Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия реализации учебной дисциплины




СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 072501 «Дизайн (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Живопись» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО).

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

П.00. Профессиональный цикл.

ОП.02. Общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академической живописи;

· использовать основные изобразительные техники и материалы;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства;

· разнообразные техники живописи и истории их развития, условия хранения произведений изобразительного искусства;

· свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества;

· методы ведения живописных работ;

· художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 851 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 464 часа;

самостоятельной работы обучающегося из часов дополнительной работы по завершению программного задания под руководством преподавателя -387 часов.


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
лабораторные занятия – не предусмотрено  
практические занятия 395
контрольные работы 5
   
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
Подборка иллюстративного материала по темам 3
Письменный анализ живописного произведения 4
Создание цветового строя по гармоничному сочетанию цветов в живописном произведении 2
Подготовка презентации по теме «Виды портрета в истории русской живописи» 2
Освоение работы акварелью 10
Выполнение этюдов овощей, фруктов, предметов, головы человека, фигуры человека 76
Выполнение натюрморта 163
Выполнение портрета 49
Выполнение одетой фигуры 78
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Живопись»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Изображение объектов предметного мира, пространства средствами акварельной и гуашевой живописи    
Тема 1.1. Теоретические основы живописи, цветоведения Содержание учебного материала  
  Виды изобразительного искусства; специфика их выразительных средств; живопись как вид изобразительного искусства: понятие «живопись», жанры и виды живописи.  
  Отличительные особенности разнообразных техник живописи: акварелью, гуашью, темперой, пастелью, акриловыми, масляными красками. Основные виды живописных работ: наброски, этюды, станковая живопись. Условия хранения произведений изобразительного искусства  
  Изобразительные средства живописи: цвет, тон, пятно, точка, линия, композиция, фактура, светотень, воздушная перспектива. Использование их в живописи  
  Основы цветоведения: понятие «цвет», локальный и обусловленный цвет; основные свойства цвета, художественные и эстетические свойства цвета, несобственные свойства цвета, хроматические и ахроматические цвета.  
  Основные закономерности создания цветового строя: общее цветовое состояние и колорит, цветовое единство и гармония в живописи; цветовые и тоновые отношения в живописи, закон цветовых отношений, целостность изображения. Разновидности создания цветового строя  
Самостоятельная работа обучающихся 1.Подборка иллюстративного материала по темам: «Виды живописи», «Жанры живописи» 2. Письменный анализ живописного произведения по колориту, 3. Создание цветового строя по гармоничному сочетанию цветов в живописном произведении    
Тема 1.2. Технология акварельной живописи Содержание учебного материала  
  Понятие техники живописи «акварель». История развития акварельной живописи. Материалы и оборудование для акварельной живописи, свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества  
  Техники и методика работы акварелью. Свойства акварельных красок и приемы работы с ними. Использование дополнительных технических приемов в акварельной живописи.  
  Особенности техники гризайль. Способы передачи акварелью светотени предметов  
Практические занятия 1.Освоение работы акварелью: заливка, отмывка, работа «по-сырому», вливание цвета в цвет, растяжка, лессировки, мазок 2. Освоение работы дополнительных техник акварелью: вытирание кистью, приемы с использованием соли, воска, лезвия 3. Выполнение живописных этюдов овощей и фруктов 4. Выполнение группы из трех геометрических тел в технике гризайль    
Самостоятельная работа обучающихся 1.Освоение работы акварелью по смешиванию акварельных красок 2. Освоение работы акварелью в технике уплотнение тона, аля-прима, набрызг, сухая кисть 3. Выполнение этюдов овощей, фруктов разной техникой акварельного письма 4. Выполнение этюдов простых по форме предметов в технике гризайль 5. Выполнение группы предметов простых по форме в технике гризайль  
Тема 1.3. Выполнение акварелью объектов предметного мира, пространства Содержание учебного материала  
  Жанр «натюрморт». История развития жанра. Изображение предметного мира, пространства в натюрморте разными средствами живописи  
  Последовательность выполнения натюрморта акварелью, технические приемы при выполнении натюрморта акварелью. Изображение предметов в натюрморте с учетом цветовых особенностей и отношений, во взаимосвязи с пространством, окружающей средой. Передача пространства в натюрморте, пейзаже, закономерности воздушной перспективы.  
  Передача материальных качеств предметов на изобразительной плоскости, методы передачи рефлексов и бликов на поверхностях предметов в зависимости от материала предмета  
  Передача освещения в натюрморте: искусственное, естественное, в глубине комнаты, в контражуре  
Практические занятия    
1. Выполнение натюрморта из простых по форме предметов в теплой гамме 2. Выполнение натюрморта с ярко выраженными рефлексами 3. Выполнение натюрморта из предметов быта, различных по материалу, разными по фактуре драпировками 4. Выполнение натюрморта из предметов быта, различных по материалу с четко выраженными пространственными планами 5. Выполнение натюрморта с черным глянцевым предметом на цветном фоне 6. Выполнение натюрморта с гипсовой розеткой и искусственным освещением
Контрольная работа  
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение натюрморта из предметов быта, разных по форме в холодном колорите 2. Выполнение натюрморта из несложных по цвету предметов с ярко выраженными рефлексами 3. Выполнение натюрморта из предметов быта, разных по форме и материалу 4. Выполнение натюрморта с овощами и драпировкой, контрастной с ними по цвету, 5. Выполнение натюрморта с черным предметом на спокойном по цвету фоне 6. Выполнение натюрморта с белым предметом и с искусственным освещением 7. Выполнение натюрморта из предметов быта в контражуре 8. Выполнение натюрморта в глубине комнаты с естественным освещением 9. Выполнение интерьера с передачей пространства 10. Выполнение натюрморта в интерьере  
Тема 1.4. Технология гуашевой живописи, выполнение гуашью объектов предметного мира, пространства Содержание учебного материала  
1. Понятие «гуашь». История развития гуашевой живописи. Материалы и оборудование для гуашевой живописи. Свойства гуашевых красок (непрозрачность, кроющая способность, матовость, изменение цвета и светлоты после высыхания), их возможности и эстетические качества. Значение белил в гуашевой живописи.  
2. Технические приемы и методы работы гуашью. Технология письма многоцветной живописи гуашью. Приемы лепки разной формы предметов гуашью. Особенности использования приемов гуашью при выполнении разных по материалу предметов. Передача пространства, освещения средствами гуаши.  
3. Понятие «декоративный натюрморт». Стилизация предметов в натюрморте. Способы и приемы выполнения декоративного, стилизованного натюрмортов  
Практические занятия    
1. Выполнение натюрморта из белых предметов на белом фоне 2. Выполнение натюрморта из предметов быта разных по материалу с четко выраженными пространственными планами 3. Выполнение декоративного, стилизованного натюрморта
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение натюрморта из предметов быта, разных по форме и материалу 2. Выполнение натюрморта из предметов быта с искусственным освещением 3. Выполнение стилизации натюрморта, выполненного средствами академической живописи  
Раздел 2. Изображение человека средствами акварельной и гуашевой живописи  
Тема 2.1. Этюды головы и фигуры человека акварелью Содержание учебного материала    
  Жанр портрета в акварельной живописи. История развития жанра. Средства акварельной живописи при изображении человека  
  Особенности акварели при выполнении этюдов, набросков головы и фигуры человека, последовательность ведения работы над ними  
Практические занятия 1. Выполнение краткосрочных этюдов фигуры сидящего, стоящего человека 2. Выполнение цветных набросков фигуры человека 3. Выполнение этюда головы человека 4. Выполнение этюда сидящей фигуры человека в интерьере    
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение краткосрочного этюда фигуры человека в среде 2.Выполнение этюда головы человека в технике тоновой отмывки  
Тема 2.2. Изображение человека средствами гуаши Содержание учебного материала  
  Жанр портрета в гуашевой живописи. Средства гуашевой живописи при изображении человека.  
  Особенности гуаши при выполнении этюдов головы и фигуры человека, последовательность ведения работы над ними  
Практические занятия 1. Выполнение этюда гипсовой головы человека гризайлью 2. Выполнение живописного этюда головы человека 3. Выполнение живописного этюда головы человека на фоне цветных драпировок 4. Выполнение живописного этюда фигуры человека 5. Выполнение этюда фигуры человека в интерьере    
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выполнение этюда головы человека в наклоне 2. Выполнение этюда фигуры человека у окна  
Экзамен
Раздел 3. Изображение объектов предметного мира, пространства, головы и фигуры человека средствами масляной живописи  
Тема 3.1. Технология масляной живописи, выполнение маслом объектов предметного мира, пространства Содержание учебного материала  
  Краткие сведения из истории масляной живописи. Материалы, инструменты и оборудование для масляной живописи. Свойства живописных материалов, их возможности и эстетические качества  
  Технология масляной живописи, способы и приема письма  
  Изображение предметов в натюрморте маслом с учетом цветовых особенностей и отношений, во взаимосвязи с пространством, окружающей средой  
  Передача пространства и воздушной перспективы средствами масляной живописи  
  Передача освещения (искусственное, естественное, в глубине комнаты, в контражуре) средствами масляной живописи  
Практические занятия 1. Выполнение натюрморта с использованием трёх красок и белил 2. Выполнение натюрморта из простых по форме предметов разных по материалу 3. Выполнение натюрморт из предметов быта разных по материалу в условиях искусственного освещения с пространственными планами 4. Выполнение натюрморта, состоящего из предметов искусства, драпировки и гипсовой детали с искусственным освещением    
Контрольная работа  
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение натюрморта в технике гризайль 2. Выполнение натюрморта ограниченным количеством масляных красок 3. Выполнение живописного натюрморта из предметов, разных по форме и материалу 4. Выполнение натюрморта в интерьере, с четко выраженными пространственными планами 5. Выполнение тематического натюрморта в контражуре  
Тема 3.2. Выполнение этюдов головы человека в масляной живописи Содержание учебного материала  
  Материалы, инструменты для выполнения этюдов в масляной живописи. Значение этюдов, набросков и эскизов в масляной живописи.  
  Последовательность выполнения этюда головы человека маслом в технике гризайль. Передачи формы головы человека средствами масляной живописи.  
  Особенности выполнения этюдов головы человека цветом средствами масляной живописи. Технология письма этюда головы человека.  
  Выполнение этюда головы человека с учетом цветовых особенностей и отношений, во взаимосвязи с пространством, окружающей средой  
  Значение и особенности передачи освещения при изображении головы человека: естественное, искусственное, контражур, в глубине комнаты.  
Практические занятия 1. Выполнение этюда гипсовой головы человека 2. Выполнение этюда головы натурщика гризайлью 3. Выполнение этюдов частей лица человека (глаза, нос, губы) в цвете 4. Выполнение этюда головы человека в цвете 5. Выполнение этюда головы пожилого человека с характерными анатомическими особенностями на спокойном по цвету фоне    
Контрольная работа  
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение этюда головы человека в ракурсе 2. Выполнение краткосрочных этюдов головы человека на решение общих цветовых отношений формы головы и фона. 3. Выполнение этюда головы человека в условиях искусственного освещения  
Тема 3.3. Выполнение портрета человека в масляной живописи Содержание учебного материала  
  Портрет в масляной живописи. Виды портретов. Значение интерьера в передаче характера портретируемого  
  Основные требования к композиции портрета: образ, поворот или наклон головы, мимика лица, окружающая обстановка, размер и формат холста  
  Задачи и процесс изображения головы человека: конструктивная лепка цветом, передача объема, материальных качеств и пространственного положения  
  Методика создания портрета в масляной живописи  
  Последовательность ведения работы над портретом лессировочным письмом, мазками, корпусной кладкой красочного слоя  
Практические занятия Выполнение поясного портрета в условиях естественного освещения Выполнение тематического портрета Выполнение живописных этюдов кистей рук человека Выполнение женского портрета с предметом в руках    
Контрольная работа  
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка презентации по теме «Виды портрета в истории русской живописи» 2. Выполнение портрета человека лессировочным письмом 3. Выполнение поясного портрета натурщика на нейтральном фоне 4. Выполнение живописи мужской головы с плечевым поясом 5. Выполнение автопортрета у окна  
Тема 3.4. Выполнение фигуры человека в масляной живописи Содержание учебного материала  
  Фигура человека в разных жанрах живописи и ее значение в живописных произведениях. Основные требования к композиции фигуры: образ, движение, поза, поворот или наклон головы, мимика лица, окружающая обстановка, одежда, размер и формат холста  
  Задачи и процесс изображения фигуры человека: конструктивная лепка цветом, передача объема, материальных качеств и пространственного положения.  
  Особенности работы над фигурой человека разной техникой письма  
  Значение освещения при изображении фигуры человека: естественное, искусственное, контражур, сзади, в глубине комнаты  
Практические занятия 1. Выполнение живописных этюдов рук человека 2. Выполнение живописных этюдов ног человека 3. Выполнение фигуры человека в условиях естественного освещения 4. Живописное выполнение одетой фигуры у окна 5. Живописное выполнение сидящей женщины на фоне неглубокого интерьера 6. Живописное выполнение женской фигуры в национальном костюме 7. Живописное выполнение одетой фигуры с предметом в руках (по колено) с искусственным освещением 8. Живописное выполнение одетой фигуры на фоне натюрморта    
Самостоятельная работа обучающихся 1.Выполнение женской фигуры в летнем костюме в условиях пленэра 2. Выполнение поколенной фигуры с предметом в руках 3. Выполнение поколенной фигуры человека с искусственным освещением сзади 4. Выполнение мужской фигуры в интерьере с натюрмортом 5. Выполнение полуобнаженной лежащей женской фигуры  
  Всего  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.