Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа




 

3.1. Мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа проводится в целях выявления, анализа и оценки отражения в них социальных, политических, экологических, административных, экономических и юридических факторов, обусловивших их принятие и действие, а также выявления, анализа и оценки свойств их законности, компетенционности и соблюдения технико-юридических требований к правовому регулированию.

3.2. Мониторинг качества нормативного правового акта автономного округа проводится по следующим основным направлениям:

1) выявление, анализ и оценка соответствия нормативного правового акта автономного округа требованиям вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актов;

2) выявление, анализ и оценка соответствия нормативного правового акта автономного округа характеру общественных отношений, которые он регулирует;

3) выявление, анализ и оценка влияния технико-юридических свойств нормативного правового акта автономного округа на его реализацию.

3.3. Мониторинг соответствия нормативного правового акта автономного округа требованиям вышестоящих по юридической силе нормативных правовых актов включает в себя выявление, анализ и оценку следующих критериев:

а) наличие или отсутствие положений нормативного правового акта, противоречащих федеральному законодательству:

выявление нормативных предписаний, противоречащих по содержанию нормам федерального законодательства;

отсутствие нормативных предписаний, требуемых во исполнение федерального законодательства;

выявление нормативных предписаний, не соответствующих по форме требованиям федерального законодательства;

б) наличие или отсутствие коллизий между различными нормативными правовыми актами (нормативными предписаниями) автономного округа:

между нормативными предписаниями одного нормативного правового акта автономного округа;

между отдельными законами автономного округа;

между законами автономного округа и подзаконными нормативными правовыми актами автономного округа;

между правовыми актами Губернатора автономного округа, Администрации автономного округа и правовыми актами иных исполнительных органов государственной власти.

О наличии коллизий в нормативных правовых актах автономного округа свидетельствуют, в том числе, следующие признаки:

установление различных по своему характеру требований к возникновению, изменению или прекращению правоотношений;

установление различных юридических последствий в отношении одного и того же юридического факта;

установление различного объема прав, обязанностей, ограничений, гарантий, мер государственной поддержки субъектов при регулировании одних и тех же правоотношений;

использование одних и тех же понятий, определений или терминов в различных значениях применительно к одним и тем же правоотношениям;

установление несогласованных между собой элементов процедуры реализации субъективных прав, обязанностей, полномочий, ограничений;

иные коллизии и несоответствия, препятствующие эффективной реализации нормативного правового акта автономного округа;

в) наличие или отсутствие нормативных предписаний, принятых правотворческим органом или должностным лицом с превышением своей компетенции:

выявление законов автономного округа (их нормативных предписаний), принятых по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти;

выявление актов Губернатора автономного округа, Администрации автономного округа, иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, регулирующих общественные отношения, регулирование которых относится к компетенции Государственной Думы автономного округа, вышестоящего исполнительного органа государственной власти автономного округа или к компетенции органов местного самоуправления;

г) нарушение или отсутствие нарушений процедуры принятия нормативного правового акта автономного округа, в том числе:

издание нормативного правового акта автономного округа в форме, не предусмотренной для данного вида правовых актов;

подписание нормативного правового акта автономного округа неуполномоченным должностным лицом;

неверное указание порядка вступления нормативного правового акта в законную силу;

отсутствие официального опубликования нормативного правового акта автономного округа или опубликование с нарушением установленного порядка;

отсутствие обязательной экспертизы (экологической, финансовой, антикоррупционной, и.т.п.) нормативного правового акта;

отсутствие государственной регистрации нормативного правового акта, если таковая требуется действующим законодательством;

д) наличие или отсутствие нормативных правовых актов автономного округа, не принятых во исполнение вышестоящего нормативного правового акта автономного округа, в том числе:

подзаконных правовых актов, включая муниципальные нормативные правовые акты, необходимость принятия которых предусмотрена законами автономного округа;

актов иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, не принятых во исполнение актов Губернатора и Администрации автономного округа;

актов, носящих методический, технический, интерпретационный характер.

3.4. Мониторинг соответствия используемых в нормативном правовом акте автономного округа нормативных предписаний характеру тех общественных отношений, которые они регулируют, включает в себя выявление, анализ и оценку следующих критериев:

а) наличие или отсутствие общественных отношений, неурегулированных нормативным правовым актом автономного округа и нуждающихся в правовой регламентации, в том числе:

участников общественных отношений, на которых не распространяется действие нормативного правового акта автономного округа, однако, нуждающихся в соответствующей правовой регламентации;

процедур деятельности участников правоотношений или их отдельных элементов, не имеющих надлежащего юридического закрепления;

видов нарушений, совершение которых не обеспечено юридическими санкциями;

видов управленческих решений, в отношении которых не установлены условия и основания их принятия;

иных элементов общественных отношений, в отношении которых отсутствует необходимое правовое регулирование;

б) наличие или отсутствие нормативных предписаний, являющихся избыточными для регулирования тех общественных отношений, которые они регулируют, в том числе:

дублирующих положения иных нормативных правовых актов автономного округа, актов федерального законодательства;

«устаревших» нормативных предписаний, переставших соответствовать изменившимся общественным отношениям;

в) наличие нормативных предписаний, реализация которых надлежащим образом не обеспечена, в том числе:

отсутствуют организационные механизмы реализации нормативных предписаний;

отсутствуют материально-техническое обеспечение нормативных предписаний;

отсутствуют финансовые механизмы реализации нормативных предписаний;

отсутствуют кадровые ресурсы, которые требуются для выполнения нормативных предписаний;

отсутствует надлежащее информационное обеспечение исполнения нормативных предписаний.

3.5. Мониторинг влияния технико-юридических свойств нормативного правового акта автономного округа на его реализацию включает в себя выявление, анализ и оценку следующих критериев:

а) правильность и обоснованность применения в нормативном правовом акте автономного округа основных понятий и терминов;

б) правильность и обоснованность применения в нормативном правовом акте автономного округа оценочных категорий. К оценочным категориям относятся термины, определения и понятия, предполагающие при их применении дискреционную оценку со стороны соответствующих должностных лиц – «уважительные причины», «исключительные случаи», «при необходимости», и т.п.;

в) наличие или отсутствие юридических споров, возникающих между участниками правоотношений вследствие неясности, неопределенности, «двойственности» нормативных предписаний;

г) наличие или отсутствие ошибок правоприменителя, в том числе при осуществлении подзаконного правового регулирования, вызванных неверным расположением нормативных предписаний в структуре нормативного правового акта автономного округа, например, неправильным распределением составов административных правонарушений по главам закона автономного округа, без учета родового объекта посягательства;

д) наличие или отсутствие иных технико-юридических ошибок и дефектов, оказывающих влияние на характер правоприменительной и иной правореализационной деятельности, в том числе:

неверное указание реквизитов нормативных правовых актов;

стилистические и грамматические ошибки;

ошибки в оформлении структурных элементов нормативного правового акта (статей, частей, пунктов, подпунктов, параграфов, абзацев);

несоответствие названия статьи ее содержанию.

3.6. При проведении мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа субъект мониторинга законодательства автономного округасоставляет нормативно-техническое задание на проведение мониторинга, в котором указываются:

а) объекты мониторинга качества – нормативный правовой акт автономного округа, его отдельные положения, совокупность нормативных правовых актов автономного округа или их отдельных положений;

б) направления мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа в соответствии с пунктом 3.2 методических рекомендаций;

в) исчерпывающий перечень критериев качества нормативного правового акта автономного округа, которые предстоит выявить, проанализировать и оценить;

г) при необходимости оценки критерия качества в количественном выражении – показатели оценки критерия качества с указанием порядка их измерения;

д) временной период, в котором выявляются и оценивается критерии качества нормативного правового акта автономного округа;

е) источники данных о критериях качества нормативного правового акта с обязательным указанием средств их получения и фиксации;

ж) при необходимости сравнения критериев качества (их показателей) с целью выявления тенденций развития законодательства автономного округа – временные интервалы, в которых происходит выявление и сравнение соответствующих критериев качества нормативного правового акта автономного округа.

3.7. Средствами выявления критериев качества нормативного правового акта автономного округа являются:

а) системный научно-исследовательский анализ законодательства автономного округа, проводимый специализированными научными, образовательными, исследовательскими и консалтинговыми организациями, в том научно-правовая экспертиза нормативных правовых актов автономного округа;

в) анализ заключений органов юстиции на нормативные правовые акты автономного округа, учет этих заключений в ходе правотворческой деятельности;

г) анализ заключений на нормативные правовые акты автономного округа, подготовленных участниками правотворческого процесса и учета этих заключений в ходе правотворческой деятельности;

д) анализ актов прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов автономного округа;

е) анализ судебных решений по применению законодательства автономного округа;

ж) данные социологических опросов;

з) информация правоприменительных органов;

и) служебная информация органов государственной власти и органов местного самоуправления;

к) акты специальных проверочных, в том числе контрольных и надзорных мероприятий;

л) данные государственной статистики;

м) иные средства, позволяющие получить информацию о качестве нормативного правового акта автономного округа.

3.8. Анализ результатов мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа включает в себя выявление причин и условий, по которым были допущены нарушения критериев качества нормативного правового акта автономного округа, определение возможных способов устранения этих нарушений, описание динамики изменений качества нормативного правового акта автономного округа (совокупности нормативных правовых актов автономного округа) за определенный временной период.

С целью анализа результатов мониторинга качества, по результатам проведения мониторинга уполномоченный на проведение мониторинга законодательства автономного округа орган или специализированная организация составляет паспорт мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа, в котором указываются следующие сведения:

а) основания для проведения мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа;

б) данные о нормативном правовом акте автономного округа (отдельных нормативных предписаниях, совокупности нормативных актов автономного округа), в отношении которых проводился мониторинг;

в) вид мониторинга (плановый или оперативный), его временные и территориальные характеристики;

г) перечень критериев качества, которые выявлялись и анализировались в процессе мониторинга, а также их количественные и качественные показатели;

д) источники (средства) получения данных о критериях и показателях качества нормативного правового акта автономного округа;

е) динамика изменения критериев и соответствующих им показателей качества нормативного правового акта (если имеется);

ж) данные о причинах и условиях нарушения критериев качества нормативного правового акта автономного округа;

з) способы устранения выявленных нарушений критериев качества нормативного правового акта автономного округа.

3.9. Показателями, по которым динамика снижения свидетельствует о повышении качества законодательства автономного округа в целом и отдельных нормативных правовых актов автономного округа, в частности, являются:

число нормативных правовых актов автономного округа (отдельных нормативных предписаний), опротестованных органами прокуратуры;

число нормативных правовых актов автономного округа, в которые были внесены изменения в связи с выявленными в них противоречиями федеральному законодательству (не связанные с приведением законодательства автономного округа в соответствие с федеральным законодательством в связи с изменением последнего), а также в связи с выявленными коллизиями внутри системы нормативных правовых актов автономного округа;

число нормативных правовых актов автономного округа, признанных в судебном порядке недействующими;

доля нормативных правовых актов автономного округа, дублирующих положения вышестоящих нормативных правовых актов;

доля нормативных правовых актов автономного округа, принятых с превышение компетенции или нарушением установленной процедуры.

Показателями, по которым динамика роста свидетельствует о повышении качества нормативных правовых актов автономного округа, являются:

количество актов, принятых с целью детализации административных процедур реализации прав, обязанностей, полномочий;

доля нормативных правовых актов автономного округа, принятых во исполнение вышестоящего нормативного правового акта автономного округа.

3.10. Оценка результатов мониторинга качества нормативного правового акта автономного округа производится в виде обобщенного заключения о соответствии или неполном (частичном) соответствии нормативного правового акта автономного округа установленным критериям качества, либо в виде обобщенной оценки каждого из выявленных критериев качества и на основании такой оценки составления итогового заключения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.