Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалог культур




Как уже отмечалось, массовая и элитарная культуры вза­имодействуют друг с другом. Поговорим подробнее о диалоге разных культур и о том, что является результатом этого диа­лога. Для примера рассмотрим развитие национальных культур и их взаимодействие.

Источники национальных различий культур следует искать в исторических условиях их формирования. Эти различия име­ют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Культурные раз­личия — один из источников многообразия исторического про­цесса, придающих ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. И эта неповто­римость, незаменимость определяют необходимость особенно бе­режного отношения к ней.

Вместе с тем уже в античной цивилизации шел процесс взаимодействия культур. По мере того как история становилась всемирной, возникали предпосылки для взаимообогащения куль­тур как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитии образования, огромная подвиж­ность населения, мировое разделение труда — эти и другие фак­торы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению и углублению взаимопроник­новения культур, но в то же время порождают и разнообразные проблемы.

Интернационализация культуры часто встречает сопротив­ление, особенно там, где она насаждается насильственно. В не­которых развитых и недавно освободившихся от колониальной зависимости странах стремление к обособлению национальной культуры является своеобразной формой протеста против нео­колониализма или засилья западной массовой культуры.

Уже сегодня массовый экспорт западной культуры, в осо­бенности американской, распространение английского языка в качестве универсального вызвали в ряде стран ответную реак­цию населения: звучат призывы ограничить использование ино­странных слов в публичных выступлениях, печатных материа­лах, наружной рекламе.

Не случайно, например, современное поколение молодых японцев с особым вниманием начало относиться к националь­ной одежде, еде и культуре. А в Уэльсе, где практически все уже давно говорят на английском, в 70-е годы родилось широ­кое движение за возрождение уэльского (кимрского) языка, ко­торый практически исчез.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некото­рых народностей Севера нет своей письменности и родной язык постепенно забывается в процессе постоянного общения с дру­гими народами.

Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог равных и разных. Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных язы­ков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов.

Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимо­обогащение культур. Не случайно культурный обмен (выстав­ки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жиз­ни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из кото­рых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

проблемы современной отечественной культуры

Проблемы современной отечественной культуры часто сво­дят к ее плохому финансированию со стороны государства, упад­ку Уровня жизни большей части населения и разлагающему вли­янию «бездуховной» культуры Запада. Несмотря на то что, по крайней мере, две первые проблемы действительно существуют, Это крайне упрощенное объяснение.

История человечества показывает, что уровень культуры отнюдь не всегда пропорционален уровню финансирования и обеспеченности населения. Что же касается «экспансии Запа­да», то она возможна благодаря тому, что по каким-то причи­нам востребована в России. Суть того, что происходит в сфере современной культуры, можно понять, только рассматривая эту проблему в более широком контексте. Дело в том, что совре­менная отечественная культура — это культура переходного пе­риода.

Преобразования, произошедшие в нашей стране за послед­ние десятилетия, настолько фундаментальны, что, по существу, представляют собой радикальное изменение образа жизни, сис­темы ценностей и стиля сознания. Характеристиками подобных периодов в истории культур являются динамичность развития, с одной стороны, и значительная нестабильность — с другой.

Переходя к конкретным вопросам отечественной культу­ры, необходимо отметить крайнюю ее мозаичность. Конечно, субкультуры существовали в России и в советское время, одна­ко в условиях безраздельного господства коммунистической идео­логии, регламентировавшей все основные сферы социального бы­тия, они, в зависимости от их характера, контролировались и вписывались в единую социалистическую культуру или подав­лялись. На рубеже 80—90-х годов сдерживающий фактор, а так­же «железный занавес», отделявший Россию от Запада, исчеза­ют и начинается стремительный процесс образования различных культурных общностей со своими традициями, картиной мира и т. п. Количество их видов и вариантов весьма велико: от воз­рождения и обособления национальных культур до субкультур новых социальных групп (например, так называемых «новых русских»), от ставших традиционными хиппи до таких экзоти­ческих явлений, как сторонники возрождения язычества и по­клонники романов английского филолога Дж. Р. Толкиена.

Процесс культурного многоголосия вообще-то нормален, ес­тествен и плодотворен, ведь культура страны создается в резуль­тате диалога, и, чем больше в нем участников, тем более она будет интересна. Однако в ситуации нашего отечества такое по­ложение вещей вызывает и определенную тревогу. Чувство на­циональной идеи, лежащей в основе великих культур и объединяющей субкультуры, в настоящее время сильно ослаб­лено, а представления о ней размыты. И таким образом выше­упомянутое разноголосие может оказать негативное воздействие на российскую культуру.

Заметна также разница культурной ситуации столиц и про­винции. Нравится нам это или нет, но современная культу- pa — культура информационного общества, и уровень овладения ею зависит от степени доступа к информационным потокам, транслируемым СМИ, Интернетом, массой книжной продукции и т. д. В этой области мы достигли значительных успехов, но, как правило, преимущественно в столицах, жители которых об­ладают большей возможностью выбора. Уровень же культурной информации, достигающий провинции, существенно сократил­ся по большинству показателей, причем не только по объему, но и по качеству.

Другая группа проблем связана с определенным отставани­ем отечественной культуры в области технологического оснаще­ния. Новая технология не только качественное и количествен­ное улучшение результата того или иного труда, она коренным образом меняет сам характер человеческой деятельности во всех сферах, что, в свою очередь, является одним из факторов, фор­мирующих новый образ жизни. Применительно к культуре мож­но вспомнить, что переход в живописи к тюбикам с красками (раньше они были в открытых чашках) радикально изменил ее характер, а вместе с ним существенно изменились жизненные ощущения европейцев XIX в., что можно видеть на примере им­прессионистов. В настоящее время едва ли не самой значитель­ной из этих технологий является Интернет. О его роли в совре­менном обществе не прекращают спорить: одни видят в нем величайшее достижение, другие — величайшую опасность (об­легчает подчинение и усреднение человеческого сознания, не­ограниченные возможности для преступности и шпионажа и т. д.). И те и другие по-своему правы, но необходимо помнить, что такие споры велись едва ли не по поводу каждого крупно­го нововведения (например, кинематографа в начале XX в.). Уче­ные и политики утверждают, что в XXI в. «богатство, труд, культура, знание, деньги, торговля — все будет циркулировать через кибернетические сети». Границы информационных полей станут тщательно охраняемыми. А сами эти поля станут гораз­до более эффективным средством в борьбе за власть над миром, нежели оружие. Необходимо также учесть, что при всевозрас­тающем потоке информации (объем научных публикаций в од­ном только 1985 г. превысил их объем, появившийся в Европе со времен эпохи Возрождения) знакомство с ней одними тради­ционными методами (через книги, например) все более затруд­нительно, так же как и этими методами почти невозможен столь необходимый постоянный диалог творческих людей разных стран. И эту возможность предоставляет Интернет. Само разви­тие искусства неразрывно связано с компьютерными технологи­ями. Кино, телевидение, дизайн активно используют компью­терную графику и вообще возможности, предоставляемые вир­туальной реальностью. Однако, если сравнить распространение у нас сети Интернета, картина весьма неутешительно напомнит сеть железных дорог в России перед Первой мировой войной, которых было катастрофически мало в сравнении с Западной Европой.

Не меньшую проблему представляют и потребители куль­турной продукции (в том числе и мы с вами). Сам образ жиз­ни в современном индустриальном обществе (усугубляемый в России частыми экономическими и политическими неурядица­ми) формирует особый тип человека. Во-первых, высшей ценно­стью значительная часть наших современников (что показыва­ют опросы) считает материальное благополучие. И за последнее десятилетие очень много людей оставили гуманитарную сферу деятельности, поскольку она не приносила соответствующих до­ходов. Во-вторых, множество людей вовлечено в чрезвычайно интенсивную, сопровождающуюся большой концентрацией уси­лий и вместе с тем однообразную трудовую деятельность с уз­кой специализацией в сфере производства и услуг. Подобный ритм жизни вкупе с сократившимся свободным временем весь­ма ограничивает умственные горизонты и возможность досту­па к серьезной культурной информации, поскольку культурная продукция воспринимается только в качестве варианта отдыха и расслабления. Более того, человек постепенно лишается спо­собности серьзно анализировать какую-либо информацию, пере­доверяя это СМИ, что чрезвычайно облегчает манипулирование его сознанием. В-третьих, перед взором потребителя открыва­ется огромное количество областей культуры, вариантов куль­турной продукции и постоянно появляются все новые. «Хоро­шим тоном» считается стремление приобщиться к максимально большему их количеству (конечно, в меру материальных и ин­теллектуальных возможностей), что создает иллюзию познания жизни во всей ее полноте. Наличие подобного широкого выбо­ра, конечно, расширяет кругозор и делает человека более тре­бовательным. Но вместе с тем невозможность «объять необъят­ное» заставляет его скользить по верхам, а вкусы делает все более подвижными и неустойчивыми.

Во всех сферах деятельности человек окружается все боль­шим количеством сложных вещей (машины, компьютеры, фак­сы, домашняя техника и т. д.). Причем в силу современного об­раза жизни он взаимодействует с ними гораздо чаще и больше, чем с людьми. И подобно тому как ребенок, живя в волчьей стае, становится «волком», мы, находясь в окружении вещей, становимся все более функциональными и рациональными, теряя при этом часть человеческого. Эти, далеко не единствен­ные, проблемы сознания современного человека объясняют все учащающиеся призывы интеллектуальной элиты общества к гу­манизации современной культуры.

Особой проблемой являются сильные культурные влияния извне, происходящие на фоне серьезных изменений и даже пол­ного исчезновения многих традиционных областей отечествен­ной культуры. Особенно ощутимо проникновение в Россию аме­риканской культуры (что, как мы уже говорили, происходит и во всем остальном мире). И дело здесь не в том, духовна она или бездуховна, просто она иная.

Многие европейские страны принимают законы, затрудня­ющие проникновение американской культуры и защищающие культуру национальную. Особенно этим прославилась Франция, где еще в 1982 г. министром культуры была составлена про­грамма борьбы с тем, что он назвал «американским культур­ным империализмом». Видимо, это весьма актуально и для нас. Дело не в том, чтобы диалог разных культур прекратился, но в том, чтобы он способствовал взаимообогащению, а не разру­шению одной культуры другой.

Мы рассказали далеко не обо всех проблемах, связанных с развитием нашей культуры за последнее десятилетие, но они дают представление о характере испытываемых ею труднос­тей. Преодоление этих трудностей во многом будет зависеть от того, насколько серьезно общество и государство озаботятся планированием и проведением продуманной культурной поли­тики.

Культурная политика заключается не в подчинении нацио­нальной культуры государству, но в ее поддержке, причем от­нюдь не только финансовой, но и интеллектуальной. Среди этих мер — разработка новых образовательных программ, способст­вующих гуманизации образования, где оптимально сочетались бы общегуманитарные и национальные ценности, закон об ох­ране языка (принятый, кстати говоря, во Франции), програм­мы, способствующие сохранению и изучению традиционных ви­дов искусств, и т. п.

Государство должна беспокоить проблема сохранения на­циональной картины мира (национального мировоззрения), объ­единяющей массу индивидуальностей в нацию и множество суб­культур в национальную культуру.

Перефразируя известные слова Наполеона, можно сказать, Что те, кто не хотят заботиться о своей культуре, будут забо­титься о чужой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.