках взять под контроль собственное состояние и процесс достижения поставленных целей.


Часть третья

В ЧЕМ СУТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ?

Глава 6

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И МАГИЯ КОНТАКТА

«Смысл общения — в его результате», это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предуп­редить, напугать и т. п. Поэтому все, что мы знаем теперь о це­лях — как сделать их более четкими, осязаемыми, — относится также и к общению. Одним из основных условий любого обще­ния, независимо от его конкретных целей и содержания, являет­ся психологический контакт. НЛП как раз и занимается тем, что разрабатывает способы установления и поддержания пол­ноценного контакта между людьми.

В этой главе мы остановимся на некоторых конкретных приемах и техниках, освоение которых поможет вам научить­ся устанавливать контакт с людьми, что является залогом эф­фективного общения. Приобретение этого навыка будет спо­собствовать развитию у вас чувства общности с людьми и достижению ваших целей. Каждый акт общения имеет опреде­ленный результат, который зависит от людей, с которыми вы общаетесь, и от обстоятельств общения. Здесь применимы общие принципы достижения цели (см. главу 3) и тесты, опре­деляющие правильность поставленной цели (см. главу 4). Но, вне зависимости от обстоятельств общения и его целей, вам всегда пригодится умение устанавливать и поддерживать близ­кий контакт с собеседником.

Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите

Разработайте одну или несколько стандартных процедур оценки целей общения. Задайте себе следующие вопросы:

• Чего именно я хочу добиться?

• Существуют ли какие–то цели, противоречащие данной?

• Как лучше всего организовать общение?

• Каким образом я могу установить и поддерживать кон­такт с партнером?

• Действительно ли мне удобнее, чем другим, говорить об этом?

• Как воспримут это сообщение мои собеседники?

Эту стандартную процедуру можно применять во время практически всех ваших рядовых встреч и разговоров. Плани­ровать в подобных случаях означает набросать для себя два–три основных пункта перед началом телефонного разговора, по дороге в кабинет шефа мысленно повторить про себя, что именно вы хотите от него услышать, а может быть, и прокорпеть все выходные над наброском речи, от которой зависит вся ваша последующая карьера. Усилия не будут по­трачены зря, это — своего рода инвестиции в будущее. Итак, определите, какой именно результат вас устроит, но при этом тщательно обдумайте форму и содержание вашего сообщения, чтобы оно было наиболее подходящим именно для этого собеседника.

Принцип уподобления

Один из самых важных принципов установления контакта с собеседником — это быть таким, как он. Точнее говоря, думайте, как он, и, используя наши прежние аналогии, приобщи­тесь к его «карте реальности». Подобный подход в значитель­ной мере способствует повышению эффективности общения. Если вы и ваш собеседник принадлежите к одному кругу, вос­питывались и получали образование в сходных условиях и поэтому имеете общие интересы (в области спорта, политики или религии), это поможет вам легко установить контакт. И наоборот, если у вас и у вашего собеседника совершенно разные «карты реальности» (вы принадлежите к разным куль­турам, воспитывались и получали образование в отличных друг от друга условиях), установить контакт будет значитель­но сложнее. Но принцип уподобления все же полезно приме­нять в самых разнообразных ситуациях:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.