Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология личности 3 страница




Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И наконец третий уровень взаимодействия людей – это убеждение: аргументированное сознательное словесное выражение своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет положительных результатов.

24. Общение и межличностные отношения

Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. В последнее время в науке используется понятие «коммуникация».

Коммуникация – связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Общение – обмен информацией между людьми. Таким образом, общение – более узкое понятие по сравнению с понятием коммуникации.

Содержанием общения может выступать человек (его внешний вид, манера поведения и т. д.); деятельность; отношения и взаимоотношения.

Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения является язык. Однако параллельно с языком широко используются неречевые средства; облик, мимика, жесты, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска – господствующее выражение лица – формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности. В манере держаться усматривается воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается.

Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике.

Мимика – динамическое выражение лица в данный момент общения.

Жест – социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика, и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны.

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая предметы друг другу, люди устанавливают контакты, выражают отношения.

Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него – вот пределы такого общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. Тактильно-мышечная чувствительность – основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения людей, лишенных слуха и зрения и таким образом – возможности естественным путем «пользоваться» звуковой речью.

25. Зоны и уровни общения

Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении и выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1) интимная зона (15–45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные изменения в организме: учащение биение сердца, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону воспринимается как покушение на неприкосновенность;

2) личная или персональная зона (45-120 см) для

обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуальный зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

3) социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

4) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Исходя из содержания и условий рассматривают уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения:

1) первый уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в которой рассматривают преобладающее содержание, круг людей, с которыми преимущественно она контактирует, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций принятых норм придерживается личность. Временной интервал такого общения – вся предшествующая и будущая жизнь личности;

2) второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему. Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом или группой, может закончиться в один сеанс или может потребовать нескольких встреч, актов общения. Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том, и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности или группы;

3) третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения в роли своеобразной элементарной частицы (единицы). Таким актом общения можно считать вопрос-ответ, рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

26. Виды общения

В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Осведомленность общностей о содержании общения или присутствии третьего в момент общения двух лиц меняют картину коммуникации.

Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать(общение носит мирный характер), а могут и не совпадать (конфликтная ситуация).

Межгрупповое – не безликое аморфное воздействие. В нем каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Общение бывает непосредственное и опосредованное. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи (например, разговор по телефону).

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения. Познать человека в деталях за короткий срок, конечно, невозможно, но попытка постичь личностные и характерологические особенности постоянно существует.

Длительное общение – не только путь к взаимопониманию, но и путь к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку либо для психологической совместимости, либо для конфронтации.

Общение может быть законченным и незаконченным.

Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не только субъективную значимость результата общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины – разъединение людей в пространстве, запрет, исчезновение средств общения и др. Субъективные – взаимное или одностороннее нежелание продолжать общение, понимание необходимости его прекращения и др.

27. Общение как социальный акт

Общение как деятельность всегда социально. Даже тогда, когда люди (двое) общаются без третьего лица, они общаются как представители групп, коллективов, определенных социальных слоев. Степень социальности может быть различной. Она определяется количеством людей, участвующих в общении, или посвященных в его цели, содержание, результаты общения. В одних случаях в контакты вовлечено большое количество людей, в этом случае социальная ситуация общения довольно широкая. Тогда, когда количество людей невелико (например, общение ученика с учителем), социальная ситуация общения узкая.

Степень социальности ситуации общения обусловливает все его компоненты: содержание, средства, виды. Личность, вступающая в общение, испытывает на себе «груз социальности». В психологии установлено, что если содержание, результаты, средства и формы общения известны или могут быть известны другим людям, оно протекает иначе в сравнении с общением, о котором знают только контактирующие люди. Неодинаково совершается общение и в том случае, когда контактируют люди в присутствии других или наедине. Так, например, в классах часто бывают подростки, выполняющие роль шутов. Эту роль они играют обычно в присутствии одноклассников, которые поддерживают их смехом, улыбками, репликами. Но стоит такому подростку остаться наедине с педагогом, лишиться поддержки товарищей, манера общение его резко меняется.

На социальную ситуацию общения по разному реагируют люди в зависимости от их личных свойств, от практики общения. Психологи установили, что манеру (динамику) общения обусловливает темперамент, что выражается в общительности (необщительности) как свойстве характера. Люди общительные в любой ситуации находят адекватную манеру общения. Они быстро ориентируются в ситуации, находят тему, способы контактирования. Люди необщительные чувствуют себя скованно, особенно в непривычной для себя ситуации. Если же социальная ситуация общения оказывается широкой, если контакты данной личности оказываются в поле зрения большого количества людей, то для людей необщительных она может быть подавляющей, а иногда и дезорганизующей. Человек в этой ситуации говорит и делает не то, что заранее намечено с учетом требований ситуации.

С другой стороны, социальная ситуация общения служит условием и фактором развития и формирования общительности как свойства личности. Последовательно включаясь в узкую, а затем и в широкую ситуацию общения, человек приобретает навык, который, постепенно превращаясь в привычку, становится достоянием личности.

28. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие психологической несовместимости

В группах и коллективах существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой или к общности. В отличие от отношений при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь. Между общением, с одной стороны, и отношением – взаимоотношением – с другой, существует определенная соотнесенность. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Различают деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных уставом, инструкцией, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов.

Выделяют несколько видов деловой зависимости:

1) деловые отношения равенства: члены группы выполняют сходные функции, имеют одинаковые права и обязанности;

2) деловые отношения подчинения: в них одно лицо согласно документу, занимает положение, обязывающее его намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лицо признает и выполняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями;

3) личные отношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, комплиментарности (дополнения друг друга), неприязни и др. В личных отношениях документы не имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность. В процессе общения выделяют несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений:

1) совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами группы, добрые личные взаимоотношения способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся менее официальными, но различия между ними сохраняются;

2) натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства и подчинения. Причины осложнений могут быть различные, но выход из конфликтной ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности группы;

3) нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными понимают такие отношения, при которых обе стороны не выходят за рамки инструкции.

29. Понятие конфликта

Слово «конфликт» означает столкновение. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным. Интенсивность, по мнению Р. Дарендорфа, означает вкладываемую участниками энергию и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов. Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.

Итак, конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Также в психологии конфликт определяют как «столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы в основном устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

30. Социальные функции конфликта

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта:

1) конфликт вскрывает и разрешает возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременное выявление и разрешение конфликта может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям;

2) в открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение;

3) конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации;

4) в состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития;

5) конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, о соотношении силового потенциала конкурирующих формирований;

6) внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей;

7) внутренние конфликты (в группе организаций, обществ) выполняют следующие функции:

а) создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

б) социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

в) создание новых социальных норм, институтов и обновление существующих;

г) адаптация и социализация индивидов и групп;

д) группообразование, установление и поддержание относительно стабильной структуры внутри-групповых и межгрупповых отношений;

е) выявление неформальных лидеров;

ж) выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

1) он ведет к беспорядку и нестабильности;

2) общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

3) борьба ведется насильственными методами;

4) следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

5) возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

31. Внутриличностный конфликт

Внутриличностные конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть, и тем, что хотелось бы иметь». Такой конфликт можно представить как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно.

В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Внутриличностный конфликт является социальным.

К ситуациям, вызывающим внутриличностные конфликты можно отнести:

1) конфликты ценностей;

2) конфликты между ценностью и нормой;

3) конфликты между ценностью и потребностью и др. Одним из видов внутриличностных конфликтов является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Поводом для возобновления неосознанного внут-риличностного конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Конфликтных людей, по мнению В. И. Сперанского, можно разделить на две группы: конфликтующие и конфликтогенные. В первую группу входят постоянные оппоненты существующему положению дел. Их не столько интересует поиск истины, сколько собственная позиция. Во вторую группу входят люди с высокой самооценкой, умением втираться в доверие. Однако они не способны поддерживать длительные дружеские контакты и добросовестно трудиться. Конфликтогенные личности чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.

Если выход из конфликта не найден, а рост напряжения превышает определенную пороговую величину, то происходит психологический срыв.

Позитивный эффект конфликта заключается в следующем:

1) усиливается привлекательность еще не доступной цели;

2) наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств для его преодоления;

3) внутриличностный конфликт способствует повышению стрессоустойчивости организма;

4) позитивно разрешенные проблемы закаляют характер. Каждый человек должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не удается; направлять конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях; сдерживать свою «избыточную» конфликтность и использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и окружающих. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу (например, полезный опыт).

32. Межличностный конфликт

Межличностные конфликты можно разделить на следующие виды:

1) соперничество – стремление к доминированию;

2) спор – разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения проблем;

3) дискуссия – обсуждение спорного вопроса. Исходным условием успешности общения является

соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. Социальная значимость конфликта различна и зависит от ценностей, лежащих в основе межличностных отношений.

В совместной деятельности причинами конфликтов могут выступать два рода детерминант: предметно-деловые разногласия и расхождение личностно-прагматических интересов. Причиной возникновения конфликтов являются также непреодоленные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении – это несовпадение смыслов высказанного требования для партнеров в общении.

В работах А. П. Леонтьева понятие личностного смысла глубоко проанализировано. Одно и то же слово, действие, обстоятельство могут иметь различный смысл для разных людей. В любой ситуации общения требуется понимание стратегии и тактики поведения партнера по ситуации. Причем, если стратегия взаимодействия определена выполняемой социальной деятельностью, тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере. В единстве этих двух моментов и создается реальная ситуация взаимодействия.

С точки зрения Э. Берне в каждом человеке существует три «я»: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответственное существо); Родитель (напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими). «Я» в виде Дитя возникает в детстве; в том же возрасте за счет подражания формируется родительское «я»; «я» в форме взрослого складывается за счет жизненного опыта субъекта.

Суть теории Э. Берне сводится к тому, что, когда ролевые позиции партнеров по общению согласованы, их акт взаимодействия доставляет обоим чувство удовлетворения. Если положительная эмоция заранее присутствует в общении, такое взаимодействие Э. Берне называет «поглаживанием». При согласовании позиций у людей идет обмен поглаживаниями. Содержание контакта может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и решающее значение может иметь то, насколько правильно выбрана позиция. То, какую позицию мы займем в контакте, определяет и круг психологических ролей.

33. Конфликт между личностью и группой

В социальной группе отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них является конфликт между группой и членом группы.

В основе подобных конфликтов, как правило, лежат попытки изменений в группе и вне нее.

Даже если большинство членов группы понимают необходимость этих изменений и одобряют их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы.

Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой – он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:

1) преследуя свои личные цели;

2) случайно или потому, что еще не в полной мере освоил эти нормы;

3) индивид не в состоянии выполнить предписываемые группой требования.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и группой:

1) ожидания личности противоречат ожиданиям группы;

2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;

3) борьба за повышение своего статуса в группе; 4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой;

5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника неудач.

Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы. Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.

Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти.

34. Характеристика межгрупповых конфликтов

Межгрупповые конфликты представляют собой столкновение отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как социальная идентичность и социальное сравнение. Эти понятия предполагают деление людей на «своих» и «чужих», выделение своей группы (мы-группы) из общей массы других групп (аутгрупп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригрупповых отношений. Отнесение себя к какой-либо группе, по мнению А. Рапопорта, порождает негативный образ «даже в том случае, если отсутствует реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительная история межгрупповых отношений».

К особенностям межгруппового конфликта относится также то, что они способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, объединению всех членов группы для борьбы с внешним врагом.

Феномен сплочения перед лицом внешней угрозы часто используют лидеры групп и больших социальных общностей для сохранения внутригруппового единства и укрепления своей личной власти. В наибольшей степени такая политика присуща закрытым группам с авторитарной системой управления. В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое равновесие в значительной степени поддерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций и наличию разнообразных способов и механизмов их разрешения. «В условиях структурной гибкости неоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга, предотвращая тем самым глобальный раскол группы в каком-либо одном направлении».

Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено на разных основаниях. Группы могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу; могут сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместной деятельности; могут вести непримиримую борьбу за уничтожение друг друга.

В рыночных условиях стратегия и тактика индивидуального и группового выживания объективно предполагают межгрупповую конкуренцию и борьбу за различные виды ресурсов. Особенно эта борьба обостряется в периоды социально-политических, экономических и социо-культурных изменений, когда меняются нормы, ценности, отношение к власти, собственности и моральным принципам. В такие периоды межгрупповая борьба за распределение и перераспределение ресурсов переходит в открытую «войну всех против всех» без правил и морали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.