Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический эффект от использования логистики




Этапы развития логистики (эволюция логистики)

Предпосылки развития логистики

Определение понятия логистики

1 ВОПРОС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

 

В логике термин "понятие" обозначает мысль, в кото­рой обобщаются и выделяются предметы некоторого клас­са по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам.

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, кото­рые затрагивает логистика, то общим для них будут воп­росы управления материальными и соответствующими им информационными потоками1.

В отечественной и зарубежной экономической литера­туре можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивает­ся материальным потоком. Сегодня к логистике относят уп­равление людскими, энергетическими, финансовыми и ины­ми потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как "банковская логистика"; "информационная логистика" и ряд других.

Термин "логистика" начинает использоваться в ситуа­циях, связанных с четким планированием согласованной пос­ледовательности действий. Например, прибывшему на сим­позиум участнику в европейской гостинице могут предложить обратиться к менеджеру по логистике для выяснения дальнейшей программы действий, или диктор телевидения в разделе криминальной хроники может отметить, что у названной группы преступников имелась хорошо налаженная система логистики.

Расширение сферы применения логистики, которое наблюдается в 80-е и, особенно, в 90-е гг., объясняется, в первую очередь, развитием методов управления матери­альными потоками. Естественно, что при этом идея и метод логистики начинают выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Прежде чем давать определение логистике, наглядно представим себе процесс управления материальным потоком. В качестве простого физического примера возьмем струю воды, текущую из-под крана. Управлять этим потоком можно с помощью различных действий — закрыв или открыв кран, добавив горячую или холодную воду. Можно переключить почить кран смесителя на душ, а можно с помощью гибкого шланга направить поток воды в любую сторону. В результате перечисленных действий меняется интенсивность потока, его направление, качественная характеристика — температура, при распылении струи через душевую сетку меняется структура. Несмотря на многообразие материальных потоков, циркулирующих в экономических системах, управление ими, в принципе, аналогично управлению струей воды:

♦ "открыли кран" — от поставщика к покупателю пошел товар;

♦ "открыли кран" больше — усилили поставки;

♦ "закрыли кран" — прекратили поставку. Можно изменить адресата — поток пойдет по другому пути, можно изменить качественный состав потока, поменяв ассортимент поставляемых товаров, и т. д., и т. п.

Несмотря на определенное сходство рассмотренных объектов, управление материальными потоками в эконо­мических системах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (по­грузки, разгрузки, транспортировки и т. п.) оно включает в себя:

♦ различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;

♦ поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;

♦ определение оптимальных путей, по которым дол­жны пойти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, и многие другие виды работ.

Управление материальным потоком, как и любым дру­гим объектом, складывается из двух частей:

♦ принятие решения;

♦ реализация принятого решения.

Для того чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы опре­деленные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группа оп­ределений трактует логистику как науку или научное направление: логистика — междисциплинарное научное на­правление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Как наука логистика ставит и решает следующие за­дачи:

♦ прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

♦ определение необходимой мощности производства и транспорта;

♦ разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

♦ разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

♦ построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

♦ разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Выработанные наукой знания позволяют принимать обоснованные решения в области управления материальными потоками. Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистиканаправление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Рассмотрим принципиальную схему сквозного материального потока — основного объекта логистики, начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Принципиальная схема материального и информационного потоков

 

Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

♦ на первом участке движется продукция производственно-технического назначения;

♦ на втором — изделия народного потребления.

Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производствами движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток пред­ставлен разнообразными, готовыми к потреблению товара­ми. Внутри отдельных производств также имеют место ма­териальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полу­фабрикаты.

В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рацио­нальное продвижение через цепь складских и производ­ственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Перечисленные виды деятельности по управлению раз­нокачественными материальными потоками составляют со­держание логистики, которую одноименный терминологи­ческий словарь определяет следующим образом: логистика (logistics) — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими матери­альными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Настоящее определение, как следует из его содержания, трактует логистику как науку. Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определе­нии: логистика — процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег). Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.

Выделение материального потока в качестве основного го объекта управления несколько упрощает видение экономических процессов. Однако такое упрощение позволяет ставить и решать задачи сквозного мониторинга движения грузов, начиная от первичного источника сырья через все промежуточные процессы вплоть до поступления к конечному потребителю. Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве основного объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

♦ новое направление в организации движения грузов;

♦ теория планирования различных потоков в челове­ко-машинных системах;

♦ совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

♦ интеграция перевозочного и производственного про­цесса;

♦ процесс планирования затрат по перемещению и хра­нению грузов от производства до потребления;

♦ форма управления физическим распределением про­дукта;

♦ эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

♦ новое научное направление, связанное с разработ­кой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

♦ наука о рациональной организации производства и распределения.

 

В ряде определений подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логисти­каэто искусство и наука определения потребностей, а также приобретения, распределения и содержания в рабо­чем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности.

В завершение параграфа приведем ряд определений логистики, сформулированных учеными и практиками Аме­рики, Франции, Германии, России.

ЛОГИСТИКА — это планирование, организация и кон­тролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение ма­териального и связанного с ним информационного пото­ков от пункта закупки сырья до пункта конечного потреб­ления.

ЛОГИСТИКА — наука о совокупности различных видов деятельности, направленной на получение необходимого количества продукции в установленное время в заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции.

ЛОГИСТИКА — наука о планировании, реализации и контроле эффективных и экономных с точки зрения затрат операций перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиен­туры.

ЛОГИСТИКА — общая точка зрения: стратегическая, тактическая, операционная на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора.

ЛОГИСТИКА — наука о процессе физического распределения продукции в пространстве и во времени.

ЛОГИСТИКА — наука о взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом.

ЛОГИСТИКА — планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, перерабатываемого там и покидающего это предприятие материального и соответствующего информационного потока.

ЛОГИСТИКА — наука о взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем: от производства до производительного потребления.

ЛОГИСТИКА — комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальными потоками.

ЛОГИСТИКА — наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства.

ЛОГИСТИКА — наука о планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока соответствующего ему информационного потока.

ЛОГИСТИКА — направление в сфере экономики, в рам­ках которого решается проблема разработки и внедрения комплексной системы управления материальными и инфор­мационными потоками на производстве, транспорте, рас­пределения для полного и своевременного удовлетворения спроса.

 

2 ВОПРОС: ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых выделим две основные.

Первая причинаразвитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя.

До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали се­рьезного значения созданию специальных систем, позволя­ющих оптимизировать управление материальными потока­ми. Системы распределения, как правило, не планирова­лись. Производство, оптовая и розничная торговля работа­ли без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Ре­альных связей между различными взаимосвязанными фун­кциями логистики не было. Такое невнимание к сфере уп­равления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производ­ства.

Однако к началу 60-х гг. резервы повышения этого по­тенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадици­онных путей создания конкурентных преимуществ. Пред­приниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспе­чить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляе­мого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимо­сти того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурен­тные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логис­тический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количе­ства товара необходимого качества, и представляют для по­требителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

♦ резкого снижения себестоимости товара;

♦ повышения надежности и качества поставок (гаран­тированные сроки, отсутствие брака, возможность постав­ки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость приме­нения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило пред­принимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников сово­купного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-тех­нического прогресса (Научно-технический прогресс — это процесс совершенствования на осно­ве научных достижений средств труда, предметов труда и правил прило­жения средств труда к предметам труда, т. е. технологии).

В результате НТП создаются и на­чинают широко применяться разнообразные средства тру­да для работы с материальными и информационными пото­ками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических про­цессов. При этом ключевое значение для развития логисти­ки играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычисли­тельной техники, появление стандартов для передачи ин­формации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охва­тывающих большие территории. Стало возможным осуще­ствление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные про­изводственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг., в экономически развитых странах наблюдается рез­кое возрастание интереса к логистической идее, заключа­ются в следующем:

♦ превращение рынка продавца в рынок покупателя;

♦ обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет сни­жения себестоимости продукции и улучшения качества по­ставок;

♦ энергетический кризис;

♦ научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосы­лок для воспроизводства монополистических тенденций и научно-технический прогресс в сферах производства и обращения.

3 ВОПРОС: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ (эволюция логистики)

В современной экономике выделяют три этапа совер­шенствования логистики.

Первый этап — 60-е гг., характеризуется использова­нием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

1. Существующие как бы отдельно потоки материа­лов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления.

2. Интеграция отдельных функций физического рас­пределения материалов может дать существенный эко­номический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения реша­лись и прежде. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функ­ционирования складов, оптимизация транспортных марш­рутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспе­чить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

Специфика логистического подхода, как уже отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например, совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгруз­ки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают ра­ботать на один экономический результат по единому гра­фику и по единой согласованной технологии. Тара, в кото­рой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической интеграции участников процесса продвижения материального потока к конечному потребителю на первом этапе развития логисти­ки представлена на рис. 6.

 

РИС 6.


 

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требу­ются иные методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. XX в. В этот период интеграционная основа логис­тики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 80-е гг. характери­зуются следующим:

♦ быстрый рост стоимости физического распределения;

♦ рост профессионализма менеджеров, осуществляю­щих управление логистическими процессами;

♦ долгосрочное планирование в области логистики;

♦ широкое использование компьютеров для сбора ин­формации и контроля за логистическими процессами;

♦ централизация физического распределения;

♦ резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

♦ четкое определение действительных издержек распределения;

♦ определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечно­го потребителя.

Графически глубина логистической интеграции, достиг­нутая в 80-е гг., представлена на рис. 7.

 

 

Рис. 7. Второй этап развития логистики:

производственный цех, транспорт и склад начинают

работать как единый слаженный механизм

 

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевремен­ного выполнения заказов, улучшить использование обору­дования.

Третий этап относится к настоящему времени и ха­рактеризуется следующим:

♦ появляются фундаментальные изменения в органи­зации и управлении рыночными процессами во всей миро­вой экономике;

♦ современные коммуникационные технологии, обес­печивающие быстрое прохождение материальных и инфор­мационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта: от первичного источника сы­рья вплоть до конечного потребителя;

♦ развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфе­ре логистики;

♦ концепция логистики, ключевым положением кото­рой является необходимость интеграции, начинает призна­ваться большинством участников цепей снабжения, произ­водства и распределения;

♦ совокупность материалопроводящих субъектов при­обретает целостный характер (рис. 8).

РИС. 8

 

4 вопрос: Экономический эффект от использования логистики


Материальный поток, двигаясь от первичного источни­ка сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, посто­янно увеличивается в стоимости. Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока (рис. 9).

Высокая доля расходов на логистику в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономичес­ких показателей субъектов хозяйствования содержит оп­тимизация управления материальными потоками.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению мате­риальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

♦ снизить запасы на всем пути движения материаль­ного потока;

♦ сократить время прохождения товаров по логисти­ческой цепи;

♦ снизить транспортные расходы;

♦ сократить затраты ручного труда и соответствую­щие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достига­ется за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промыш­ленной ассоциации сквозной мониторинг материального по­тока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30—70% (по данным промышленной ассоциации США сни­жение запасов происходит в пределах 30—50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется

следующим:

— в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая рас­ходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

— большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех акти­вов предприятий);

— в производстве расходы по содержанию запасов со­ставляют до 25—30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обес­печивается за счет высокой степени согласованности дей­ствий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности рас­пределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения вре­мени прохождения товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5% (рис. 10).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.