Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние рок - культуры на ценностные ориентации подростков




Рок - это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Не нужно быть слишком уж наблюдательным человеком, чтобы заметить, что именно молодежь уделяет музыке куда больше внимания, времени и средств, чем взрослые.

Молодые – главные посетители концертов, участники дискотек, покупатели аудио и CD. Именно к ним обращаются эстрадные звезды и популярные группы. Хотя любители молодежной музыки подчас не только активны, но и агрессивны.

Можно выделить ряд характеристик рок - культуры, воздействующих положительно и отрицательно на молодое поколение:

1) Рок-культура служит одним из средств общения молодых людей. Даже проживая в разных городах, любители рока устанавливают контакты – ведут переписку, обмениваются записями, совместно посещают концерты любимых групп, находя единомышленников. Периодически публикуемые списки популярности (хит-парады) демонстрируют, как происходит изменение положения популярных групп или певцов в восприятии их массовой публикой. Личное отношение к любимому музыканту подросток всегда может соотнести с реакцией на него других людей. В специальных журналах анализируются причины взлета или падения рок-звезд.

2) Молодые люди зачастую объединяются по интересам. Наглядным тому примером могут служить фан-клубы того или иного исполнителя (рок-группы) и всевозможные неформальные молодежные объединения.

Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров рок-музыки:

Альтернативщики – поклонники «альтернативной» музыки, сформировавшиеся при смешении металистов, панков и рэпперов.

Готы – поклонники готик-рока, готик-метала и дарквэйва.

Инди — поклонники инди-рока

Металлисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей.

Рокеры — поклонники рок-н-ролла.

Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии.

Риветхеды — поклонники музыки в жанре индастриал.

Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора.

3) У потребителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж «рок-н-ролльного человека»: с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному совершенствованию – чтению философской и религиозной литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах и т.п. С другой – у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе, что нередко приводит к проявлениям девиантного поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.

Вот самые распространенные стереотипы, до сих пор встречающиеся как в зарубежных, так и в отечественных современных СМИ:

1. Рок-музыка пропагандирует сатанизм, насилие, агрессию, сексуальную распущенность, наркоманию и т.д.;

2. Рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще;

3. Рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма, и у нее очень мало стилей;

4. Слушатели рок-музыки агрессивны, верят в дьявола, сумасшедшие и просто неумные, ходят грязными и неопрятными.

Прежде чем винить критиков рока в необъективности, попытаемся проследить, как же появилось такое отношение к нему. Причины кроются в самой истории развития рок-музыки и общества вообще. В 1960-х годах «дети цветов», хиппи, бунтовали против войны во Вьетнаме и действительно выступали за свободную любовь – менялась историческая и духовная парадигма западного общества. В 1970-1980-е годы многие советские рок-группы были оппозицией политическому строю СССР. В это же время в Европе панки ратовали за отрицание всего и вся, а металлисты экспериментировали с предельно жестким звучанием гитар и ударных. Такие оригинальные социальные явления нельзя было не заметить.

Первыми на появление рок-музыки отреагировали журналисты, обратив внимание лишь на ее внешнюю атрибутивную сторону: эпатаж, протест, резкость — на то, что сильнее всего бросалось в глаза. В шестидесятых годах критиковали «битломанию», в семидесятых — панк-движение. В восьмидесятых добрались до тяжелой музыки. Ярчайший пример таких нападок — одна из первых статей о тяжелом металле «Два взгляда на хэви металл-рок», опубликованная в журнале «Ровесник» за 1986 год. В статье выражено мнение советского музыканта Криса Кельми и более авторитетного для молодежи западного музыкального критика Тима Холмса. Проведя контент-анализ данного документа, удалось установить, что в материале присутствует преимущественно эмоционально-негативная оценка, многие суждения предвзяты и субъективны по отношению к предмету. Оба автора не скупятся на такие эпитеты, как «ущербность», «символ подростковой истерии», «прекрасный ориентир для психиатра», «наиболее идиотские куплеты», «сверхскоростная глупость», «бездарные и бестолковые исполнители», «с непроходимой глупостью», «в крохотном, ущербном мире хэви металл-рока», «воспаленное сознание прыщеватого подростка» (Тим Холмс). «Нет мысли», «чепуха, пустота», «такой компонент рок-музыки, как мысль, отсутствует начисто», «для металлистов это сложно, когда есть мысль» (Крис Кельми).

Все это родило еще больший ответный бунт рок-музыкантов и их слушателей. Такая реакция была особенно заметна среди молодежи. Мол, вы нас считаете плохими, так мы будем еще хуже: «В условиях информационного голода и общественной блокады образ металлиста мутировал в самые удивительные формы. «Металлическая» атрибутика была сплошь самодельной. А чего стоит эпопея с проклепыванием одежды (джинса, кожа и кожзам., школьная форма, ремни и даже кирзовые сапоги!), изготовлением вручную нитками вышитых «нашив»», — вспоминает в своей статье «Металлисты 80-х» Дмитрий Гурков. Так социальный, внемузыкальный фактор рок-музыки гипертрофировался, и во многом — искусственным путем, благодаря СМИ.

Практически сразу к критике рока присоединилась церковь и ученые. И если церковь — как зарубежную, так и отечественную в основном интересовали «небогоугодные и сатанинские» тексты, то ученые обращали внимание на саму музыку. Некоторые исследования были явно претенциозными и претендующими на сенсацию в СМИ. К последним можно отнести известный эксперимент 1980-х годов о влиянии рока на растения и животных. При этом в прессе отсутствовало не только описание самого эксперимента, но и источники информации (неясно, в каком исследовательском институте, кем именно проводился эксперимент). Приводились только конечные результаты. Например, в брошюре Забродина Г. Д. и Александрова Б. А. «Рок: искусство или болезнь?» 1990 года авторы называют рок-музыку «психопатической», объясняя это тем, что она «способна довести человека до психоза», но ссылки на тех, кто это исследовал, там нет.

На данный момент многие утверждения об отрицательном образе рок слушателя опровергнуты современными исследователями. Несколько лет назад было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие тяжелый металл и его экстремальные стили, такие как дэт и трэш, более успешно учатся и более устойчивы к стрессам. Опрос, проведенный среди студентов американской Национальной академии для одаренной и талантливой молодежи, показал, что «грубый и жесткий» металл занимает третье место в списке любимых стилей. Результаты исследования были представлены на конференции Британского психологического общества в Йорке в марте 2007 года.

Вот исследование ученых на сайте BBC:

"Ученые обнаружили зависимость интеллекта от музыкальных предпочтений. Самые низкие результаты в тестах на определение коэффициента развития интеллекта показали те, кто много лет увлекается стилем хип-хоп, а также r’n’b. Рэперов, таким образом, называют самыми «недалекими» среди всех испытуемых. Для тестов использовали как классические для определения IQ, так и традиционные тесты по школьной программе, куда был включен основополагающий общеобразовательный материал. Более высокие показатели были у их ровесников, которые предпочитают классическую и симфоническую музыку. К величайшему огорчению родителей, те дети, которым нравится тяжелая музыка и рок также — обладатели одних из самых высоких показателей уровня интеллекта".

Не остался без внимания современных исследователей и личностный фактор — как влияет музыка на того или иного слушателя. К примеру, отечественный музыкотерапевт Владимир Элькин, наблюдая за своими пациентами, отметил, что музыка может приводить к переживанию катарсиса, вызывать у человека сильные чувства, вдохновлять его и давать силы бороться с болезнью. Но есть и противоположное катарсису явление — феномен кессона: несоответствие психологического содержания музыки и индивидуальных особенностей слушателя. Проще говоря, если музыка, вне зависимости от жанра, нравится человеку — она ему помогает, а если нет — вредит. Несмотря на новые данные, многие журналисты продолжают пользоваться информацией 1980 —начала 1990-х годов, тем самым плодя мифы о рок – культуре.

4) В зависимости от содержания произведений рок-культура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство. Если говорить о нравственности и безнравственности, то нельзя не упомянуть песню группы Doors («Дорс») “The end” с их дебютного альбома, ставшую причиной многочисленных общественных возмущений. Она состоит из довольно продолжительного речитатива вокалиста, в котором использована техника так называемого потока сознания на фрейдистскую тему и в котором есть такие слова как «папа, я хочу тебя убить».

Вот отрывок из песни знаменитой группы KISS (Кисс) «God of thunder»:

Я был воспитан демоном,

Подготовлен к тому, чтобы править, как он.

Я господин пустыни, современный железный человек.

Я собираю темноту, чтобы доставить себе удовольствие.

Я приказываю тебе: встань на колени перед богом грома, Богом рок-н-ролла».

Или песня группы Dead Kennedys «Я убиваю детей»:
Бог сказал, чтобы я скальпировал тебя живым.
Я убиваю детей.
Я люблю видеть их умирающими.
Я убиваю детей.
Я заставляю рыдать их матерей. Давлю их автомобилем.
Я хочу слышать их крики, кормлю их отравленными леденцами.
Я порчу им канун 1-го ноября.

Смысл и идейная направленность текстов песен зачастую разнится от направления к направлению, сохраняя при этом некоторую общность. Для всех видов рока характерны отвлечённость, обращение к аллегорическим, фантастическим темам, зачастую эскапизм, патетичность, а также, для большинства поджанров, — воинственность и агрессия, культ сильной личности. Так, для дэт-метала типичны темы насилия и смерти, для дум- и готик-метала — темы печали, меланхолии и отчаяния, для блэк-метала — оккультные темы, пауэр-метал часто обращается к темам сказок и фэнтези. Трэш-метал имеет наименее отвлечённую тематику, обычно посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком. Рок-группы самых разных жанров часто обращаются к фантастике, мифологии, литературе ужасов. Вместе с тем, немалая часть текстов рок-групп обращается к более традиционным для рок-музыки материям: личная жизнь, свобода, война. Романтизация войны и насилия делает многие рок-группы объектом критики прессы. Но, несмотря на внешнюю агрессивность, лирика рок-групп является скорее элементом стиля и имиджа, а не призывом к насилию; сами музыканты и их поклонники, как правило, относятся к таким текстам с должной иронией. Тексты металлистов менее привязаны к личности и эмоциям автора и исполнителя, чем у других рок-групп. За счёт этого они зачастую более последовательны и связны, сюжетные песни по мотивам книг и концептуальные альбомы являются обычным делом.

Рокеры, достигшие высшей стадии взросления, борются в первую очередь за благополучие близких, за справедливость, за свободу думать и верить в то, что хочешь. Он поёт о свободе:

«Я свободен, Словно птица в небесах...»

КИПЕЛОВ

О Любви:

«Я любил и ненавидел, Но теперь душа пуста...»

АРИЯ

О Братстве:

«Мы вместе! Мы вместе!...»

АЛИСА

О поиске своего места в жизни:

«Куда ты идёшь столько лет Дорогой ненужных побед, Тропой неизбежных падений и слёз?..»

МАВРИН

О потерях, падениях, безысходности:

«Серые стены, чёрные мысли

Крадутся, как тень!

Снова проблемы, снова бессмысленно

Тающий день...»

ANTICLONE

О социальных и политических проблемах:

«Когда нас убивали,

Вы качали нефть и газ.

Когда нас взрывали –

Это вы так продавали нас!»

ТАРАКАНЫ

О любви к Родине и мужском долге:

«С малых лет и до седин

Живи достойно!

Останься Воином! Во бою...»

АНЖ

И уверенности в правильном выборе своего пути:

«И кто-то говорит мне, что я дьявол,

Кто-то говорит, что я пророк.

Но я не собираюсь спорить с вами...

Я просто играю рок!..»

ПИЛОТ

5) Рок музыканты – идолы или кумиры? Неуверенно чувствующие себя в жизни подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с «сильными личностями», за коих выдают себя рок - кумиры, чей образ заполняет пустующее «сверх-я» молодого человека. Такая поведенческая установка зачастую приводит к потере индивидуально-личностной определенности. Одним из устоявшихся применительно к рок-музыке терминов является слово «идол», его часто употребляют для описания приверженности подростка своим музыкальным кумирам. Но, несмотря на почитания, все же поклонники рок-музыки с молодых лет привыкают к тому, что их «идол» – не единственный в этом мире. Подростки воспринимают объект своего обожания одновременно с мыслью о множественности и допустимости существования иных культов рок-музыки.

6) Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от окружающей действительности. Она образует для них «культурную нишу», в которой можно «отсидеться до старости», укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни, или дает возможность для творческого высказывания, создания и исполнения рок-музыки. Так же она дает стимул к изучению иностранных языков. В свое время было трудно найти отечественную литературу по рок-музыке, однако подростки находили свои пути, чтобы постоянно быть в курсе последних новостей рок-музыки. Регулярно читая зарубежные музыкальные журналы, они овладевали знаниями иностранных языков. В настоящее время большая часть подростков коллекционирует зарубежную музыку, великолепно ориентируется в иностранных названиях и терминах, но при этом едва «тянет» на удовлетворительную оценку по английскому языку.

Эпатаж и бунтарский дух рока вызывают неоднозначную реакцию – с одной стороны рок воспринимается как проявление юношеского нигилизма в рамках контркультуры, что влечет за собой резко-негативное его восприятие. С другой – за маской гротеска кроется множество внутренних смыслов, для адекватного прочтения которых необходимо обладать довольно обширными знаниями в различных областях культуры, религии и науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.