Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворчество: понятие, принципы, виды




Соотношение системы права и системы законодательства. Тенденции их развития в РоссийскойФедерации.

Система права, ее основные элементы (структура). Различные подходы к пониманию системы права.

Система права - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Система права:

g устанавливает устойчивые связи внутри права;

g способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;

g позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;

g обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, пединститутов, подотраслей и отраслей права;

g создает преемственность правового прогресса.

 

Чтобы познать и освоить право как систему, необходимо выявить основания построения, критерии интеграции и диф­ференциации юридических норм.

1) С позиций генетического подхода можно выделить пер­вичные и производные от них критерии.

а) В качестве первично­го (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек.

б) Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-по­литические образования, прежде всего государство и общество.

Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие пра­во как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его деление на естественное и позитивное. Естественное право - совокупность прав и обязанностей, вытека­ющих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, которые стали справед­ливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право - система норм, содержащая опреде­ленные права и обязанности, исходящие от государства и об­щества, выраженные (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнитель­ной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

2) Исторический подход позволяет проследить весь путь ста­новления права как системы. Общим видимым критерием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возмож­ность обозначить преимущественные системообразующие нача­ла, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки се элементов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифи­цированное, статутное, декретное право). Например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

3) Системно-структурный подход обозначает пространствен­ное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Струк­турные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линей­ное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. Структура:

а) Юридическая норма - первичный и конечный структур­ный элемент права, который самостоятельно регулирует какую-то одну сто­рону общественного отношения. Для правового регла­ментирования отношения в целом зачастую требуется взаимо­действие комплекса норм (материальных, процессуальных, де­финитивных, оперативных).

б) Институт права - это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права соб­ственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт изби­рательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть

i) отраслевыми институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например институт дарения, институт наследования в гражданском праве

ii) межотраслевыми (комплексными) регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву.

в) Отрасль права – обособленная совокуп­ность юридических норм, институтов, регулирующих однород­ные общественные отношения. Отрасли подразделяются на

i) материальные например, гражданское, трудовое, уголов­ное, земельное право

ii) процессуальные гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право

 

Критериями деления права на отрасли и институты вы­ступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это фактические отно­шения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредо­вании (трудовые, уп­равленческие, имущественные, земельные, семейные и др).

Фактическим отно­шениям присущи следующие черты:

g это жизненно важные для человека и его объединений отношения;

g это волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

g это устойчивые, повторяющиеся и ти­пичные отношения;

g это отношения поведенческие, за которы­ми можно осуществлять внешний контроль (например, юрисдикционными органами).

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрас­ли и институты.

 

Метод правового регулирования - совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения.

Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Метод объединяет объектив­ные и субъективные моменты и носит по отношению к пред­мету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используют­ся различные методы:

g императивный и диспозитивный,

g альтер­нативный и рекомендательный,

g поощрения и наказания.

Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и полярны по своим характерис­тикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для администра­тивного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный ме­тод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).

Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых (по назначению в обществе) внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

 

Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структур­ные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Система законодательства складывается в результате изда­ния правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить:

1) Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодатель­ства обусловлено предметом правового регулирования — фак­тическими общественными отношениями (конституционное право — кон­ституционное законодательство, трудовое право — трудовое за­конодательство и т. п.)

2) Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе (Конституция РФ, да­лее идут законы, указы Президента РФ, постановления Прави­тельства РФ, нормативные акты органов государственной влас­ти субъектов РФ, локальные нормативные акты).

3) Федеративное строение системы можно выделить 3 уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации:

а) федеральное законодательство (Конститу­ция РФ, основы законодательства, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нор­мативные акты);

б) законодательство субъектов РФ — (конституции, уставы, за­коны и иные нормативные акты);

в) законодатель­ство органов местного самоуправления (решения, постановле­ния).

4) Комплексные образования в системе законодательства скла­дываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления (природоохранное, транспортное законодательство и т.д.).

Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства - статья нормативного акта.

Варианты соотношения системы права и системы законодательства:

1) норма права и статья закона совпадают: в статье находятся либо все три элемента (ги­потеза, диспозиция и санкция), либо только один (два), а ос­тальные необходимо выявить логическим путем.Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веле­ние (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпада­ют.

2) включение нескольких норм в одну ста­тью закона (напр., каждый пункт – 1 норма).

3) расположение одной нормы в нескольких статьях.

Тенденции развития системы права и системы законодательства:

1) Общие тенденции, характерные для права в целом:

а) расширение сферы действия частного права и ограничение публично-правового регулирования. Постепенное изменение соотношения «человек и право». Создание такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Изменение методов правового ре­гулирования: переход от императивных к диспозитивным мето­дам, преобладание общедозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (например, установливались предельные размеры садовых домиков, погребов и т. п.);

б) децентрализация правового регулирования – К РФ и Федеративный договор создали базу для законода­тельного стимулирования развития субъектов РФ, местного са­моуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиар­ное применение, аналогия закона и права;

в) интеграция в российское законодательство в опре­деленных случаях общепризнанных принципов и норм между­народного права и международных договоров РФ (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — уча­стников СНГ в экономическом, информационном простран­стве, сфере борьбы с преступностью.

2) Тенденции развития структуры (системы) права:

а) процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — ин­ститутам, отраслям. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных под­разделений (семейное право);

б) рост значения правового регулирования, что влечет за собой образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и ме­тода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений;

в) возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоя­нии относительной автономности.

3) Тенденции совершенствования законодательства:

а) приведение всего законодательного массива в соот­ветствие с К РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствова­ние законодательной техники и законодательного процесса;

б) формирование новых комплексных отраслей зако­нодательства – о банках и банковской деятельности, привати­зации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправ­лении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет бо­лее эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы;

в) становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между РФ и ее субъектами. Появляются новые виды зако­нодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администра­ций и иные нормативные акты).

Правотворчество – это деятельность компе­тентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.