Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Этнос. Нация. Национальное самосознание




Термины

Основные понятия

Этнос. Нация. Национальное самосознание. Национальная

политика. Национализм.

Геноцид. Толерантность.

 

С чем, по мнению ученых, связано развитие различ­ных исторических форм общности людей?

 

Что характерно для нации как наиболее развитой фор­мы общности людей?

 

Раскройте функции исторической памяти и националь­ного самосознания в формировании и сплочении на­ции.

 

Охарактеризуйте основные черты межнациональной ин­теграции, типичные для нашей современности. Объяс­ните, чем обусловливается этот процесс.

 

Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

 

Почему национализм оценивается в науке неоднознач­но? В чем опасность национализма?

 

Что такое геноцид? Приведите известные вам приме­ры геноцида.

 

Почему наука утверждает, что ни один народ не гаран­тирован от проявлений национализма и шовинизма?

 

В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам в современном мире?

Сравните цели и сущность антигуманной и демо­кратической национальной политики.

ЗАДАНИЯ

 

В мире сегодня все более утверждается гуманистиче­ское нравственное требование относиться к людям дру­гих национальностей как к равным, деликатно, терпимо, уважительно.

Как вы понимаете смысл этого нравственного требования? Объясните на конкретных примерах.

 

Известному американскому физику Роберту Оппенгей- меру в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности был задан вопрос: «Что вы ставите выше — лояльность (верность, симпатия, терпимость) по отноше­нию к отечеству или лояльность по отношению к челове­честву?»

Ученый ответил: «Лояльность по отношению к человечеству». Такой ответ сокрушил его карьеру — Оппенгеймера навсег­да отстранили от секретной работы. Как вы оцениваете позицию ученого? Свое мнение аргу­ментируйте. Что вы лично сказали бы, если вам пришлось бы отвечать на подобный вопрос?

 

Обдумайте два высказывания, приведенные ниже. Первое принадлежит немецкому мыслителю Г. Лессин- гу (1729—1781): «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимуществен­но перед другими».

Русский физиолог И. М. Сеченов (1829—1905) отмечал, что основные черты мыслительной деятельности человека и его способности чувствовать не зависят ни от расы, ни от гео­графического положения. «Только при этом становится по­нятным сознание нравственного и умственного родства меж­ду всеми людьми земного шара, к каким бы расам они ни принадлежали».

Как, по вашему мнению, может влиять национальность че­ловека на его деятельность, отношение к труду, выбор про­фессии, на овладение культурой?

 

Попробуйте всесторонне, с приведением известных вам примеров охарактеризовать сущность национального со­знания, его роль в человеческой деятельности. Проанали­зируйте слова Н. Бердяева: «Подлинное национальное со­знание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад».

 

Ученый-лингвист Н. С. Трубецкой (1890—1938) так ха­рактеризовал национализм, который он называл лож­ным: «Чаще всего приходится наблюдать таких национали­стов, для которых самобытность национальной культуры их народа совершенно неважна. Они стремятся лишь к тому, чтобы их народ, во чтобы то ни стало, получил государст­венную самостоятельность, чтобы он был признан «боль­шими народами», «великими державами» как полноправ­ный член «семьи государственных народов» и в своем быте во всем походил именно на эти «большие народы». Проанализируйте высказывание. Насколько актуальна се­годня эта мысль ученого? Почему он называет подобного рода национализм ложным?


 

Один современный ученый, характеризуя национализм, применил такое образное выражение: «Национализм — это минное поле между нациями», раскройте смысл этого образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.