Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В коррекции заикания




Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

Заикание входит в число тех заболеваний, при которых помогает стрельниковская дыхательная гимнастика. Однако для того чтобы преодолеть этот недуг, нужно запастись терпением, ведь первые результаты больной ощутит не сразу. При лечении заикания помимо дыхательной гимнастики нужно еще выполнять специальные звуковые упражнения, помогающие тесно смыкаться голосовым связкам и приводящие в рабочее состояние весь речевой аппарат. Если, скажем, сердечник или астматик перестает задыхаться уже через несколько сеянсов гимнастики (5-7 дней тренировки), то заикание при больших затратах времени и сил отступают гораздо медленнее. Кроме того, пациенту придется отказаться от курения и алкоголя, а юношам и молодым мужчинам следует некоторое время воздержаться от половой жизни. Улучшение речи при заикании происходит скачкообразно.

До настоящего времени этиология заикания, механизмы его развития еще недостаточно изучены. Считается, что чаще всего провоцирующим фактором заикания является испуг. Однако все дети в детстве пугаются, но не все начинают после этого заикаться. Заикаются, как правило, дети, имеющие к этому наследственную (генную) предрасположенность: заикается кто-то из родителей либо даже дальний родственник. Возможно, кто-то в семье очень быстро и невнятно говорит (скороговорка) или имеет вялую и нечеткую в артикуляционном отношении речь.

Наивно полагать (а некоторые логопеды в этом, к сожалению, уверены), что заикающийся - ущербная личность. Любой ребенок, и тот, который рано начал говорить, читать и писать, и даже ребенок-полиглот, может, пережив нарвный стресс, начать заикаться. Есть очень одаренные люди - поэты, композиторы, актеры, - которые в детстве заикались, а потом полностью или частично преодолели свой недуг. Однако логофобия (страх речи) накладывает на большинство детей, страдающих заиканием, некоторую закомплексованность, которая впоследствии может перейти в отчужденность, замкнутость и даже озлобленность. Ребенок, чувствующий себя неполноценным, не может реализоваться как личность. Отсюда в дальнейшем нелюбимая работа, проблемная семья, узкий круг друзей...

Современная логопедическая наука в отношении заикания практически стоит на месте. В логопедических детских садах учат правильно, четко выговаривать звуки, но не учат преодолевать ларингоспазм! Лечение гипнозом не всегда приносит ощутимые результаты прежде всего потому, что не все дети и подростки поддаются воздействию гипноза. К тому же неизвестно, как в дальнейшем гипноз скажется на состоянии человека.

В моей лечебной практике были случаи, когда гипнотическое воздействие на заикающихся подростков вызывало у них через несколько месяцев, через год, два и даже пять лет не только ухудшение речи, но и головные боли, бессоницу, ухудшение памяти и даже галлюцинации. К тому же подчинение воли другого человека, гипнотизера, не только не вырабатывает у заикающегося подростка уверенности в себе, в своих силах и скрытых возможностях организма, а наоборот, формирует нерешительность, психологическую зависимость от другого человека, что в данном случае только ухудшает положение дел.

"Ты абсолютно здоров!" - внушает гипнотизер заикающемуся подростку. А у того - поверхностное (ключичное) дыхание и больная носоглотка... "Твой голос звучит плавно и мелодично!" А у ребенка пассивная диафрагма и слабые, полностью не смыкающиеся голосовые связки... "Твое тело пластично и послушно!" А у подростка ревматический сколиоз, задержка физического и полового развития или плоскостопие...

Ну как же можно заставить человека говорить звучно и красиво, если у него плохо работают мышцы, участвующие в звукообразовании? Если его тело непластично и неспособно ритмично двигаться?!

И уж совсем варваским способом я считаю лечение заикания психотропными препаратами. Ведь это негативно отражается не только на психике (вызывает заторможенность, вялость, сонливость) и желудке (чревато гастритами и язвой), но и вызывает различные половые расстройства у юношей.

При лечении заикания у юношей и подростков логопеды вообще не уделяют внимания половой сфере. А ведь нельзя забывать о том, что в звукообразовании участвуют 3 системы: дыхательная, нервная и половая; последние две тесно связаны. Мужские половые гармоны (андрогены) особенно сильно влияют на голосовую функцию в период мутации у мальчиков (13-15 лет). Возьмем, к примеру, детский хор. А в 10-12 лет поют и мальчики и девочки. А в 14-15 лет вы не увидите ни одного мальчика, поют только девчонки! И если в этом возрастном периоде в хоре мальчик все-таки поет, значит, у него поздняя мутация голоса, которая является следствием нарушений половой и эндокринной системах (эктопия яичек, крипторхизм, микропенис либо адипозо-гипогенитальная дистрофия, недостаточность функций щитовидной железы и надпочечников).

Существуют и другие отклонения в половом развитии юношей, влияющих на функцию голосообразования: фимоз, варикозное расширение вен семенного канатика, паховая грыжа. Обо всех отклонениях следует ссобщить врачу.

У девочек мутация голоса проходит более сглаженно, но если имеют место какие-то нарушения (например, альгоменорея - болезненные менструации), то девочку-подростка следует обязательно показать гинекологу. Потому что функциональная альгоменорея наблюдается при заболеваниях центральной нервной системы, а органическая - при пороках развития половых органов. И та и другая напрямую влияют на функцию голосообразования - голос часто "садится", становится тусклым, на голосовых связках нередко образуются певческие узелки. И если во время "месячных" стрельниковская дыхательная гимнастика девушкам просто необходима, то ни о каких звуковых упражнениях во время менструации не может быть и речи.

Вся логопедическая наука учит заикающихся говорить на выдохе, говорить не спеша, не волнуясь. Но ведь когда ребенок не волнуется, он и не заикается. Он заикается, когда волнуется! Я учу своих пациентов говорить, преодолевая ларингоспазм любой степени тяжести, именно в момент волнения. У себя на занятиях я даже искусственно создаю им такие ситуации.

Итак, что нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки?

Самое главное - научить его правильно дышать! Это безоговорочно, прежде всего. Лечить заикание без нормализации дыхания бессмысленно!

Все заикающиеся дети и подростки говорят, как правило, на поверхностном, ключичном дыхании. Прежде чем что-то сказать, они делают вдох, при котором поднимают кверху плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на выдохе, короткими фразами, "натыкаясь" на ларингоспазм. Затем судорожно делают снова вдох и снова, заикаясь, произносят короткую фразу, а иногда даже одно только слово или один слог. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании, - при таком ключичном типе дыхания пассивна, не принимает активного участия в фонации. К тому же воздухом наполняются только узкие верхушки легких. Объем вдоха ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу.

Заикающегося ребенка логопеды учат говорить на выдохе, и получается, что он активно выдыхает и то малое количество воздуха, которое есть в легких. Воздушная струя, широким потоком выходя через гортань, мешает голосовым связкам тесно смыкаться при образовании звука (фонации). А голосовые связки и так пассивны, недостаточно тренированы. Ведь заикающиеся дети зачастую отмалчиваются, слушая, как говорят другие.

Так как голосовые связки "не в тонусе", голос ребенка слабый, тембр звука некрасивый. Конечно же, такая речь не приносит ему удовольствия. Заикающийся ребенок готов провалиться сквозь землю, лишь бы не отвечать урок у доски, не обращаться в магазине к продавцу...

Каков же выход из этого положения? Заикающемуся ребенку надо изменить стереотип дыхания и речи:

  • следует научить его дышать предельно глубоко, чтобы легкие заполнялись воздухом до самых нижних, широких оснований;
  • нужно как следует натренировать диафрагму, заставить ее активно участвовать в голосообразовании - создать так называемую "опору";
  • надо тесно смыкать голосовые связки во время фонации, сделать их максимально подвижными и выносливыми.

Всем этим требованиям полностью отвечает дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Советую взять 2 наших знаменитых упражнения - "насос" и "обними плечи" - и делать их ежедневно с заикающимися детьми 2 раза в день до еды или спустя 1,5-2 ч после приема пищи.

При шумном коротком вдохе носом на наклоне вперед воздух заполняет все легкие снизу доверху и прежде всего широкие нижние основания, которые, как правило, у заикающихся плохо вентилируются. Вырабатывается предельно глубокое дыхание, так называемое "дыхание в спину" (термин А.Н.Стрельниковой).

В упражнении "обними плечи" в момент шумного короткого вдоха носом "зажимается" узкая верхушка легких и воздух толчком посылается в наиболее объемные основания легких, заполняя те альвеолы (пузырьки легочной ткани), которые до этого активно в процессе дыхания не участвовали. К тому же голосовые связки во время фонации тоже делают встречное, почти горизонтальное движение в гортани (на уровне шеи). Поэтому, обнимая себя за плечи в момент шумного короткого вдоха носом, мы помогаем им теснее сомкнуться.

Жизненная емкость легких после одного сеанса стрельниковской дыхательной гимнастики увеличивается на 0,2-0,4 л. Это подтвердили исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте туберкулеза РАМН и в 9-й гарнизонной поликлиннике Министерства обороны.

После 2-3 месяцев ежедневной тренировки по 10-25 мин утром и вечером по системе А.Н.Стрельниковой стереотип дыхания ребенка или подростка меняется. Дыхание становится предельно глубоким. Насыщая организм кислородом, наша гимнастика активизирует общие обменные процессы, делает заикающегося здоровым и выносливым, тренируя прежде всего легочную ткань, диофрагму, мышцы гортани и госоглотки. Воздушная струя, проходя при пассивном выдохе через гортань ("теплый выдох"), колеблет голосовые связки, тем самым великолепно массируя их, заставляя смыкаться во время фонации на всем их протяжении. Вот почему все оперные и эстрадные певцы, которые у нас занимались, говорят одно и то же: "Достаточно перед спектаклем или концертом 10-15 мин поделать вашу гимнастику, и голос звучит свободно и легко, и ты без страха берешь самые высокие ноты!.."

Речевой центр, находящийся в левом полушарии коры головного мозга, почти полностью формируется к седьмому году жизни ребенка, поэтому целесообразно брать на лечение детей начиная с 6-летнего возраста. Но иногда приходится делать исключение, когда ко мне приводят 4-летнего или 5-летнего ребенка с прогрессирующим заиканием. В этих случаях у себя на сеянсе обязательно ставлю рядом с малышом его папу или маму и начинаю обучать гимнастике обоих. Все дети - маленькие обезьянки, они всегда копируют взрослых, а папы обычно пользуются особенным авторитетом у своих детей. Ребенка будет проще обучить, если отец знает гимнастику и может правильно показать то или иное упражнение. Из своей восемнадцатилетней практики я знаю, что в тех семьях, где родители делают гимнастику сами, дети тоже легко освоят ее, а в тех семьях, где родители намерены лишь "художественно руководить", дети из-под палки не будут заниматься никогда!

Как я уже говорил, при лечении заикания, помимо стрельниковской дыхательной гимнастики, изменяющей стереотип дыхания, нужно выполнять еще и звуковые упражнения для постановки голоса. Специальные звуковые упражнения делайте после выполнения наших дыхательных упражнений "насос" и "обними плечи", которые подготовят легкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму к дальнейшей работе.

 

УПРАЖНЕНИЕ "НАСОС" ("НАКАЧИВАНИЕ ШИНЫ")

 

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол").

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма - 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности - 96 вдохов-выдохов - стрельниковская "сотня". Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.

Через 2-3 дня ежедневной тренировки (а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых - 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности - 96 движений ("сотня").

Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-выдохов до 16, а в перспективе - до 32 движений.

Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.

В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя.

Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона должны опускаться только до колен, не ниже. И еще раз повторяю: не напрягайтесь!

"Шину накачивайте" легко и просто в ритме строевого армейского шага. Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице - не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница перестанет вас беспокоить.

УПРАЖНЕНИЕ "ПОГОНЧИКИ"

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно пассивно.

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

 

Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она "разработается".

Норма:

  • 12 раз по 8 вдохов-движений
  • или 6 раз по 16 вдохов-движений
  • или 3 раза по 32 вдоха-движения

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.