Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пищевые растения и их лечебные свойства




 

В трактатах «Чжуд-пш» и «Вайдурья-онбо» глава 16 второго тома посвящена растениям, используемым в.качестве пищевых продуктов.

«К съедобным относятся пять; семенные вещества, мясо, масло, зелень и вареные яства. В разряде семенных плодов различаются два сорта: покрытые шелухой и стручковые. Покрытые шелухой семена: рис, мелкое просо, мелкий рис, пшеница, ядрица, ячмень, овес и т. д. Рис маслянист, нежен, прохладителен, легок, ле­чит три болезненных начала, останавливает понос и рвоту. Мелкое просо тяжело, прохладительно, способ­ствует полноте, содействует заращению и уплотнению ран, образовавшихся от содранной кожи или перелома. Мелкий рис прохладителен, легок, жесток и прия­тен па вкус. Пшеница тяжела, прохладительна, пита­тельна и способствует врачеванию газов и желчи. Яд­рица тяжела, прохладительна, содействут увеличению кала и способствует возникновению телесных сил. Яч­мень и овес прохладительны, легки и способствуют врачеванию слизей и желчи.

К разряду стручковых плодов относятся горох и бо­бы. Они имеют вяжущий, сладкий вкус, прохладительны, легки, -матового цвета, способствуют закрытию отверстий в кровеносных сосудах и врачеванию слизей с повышенной температурой, останавливают понос... Китайский горох, способствуя врачеванию слизей, га­зов, кашля..., содействует образованию крови и желчи. Маша [мелкий горох], не давая обнаруживаться га­зам, возбуждает силы слизей, желчи и семени. Мелкий горох вяжущ, сладковат и способствует образованию трех болезненных начал: приготовленный в виде сала­мата, он залечивает воспаленные лишаи, подагру и болезни крови. Кунжутное семя тяжело, жгуче, способ­ствует усилению половой деятельности и не дает про­явиться болезни газов. Семена малянгу [кунжут] сладки, горьки, маслянисты, легки и полезны для газов. Греча прохладительна, легка, уничтожает язвы, способствует возбуждению трех болезненных начал. Все зерновые плоды в свежем и сыром виде тяжелы, а созревшие, высохшие и застарелые — легки. Сырые, вареные и поджаренные, они делаются легкими и удобными для пищеварения.

В отделе зелени: чеснок, огородный лук и прочие, имеющие жгучий вкус... Огородный лук увеличивает сои, возбуждает аппетит и способствует врачеванию слизей и газов. Чеснок тяжел, прохладителен и способ­ствует врачеванию болезней от паразитов и газов с повышенной температурой. Молодая редька легка, жгуча и способствует образованию огненной теплоты; состарившаяся редька тяжела и прохладительна, а по­тому способствует образованию слизей. Гена точно предохраняет от болезней яда [отравы]. Порей в раз­личных видах возбуждает аппетит к пище, тяжел и труден для сварения в желудке. Кислица и листья кислицы способствуют врачеванию слизей и возбуж­дают аппетит... Жидкая рисовая каша... также содей­ствует пищеварению, приводит в нормальное положе-

10 ние основные жизненные силы, увеличивает теплоту и смягчает кровеносные сосуды. Крутая рисовая каша способствует образованию теплоты и уменьшает болез­ни голода, жажды, слабосилия и истощения, а также содействует врачеванию запора. Проваренная рисовая каша останавливает понос, приятна и способствует уто­лению жажды. Поэтому все эти каши в последователь­ном порядке рекомендуются при слабосилии и после промывания [желудка]. Если при должном приготов­лении совершенно вываренной рисовой каши прибавить к ней горячие лекарственные вещества, то она сдела­ется легкой и удобно перевариваемой... Поджаренный рис останавливает понос и способствует сращиванию переломов костей. Каша из пшеницы и ячменя способ­ствует задержке кала и уничтожает огненную теплоту, перемолотые же в поджаренном виде пшеница и яч­мень делаются легкими, нежными и теплыми, а потому пригодны для желудка... Чжамба [алтей] и бэ-кур [одуванчик] возбуждают теплоту и останавливают по­нос. Декокт из Двоуа [отвар из клубней колоказии] пригнетает газы, подсушивает язвы и способствует об­разованию слизей и желчи. Декокт из баклажанов вре­ден для глаз, способствует выделению затвердевшего кала... Декокт из травы гачжа (гедихиум колосистый) способствует врачеванию болезней желчи, жара и го­ловы» [Учебник..., 1908, с. 193—297].

Таков краткий перечень растительных пищевых продуктов, рекомендованных в пищу тибетскими меди­ками. Тибетцам были известны лечебные свойства не только отдельных растений, но и пищевых продуктов из них, а также изменение этих свойств при различ­ной технологии приготовления пищи. Их рекомендации по употреблению тех или иных продуктов изменяются в зависимости от сезона года и индивидуального со­стояния организма.

Наблюдения тибетцев, касающиеся свойств наиболее известных растительных продуктов, подтверждены многовековым опытом других народов. Всем известно лечебное действие рисового отвара, перца, ревеня, ща­веля, алтея и других растений. Однако данные о свой­ствах целого ряда пищевых растений в тибетской медицине оригинальны.

Эти сведения изложены в 19-й и 20-й главах вто­рого тома «Вайдурья-онбо».

20 Читая тибетские тексты 20-й главы, с первых же строк убеждаешься в том, что за краткими лаконич­ными фразами нет никакой тайны. Если даже какое-либо из растений и описано очень кратко, с использо­ванием, как принято сейчас говорить, аллегорий, то причиной тому те обстоятельства, что растение было хорошо известно всем или, напротив, привозилось в Тибет, и пи автор описания, ни художник его не ви­дели.

Рассмотрим в качестве примера описание всем хо­рошо известного растения — пастушьей сумки:

«Пастушья сумка имеет пять названий, здесь — одно. В трактате „Дун-бэ" сказано:

Пастушья сумка среди растений — царь лекарств.

Растет подобно ярутке.

Листья, стебли мелкие.

Плоды похожи на лопатку,

На вкус сладкие.

Останавливает рвоту.

Согласно описанию стебель [пастушьей сумки] гиб­кий, листья зеленые, с делениями, цветки белые, мел­кие. Стручок похож на лопатку. Семена желтые, мел­кие. Полностью останавливает рвоту» [Вайдурья-онбо, л. 229а]2,

Содержание этих описаний в совокупности с ри­сунком свидетельствует об их достоверности, достаточ­ной информативности и убеждает в том, что «тайна», «зашифрованность описаний»—всего лишь следствие неразработанности тибетской медицинской и ботани­ческой терминологии до XVII в. Только поэтому ти­бетцы, как и европейцы, на заре становления естест­венных наук, для характеристики тех или иных про­цессов в организме, особенностей морфологического строения растений широко использовали сравнения с известными явлениями, предметами культа и быта. Для целого ряда тибетских медицинских и ботаниче­ских выражений до настоящего времени нет эквива­лентов в европейских языках. Например, до сих пор окончательно не расшифрованы тибетские понятия «мкхрис» и «бад-кан» [Асеева и др., 1975].

2 Далее в скобках ми будем указывать только лист, опус­кая название трактата,

21 При обработке переводов текстов из «Вапдурья-он-бо» на русский язык опущены повторяющиеся пря описании почти каждого растения фразы: «Всего имеет названий..., здесь — одно» и тому подобные, не содер­жащие сведений о характеристике морфологических особенностей растений и их применении. Не даются также описания растений автора «Вайдурья-опбо», пол­ностью повторяющие «Дун-бэ». Тибетские названия растений расположены по тибетскому алфавиту.

ОПИСАНИЯ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ПО ТРАКТАТУ «ВАЙДУРЬЯ-ОНБО»

(т. 2, гл. 20)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.