Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая 5 страница. В комментируемой статье нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью




В комментируемой статье нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому начинать предпринимательскую деятельность гражданин может по достижении возраста, установленного ст. 21 ГК, т.е. при наступлении полной дееспособности, либо ранее - в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК.

Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства.

Порядок регистрации предусмотрен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.94 N 1482 (в ред. от 21.10.02)*(30), а также Законом РСФСР от 07.12.91 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"*(31).

С 1 января 2004 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации, который содержит гл. VII.1 "Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей". К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей согласно п. 3 комментируемой статьи соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Употребленное в п. 3 слово "соответственно" означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица, а также в случаях, когда применительно к индивидуальным предпринимателям законом, иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса. Например, к индивидуальным предпринимателям не применимы нормы о ликвидации юридических лиц. ВАС РФ в информационном письме от 13.01.2000 N 50*(32) разъяснил, что нормы ГК о ликвидации юридических лиц не применимы к индивидуальным предпринимателям в силу особенностей их правового положения. Кроме того, законодательством (Закон РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности) установлено, что деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случае аннулирования свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Предприниматель, так же как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.

2. Согласно п. 4 комментируемой статьи отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, опосредующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина. Применительно к обязательствам в области предпринимательской деятельности ГК содержит ряд правил, которые предъявляют более жесткие требования к отношениям, связанным с предпринимательской деятельностью, чем к иным отношениям. Специфика предпринимательской деятельности отражена, в частности, в ст. 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 ГК.

Вопрос о возможности применения к сделкам, заключенным гражданином, не зарегистрировавшим себя в качестве индивидуального предпринимателя, правил ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, решается судом.

В соответствии со ст. 27 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесены как споры с участием индивидуальных предпринимателей, так и в случаях, предусмотренных непосредственно АПК и федеральными законами, споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но осуществляющих предпринимательскую деятельность. В этой связи требуется уточнение позиции ВАС РФ и ВС РФ, высказанной в постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, согласно которому все споры с участием таких граждан отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

При разрешении таких споров могут быть применены положения ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 комментируемой статьи).

3. В соответствии с ГК индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности. Ранее действовавшее законодательство содержало прямой запрет такого рода отношений между гражданином-предпринимателем и другими гражданами. Их отношения могли строиться только на условиях гражданско-правового договора подряда.

Право индивидуального предпринимателя нанимать работников на условиях трудовых договоров вытекает из нормы п. 3 ст. 25 ГК.

4. Существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства внесены п. 2 комментируемой статьи. По ГК фермерские хозяйства осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они не значатся, тем не менее государственной регистрации подлежит крестьянское хозяйство, а не его глава. Эти нормы содержатся и в Федеральном законе от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"*(33).

После регистрации фермерского хозяйства его глава может без доверенности совершать сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представлять его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями, открывать расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждениях банков, иметь печать, участвовать в договорных отношениях и т.д. Все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава, должны быть названы в соглашении о создании этого хозяйства. Фермерское хозяйство - совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК). К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой ГК, необходимо решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 ГК, т.е. в хозяйственное товарищество или производственный кооператив (см. коммент. к ст. 259). Статья 7 Вводного закона освобождает крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением его в соответствие с нормами части первой ГК. Очевидно, что такие преобразования должны быть произведены до 1 января 2010 г., так как Федеральным законом от 11.06.03 N 74-ФЗ предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который утратил силу*(34), вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

 

Статья 24. Имущественная ответственность гражданина

 

1. Правило комментируемой статьи ГК распространяется на субъекты гражданско-правовых отношений, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также индивидуальных предпринимателей. Граждане отвечают за долги по своим обязательствам, т.е. обязательствам, в которых они выступают от своего собственного имени. Участниками этих обязательств могут быть один или несколько граждан. В последнем случае они отвечают на основе долевой или солидарной ответственности (ст. 321-326 ГК).

2. Долги гражданина подлежат компенсации за счет всего принадлежащего ему имущества. Имеются в виду личное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности (движимые и недвижимые вещи, деньги, валютные ценности, ценные бумаги и другое имущество), его доли в общей долевой и совместной собственности (собственности супругов, крестьянского, фермерского хозяйства) (ст. 255 ГК). В случаях, предусмотренных законом, взыскание по личным долгам гражданина может быть обращено также на его долю в капитале или фонде юридического лица (например, на долю в складочном капитале полного или коммандитного товарищества (ст. 80 ГК), на пай члена кооператива (п. 5 ст. 111 ГК).

3. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание, перечислено в ст. 446 ГПК. В числе такого имущества - жилое помещение (его части), если для гражданина-должника, его семьи, совместно проживающих в помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности, и др.

4. В соответствии с Федеральным законом от 11.06.03 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (п. 3 ст. 8) по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом.

 

Статья 25. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя

 

Комментируемая статья определяет последствия осуществления предпринимательской деятельности гражданином в тех случаях, когда эта деятельность привела к неисполнению обязательств перед кредиторами. Эти последствия можно назвать специальными, в то время как общим последствием является обращение взыскания на имущество гражданина. Кредитор по своему усмотрению имеет право выбирать, какую возможность использовать - обратиться в суд либо с иском об исполнении обязательства должником, либо с требованием о признании должника банкротом. В последнем случае кредитор может обратиться только в арбитражный суд, поскольку все дела о банкротстве рассматриваются именно арбитражным судом (при этом третейское разбирательство невозможно). Кроме того, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) не является исковым, следовательно, в арбитражный суд подается не иск, а заявление о признании должника банкротом. Это правило установлено Законом о несостоятельности (банкротстве). Принятие специального закона соответствует требованиям п. 5 комментируемой статьи, которая предоставляет закону возможность определять основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве.

Таким образом, в соответствии с ГК возможно признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) как по решению суда, так и в результате объявления им о своем банкротстве; последнее осуществляется во внесудебном порядке самим должником. В обоих случаях признание несостоятельности (банкротства) влечет за собой утрату его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К сожалению, Закон о несостоятельности (банкротстве) не установил порядок осуществления добровольного объявления о банкротстве, который был установлен гл. XI Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 21.03.02)*(35), утратившего силу с введением в действие нового Закона о несостоятельности (банкротстве) (несмотря на то что в этой главе речь шла только о юридических лицах, ее положения подлежали применению к физическим лицам в части, не противоречащей сути отношений). Отсутствие таких положений в Законе о несостоятельности (банкротстве) противоречит нормам ГК. Этот пробел, по мнению авторов Комментария, должен быть ликвидирован, для чего необходимо разработать и дополнить Закон о несостоятельности (банкротстве) механизмом добровольного банкротства.

Согласно п. 2 ст. 231 Закона о несостоятельности (банкротстве) положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предусмотренные этим Законом, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, таким образом, в настоящее время возможно только банкротство граждан-предпринимателей.

В связи с этим особенно актуальной становится проблема, связанная с ответом на вопрос: возможно ли сегодня применение положений о банкротстве к физическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без надлежащей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя? Ответ на этот вопрос представляется отрицательным, так как в п. 4 ст. 23 ГК, устанавливающем последствия ведения предпринимательской деятельности для указанной категории граждан, сказано, что такой гражданин "не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью" (курсив мой. - М.Т.). Поскольку ни заявление о банкротстве, ни банкротство сделкой не являются, то в настоящее время признание банкротом гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, невозможно.

Пункт 1 комментируемой статьи содержит правило, в соответствии с которым банкротство индивидуального предпринимателя возможно, только если не исполненные им обязательства связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 203 Закона о несостоятельности (банкротстве) заявление о признании гражданина банкротом может быть подано, во-первых, должником; во-вторых, кредитором по любым обязательствам, за исключением обязательств из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов, личных обязательств; в-третьих, уполномоченным органом.

Несмотря на то что сам должник, кредиторы и уполномоченный орган могут основывать свои требования и на обязательствах (обязанностях) должника, не связанных с предпринимательской деятельностью, вынесение судом решения о признании должника банкротом возможно, только если к моменту его вынесения существуют неисполненные предпринимательские обязательства.

Для подачи заявления о банкротстве юридического лица необходимо, чтобы размер задолженности был не менее 100 тыс. руб., а должника-гражданина - не менее 10 тыс. руб. и эта задолженность просуществовала более 3 месяцев. Следует отметить, что закон не отвечает однозначно на вопрос, касающийся размера задолженности для индивидуального предпринимателя. На наш взгляд, к индивидуальным предпринимателям следует применять правила, установленные для юридических лиц (при отсутствии специальной регламентации).

Для банкротства индивидуальных предпринимателей используется критерий неплатежеспособности (это означает, что соотношение обязательств и имущества должника при решении вопроса о его банкротстве во внимание не берется), в то время как для целей банкротства гражданина-непредпринимателя принят критерий неоплатности (когда заявление о банкротстве принимается, только если размер пассивов превышает размер активов имущества должника).

При банкротстве предпринимателя дифференцированный режим имеют предпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных с предпринимательской деятельностью; требования личного характера (в частности, требования из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов). Требования последней категории не включаются в размер требований кредиторов при заявлении о банкротстве, но могут быть заявлены в ходе конкурсного процесса. Дифференцированно решается вопрос и о влиянии на перечисленные категории требований решения суда о признании должника банкротом. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи все требования, связанные с предпринимательской деятельностью, погашаются (это не зависит от того, были ли требования заявлены или нет, а также от того, были ли они удовлетворены частично или полностью). Требования второй категории - не связанные с предпринимательской деятельностью - погашаются, только если они были заявлены и установлены (следует отметить, что требование погашается также, если суд отказал в его установлении в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве)). Требования третьей категории - являющиеся личными - не погашаются после завершения конкурсных процедур независимо от того, были ли они заявлены.

Для индивидуального предпринимателя (в отличие от юридических лиц) не предусматривается проведение таких процедур, как наблюдение и внешнее управление (эти процедуры направлены на восстановление финансового положения должника). В целях недопущения злоупотреблений, возможных в течение периода времени после принятия судом заявления о банкротстве и до первого заседания арбитражного суда, на имущество предпринимателя может быть наложен арест, что, скорее всего, повлечет прекращение его предпринимательской деятельности. В связи с этим отметим явную ошибку Закона о несостоятельности (банкротстве), где в п. 1 ст. 207 говорится, что "одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на имущество гражданина". Из контекста гл. Х, прямого указания п. 2 ст. 27 этого Закона и из судебной практики следует, что наблюдение в отношении гражданина не вводится, т.е. в п. 1 ст. 207 Закона имелось в виду определение о принятии заявления о банкротстве, а не определение о введении наблюдения.

Невозможность введения восстановительных процедур в отношении предпринимателя представляется нелогичной, особенно в тех случаях, когда в его собственности находится предприятие (имущественный комплекс). Тем самым Закон о несостоятельности (банкротстве) ставит в неравное положение кредиторов юридического лица и кредиторов индивидуального предпринимателя.

На первом заседании по делу о банкротстве предпринимателя суд может прийти к одному из трех выводов: во-первых, об отсутствии признаков банкротства (что повлечет вынесение решения о прекращении производства); во-вторых, о наличии признаков банкротства (что повлечет вынесение решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства); в-третьих, о соответствии закону условий заключенного мирового соглашения (что повлечет принятие определения об утверждении мирового соглашения).

Вынесение решения о банкротстве предпринимателя означает, что его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Это установлено в п. 1 комментируемой статьи. Закон о несостоятельности (банкротстве) устанавливает, что предприниматель, признанный банкротом, в течение года с момента вынесения судом соответствующего решения не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, для чего арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что требования, заявленные и признанные установленными, удовлетворяются за счет имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Также данный пункт определяет очередность удовлетворения требований (в соответствии с правилами об очередности к каждой последующей очереди переходят только после полного удовлетворения предыдущих; в случае нехватки средств для полного удовлетворения требований в рамках одной очереди применяется принцип пропорциональности - кредитор получает сумму, пропорциональную его требованию).

Заметим, что очередность, установленную комментируемой статьей, устанавливал и Федеральный закон от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". При этом необходимо иметь в виду, что по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу нового Закона о несостоятельности (банкротстве), до момента завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения), введенной до вступления этого Закона в силу, применяются нормы Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ.

С момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу Закона о несостоятельности (банкротстве), положения данного Закона применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения этой процедуры банкротства. Процедуры банкротства, предусмотренные Законом о несостоятельности (банкротстве) (финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение), вводятся при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве после вступления в силу данного Закона независимо от даты принятия указанных дел к производству. Дальнейшее рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве), за исключением случая открытия конкурсного производства после завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу данного Закона. В этом случае к процедуре конкурсного производства применяются нормы Закона о банкротстве.

Статьей 211 Закона о несостоятельности (банкротстве) принята иная (нежели в ГК) очередность, что заставляет задуматься о последствиях противоречия норм этого Закона положениям ГК. Рассмотрим нормы, установленные ГК, в сопоставлении с нормами нового Закона.

Первая очередь - требования граждан, перед которыми предприниматель отвечает за причинение вреда жизни и здоровью (они удовлетворяются путем капитализации повременных платежей в соответствии с п. 2 ст. 211, п. 1 и 2 ст. 135 Закона о несостоятельности (банкротстве), при этом указанные требования в силу п. 3 ст. 135 при наличии согласия гражданина-кредитора переходят к Российской Федерации), а также требования о взыскании алиментов. Заметим, что последние, как следует из текста статьи, капитализации не подлежат. Представляется не вполне логичным требование капитализации и применительно к остальным требованиям первой очереди, так как они не погашаются завершением процедур (зато погашаются остальные требования).

Вторая очередь - требования лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по оплате труда и выплате выходных пособий, а также требования обладателей исключительных прав по выплате авторских вознаграждений (см. п. 2 ст. 211 Закона о несостоятельности (банкротстве)).

Третья очередь - согласно ГК требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества (остальная (необеспеченная) часть требований кредиторов согласно ГК относится к пятой очереди). Таким образом, в сответствии с ГК подлежат удовлетворению из имущества должника все требования по обязательству, обеспеченному залогом, даже в части, не обеспеченной залогом. В отличие от норм ГК в соответствии с п. 4 ст. 134 и ч. 2 ст. 211 Закона о несостоятельности (банкротстве) в третью очередь удовлетворяются требования всех других (кроме первой и второй очередей) кредиторов, в том числе обеспеченные залогом.

Представляется, что в порядке, установленном для залога, должны удовлетворяться и требования по обязательствам, обеспеченным удержанием имущества должника (хотя это толкование не является бесспорным, так как ст. 360 ГК устанавливает, что правила о залоге применяются для определения порядка удовлетворения требований кредитора, удерживающего вещь; при этом сложно однозначно ответить на вопрос о том, является ли определение очередности порядком удовлетворения требований).

Четвертая очередь - согласно ГК это требования по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, которые не являются требованиями из обязательств. При этом подлежит применению п. 3 ст. 137 Закона о несостоятельности (банкротстве), в соответствии с которым, в частности, суммы штрафов (пени) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (согласно ГК в составе требований пятой очереди). Согласно п. 2 ст. 137 в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Пятая очередь - требования всех остальных кредиторов (по ГК). В соответствии с п. 4 ст. 134 и ст. 137 Закона о несостоятельности (банкротстве) все эти требования относятся к третьей очереди.

Таким образом, ст. 211 Закона о несостоятельности (банкротстве) установила следующую очередность (в целом соответствующую той, которая установлена ст. 134 этого Закона для должников - юридических лиц): первая и вторая очереди - те же требования, что предусмотрены ГК, третья очередь - все остальные требования. При этом требования кредиторов-залогодержателей удовлетворяются преимущественно перед всеми, кроме требований первой и второй очередей, возникших до заключения договора залога (эти нормы также противоречат ГК и значительно ухудшают положение обеспеченных кредиторов, а также снижают ценность и привлекательность залога как способа обеспечения исполнения обязательств). Таким образом, при наличии нескольких залогодержателей и при условии постоянно возникавших требований первой и второй очередей количество очередей может достигнуть нескольких десятков. При этом сохранено правило о выделении отдельной категории требований, составляющих санкции и упущенную выгоду, - они удовлетворяются в последнюю очередь (как видим, реальный ущерб выплачивается наряду с требованиями в части основного долга - это новелла данного Закона).

Положительное значение процедуры банкротства для предпринимателя состоит в том, что по окончании конкурсного производства он освобождается от исполнения неудовлетворенных требований предпринимательского характера, а также от исполнения иных требований, заявленных и установленных в рамках конкурсного процесса (за исключением личных). В целях недопущения злоупотреблений, связанных с наличием указанных льгот, Закон о несостоятельности (банкротстве) устанавливает, что в течение 5 лет после признания его банкротом гражданин не имеет права повторно заявить о своем банкротстве (п. 1 ст. 213); кроме того, если судом признано повторное банкротство (по заявлению других лиц), предприниматель в течение 5 лет после завершения расчетов с кредиторами не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (п. 2 ст. 213).

Таким образом, неудовлетворенные либо частично удовлетворенные требования могут быть предъявлены в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (в том числе законодательством о банкротстве), и подлежат удовлетворению из имущества, появившегося у должника (за исключением того, на которое взыскание не обращается). Представляется, что указанный 5-летний срок не может быть квалифицирован как срок исковой давности; это особый срок существования предоставленного кредитору права, являющийся пресекательным. Обращает на себя внимание недостаток формулировки п. 2 ст. 213 Закона, следствием которого является неопределенность, подобная модели "казнить нельзя помиловать": "В случае повторного признания гражданина банкротом по заявлению кредитора, заявлению уполномоченного органа по требованию об уплате обязательных платежей в течение 5 лет после завершения расчетов с кредиторами такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов". Из этой нормы совершенно не следует, к чему относится 5-летний срок - к периоду заявления о банкротстве либо к периоду, в течение которого не происходит освобождение от долгов? Выше мы истолковали эту норму таким образом, что в течение 5 лет гражданин не освобождается от долгов (следовательно, любое заявление в течение сколь угодно длительного времени будет повторным). Возможно и иное толкование: от долгов в течение неопределенного времени должник не освободится вообще, если в течение 5 лет будет признан банкротом повторно.

Следует отметить, что нормы § 3 гл. Х Закона о несостоятельности (банкротстве) специально регулируют порядок осуществления конкурсных процедур в отношении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Особенностью данных норм указанного Закона является то, что он определяет порядок банкротства не столько индивидуального предпринимателя, сколько крестьянского (фермерского) хозяйства в целом, хотя оно не является субъектом гражданского права, на основании чего можно сделать теоретический вывод о регламентации банкротства неправосубъектного образования.

Таким образом, положения о банкротстве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представляют собой исключение из правил ст. 24 ГК о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим именно ему имуществом. В ходе конкурсного производства подлежит реализации не доля главы хозяйства в общей собственности его членов, а все это имущество. Кроме того, Закон о несостоятельности (банкротстве) регламентирует осуществление в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.