Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как развивать сознание?




 

Эту главу мне писать особенно трудно. Хочется научить, передать свой опыт, по-возможности избежав при этом опостылевших всем назиданий. Очень хочу донести все ту же мысль- о неразумности общественного устройства, о необходимости сопротивляться. Нет, не бороться, а именно сопротивляться, потому что человек- существо общественное, и без общества нормально жить не может, я – конечно, тоже. Получается, что сопротивление надо преодолеть в первую очередь в себе. Есть, есть способ жить нормально, знаю его, чувствую – но для общества это моё «нормально» абсолютно не нормально. Получается так, что надо жить как бы одновременно и в обществе, и вне общества. И эту шизу я еще пытаюсь предлагать и даже пропагандировать… А что прикажете делать, когда многие друзья и знакомые деградируют и спиваются, когда понимаешь причину этого и видишь лишь редкостные исключения (но они же есть!)? Когда всё вокруг – люди, телевизор, театр, эстрада, газеты, книги, - дуреет и тупеет прямо на глазах, а самому тупеть просто не хочется? Ну не желаю я становиться тупым придурком, понимаете – а говорят, что надо и еще подталкивают- все вместе, всей толпой. Ну вот, расхныкался, облегчил душу- да не судите строго, не автомат я. Надеюсь, будем сражаться вместе – за разум, цивилизацию, людей, планету. Сражаться с глупостью и развивать разумное начало внутри себя и в окружающем мире- это трудно и интересно настолько, чтобы быть достойным Человека (пишется с заглавной буквы, не путать с абсолютно другим существом, именуемым так же с буквы маленькой).

Здесь нужно предварительно сделать небольшое отступление о нескольких распространенных заблуждениях, которые присущи каждому человеку, давно исследованы и подробно описаны в психологической литературе- так что сомневаться в их наличии у Вас, у меня, у всех прочих людей просто не конструктивно. Это твердо установленные факты, которые явно утверждают, что Вы видите мир в кривом зеркале своих заблуждений. Если Вы эти факты знаете, у Вас есть возможность учесть их и своим критическим сознанием скорректировать те искажения картины мира, которые они привносят. Если не знаете - то даже не подозреваете об этих заблуждениях и живете, пользуясь ложными представлениями о мире и своем месте в нем. Разные школы психологии называют эти явления разными терминами, но сути это не меняет. Я приведу здесь только самые вопиющие факты, да и то не все, а те, что очень мешают развитию личности человека. Заинтересованному читателю могу порекомендовать поискать дополнительный материал в книгах по психологии.

Первое – резкая недооценка различий людей во взгляде на мир. Вы склонны приписывать другим людям свои собственные выводы и ощущения по поводу разных событий - хотя они на самом деле видят все это по-другому. Это не значит, что Вы как-то по особенному плохой или неправильный – это все мы так устроены. Учитесь больше слушать и понимать других людей, и знайте, что Ваша вроде очевидная оценка в отношении чувств другого человека часто ошибочна.

Пример: Вам поручили купить краску для ремонта офиса, где работает несколько человек. Вы посмотрели предлагаемый набор красок и выбрали сиреневый цвет, который лично Вам очень нравится. Вы ожидаете, что этот цвет понравится всем просто исходя из того, что он красивый - и для Вас оказывется полной неожиданностью, что такой приятный сиреневый цвет может для кого-то быть отвратительным. Вы далее начинаете сомневаться в рассудке всех, кто считает сиреневый цвет некрасивым.

Второе. Необоснованное приписывание себе более положительных свойств личности при сравнении себя с другими людьми. На самом деле отвратительная вещь – и Вы и я считаем себя пупами земли, этакими критериями святости, и внутри надуваемся от важности. Но я - то точно знаю, что это подсознательный бред, и стараюсь почаще тыкать себя носом в эту дрянь, а вот знаете ли Вы? Если знаете- я Вам мысленно аплодирую, договориться будет легче.

Третье. Человек склонен достижения приписывать себе, а неудачи- обстоятельствам. Будьте аккуратнее, приписывая свои неудачи расположению звезд на небе- неудачи, приписываемые себе, дают важный стимул для развития, а успех всегда расслабляет.

Пример: Все школьники, даже отъявленные неучи, искренне верят, что двойку им поставили ни за что (учитель плохой, пример неудачный и т.п.), а вот пятерка всегда вполне заслуженная награда за усилия.

На этом отступление заканчиваем и переходим к более насущному.

Самый главный факт, который требуется осознать- это то, что начинается новый период в жизни. Принять решение быть умным, несмотря на кучу препятствий- это Выбор с большой буквы, это Решение, достойное Человека. Вас будут считать чудаком, даже родные люди, Вас будут бояться, Вам будут завидовать, Вас перестанут понимать – Вы готовы стать белой вороной, может даже порвать с обществом - или все же откажетесь от борьбы, позволите течению нести Вас как безжизненное бревно и станете-таки незаметным винтиком? Если бы существовал какой-то другой, «промежуточный», «средний» выбор, были бы и люди, следующие ему и соответственно живущие. Но среди моих знакомых после 27- только свободные люди – в ничтожном меньшинстве – и винтики, это все остальные, и никого другого нет, нет, нету, ау… Я хочу, чтобы людей было больше, винтиков меньше, но Человеком остаться очень трудно, потому их так обидно мало. Пусть эта моя работа даст Вам привилегию выбора там, где за большинство других всё уже решили - я рассчитываю на пополнение рядов настоящих людей. Год, два года Ваших сознательных титанических усилий – и я буду почти спокоен за судьбу еще одного настоящего Человека. Все и всё будет и сейчас, и потом толкать Вас к жизни винтика, так что выбор предстоит отстаивать в постоянной борьбе - за себя, свой разум и свою свободу. Спокойной жизни, конечно, придет трындец. Как и скуке, впрочем- тоже. Когда через несколько лет Вы почувствуете свои возможности, осознанно станете на путь мага (преобразователя реальности) – горе тому, кто или что попытается отнять у Вас это! Путь превращения в винтик для Вас никогда не будет закрыт, но я не представляю, какой вселенский катаклизм сможет теперь заставить Вас отказаться от настоящей, трудной, интересной жизни, достойной Человека. Но сейчас вы стоите перед очень крутой и высокой горой. Чтобы преодолеть ее, нужно быть уверенным, сильным и твердым в выборе- несгибаемым, как железобетонный столб. Это трудно, но достойно. Вы должны стать настоящим фанатиком собственного развития. Собственно, вопрос сейчас стоит только так – решиться поработать над собой, чтоб весь мир был у Ваших ног, либо ничего не делать- и тогда вы «из праха появились, в прах и обратитесь» без следа. Решение, увы, нельзя отложить на потом, свобода выбора есть только сейчас, и то ненадолго, потому что пока Вы пассивны, Вы все больше и больше, постепенно и незаметно для себя, превращаетесь в винтик, и совсем скоро свободы выбора у Вас уже не будет. И пусть сегодня начинаем мы не с силы, а со слабости – но могучий дуб тоже начинается с маленького желудя. Только Вам решать, прорастет Ваш желудь или сгниет, а моя задача - обеспечить почву и удобрить.

Собственно говоря, Вы уже и сами смогли бы сформулировать, что нужно делать и как, исходя из того, что было написано ранее про развитие вообще любых сложных систем, и про развитие сознания в частности, поэтому мне остается указать лишь на несколько недостающих деталей.

Как у Вас дела с отношением к учебе, к приобретению новых знаний? Без самообразования вообще ничего не выйдет, а учеба- это работа, и работа непростая. Если Ваши учителя «постарались» сформировать у Вас отрицательное отношение к учебе, и сейчас Вы уверены, что учеба- это тупая безрадостная зубрежка ненужной муры, нужно это срочно исправлять. Мир цивилизации сейчас изменяется очень быстро, так что школьного и институтского запаса знаний хватит лет на 5-7, не более. Постоянная учеба должна стать Вашей столь же естественной потребностью, как умывание и еда. Чтобы процесс учения доставлял радостные эмоции, придется поработать с подсознанием. Можно было бы и просто поднапрячь волю- но для длительных волевых усилий мы, воспитанные в тепличных условиях, малопригодны. Что тут можно поделать, если – магия человека без знаний о мире и себе не работает. А вот чему можно учиться- об этом ниже, в следующей главе.

А как Вы относитесь к тому, чтобы что-то делать самостоятельно? Если смотреть на это с точки зрения мифов общества, то любая самодеятельность в принципе глупа. Всегда найдется фирма, в которой работают крутые специалисты, которые сделают все лучше, быстрее и без усилий- только плати. Здесь есть, к моему большому сожалению, большая доля истины- и здесь есть кошмар тупика развития. Давайте далее рассуждать логически. Новичок в принципе не может соревноваться с профессионалом- он просто зелен, во всех смыслах. Чтобы новичок смог разговаривать с профессионалом “на равных”, ему нужно приобрести знания и – опыт. Допустим, для приобретения знаний особых препятствий сейчас нет – бери книги, лезь в интернет – учись, не хочу. С опытом хуже – он приобретается только на практике, а оплачиваемой практики нет и быть не может – профессионал все делает лучше, быстрее и дешевле, новичок конкуренции с профи не выдержит. Это противоречие можете преодолеть только Вы сами- смиритесь с тем, что сначала у Вас на практике все будет выходить криво и никуда не годно- прямо как у «Волшебника-недоучки» в песне Аллы Пугачевой. Но если Вы поставили целью свое развитие, Вас это не должно сильно волновать, ведь Ваша цель- научиться, а у ученика всегда все поначалу выходит плохо. Здесь- один махонький экономический секрет. Плата за работу профессионала- или стоимость товара на рынке, что, в общем, то же самое – определяется вовсе не тем, сколько усилий на это потрачено. Плата зависит от того, сколько за это изделие, умение или услугу готов платить пользователь. Если что-то нужное Вам имеет, с Вашей точки зрения, непомерно высокую цену, стоит задуматься о том, чтобы самому научиться делать это. Сначала, уверяю Вас, получится еще хуже, но приобретенный Вами опыт позволит выбрать- Вы можете остановиться на варианте, что для себя лучше это делать, а не покупать, а можете и захотеть организовать свое предприятие, чтоб конкурировать с обнаглевшими производителями и продавцами. В любом случае, эти поиски будут повышать Ваш уровень сознания – а, после некоторого количества неудач, и Ваш материальный достаток! «Под лежачий камень вода не течет»- эта народная мудрость должна стать Вашим девизом в любом случае, если Вы хотите чего-то достичь.

Очень интересно проверить Ваше отношение еще к одной проблеме – тупая работа, приносящая большие деньги. Если Вы «застряли» на такой работе – вы не будете развиваться без дополнительных сознательных усилий, причем эти усилия обычно столь велики, что («КАРР!») Вы не будете развиваться вообще. Лучше, конечно, работу сменить- пусть денег будет поменьше, но по-настоящему разумный человек не будет полоскать банановые корки с утра до вечера за любые, пусть самые бешеные, деньги. Если все время только зарабатывать деньги, то когда же их тратить? Только человек, разум которого совсем затуманен мифом о золотом тельце, может позволить себе попасть в такое добровольное рабство. У всех работодателей есть одна общая особенность- уровень Вашей деятельности, вне зависимости от Вашей должности, в подавляющем большинстве случаев оказывается ниже Ваших возможностей и в чем-то напоминает вышеупомянутое полоскание. Это имеет вполне рациональное объяснение – работая ниже своего потенциала, Вы заведомо все сделаете правильно, и банановая корка будет идеально чистой, а если Вы работаете на пределе своих способностей - вполне возможны ошибки и просчеты. При работе на одной должности Вы приобретаете опыт и привычки, гарантирующие от ошибок - руководство объективно не заинтересовано в Вашем карьерном росте, пусть Ваши иллюзии на эту тему испарятся. С этого момента ваше развитие – это Ваше личное дело, никто и ничто кроме Вас им заниматься не будет. Точка. Оптимальное использование работы для собственного развития- это должность, предъявляющая требования чуть выше Ваших возможностей, с немедленной сменой на более сложную при малейшем намеке, что Вы ей начали соответствовать в полной мере. Главный критерий при подобной смене работы с целью саморазвития- не уровень зарплаты и должности, а уровень сложности решаемых вопросов. То есть, если Вы решили сделать работу инструментом саморазвития, вы должны оставлять одну работу и переходить на другую только тогда, когда новая предъявляет к Вашему развитию более высокие требования, не формально более высокие, а по-существу более высокие. Тогда вы самым наглым и антиобщественным образом, нахально и безнаказанно используете для саморазвития систему, предназначенную в том числе и для того, чтобы развития не допустить- и это замечательно! К сожалению, это работает лишь до определенной границы: никакую адекватную работу для гения общество предложить уже не сможет- недоросло, в платных услугах гениев общество не нуждается. Так что этот путь развивающемуся человеку предстоит в конце концов покинуть- и тогда от работы потребуется, чтобы она оставляла время и возможности, в том числе финансовые, для саморазвития (нужно, в частности, чтобы оставалось достаточно времени вне работы или чтобы саморазвитием можно было бы заниматься прямо во время работы).

Исходя из того, что сознание развивается количественно и качественно, и что более ценное качественное развитие приобретается во время взаимодействия со сложными системами, Вы должны сформировать у себя вкус к постоянной работе с зубодробительными задачами и системами, кажущимися неимоверно сложными. Сложность должна притягивать Вас, как цветок пчелу – об этом совсем не лишне будет договориться с подсознанием. Обычно развивающийся человек испытывает очень приятное чувство гордости, когда действует с использованием своих прошлых достижений. Достижений становится все больше и больше, все радостнее демонстрировать всем, да и себе самому свою необыкновенную «крутость». Если не выдрессировать себя так, чтобы засунуть это чувство ложной гордости в задницу (церковь абсолютно справедливо рассуждает здесь о грехе гордыни, который подстерегает и уже погубил множество талантливых людей), то прошлые достижения становятся поистине непреодолимой преградой на пути к новому развитию! Концентрируясь на достигнутом и замыкаясь в кругу своих прошлых достижений, Вы сами отрезаете себе путь к новым вершинам – на их покорение остается все меньше и меньше времени и желания. Если Вы считаете себя уже настолько «крутым», что нет необходимости заниматься чем-либо еще- Ваше развитие, тем самым, увы, закончено- и вы находитесь в стадии постепенной, незаметной для себя деградации. Лекарство от этого- привыкнуть все время концентрироваться на новом, недостигнутом, более сложном. Только тогда самолюбование отступает перед грандиозностью новых задач, и Вы, прекрасно осознавая все Вами достигнутое как Ваш «стартовый капитал», имеете возможность браться за те задачи, которые ранее казались Вам неприступными. Разворачивайте в своих мыслях любое тупое «невозможно понять» в конструктивное «я пока недостаточно развит, чтобы разобраться в этом», а «невозможно сделать» в «я слишком глуп, чтобы найти путь решения»- и Вы получите неплохой шанс стать действительно великим и достойным Человеком. Не нужно сильно опасаться даже такого – «все слишком глупы, чтобы найти путь решения» - если Вы упорно трудитесь над своим развитием, неизбежно наступает момент, когда в чем-то важном Вы начинаете разбираться лучше всех, и тогда Вы, при желании, сможете внести свой вклад в культуру. Разумное человечество развивается умами и силами лучших своих представителей – так станьте же одним из них!

В заключение главы несколько слов о таких важных вещах, как совесть, мораль и этика. Я не рассуждаю об этом подробно только потому, что у меня сложилась определенная убежденность во взаимозависимости общего развития уровня сознания и этичности поступков человека. Развитой человек не может быть плохим, потому что быть плохим слишком просто и глупо – вот, если коротко, суть моих мыслей по этому поводу. Наш мир устроен так, что разрушать всегда проще, чем созидать (так можно, в частности, переформулировать доказанное физикой второе начало термодинамики). Камень рано или поздно скатится с горы сам- поэтому тот, кто подталкивет камень, просто демонстрирует свою глупость, и только тот, кто из камней строит город, который сам по себе ни за что не построится - оставляет в Вечности след своего разума.

 

Позитивное мышление и системы знаний для развития сознания.

 

Достижения лучших умов нашей цивилизации обеспечивают неплохой материал для развития сознания. Но прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям, мне хотелось бы осветить один ключевой прием мышления - позитивность. Привычка мыслить в позитивном ключе резко ускоряет деятельность человека и отключает сильный тормоз на пути саморазвития. Нужно стараться избегать неконструктивного хода своих мыслей. Неконструктивно, в частности, снова и снова переживать по поводу прошлых неприятностей- ничего позитивного, кроме ухудшения настроения, это не даст. Извлекли урок, запомнили его – и заставьте себя отвлечься на более приятное и полезное дело. Переживания по поводу украденного кошелька его не вернут- и точка, проехали, в следующий раз не будем такими растяпами. Что мы там починить–то хотели?… Неконструктивно ставить цели в виде избегания чего-либо, или цели, степень достижения которых невозможно проверить. Цели «не быть бедным», «стать богатым» предельно неконструктивны, в отличие, скажем, от цели «купить кухонную мебель». Нужно иметь цели, различающиеся по планируемым срокам реализации– с «дальним»прицелом на 3-7 лет, и контролировать их выполнение. Магия, описанная выше, сильно поможет в их достижении.

А теперь приведу примерный порядок освоения систем знаний, по мере их усложнения, позволяющих последовательно преодолеть рубежи метауровней сознания. Освоение каждой системы знаний предполагает как теоретическое понимание так и и практическую работу с материальными объектами- природными и изготовленными, понимание функционирования которых основано на базе соответствующих систем знаний.

Практическое освоение материальных объектов по каждой системе знаний идет в таком порядке

- любопытство

- разборка/поломка систем этого класса на части

- разборка с последующей сборкой, с восстановлением работоспособности после сборки

- мелкий ремонт неисправных систем этого класса, без замены деталей

- средний ремонт, нахождение и замена неисправных или изношенных элементов

- самостоятельная разработка несложных систем этого класса

- разработка систем высокого уровня сложности

- улучшение существующих систем, замена узлов на разработанные и изготовленные самостоятельно

 

При работе с природными и живыми объектами некоторых этапов практического освоения необходимо избегать по этическим соображениям и соображениям безопасности. Вообще практическая деятельность ВСЕГДА опасна – будьте осторожны!

Начало может быть положено механикой. Наша цивилизация немыслима без механизмов- часов, швейных машин, автомобилей, механических игрушек и многого другого. В механике все можно увидеть и пощупать – это материализованная математика. Движение всегда привлекает человека. Нет механического устройства, содержащего что-либо скрытое и недоступное пониманию - Вы всегда сможете объективно проконтролировать уровень своих достижений. Нет слишком сложных механизмов- есть лишь Ваш страх перед сложностью, брезгливость перед маслом(машинным), нежелание познания и прочие вещи, от которых стоит избавиться.

Механику победили – самый раз заняться гидравликой и пневматикой. Учимся работать с невидимой деталью – воздухом, котрый взаимодействует с видимыми – мембранами, клапанами, поршнями. Последние суть механика, а мы это уже проходили.

Следующий этап – электромеханика, все эти реле, электродвигатели, соленоиды, магниты, динамики, микрофоны….

Сюда же и всякие пневмогидроэлектроклапана,электронасосы… предвижу вопрос – а где всю эту хрень добывать? В отслужившем свое старье- автодетали, стиральные машины…. Есть там все это, есть. Конечно, если не бояться обвинений в чудачестве и испачканных рук.

Далее по списку- электроавтоматика. Конструкции из реле, лампочек и электромагнитов. В основном это уже всякие промышленные агрегаты.

Потом – серъезное электричество и электроника. Здесь понадобится уже своя небольшая лаборатория. Впрочем, мастерская у Вас уже есть- разбираться в механике без инструмента и места малореально. Теперь там появятся осцилограф, вольтметр, паяльник и т.п. В электронике, когда она работает, но ничего как будто не движется – умение разбираться в таком дрессирует мозги почище высшей математики.

Далее – Системы автоматического регулирования. С компьютерами и без них. Следящие системы, регуляторы, датчики там разные… Удивительно, но близкое знакомство с системами автоматического регулирования показывает необходимость иметь истинные знания и полностью развенчивает работу методом «от здравого смысла».

Далее по списку – химия. И физика из разделов термодинамики и квантовой механики. Переходим к работе с тем, что вообще прямому восприятию недоступно- только косвенному. Опять же, осторожность - в химии иногда что-то взрывается.

Потом – биохимия. Та же химия + физика + 3 порядка сложности. Хорошо! И в медицине начинаем копаться. Врачам бы познания в системах автоматического регулирования- но это мечта.

Потом уже идет биология и психология.

Несуществующая пока теория саморазвивающихся систем и работа с ними должна бы завершить этот перечень, но здесь лучшие умы человечества пока сами в стадии учеников…

Это, конечно, только одна из возможных схем, для человека с «техническими» склонностями. Описываю ту, которую знаю на своем опыте, сам я прошел далеко не все, еще есть куда двигаться.

 

Чтобы детям повезло стать умными – краткое пособие для неравнодушных родителей.

Как уже было указано выше, до возраста 16-18 лет развитие человека мало зависит от него самого, больше определяется условиями его жизни и учебы. Ранее я назвал это везением. Если Вы- родитель, прочитав это, Вы наверняка захотите сделать так, чтобы Вашим детям непременно повезло. Не зная Ваших конкретных условий и возможностей, трудно определенно что-то посоветовать, но базе понимания того, каким должно быть сознание высокоразвитой личности, и, исходя из законов развития сложных систем и разума, можно сформулировать некоторые основные тезисы оптимальной модели обучения с точки зрения максимального развития возможностей сознания личности. Хотя указанная цель декларируется как обществом, так и системой образования, обучение в целом самым грубым образом игнорирует её, но островки свежего воздуха пока остались. Я надеюсь, что нижеприведенные критерии помогут Вам в их отыскании.

- Обучение должно быть эффективным- цели должны достигаться при минимуме времени и усилий. Так можно достичь максимально возможного результата

- обучение должно максимально учитывать все психологические особенности растущего человека (исходя из вышеприведенных замечаний о сложной системе вообще- для эффективного вмешательства в работу системы нужно иметь хорошую модель этой системы и действовать в соответствии с ней) Например, использование наказания в процессе обучения должно быть минимизировано- как с целью воспитания этики (самозапреты куда эффективнее страха наказания) так и для создания положительной мотивации.

- Следует использовать максимально доступный обучаемому метауровень при передаче знаний. Передача знаний данного метауровня должна вестись в основном с целью выхода обучаемого на следующий метауровень, достижения ясности в понимании более абстрактных категорий. Как только обучаемый достигает уверенного оперирования понятиями нового метауровня, объем работы с информацией нижних уровней должен быть резко сокращен- до необходимого образовательного минимума. Это позволяет за заданное время обучения сформировать более развитое сознание.

- Обучение каждой системе знаний следует сопровождать практической работой с использованием полученных знаний. Очень желательно создание ситуаций, когда в результате практической работы заинтересован ученик в качестве личной цели, не связанной с оценкой его успеваемости. Это обеспечивает высокий уровень мотивации всего процесса обучения.

- Везде, где только возможно, обучение следует вести непосредственно на объектах реального мира. Для высокоабстрактных систем знаний типа математики нужно почаще демонстрировать использование знаний при работе с объектами реального мира – это решается соответствием времени подачи материала в разных обучающих программах. Такой подход исключает возникновение у обучаемого ложного впечатления о том, что метауровни абстрактных знаний бесполезны и оторваны от жизни.

- Непременной деталью обучения должно быть рефлексивное изучение личностью себя. Например, если ученик понимает, что обучение происходит оптимально при соответствии уровня развития изучающего уровню сложности изучаемого, то он может осознанно выбрать средства и методы обучения, что дает ощутимый результат с точки зрения скорости обучения и самообучения.

- Образование обязательно должно учитывать различие способностей и природных склонностей- то есть, быть по-возможности индивидуальным. Критерием должен быть не возраст, а уровень развития.

- В соответствии с видами деятельности разума главными «предметами», охватывющими всю учебную иерархию, должны быть изучение макро и микрокосма.

- С целью формирования навыков и мотивов самообучения нужно всячески поощрять соответствующую активность.

- Этичному поведению тоже надо учить – иначе возможна катастрофа. Во всех случаях учебных взаимодействий с реальностью должна быть уверенность в том, что неэтичным действиям препятствует не страх наказания, а ответственность, понимание и сострадание.

- Для правильной самооценки учащимся достигнутого им уровня развития наука о развитиии сложных систем должна входить в круг изучаемых предметов.

- создание стремления к самообучению должно являться одной из целей обучения. Опыт показывает, что возможности совершенствования сознания необходимо тренировать с той же целью, что и скелетную маскулатуру- во избежание атрофии.

Пожалуй, здесь я остановлю перечень, хотя можно было бы добавить еще массу полезных замечаний.

 

Заключение.

Как уже было указано, мы живем в предкризисную эпоху. Глобализация связей современной цивилизации предполагает глобальный характер наступающего кризиса. Об этом сейчас много говорят и пишут развитые люди самых разных профессий, стран, слоев общества. Предсказывать, что будет после кризиса- занятие неблагодарное, но особенность наступающего кризиса в том, что он альтернативен, и может произойти либо в сознании людей, либо в экосистеме планеты. Это зависит от того, что раньше разовьется до «выхода за разумные рамки» - истощение ресурсов планеты или осознанная тревога развитых людей за (хотя бы собственное) будущее. В первом случае нас ждет глубокий кризис самой цивилизации, распад старых связей может иметь ужасающую глубину - вплоть до одичания человека, развитие личности которого прямо зависит от уровня развития общества, которое в свою очередь деградирует до стада наших далеких звероподобных предков. Возможен даже кризис вида «человек разумный», которому трудно будет выжить при резком исчезновении благ цивилизации. Если все же тревога заставит нас проснуться раньше, кризис произойдет в виртуальном мире – распад затронет мифологизированную систему взглядов общества, и тогда появятся неплохие шансы развить и приумножить достижения цивилизации, став более разумными как в индивидуальном, так и в общественном плане. Каждый человек объективно заинтересован во втором сценарии кризиса, но «зрячих» людей до обидного мало, они ощущают себя заложниками ситуации, многие дезориентированы и не знают, что делать. Я попытался дать увиденную мной часть ответа на вопрос. Нужно углублять и ускорять кризис устаревших мифов в сознании людей, повышать уровень развития каждого человека и объединять магию людей, достигших понимания катастрофичности ситуации. Предотвратить ресурсный кризис цивилизации, ускорив кризис мифов общественного сознания – вот над чем стоит поработать сейчас каждому развитому человеку. Времени осталось немного, разрушение цивилизации из-за опустошения ресурсов планеты вполне может начаться уже при нашей жизни, поэтому активно действовать и пробуждать тех, до кого еще можно достучаться – это еще и вопрос обеспечения собственного выживания.

 

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.