Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность человека и направления развития сознания человека и общества




 

В развитии личности человека наиболее интересно проследить развитие психики, так как развитие человека как биологического существа происходит по схеме, общей для всех млекопитающих зверей. Именно в психике возник новый структурный уровень биологического существа, который у вида «человек разумный» возник в качестве нового уровня организации. Можно сказать, что возникновение психики, осознавшей себя - последний, наивысший уровень развития биосферы нашей планеты. Для человека показатель «умный - глупый» значительно важнее «сильный - слабый», хотя последний не совсем утратил свою важность. Не будем тратить время на доказательство очевидного – что человек «сильный глупый» куда ограниченнее во всех своих возможностях человека «умного слабого». Примем, что самое важное в человеке – его психическая деятельность и разум. Для дальнейшего изложения понадобятся следующие категории из области психологии:

«Я - концепция»

сознание

подсознание

память

рефлексы

эмоции

мотивы

Не все эти категории имеют точное определение.

«Я» в психике человека - то, что всем нам дано в «естественном» интуитивном ощущении.

Давать логическое определение «я» - занятие бесполезное со всех точек зрения. Просто каждый из нас «точно знает», «ясно чувствует» что «он» есть, и не имеет каких-либо разумных оснований сомневаться в этом. Сам себе человек представляется более реальным, чем вообще весь остальной мир; человек без сомнений и доказательств, «изначально» уверен только в собственном существовании (автор сего - конечно, не исключение). Если в существовании всего остального мира можно сомневаться «оптом и в розницу», усомниться в существовании собственного «я» можно только в плане теоретической постановки вопроса, осуществить практически это невозможно. «Я мыслю, следовательно я существую» - только это существование для «я» изначально и неоспоримо, все остальное, включая существование тела и мозга - в принципе подвергаемо сомнению. То в нас, что осмысливает, логически заключает, констатирует, думает - мы называем сознанием. Сознание для «я» незагадочно, можно сказать что «я» часть сознания, или что «я» и есть сознание.

Но не все психические процессы столь прозрачны для «я». Кое-что происходит в психике так, что «я» не может понять причины этого, а на что-то «я» не может прямо влиять. Такие полускрытые от «я» процессы многие исследователи психики называют подсознательными. Некоторые исследователи выделяют еще и бессознательные процессы, которые происходят в психике полностью отдельно от «я», но для наших целей нет необходимости выделять их среди других неосознаваемых проявлений психической деятельности. Некоторые функции организма человека управляются только подсознательными психическими процессами - например, интенсивность выделения слюны или частота серцебиений сознательным приказом не регулируются. Но из этого вовсе не следует, что сознательное влияние на все это вообще невозможно. Достаточно ярко представить сочный кислый лимон- и рот наполнится слюной и без прямого приказа. Сознание вообразило яркую картинку, подсознание восприняло ее так же, как реальность - и реакция произошла. Отметим, что взаимодействие с подсознанием - процесс, который можно сознательно направлять и тренировать – этому посвящен ряд работ разных исследователей, школа йоги и многое другое. Более подробно это обсуждается в моей работе «Подсознание и методы работы с ним».

У «я» есть постоянная потребность ощущать свою власть над всеми психическими процессами. Потребность эта столь велика, что для сохранения целостности психики необученное сознание отрицает существование подсознания, а проявления подсознательной деятельности «рационализируются». Это означает, что когда сознание не может закрыться от очевидных фактов деятельности подсознания и игнорировать их, оно придумывает оправдание-отмазку. Сознание «объясняет» даже то, что ему неподконтрольно - мы готовы обманывать себя, энергично отстаивать полный вздор и в упор не видеть истины, лишь бы наше «я» не почувствовало своей мнимой ущербности, неполноты контроля над собой. Существуют методы, позволяющие сознанию увеличить зону реального контроля без такого дурацкого самообмана, но описание подробностей выходит за рамки задач данной статьи. По йоге, аутотренингу, медитации, психоанализу, толкованию снов существует большое количество самой разнообразной литературы, где интересующийся читатель сможет найти все необходимые сведения.

Важная сфера деятельности подсознания- эмоции. Мы обычно «просто ощущаем» радость, воодушевление, страх, апатию, но без опыта самоанализа не видим и не понимаем причину этих состояний. Одним из показателей совершенства организации личности может служить степень осознания и возможности управления эмоциями. Пока мы упорствуем в отрицании подсознания и «рационализируем» плоды его деятельности, вместо того чтобы заняться развитием своего сознания и сознательной работой создать способы более продуктивного взаимодействия сознания и подсознания, эмоции – та «дубина», с помощью которой наше животное тело и рефлекторные мозги «крутят, как хотят» нашим хваленым недоразвитым интеллектом. Зато для человека, прошедшего школу познания эмоций, умеющего анализировать их и осознанно влиять на свое эмоциональное состояние, эмоции становятся неоценимым подспорьем в решении самых разных задач и преодолении жизненных трудностей.

Очень важен вопрос о побудительных причинах деятельности человека. Так как во главе всех действий человека стоят процессы, протекающие в сфере психики (психические процессы), причины того, что движет человеком, также лежат в его психике. Психические процессы, которые являются причиной деятельности человека, называют мотивами. Мотивы образуют иерархическую структуру подчиненности. На вершине иерархии находятся мотивы, соответствующие господствующим потребностям человека. Некоторые потребности могут вытекать из биологической природы человека- это потребность в пище, тепле и т.п., другая часть потребностей возникает как реализация социальной природы человека- потребности в общении, дружбе и т.п., происхождение части потребностей пока не понятно – например, потребность в гармонии, в прекрасном. Потребность формирует мотив – психический процесс, который является побудителем психической и затем- моторной деятельности. В процессе этой деятельности происходит либо удовлетворение потребности, и тогда сила мотива снижается, либо обнаруживаются препятствия. Необходимость преодоления препятствий для достижения целей верхнего уровня приводит к формированию подчиненных мотивов, или мотивов нижнего уровня.

Так возникает иерархическая структура мотивов. Отметим, во-первых, что мотивы имеют разную интенсивность или силу, которая зависит не только от степени удовлетворения соответствующей потребности, но и от общего физического и эмоционального состояния человека, и во-вторых, что деятельность на нижнем уровне иерархии может удовлетворять сразу нескольким мотивам верхних уровней, и тогда сила мотивов складывается. Мотивы могут иметь характер притяжения (стремиться к чему-либо) и характер отталкивания (не допускать чего-либо). Заметим, что мотивы притяжения более конструктивны с точки зрения эффективности организации деятельности человека, так как позволяют выстраивать конкректные поэтапные планы. Мотивы отталкивания, напротив, вызывают хаос в организации деятельности, они снижают эффективность действий человека и поэтому их следует избегать. (По мере развития своей личности человек может все более осознанно управлять структурой своих мотивов).

Эта стройная схема иерархии мотивов существенно нарушается, как только мы вспоминаем о существовании подсознания. Чем ниже уровень развития личности, тем менее осознана им иерархия потребностей и мотивов. Мотив и потребность любого уровня иерархии может осознаваться полностью, частично, не осознаваться вообще или «рационализироваться». Как правило, мотивы нижнего уровня иерархии хорошо осознаются. Чем выше уровень мотива, тем чаще он (или соответствующая потребность) становится неосознанным - это означает, что человек не в состоянии объяснить даже самому себе, что толкает его на определенные действия или совокупность действий. Человек «хочет» что-то делать, но если его спросить, а зачем ему это надо, в ответ получится либо недоумение типа «а разве надо это объяснять?» - для неосознанного мотива, либо ложное объяснение - для «рационализированного». Ложное объяснение, как и вообще все «рационализации» - самое неприятное искажение взаимодействия сознания и подсознания, поэтому очень важно научиться находить рационализации. Рационализация создает иллюзорную логичность, не поддающуюся прямой критике извне и изнутри. Проще говоря, рационализация рациональна только для самого индивида, и то пока он находится во власти подсознания (с непредвзятой точки зрения большинство рационализаций – это махровые глупости), но связанный с ней эмоциональный «заряд» не дает возможности индивиду спокойно разобраться в ней. При любых попытках критики извне или изнутри «эмоциональный заряд» поднимается и дезорганизует психику так, что глупость обретает статус непререкаемой истины.

Опасность рационализации мотива в том, что эмоциональный заряд резко усиливает мотив, он становится самодовлеющим и тем самым поднимается наверх иерархии мотивов. (Этот эмоциональный заряд, всплывающий при попытках подвергнуть любую рационализацию логическому анализу и критике, является ключом для поиска рационализаций). Для описания поведения человека, имеющего рационализированный мотив, безосновательно вытолкнутый наверх иерархии, придумано слово «фанатик». Таким образом, фанатик – это человек, у которого на верхнем уровне иерархии потребностей и мотивов присутствует некая идея, которая без всякой логики, на чистых эмоциях «незаконно» заняла ведущее положение. Как и при любой рационализации, попытки критики или вопросы по поводу этой идеи генерируют вспышки эмоций, и человек оказывается не в состоянии логически правильно воспринимать критику своей idefix. Ярко выраженных фанатиков разного толка, впрочем, не так много. Чем больше человек работает над собой, анализируя при этом свои потребности, мотивы и их рациональность, тем прочнее его защита от всякого рода фанатизма и манипуляций. Рискуя вызвать неудовольствие читателя повторами, подчеркнем еще раз, что ложность объяснения- «рационализации» очевидна всем, кроме автора. На этом, например, строится работа психоаналитика. Кстати, по достижении определенного уровня саморазвития фанатиком можно становиться и по собственному желанию - примеры имеются в моей работе «подсознание и методы работы с ним».

Результат последнего этапа эволюционного развития жизни на планете- это возникновение сознания и осознание «я». В соответствии с вышеописанной общей схемой процессов развития сложных систем, в качестве критериев развития человека (и человечества) мы должны принять набор параметров, характеризующих экспанию его сознания. При этом, исходя из смертности человека как индивида и общественной природы человеческого сознания, мы должны рассматривать человека двояко: как разумный вид в экосистеме планеты и как сложное биологическое существо с интеллектом.

Суть деятельности сознания заключается в построении моделей различных систем и в управлении процессами в них. Количественную экспансию сознания можно характеризовать количеством построенных моделей, их адекватностью и точностью соответствия процессам в соответствующих системах, и имеющимися возможностями по предсказуемому влиянию на ход моделируемых процессов. Качественное развитие сознания – это овладение возможностями работы с более сложными системами, то есть с системами с большим количеством и разнообразием связей между элементами при более абстрактном характере этих связей.

Имеется четыре магистральных направления развития того, что мы зовем сознанием:

 

- понимание законов природы, включая Вселенную, жизнь, самого человека

- разумное вмешательство в ход естественных процессов, от изменения климата и экосистемы планеты до управления звездами

- понимание загадок мира психики человека, мотивов и целей его деятельности

- развитие человеческого «Я» и раскрытие всего потенциала психики и организма

 

В развитии человечества сложилось два вида сообществ: одни ориентированы исключительно вовне человеческого «я» - на первые две задачи- это так называемый «западный» образ мышления. Вторые, «восточные», направлены исключительно внутрь, на развитие человека и его возможностей. В этой главе сознательно был сделан упор на направлениях развития человеческого «я». Формированию личности посвящена также вся следующая глава, а эту закончу маленьким иллюстративным примером, демонстрирующим существование «зоны психологической недоступности», в которой оказываются важнейшие аспекты развития личности человека в культуре «западного» типа.

Допустим, человек подбирает себе постоянную работу. Происходит важный выбор, который предопределит, чем он будет занят более половины своего активного времени, предположительно в течение значительного отрезка жизни. Не странно ли, что очень важные вопросы типа «как повлияет на меня эта работа, как изменится моя личность?» если и ставятся, то в очень ограниченной постановке? Обычно все сводится к прогнозированию карьерного роста - вопросу чисто формальному, реже кто учитывает возможность профессиональных заболеваний, а постановка, обдумывание и обсуждение более глубоких вопросов, скажем, «как эта работа изменит мой характер?» и далее: «а желательно ли это изменение характера для меня?» наглухо блокируются той самой зоной недоступности. Мой читатель может возразить- «а какое это имеет значение?» Сосредоточьтесь, отбросьте эмоции и призовите на помощь логику и здравый смысл. Проанализируйте с логических позиций (как бы от имени стороннего или даже немного «потусторонего» наблюдателя) Ваше отношение к теме размышлений, включая сделанное только что заявление о… тупом безразличии к собственному своему будущему! это, по-вашему, правильно и разумно, да? Или все же имела место пресловутая «рационализация»?

Это была моя попытка наглядной иллюстрации работы Вашего собственного подсознания. Надеюсь, что она удалась,- впрочем, чистоте Вашего сознания я порадуюсь больше, чем своей удаче.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.