Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подрядные работы для государственных нужд 4 страница




3. В соответствии с Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к сфере, регулируемой данным Законом. Поэтому ценовое регулирование здесь осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня в установленном законом порядке. Закон о естественных монополиях содержит также правило, запрещающее сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 3 данного Закона, в состояние конкурентного рынка (ст. 6).

4. Провозная плата (тариф) включает не только затраты, связанные непосредственно с перемещением грузов, пассажиров, багажа, но и ряд тесно связанных с перемещением работ, услуг, оказываемых транспортными организациями грузовладельцу, например хранение груза, прибывшего на железнодорожную станцию назначения, в течение 24 часов.

5. В п. 3 комментируемой статьи говорится о тех работах и услугах, которые транспортные организации осуществляют по требованию грузовладельца и на которые нет установленных цен и сборов. Такие работы и услуги по смыслу данной статьи должны оплачиваться по соглашению сторон.

6. В соответствии с правилами, действующими на отдельных видах транспорта, грузовладелец, как правило, обязан оплатить перевозчику провозные платежи и другие платежи по перевозке до выдачи груза получателю. В обеспечение этого права перевозчику предоставлена возможность удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж, т.е. не выдавать их грузовладельцу. Имеется в виду право удержания вещи (ст. 359, 360 ГК). Право удержания морским перевозчиком груза в обеспечение уплаты провозных и других платежей предусмотрено также КТМ (ст. 160), железнодорожным перевозчиком УЖТ (ст. 35), КВВТ (ст. 75).

Предусмотренное п. 4 комментируемой статьи правило применяется, если законом, иными правовыми актами, договором перевозки не предусмотрено иное или если иное не вытекает из существа обязательства.

7. Правило п. 5 комментируемой статьи обязывает органы исполнительной власти РФ, а также субъектов РФ возмещать транспортной организации расходы, связанные со льготами или преимуществами граждан либо юридических лиц по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, предоставленными им законом или иными правовыми актами. Расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

 

Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

 

1. Основанием возникновения обязательства по подаче транспортных средств под погрузку ГК называет заявку (заказ), договор перевозки или договор об организации перевозки. По смыслу ст. 794 ГК принятие перевозчиком к исполнению заявки (заказа) означает достижение соглашения по подаче транспортных средств перевозчиком и их использованию отправителем. Тем самым договору перевозки, заключаемому путем вручения груза, предшествует самостоятельное обязательство по подаче транспортных средств и их использованию. Невыполнение перевозчиком или отправителем данного обязательства влечет за собой ответственность (см. коммент. к ст. 794).

При наличии между перевозчиком и отправителем в течение длительного времени устойчивых связей заключаются договоры об организации перевозок, в которых содержатся условия о порядке и сроках подачи транспортных средств под погрузку (ст. 798 ГК). Долгосрочные договоры не освобождают отправителя от обязанности в установленные законом сроки (ст. 11 УЖТ) подать заявку на предоставление транспортных средств.

Условия, связанные с организацией перевозок, содержатся в договоре фрахтования (ст. 787 ГК), который опосредует отношения, связанные с подачей транспортных средств под погрузку (выгрузку).

2. Перевозчик обязан подать под погрузку транспортные средства в срок, установленный принятой заявкой (договором). В ГК отсутствует норма об ответственности за нарушение перевозчиком сроков, установленных на подачу транспортных средств. Такая ответственность на отдельных видах транспорта предусмотрена транспортными уставами и кодексами (например, ст. 100 УЖТ, ст. 115 КВВТ), иными правовыми актами и может быть предусмотрена соглашением сторон. Обязанностью перевозчика является также подача под погрузку исправных транспортных средств. Под исправностью понимается пригодность транспортных средств для перевозки соответствующего груза как в техническом, так и в коммерческом отношении. Отправителю предоставлено право отказаться от поданных неисправных транспортных средств. Неисправность транспортных средств должна быть подтверждена в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и изданными в соответствии с ними правилами. Транспортные средства, от которых грузоотправитель отказался в связи с их неисправностью, считаются неподанными и не подлежат зачету в счет транспортных средств, предусмотренных заявкой (заказом, договором).

Если отправитель не реализовал свое право на отказ от транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза, и использовал неисправные транспортные средства под погрузку, а в пути следования или при выдаче получателю груза установлена его утрата, недостача или повреждение по этой причине, перевозчик может использовать данное обстоятельство (принятие отправителем неисправных транспортных средств) как основание для защиты против требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза. Такое мнение высказано ВАС РФ применительно к непригодным в коммерческом отношении железнодорожным транспортным средствам (постановление Пленума ВАС РФ от 12.11.98 N 18 "О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации"*(145)). Обязанность доказывания принятия отправителем неисправных транспортных средств должна лежать на перевозчике.

3. Погрузку (выгрузку) груза осуществляют отправитель (получатель) либо транспортная организация. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок погрузки (выгрузки), в том числе и распределение обязанностей по погрузке (выгрузке) между транспортной организацией и отправителем (получателем) груза, предусматривается в договоре с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В ГК не называются договоры, в которых определен порядок погрузки (выгрузки) груза. Такими договорами могут быть, например, договоры об организации перевозок, договоры фрахтования.

В договорах должны быть соблюдены положения, установленные транспортными уставами и кодексами и изданными в соответствии с ними правилами. Например, согласно положениям, предусмотренным в УАТ, погрузка осуществляется, как правило, отправителем груза (ст. 57), а выгрузка - грузополучателем и автотранспортным предприятием (ст. 66). Согласно ст. 21 УЖТ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). Погрузка порожних или груженых контейнеров в вагоны, а также выгрузка из них таких контейнеров в местах общего пользования обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей с ее оплатой по соглашению сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка грузов из контейнеров в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями, грузополучателями. Перечень опасных грузов, погрузка и выгрузка которых в местах общего и необщего пользования не допускаются, устанавливается правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом. Согласно п. 6 ст. 73 КВВТ погрузка или выгрузка груза осуществляется в порядке, предусмотренном договором, если иное не предусмотрено правилами перевозок грузов. Погрузка грузов в контейнеры и выгрузка его из контейнеров осуществляются грузоотправителем и грузополучателем.

 

Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа

 

1. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления сроков доставки утверждаются в соответствии со ст. 33 УЖТ федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Сроки доставки грузов могут устанавливаться в договорах об организации перевозок.

Согласно УАТ сроки доставки грузов и порядок их исчисления устанавливаются для перевозок в междугороднем сообщении (ст. 69). Применительно к остальным перевозкам закреплен лишь общий принцип: автотранспортные организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильным транспортом, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега (ст. 70 УАТ). Такой подход обеспечивает доставку груза в разумный срок, о котором говорится в данной статье ГК.

В соответствии со ст. 109 ВК перевозчик обязан доставить принятый к перевозке груз в пункт назначения в установленный срок, который определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки.

Морской перевозчик обязан доставлять грузы в срок и маршрутом, которые установлены соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КТМ). В договорах фрахтования сроки доставки груза, как правило, не предусматриваются. Обычно указывается, что судно будет следовать "со всей возможной скоростью" или "с разумной скоростью", под которой понимается не максимальная, а наиболее экономичная скорость. Не считается нарушением договора перевозки всякое отклонение судна от намеченного пути в целях спасения на море людей, судов и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано неправильными действиями перевозчика. На внутреннем водном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков определяются правилами перевозок грузов.

Транспортными уставами и кодексами установлена обязанность перевозчика уплатить штраф за нарушение установленных сроков доставки груза. Размер штрафа на каждом виде транспорта установлен соответствующими транспортными уставами и кодексами. Уплата штрафа за просрочку доставки груза не освобождает перевозчика от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном ст. 796 ГК. Например, если в результате просрочки в доставке груз пришел в негодность, перевозчик обязан уплатить управомоченному лицу штраф за нарушение сроков доставки и сумму, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза - его стоимость.

2. Перевозка пассажиров на всех видах транспорта осуществляется по расписанию. Сроки доставки багажа и порядок их исчисления определяются транспортными уставами, кодексами и принятыми в их развитие правилами перевозок пассажиров и багажа. На железнодорожном транспорте срок доставки багажа определяется временем следования до станции назначения поезда, с которым был отправлен багаж. Если багаж следует по маршруту с перегрузкой в пути, то срок доставки багажа определяется временем следования по данному маршруту согласованных поездов с добавлением одних суток на каждую перегрузку (ст. 89 УЖТ). Согласно ст. 88 УАТ принятый к перевозке отдельно от пассажира багаж должен быть доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт по расписанию. Сроки перевозки пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте устанавливаются согласно расписанию движения судов (п. 1 ст. 95 КВВТ). При перевозках багажа морским транспортом перевозчик обязан доставить багаж, перевозимый на пассажирских и грузопассажирских судах, в соответствии с расписанием прибытия в пункт назначения того судна, на котором багаж был отправлен.

Воздушный перевозчик обязан принять меры к тому, чтобы багаж пассажира был отправлен и доставлен тем же рейсом, которым следует пассажир.

В ГК нет нормы об ответственности перевозчика за несвоевременную доставку багажа. Ответственность за просрочку в доставке багажа предусмотрена в транспортных уставах и кодексах (ст. 196 КТМ, ст. 120 ВК, ст. 108 УЖТ, ст. 116 КВВТ, ст. 138 УАТ). За просрочку в доставке багажа транспортные организации уплачивают штраф.

 

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

 

1. В комментируемой статье закреплены наиболее общие положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа. Объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в ГК (см. коммент. к ст. 794-796), а также в транспортных уставах и кодексах. Если нормы об ответственности перевозчика, содержащиеся в действующем уставе УАТ, не соответствуют ГК, следует руководствоваться нормами ГК и иными законами РФ.

2. ГК допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с пассажирами и грузовладельцами. Однако, как общее правило, нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Изъятие допускается только применительно к перевозке груза и в случае, если возможность такого соглашения предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Возможность соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности предусмотрена, например, ст. 175 КТМ. По смыслу комментируемой статьи ГК стороны могут договориться об усилении ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства перевозки пассажира и багажа. Согласно ст. 123 ВК перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК или международными договорами РФ. Аналогично может решаться данный вопрос и применительно к перевозкам грузов другими видами транспорта.

 

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

 

1. В п. 1 комментируемой статьи предусмотрена взаимная ответственность участников обязательства за неподачу под погрузку транспортных средств и их неиспользование. Объем и основания ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств, а отправителя за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также соглашениями сторон.

Материальная ответственность железных дорог и отправителей груза за неподачу вагонов и контейнеров и не использование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров установлена в ст. 94 УЖТ. Перевозчик и отправитель несут друг перед другом ответственность в виде штрафа (ст. 127 УAT, ст. 115 КВВТ) за невыполнение автотранспортными предприятиями и грузоотправителями обязательства по подаче автомобилей под погрузку груза и неиспользование этих автомобилей грузоотправителями; за неподачу перевозчиком транспортных средств для перевозки грузов или буксировки плотов, непредъявление отправителем к перевозке груза или древесины в плотах; за непредъявление к перевозке груза.

Ответственность за невыполнение обязательства по подаче транспортных средств и их использованию может быть установлена соглашением сторон. При этом действует общее правило о невозможности соглашения сторон об устранении или ограничении ответственности перевозчика (ст. 793 ГК).

2. Установленный комментируемой статьей, транспортными уставами и кодексами, постановлениями Правительства СССР и РФ штраф является исключительной неустойкой. В п. 2 комментируемой статьи дан перечень оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу транспортных средств и непредъявление груза к перевозке, применимых к отношениям перевозчика и грузоотправителя на всех видах транспорта. Освобождают от ответственности: а) непреодолимая сила, а также, как сказано в комментируемой статье, иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (п. 1 ст. 202 ГК). Для освобождения от ответственности перевозчика или отправителя по данной причине необходимо, чтобы обстоятельство, на которое ссылается сторона как на явление непреодолимой силы, было чрезвычайным и непредотвратимым при конкретных обстоятельствах. Так, шторм 5 баллов - непреодолимая сила для небольшого судна и вполне нормальное условие мореплавания для крупного океанского лайнера. Заносы и наводнения - почти всегда стихийное бедствие, но пожар может быть признан непреодолимой силой, если он возник не по вине перевозчика или отправителя.

Основанием для освобождения от ответственности являются также военные действия.

Перевозчик и грузоотправитель могут быть освобождены от ответственности, предусмотренной комментируемой статьей, в случае прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

3. Иные случаи освобождения от ответственности за неподачу транспортных средств или непредъявление груза к перевозке предусматриваются в транспортных уставах и кодексах, например ст. 116, 117 УЖТ, ст. 131 УАТ, ст. 115 КВBT.

 

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

 

1. ВК установил ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения в форме штрафа в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы, если он не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажира, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. На железнодорожном транспорте предусмотрена ответственность за задержку отправления поезда или опоздание поезда на станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении. Железная дорога уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час просрочки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправности транспортных средств или иных не зависящих от дороги обстоятельств (ст. 110 УЖТ). Морской перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд и платы за провоз багажа за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения (ст. 196 КТМ). На внутреннем водном транспорте за несоблюдение сроков доставки грузов или буксируемого объекта перевозки буксировщик уплачивает пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 116 КВВТ).

Задержка отправления транспортного средства или опоздание его прибытия в пункт назначения дает основание для предъявления к перевозчику требования о возмещении пассажиру морального вреда, вызванного задержкой отправления транспортного средства или опозданием его прибытия в пункт назначения. В производстве судов общей юрисдикции были, например, дела по искам, предъявленным пассажирами, о возмещении морального ущерба за задержку рейса или опоздание в прибытии в пункт назначения воздушного судна.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрено право пассажира на отказ от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства и возврат провозных платежей. Платежи подлежат возврату независимо от времени задержки.

 

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

 

1. ГК ввел обобщенное понятие "несохранность" груза в качестве условия ответственности перевозчика. Под несохранностью груза следует понимать утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или багажа.

Перевозчик несет ответственность с момента принятия груза (багажа) к перевозке, т.е. его вручения перевозчику, до его выдачи управомоченному лицу. Время принятия груза к перевозке и его выдачи обычно указывается в транспортном документе (накладной, коносаменте, багажной квитанции).

Упомянутое в комментируемой статье лицо, имеющее право на получение груза, несколько отличается от предусмотренного ст. 785 ГК, согласно которой под управомоченным на получение груза лицом понимается его получатель. Аналогично решен вопрос о лице, управомоченном на получение груза, в транспортных уставах и кодексах. В комментируемой статье говорится не только о грузополучателе как лице, которому выдается груз, но и об управомоченном им лице. Однако кого следует понимать под управомоченным получателем лицом, не сказано. Если под управомоченным получателем лицом подразумевается агент, экспедитор или иной представитель получателя, то и в этом случае управомоченным на получение груза лицом остается лицо, указанное в транспортном документе, т.е. грузополучатель, так как агент, экспедитор или иной представитель получателя действуют от его имени и по его надлежаще оформленному поручению. Если же агент или экспедитор, с которым получатель состоит в договорных отношениях, действует от своего имени, то в транспортных документах именно он называется в качестве грузополучателя. Поэтому указание в комментируемой статье на выдачу груза не только получателю, но и управомоченному им лицу представляется излишним.

2. Лицом, управомоченным на получение багажа, является предъявитель багажной квитанции (ярлыка, бирки и т.п.).

3. В отличие от Основ гражданского законодательства, которые отнесли решение вопроса о размере и условиях ответственности перевозчика к компетенции транспортных уставов и кодексов, ГК предусмотрел общие нормы об основании, размере и условиях ответственности перевозчика. В соответствии с ГК перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа при наличии вины, которая предполагается. Перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В комментируемой статье не конкретизируются обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить или наступление которых от него не зависело. Примерный перечень специфических и наиболее часто встречающихся в практике деятельности транспорта обстоятельств, доказанность которых перевозчиком может свидетельствовать об отсутствии его вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза, содержится в действующих УЖТ (ст. 95), УАТ (ст. 132), КВВТ (ст. 117), КТМ (ст. 166), например непреодолимая сила, действия или упущения отправителя или получателя, недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза.

Наличие в транспортных уставах и кодексах примерного перечня обстоятельств, доказанность которых перевозчиком может освободить его от ответственности за несохранность груза или багажа, не противоречит общей норме об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза или багажа, так как эти перечни содержат именно те обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

По буквальному смыслу правила п. 1 комментируемой статьи, являющемуся императивным, заявитель требования не должен доказывать вину перевозчика в любых случаях несохранности груза. Однако в действующих транспортных уставах и кодексах, и что особенно важно, в УЖТ (ст. 118), КТМ (ст. 168), КВВТ (ст. 118) есть правила, допускающие при определенных условиях предположение об отсутствии вины перевозчика, пока она не будет доказана заявителем претензии. Такое правило есть и в ст. 133 УАТ. Нельзя не учитывать также, что в ряде международных конвенций и соглашений о перевозках грузов предусмотрен перечень особых рисков, освобождающих перевозчика от ответственности за потерю или повреждение груза. Так, в п. 4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам, участником которой является Россия, установлено, что перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза явилось следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных в данном пункте обстоятельств; в их числе: отсутствие или повреждение упаковки груза; погрузка, размещение, выгрузка груза отправителем или получателем груза или лицами, действующими от их имени; недостаточность или неудовлетворительность маркировки груза и др. Аналогичные освобождающие перевозчика от ответственности за убытки обстоятельства предусмотрены Соглашением, заключенным СССР (Россией) с Финляндией о прямом железнодорожном сообщении. В рыночных условиях едва ли целесообразно ставить внутреннего автомобильного и железнодорожного перевозчика в худшее положение по сравнению с международным. Особые риски, свидетельствующие об отсутствии вины перевозчика, предусмотрены также Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаментах от 25 августа 1924 г. Россия присоединилась к Протоколу от 23 февраля 1968 г. об изменении данной Конвенции*(146) и, следовательно, должна соблюдать ее правила.

Пунктом 2 ст. 784 ГК предусмотрено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ним правилами. Это правило позволяет заключить, что законодатель был вправе включить в новые транспортные уставы и кодексы общее условие, предусмотревшее обязанность грузоотправителя (грузополучателя) доказать вину перевозчика за несохранность груза, несмотря на наличие обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза. Поэтому вызывает большие сомнения разъяснение ВАС РФ, содержащееся в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.11.98 N 18. Согласно этому разъяснению при применении ст. 109 ТУЖД (ныне ст. 118 УЖТ), обязывающей грузоотправителя (грузополучателя) доказывать вину перевозчика в несохранности груза, арбитражным судам следует руководствоваться ст. 796 ГК, содержащей презумпцию вины перевозчика.

4. Пределы ответственности перевозчика за несохранность груза претерпели в ГК некоторые изменения по сравнению с соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов СССР. Пунктом 3 комментируемой статьи установлены обязанность перевозчика в случае повреждения (порчи) груза при невозможности восстановления груза возместить его стоимость, а также обязанность возвратить отправителю (получателю) провозную плату не только за недоставленный груз (полностью или в части), но и за поврежденный (испорченный) груз.

Пределы ответственности воздушного перевозчика, установленные ВК, отличаются от предусмотренных ГК. Согласно ст. 119 ВК за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявленной ценности, воздушный перевозчик несет ответственность в размере их стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом МРОТ за килограмм веса багажа или груза. Действующий КТМ содержит норму об ограничении ответственности перевозчика. Согласно ст. 170, применяемой в зарубежных перевозках, в случае, если род и вид, а также стоимость груза не были объявлены отправителем до погрузки груза и не были внесены в коносамент, ответственность перевозчика за несохранность груза не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или другую единицу отгрузки либо двух расчетных единиц за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма выше.

Правила об ответственности, предусмотренные ст. 119 ВК и ст. 170 КТМ, соответствуют общепринятой международной практике, хотя они не вполне соответствуют императивной норме общего закона - ГК. Международными конвенциями и соглашениями о перевозке грузов, пассажиров и багажа установлен предел ответственности перевозчика, как правило, в соответствующих суммах за единицу веса или место груза или багажа.

Стоимость груза и багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

5. Правилом п. 4 комментируемой статьи установлено, что документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Отправитель и получатель груза или багажа вправе для подтверждения обстоятельств, могущих служить основанием ответственности перевозчика, использовать не только акты, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке, но и другие документы. Суд, решая вопрос об ответственности за несохранность груза или багажа, обязан исследовать и оценить все представленные доказательства в совокупности, не выделяя как наиболее доказательные акты и другие документы, составляемые перевозчиком в одностороннем порядке.

 

Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

 

1. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом или договором. Пунктом 1 комментируемой статьи сохранен обязательный претензионный порядок во взаимоотношениях по перевозке грузов между лицом, обладающим правом заявить иск к перевозчику, и перевозчиком. Арбитражный суд вправе оставить исковое заявление без рассмотрения, если истец не представил документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка урегулирования спора с перевозчиком (п. 2 ст. 148 АПК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.