Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планов в составе курсовых и дипломных проектов




По расчёту и проектированию временного строительного хозяйства при разработке строительных генеральных

Методические указания

 

 

для студентов строительных

специальностей всех форм

обучения

 

Брест 2002

 

УДК У 725 (07)

 

 

Методические указания предназначены для расчёта и проектирования временного строительного хозяйства при разработке общеплощадочных строительных генеральных планов в составе проектов организации строительства (ПОС) и объектных стройгенпланов в составе проектов производства работ (ППР)

 

Составители: Г. А. Бояринцев, к. э. н., профессор

Л. А. Драган, доцент

 

 

Рецензент: В.Я. Зайцев, зав. группой ПОС ОАО «Брестпроект»

 

© Брестский государственный технический университет, 2002


 


Строительный генеральный план (стройгенплан) является основным проектным документом, регламентирующим организацию строительной площадки и объёмы временного строительства.

Проектирование стройгенпланов осуществляется в следующей последовательности:

– подбираются и размещаются на строительной площадке монтажные механизмы;

– рассчитываются и размещаются на площадке складские площадки и помещения;

– решаются вопросы транспортного обслуживания складов и устройство временных дорог и площадок;

– производится расчёт и проектирование временных инвентарных зданий и сооружений с их размещением на стройплощадке;

– определяется потребность строительства в водоэнергетических ресурсах и определяются их источники питания;

– проектируют временные инженерные сети, необходимое освещение площадки, мероприятия по противопожарной безопасности;

– показывается выполнение основных мероприятий по охране труда и технике безопасности, пожарной безопасности и охране окружающей среды.

 

1. Размещение на строительной площадке монтажных

механизмов.

Подбор и размещение монтажных кранов на строительной площадке включает в себя решение следующих вопросов:

- выбор способа монтажа основных конструктивных элементов здания (сооружения);

- подбор по техническим и экономическим параметрам монтажных механизмов;

- графическая горизонтальная привязка монтажных кранов к зданию (сооружению) с указанием зон работы крана;

- введение необходимых ограничений на поворот стрелы в горизонтальном направлении.

Способ монтажа объекта определяется при разработке технологических карт в составе ППР.

При выборе способа монтажа определяют:

- метод монтажа (раздельный, комплексный или смешанный);

- направление развития монтажного процесса (по горизонтали или вертикали, вдоль или поперёк здания);

- типы и количество монтажных кранов;

- размеры и количество монтажных захваток.

Одноэтажные здания монтируют, как правило, самоходными стреловыми кранами смешанным способом.

Многоэтажные здания монтируют с помощью башенных передвижных или приставных кранов. При небольшой ширине здания кран устанавливают с одной стороны здания, при значительной ширине — краны устанавливают с двух сторон. В этом случае здание монтируют двумя потоками и делят на монтажные зоны по числу кранов.

При значительной длине здания на одном подкрановом пути могут устанавливать несколько кранов.

В некоторых случаях при возведении зданий большой ширины используют один кран, перемещающийся по оси здания и ведущий монтаж на себя по вертикальной схеме с постепенным перемещением крана.

Рекомендуемые размеры монтажных захваток:

- для одноэтажных промышленных зданий: по длине и ширине до 80 м;

- для многоэтажных зданий: по длине и ширине до 60 м, по высоте – один ярус колонн;

- для каркасно-панельных гражданских зданий: по длине – половине здания, по ширине – ширина здания, по высоте - один ярус колонн;

- для крупнопанельных гражданских зданий: по длине – несколько секций, по ширине – ширина здания, по высоте - один этаж (ярус).

После подбора монтажных кранов осуществляют их горизонтальную привязку в следующем порядке:

– поперечная привязка с уточнением конструкции подкрановых путей;

– продольная привязка с установлением длины подкрановых путей для башенных кранов;

– определение основных зон работы кранов;

– определение условий работы кранов и введение необходимых ограничений на поворот стрелы по горизонтали.

Минимальное расстояние от оси движения башенного крана до наружной грани объекта (В) (рис. 1а) определяется:

B = Rпов + lбез

где: Rпов – радиус поворотной платформы или выступающей части крана, принимаемое по справочным данным;

lбез – минимальное допустимое расстояние от выступающей части крана до габаритов объекта (принимается 0.7 м).

При установке башенных кранов вблизи траншей и котлованов, не имеющих специальных креплений для предупреждения оползания грунта, учитывают глубину выемки и характер грунта (рис.1б).

Наименьшее расстояние по горизонтали от основания откоса до нижнего края балластной призмы lб должно быть:

- для песчаных и супесчаных грунтов

 

lб ≥ 1,5h + 0,4

- для глинистых и суглинистых грунтов

 

lб ≥ h + 0,4

Самоходные краны вблизи котлованов и траншей устанавливают с учётом расстояний по горизонтали от основания выемки до ближайшей опоры машины согласно СНиП (см. приложение 1).

 

 

а) Привязка башенного крана у здания.

 

 

б) Привязка башенного крана у края траншеи

 

 

1 – строящееся здание;

2 – инвентарное ограждение;

3 – складская зона;

4 – водоотводная канавка.

 

Рис. 1. Схема поперечной горизонтальной привязки башенного крана.

Продольная привязка башенного крана состоит в определении длины подкрановых путей. Для определения крайних стоянок крана последовательно на оси движения крана делают засечки циркулем:

- из крайних углов внешнего габарита здания со стороны противоположной крану, раствором циркуля, равным максимальному вылету стрелы крана;

- из середины внутреннего контура здания раствором циркуля, соответствующим минимальному вылету стрелы крана;

- из центра тяжести наиболее тяжелых элементов раствором циркуля, соответствующим определённому вылету стрелы согласно грузовой характеристики крана.

Кратчайшие засечки определяют положение центра крана в крайнем положении.

Длина подкрановых путей:

LПП ≥ lкр + Hкр + 4,

где: lкр – расстояние между крайними стоянками;

Hкр – база крана, определяемая по справочнику;

4 – расстояние тормозного пути крана и тупиков.

Длина подкрановых путей также должна удовлетворять следующему условию:

LПП = 6,25·n ≥ 25 м,

где: 6,25 - длина полузвена;

n – количество полузвеньев.

Крайние стоянки должны быть привязаны к осям здания (см. рис.2).

На стройгенплане изображают опасные зоны работы крана:

- монтажную зону;

- зону работы;

- зону возможного перемещения габаритов груза.

Зону работы для башенных кранов определяют путем нанесения на план из крайних стоянок крана полуокружностей радиусом, соответствующим максимальному необходимому для работы вылету стрелы, и соединения их прямыми касательными линиями.

Для стреловых кранов зону работы крана определяют радиусом, равным длине стрелы крана, полуокружности проводятся из характерных стоянок, определяемых конфигурацией возводимого объекта в плане, после чего они соединяются касательными.

Для башенных кранов и стреловых кранов, имеющих устройство для удержания стрелы от падения, граница опасной зоны работы крана определяется:

Rоп = Rmax + 0,5lmax + lбез,

где: Rmax - максимальный рабочий вылет стрелы;

lmax – длина наибольшего перемещаемого груза;

lбез – дополнительное расстояние для безопасной работы (при высоте до 20 м lбез = 7 м).

а) из условия максимального г) определение крайних

рабочего вылета стрелы стоянок крана

б) из условия минимального д) определение длины

вылета стрелы крана подкрановых путей

в) из условия необходимого е) привязка подкрановых путей

вылета стрелы

1 – крайние стоянки крана;

2 – привязка крайних стоянок

к оси здания;

3 – контрольный груз;

4 – конец рельса;

5 – место установки тупиков;

6 – база крана.

Рис. 2. Расчёт и обозначения подкрановых путей.

 

а) монтажная зона

 

 

б) опасные зоны работы крана

 

 

 

1 – зона работы крана;

2 – опасная зона работы крана, (зона возможного перемещения габаритов груза).

 

Рис. 3. Обозначение опасных зон при работе башенного крана.

 

 

 

1 – граница зоны обслуживания;

2 – граница зоны возможного перемещения габаритов груза;

3 – граница опасной зоны;

4 – угол ограничения поворота по паспорту крана;

5 – ось вращения крана.

 

 

Рис. 4. Обозначение необходимых зон при работе стреловых кранов

 

Для стреловых кранов, не оборудованных устройством для удержания стрелы от падения

Rоп = Lстр +5,

где Lстр – длина стрелы крана.

Эта зона на стройгенплане показывается сплошной тонкой линией (см. рис. 3, 4).

Опасные зоны дорог – участки проходов и проездов в пределах указанных выше зон, где могут находиться люди, не участвующие в совместной с краном работе, осуществляется движение транспорта или работа других механизмов. На стройгенплане такие зоны заштриховывают.

В случае необходимости в движение крана могут вноситься ограничения:

ограничение поворота стрелы, изменение вылета стрелы, ограничение передвижения крана и т.п., что отражается на стройгенплане (см. рис. 5).

В одной монтажной зоне запрещена работа нескольких механизмов. При наличии нескольких механизмов разрабатываются специальные мероприятия, обеспечивающие безопасные условия работы.

Обычно здание разбивается на захватки, в пределах которых работает только один механизм, а другой в это время должен работать на другой захватке или простаивать.

 

 

 

 

1–жилые дома;

2–зона ограничения;

3–ориентир ограничения на местности.

 

Рис. 5. Ограничения поворота стрелы башенных кранов.

 

2. Расчёт и проектирование складского хозяйства

На стадии ПОС расчёт полезных площадей складов закрытого типа отапливаемых и неотапливаемых, а также навесов ведётся по укрупнённым показателям на 1 млн. рублей максимального годового объёма СМР по формуле:

Sтр = Sн · Сгод ,

где: Sн – нормативный показатель площади склада на 1 млн. рублей годового объёма СМР, определяемый по данным приложения 2.

Сгод – максимальный годовой объем СМР, определяемый на основании календарного плана строительства комплекса объектов в составе ПОС.

Индекс перехода к ценам 2002 года = 1,17 * i * j, где j = индекс перехода к ценам 2000 г. от цен 1991 г. согласно действующих нормативов; i- индекс перехода к ценам 1991г. от цен 1984 г. согласно таблицы 2 «Справочный и нормативный материал» (Сгод= )

Расчёт рекомендуется вести в табличной форме.

 

Таблица 1.

№ п/п Вид склада и перечень хранимых материалов Ед. изм. Годовой объём СМР, млн. руб. Нормативный показатель площади на ед. изм., м2 Расчётная площадь склада, м2 Принятый склад
Тип и № типового проекта Принятая площадь Размеры в плане мхм К-во зданий
                   

 

 

Характеристики временных инвентарных зданий приведены в приложении 3.

Расчёт открытых складов на стадии ПОС, а также всех видов складов в составе ППР производится на основе фактического расхода материалов.

Общий расход материалов в составе ПОС определяется на основе данных ведомости потребности в материалах, конструкциях и изделиях по периодам строительства.

В составе ППР общий расход материалов определяется по фактическим объемам работ и действующим производственным нормам расхода материалов на выполнение СМР.

Расчетный запас материалов (Рскл) определяется по формуле:

 

, (физ.ед.)

 

где: Робщ – общий расход данного вида материала в соответствующих физических единицах;

Т – период потребления данного материала в днях.

При разработке стройгенпланов в составе ПОС Т равно расчётному периоду (год, месяц, квартал).

В ППР период потребления определяется по данным календарного плана.

Тн – норма запаса материала в днях, принимаемая по данным приложения 2;

k1 – коэффициент, учитывающий неравномерность поступления материала и зависящий от вида используемого транспорта:

- для водного транспорта k1 = 1,2

- для ж/д и автомобильного k1 = 1,1;

k2 – коэффициент неравномерного потребления материалов, принимается равным 1,3.

Требуемая площадь склада Sтр определяется по формуле:

 

Sтр= ;2)

где: q количество материалов, изделий и конструкций, укладываемых на 1 м2 площади склада (принимается по приложению 4).

кскл коэффициент использования площади склада (принимается по приложению 5).

 

Расчёт производится в табличной форме.

 

Таблица 2.

№п/п Наименование материала Общий расход, нат. изм. Робщ Период потребления в дн, Т Норма запаса в дн., ТН К– ты неравномерности Расчётный запас материала, РСКЛ Кол-во материала на 1 м2 склада, нат. изм., q К- т исп. площади склада,кскл Расчетная требуемая площадь склада, Sтр Принятый склад  
Тип, номер типового проекта Принятая площадь склада, м2 Размеры в плане, мхм К-во зданий (шт.)  
k1 k2  
                               

 

Размещение и привязка приобъектных складов должна производится с учетом следующих требований:

- открытые приобъектные склады размещают около зданий и сооружений в зоне действия крана для того, чтобы обеспечить бесперегрузочную доставку материалов и конструкций к месту укладки;

- при складировании сборных элементов необходимо учитывать, что одноименные материалы, изделия и конструкции следует складировать по захваткам;

- расстояние от края дороги до складов должно быть не менее чем 0,5 м;

- в открытых складах следует предусматривать продольные и поперечные проходы шириной не менее 0,7м, поперечные проходы устраивают через каждые 25-30 м;

- при размещении материалов у заборов и временных сооружений расстояние между ними должно быть не менее 1,0 м;

- склады на стройгенплане нужно располагать вдоль запроектированных и существующих дорог с учётом их местного уширения;

- закрытые склады и навесы располагают вне зон действия монтажных механизмов, открытые складские площадки располагают в непосредственной близости к местам производства работ.

 

3. Проектирование временных дорог

Схема движения транспорта на строительной площадке и расположение дорог в плане должны обеспечивать подъезд в зону действия монтажных и погрузо-разгрузочных механизмов, площадкам укрупнительной сборки, складам, механизированным установкам и бытовым помещениям. При разработке схемы движения автотранспорта максимально используются существующие и проектируемые дороги. Построечные дороги должны быть закольцованными: на тупиковых участках устраивают разъездные и разворотные площадки.

Недопустимо размещение временных дорог над подземными сетями и в непосредственной близости к проложенным и подлежащим прокладке подземным коммуникациям, так как это ведёт к осадке грунта откосов. Если проект предусматривает параллельное расположение временных дорог и коммуникаций, то в первую очередь строят временные дороги с целью их использования при доставке материалов для работ по прокладке сетей.

Ширина проезжей части дорог при одностороннем движении 4,5 м, при двухстороннем – 6 м. При использовании для нужд строительства тяжелых машин грузоподъемностью 25 – 30 тонн и более дороги уширяются до 8 м.

Наименьший радиус закругления дорог должен быть не менее 12 м, а при движении автопоездов по дорогам шириной 4,5 м в местах закруглений устраивают уширения дороги до 5 м.

При трассировке дорог должны соблюдаться следующие минимальные расстояния:

- между дорогой и складской площадкой – 0,5 - 1,0 м;

- между дорогой и осью подкрановых путей – от 6,5 м до 12,5 м;

- между дорогой и осью ж/д путей нормальной колеи – 3,75 м;

- между дорогой и забором – 1,5 м;

- между дорогой и бровкой траншей – 1 - 1,5 м.

Временная дорога от строящегося здания располагается не ближе 8 - 12 м, чтобы обеспечить установку или проход монтажного крана.

На дорогах стрелками показывают направления движения транспорта.

4. Расчёт и проектирование временных зданий и сооружений

Расчёт и проектирование временных зданий и сооружений производят на стадии ПОС и на стадии ППР.

На стадии ПОС расчет производят исходя из максимальной численности рабочих (работающих), определяемой по графику потребности в кадрах строителей, а на стадии ППР – исходя из максимальной численности рабочих, определяемой по графику движения рабочих по объекту.

Общее количество работающих на строительстве складывается из 4 категорий: рабочие (Р), ИТР (И), служащие (С) и младший обслуживающий персонал (М). Удельный вес (%) категорий работающих зависит от вида строительства, и определяется согласно приложения 11.

Количество работающих в наиболее многочисленную смену определяется по формуле:

 

Nmax = 1,05 ·(1,2P · 0,7 + (И + С + М) · 0,8 · 0,5),

где: 1,05 – коэффициент, учитывающий практикантов и учеников на строительной площадке, работающих, которые находятся в отпусках и на бюллетне;

1,2 - коэффициент, учитывающий рабочих неосновного производства, (подсобное производство);

0,7 и 0,8 – коэффициенты, учитывающие количество различных категорий работающих в одну смену (в случае если в ППР разработан сменный график движения рабочих следует принимать коэффициенты соответственно 1,2 и 1,3);

0,5 – коэффициент, учитывающий линейный персонал указанных категорий работающих.

Требуемая площадь временных зданий определяется по формуле:

Sтр = Sн · Nк,2)

где: Sн – нормативный показатель площади здания на одного пользующегося, м2/чел, принимается согласно действующим санитарным нормам;

Nк – обслуживаемый зданием контингент работающих, чел.

Перед началом расчёта следует определить необходимую номенклатуру временных зданий и численность о6служиваемого каждым зданием контингента работающих. При этом пользуются установленной номенклатурой временных зданий и рекомендуемыми формулами для расчёта численности обслуживаемого контингента работающих.

Расчёт, как правило, выполняют в табличной форме (см. таблицу 3).

Подбор временных зданий производят исходя из характеристики временных зданий, приведенной в приложении 3. Подбор производят так, чтобы площадь принятого здания не отличалась от расчётной более чем на 5% (). При подборе зданий возможно их совмещение, исходя из следующих рекомендаций:

- умывальных с гардеробом; умывальных с душевыми, гардеробных с сушилкой, помещений для отдыха с помещениями для обогрева; красный уголок с помещением для приёма пищи. конторы с диспетчерской.

- согласно санитарных норм не допускается совмещение с другими помещениями уборных.

- при количестве работающих 300 – 800 человек должен быть предусмотрен медпункт, располагающийся в одном блоке с бытовым помещениями и обеспеченный подъездом для автомобильного транспорта.

 

Таблица 3.

№ п/п Наименование временных зданий Обслуживаемый зданием контингент работающих, чел Нормативный показатель площади на 1 чел, м2/чел Расчётная площадь здания, м2 Принятое здание
Площадь,м2 Тип здания Габариты в плане К-во зданий, шт.
                 
  Гардеробные 1,04 Р 0,7          
  Душевые Мужские 0,7(1,04Р0,7) 0,54          
  Душевые Женские 0,7(1,04Р0,3) 0,54          
  Уборные Мужские 0,7Nmax 0,1          
  Уборные Женские 0,3Nmax 0,1          
  Умывальные Nmax 0,02          
  Сушилка 0,7(1,04Р) 0,2          
  Столовая 0,75Nmax 0,8          
  Помещение для обогрева 0,7(1,04Р) 0,8          
  Контора 0,505*0,8(И+С+М) 4,0          
  Красный уголок Nmax 0,4          
  Медпункт На 300-1200 чел            
  Диспетчерская 1 дисп. на 100 чел 7,0          

 

В случае, если расчётная площадь зданий превышает характеристики имеющихся зданий, допускается применение нескольких зданий, но не более 6 шт. в одном месте.

При размещении временных зданий должны учитываться следующие требования:

- места расположения временных зданий должны обеспечивать безопасность и удобные подходы для пользующихся ими работников;

- временные здания не должны мешать строительству объектов в течение всего расчётного периода;

- место расположения зданий должно обеспечить минимальные затраты на подключение к инженерным коммуникациям;

- должна быть обеспечена максимальная блокировка зданий по функционально-технологическим группам. Блокировка зданий позволяет сократить затраты на подключение к коммуникациям и эксплуатационные затраты.

Блокировка зданий должна обеспечить наиболее благоприятные условия для естественного освещения, проветривания, пожарной безопасности.

 

Рис 6. Рекомендуемые схемы блокировки временных зданий

 

Бытовки и конторы располагают вне опасных зон действия механизмов и транспорта, а также установок, выделяющих пыль, газ, пар и т.п. Расстояние от зданий до таких установок должно быть не менее 50 м с учётом «розы ветров»(располагаются с подветренной стороны).

Расстояние между сблокированными зданиями должно быть не менее 1,5 м. Общая длина сблокированной группы не должна превышать30 м.

Бытовые помещения располагают от рабочих мест на расстоянии не более 500 м (расстояние по вертикали учитывается с к=5).

Помещения для обогрева располагают в зоне работы бригады на расстоянии не далее 150 м.

Уборные размещают на расстоянии не более 200 м от рабочих мест.

Питьевые установки располагаются не далее 50 м.

Пункты питания размещают на расстоянии не далее 600 м от рабочих мест при перерыве на обед 1 час и 300 м при перерыве на обед 30 мин.

Все временные здания на стройгенплане нумеруются в соответствии с экспликацией, показываются их размеры и привязка к осям основных объектов и красных линий дорог, а также производится подводка необходимых временных инженерных сетей.

 

5. Определение потребности строительства в водоэнергетических ресурсах




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.